Войти
EN

Абу Наср Мухаммед ибн Мухаммад ибн Тархан ибн Узлаг аль-Фараби

Ученый-энциклопедист, представитель арабоязычного перипатетизма, философ, математик, теоретик музыки, учёный Востока. Один из крупнейших представителей средневековой восточной философии. Аль-Фараби — автор комментариев к сочинениям Аристотеля (отсюда его почётное прозвище «Второй учитель») и Платона. Его труды оказали влияние на ибн Сину, ибн Баджу, ибн Туфайля, ибн Рушда, а также на философию и науку средневековой Западной Европы. Ему приписывается создание Отрарской библиотеки.
Годы жизни
872-14 декабря 950 и 12 января 951
Страна
Иран
Научная школа
Педагогика Ислама
Предшественники
Последователи
Gaivho 01

Оцените идеи педагога

1.
Оцените

Выскажите мнение об идеях педагога на основе изученного материала с помощью графо-аналитического инструмента

2.
Сохраните

Сохраните оценку и зарегистрируйтесь чтобы получите доступ к мнению экспертов

3.
Сравните

После оценки педагога сравните вашу оценку с мнением экспертов и остальных пользователей

4.
Обсудите

Обсудите на практических занятиях варианты интерпритаций идей педагога и аргументируйте свою

Thumb %d0%9a%d1%83%d1%80%d0%b8%d1%86%d1%8b%d0%bd
Thumb %d0%9f%d0%b0%d0%bf%d1%83%d1%82%d0%ba%d0%be%d0%b2%d0%b0
Thumb %d0%97%d0%b0%d0%ba%d0%b0%d0%b1%d0%bb%d1%83%d0%ba%d0%be%d0%b2%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9
Thumb frolov
Thumb fedorov
Узнайте что об этом педагоге думают эксперты проекта.

Биография

872-14 декабря 950 и 12 января 951

О жизненном пути ал-Фараби известно немного. Родился ок. 870 в Фарабе на Сырдарье в семье принявшего ислам (предположительно) военачальника из тюрков. Начальное образование получил на родине.
Основным местом его пребывания стал (хотя и в неблагоприятные для города
времена правления халифа Мутаваккила) Багдад, где он изучал науку, особенно математику, логику, медицину, теорию музыки и языки – арабский (до переезда в Багдад арабского языка он не знал), персидский, сирийский, греческий, в чем ему помогали жившие здесь христианские ученые. Увлекся античной мудростью, особенно Аристотелем. Бывший до этого судьей, ал-Фараби так увлекся античными науками, что оставил должность кади и посвятил себя их изучению. Согласно легендам, он прочел книгу Аристотеля О душе сто раз, а Риторику – двести, пока не выучил наизусть. С 941 ал-Фараби, уже известный к этому времени ученый, жил в Дамаске. Стоик поэтическим убеждениям и аскет по образу жизни, ал-Фараби, как сообщаютнекоторые источники, днем работал садовым сторожем, а ночью писал научные труды, в частности закончил начатое в 940 фундаментальное сочинение Трактат о взглядах жителей добродетельного города. Несколько последних лет провел при дворе правителя Халеба (Алеппо) Сайф-ат-Даулы, часто приезжал сюда из Дамаска. У Сайф-ат-Даулы нашли приют и другие вольномыслящие ученые и литераторы. Есть версия, что умер ал-Фараби не естественной смертью, а был убит в пути разбойниками. Погребен был в 950 в Дамаске без участия духовенства и совершения молитвы – вероятно, в силу того, что богословы считали его еретиком.
Творческое наследие ал-Фараби очень богато. Считается, что он является автором от 80 до 160 трудов. Книги его пользовались большой популярностью в городах Востока (комментарий ал-Фараби к Метафизике Аристотеля помог Ибн Сине постичь мудрость книги Стагирита). В 12–13 вв. многие трактаты ал-Фараби были переведены на древнееврейский и латинский языки. Фараби считают одним их великих арабских философов; он был прозван «Вторым учителем» (первым считался Аристотель).
Тематика трудов ал-Фараби весьма обширна. Прежде всего, его интересовали теоретические основания различных наук, их философский смысл. Комментаторская работа ал-Фараби охватывала почти все логические сочинения Аристотеля, его Этику, Риторику, Поэтику, Метафизику, а также труды Птолемея, Александра Афродизийского, Евклида, Порфирия. Часто это были не просто пояснения к античным текстам, а парафразы, позволявшие их автору выражать собственные идеи как бы «от имени» авторитетного античного ученого. Большую же часть трудов ал-Фараби составляют его оригинальные сочинения, посвященные проблемам метафизики, анализу законов и категорий бытия, познавательной деятельности человека, логике, пониманию сущности разума, свойств физического мира, определению философского содержания практических наук. Значительное место в наследии ал-Фараби занимают труды,
посвященные социально-политическим вопросам, таким, как государственное устройство и управление, этика, педагогика (Гражданская политика, Трактат о достижении счастья, Афоризмы государственного человека, Трактат о взглядах жителей добродетельного города и др.).
Одним из важных аспектов творчества ал-Фараби является его историко-
философский анализ античного наследия. Особый интерес представляет
сопоставление учений Платона и Аристотеля, которым он хотел подчеркнуть
не их различие, а скорее сходство, общность стремления к истине, познаваемой с разных сторон.
Ал-Фараби был первым из восточных перипатетиков, кто вкомментариях к сочинениям Аристотеля по логике, диалектике, риторике, поэтике и в других трактатах отстаивал идею превосходства философского (аподейктического) знания над другими видами знания. Религиозное знание, основывающееся на риторике и поэзии (на внушении и образности), – знание самое примитивное, рассчитанное на неразвитое сознание простого народа.
Философия, опирающаяся на рациональное доказательство, на логику, ближе
всего подходит к познанию истины, сущности бытия и открывает разумному,
близкому к деятельному разуму человеку путь к счастью, делает его душу
бессмертной. Это же обстоятельство говорит в пользу того, что управление
обществом, государством должен осуществлять правитель-философ, – тогда
это государство становится «добродетельным городом», население которого,
в отличие от обитателей «порочных городов», живет по законусправедливости, когда каждый выполняет свою отведенную ему в системе иерархии функцию, что и делает и общество и людей счастливыми. Одна изглавных практических задач философа и просвещенного правителя состоит в создании наряду с философией как элитарным, «эзотерическим» знанием знания «экзотерического», воплощенного в «истинной религии», перелагающей единую постигнутую философией истину на доступный простому народу язык символов, образов.
Картина государственного устройства аналогична общей картине
мироустройства, рисуемой ал-Фараби. Предельным основанием бытия мира
является Первоначало, Единое. Это первая причина, порождающая мир,
который в возможности уже содержится в Первоначале и через процесс
эманации выявляется, развертывается, начиная с Мирового разума, Мировой
души, первой материи и т.д. и кончая миром вещей. В свою очередь, мир
вещей, начиная с неживой природы, минералов, через эволюционные
ступени (растения, животные) достигает вершины развития – человека с его
разумной душой. Арабоязычные перипатетики, высшим авторитетом для
которых оставался Аристотель, восприняли переведенные на арабский язык
выдержки из Эннеад Плотина, известные под названием Теология
Аристотеля, как аутентичное сочинение Стагирита. Изложенное в нем
эманационное учение они пытались совместить с перипатетизмом, чтобы
создать цельную теорию о едином первоначале, совечном ему (как
возможность) мире и творении реального мира, который становится
необходимым в результате реализации возможности. В учении ал-Фараби
Бог (Первоначало) и мир неразрывно связаны. В трактате Жемчужина
премудрости ал-Фараби утверждает, что Бог есть такая же сущность, как и
мир, но воплощающая единство; мир же является такой же сущностью, как и
Бог, но выражен в множестве. Необходимо сущее первоначало – это
вселенная в форме единства.
Существенным пунктом учения ал-Фараби является концепция души и
разума, которая неоднократно подчеркивает единство души и тела, невозможность существования души без тела. В то же время, отмечая
специфику разума как особой нетелесной, нематериальной сущности, ал-
Фараби полагал, что разум человека в результате совершенствования, в
результате непрестанных усилий человека может освободиться от власти
тела и избежать тлена: «Человеческая душа поднимается до такого
совершенства бытия, что она больше не нуждается для своего существования
в материи... она соединяется с субстанциями, отделенными от материи, и
существует таким образом вечно».
Учение ал-Фараби оказало большое влияние на последующее развитие
перипатетизма в арабоязычном мире, в частности на становление Ибн Сины
как философа, на теории Ибн Баджжи, Ибн Туфейла, Ибн Рушда, а также на
Маймонида

Вся биография

Идеи

Идеи наглядности и системности в обучении

На первое место аль-Фараби ставил изучение языкознания, потому что, по его мнению, совершенствуя и шлифуя язык, "языкознание тем самым способствует развитию всех наук". После языкознания аль-Фараби ставил логику, т.к. всеобщиезаконы логики позволяют понять содержание и развитие всех остальных наук. Далее следуютматематика, естествознание и богословие, а также науки о общественном развитии. В трактате "Классификация наук" аль-Фараби разрабатывал способы овладения знаниями. Он предлагал начинать
обучение с самых простых вещей и по мере накопления опыта, познания
окружающего мира переходить к более сложным явлениям и понятиям.

Различал два вида, разума: практический и теоретический

Практический разум - конкретен, теоретический разум- абстрактен и формирует общие понятия. Такое разделение имело самое непосредственное отношение к
воспитанию и было необходимо ученому для того, чтобы показать способы постижения ребенком знаний. Тем самым он обращал внимание учителя на необходимость и способы формирования умственных способностей учеников.

Идеи о социальной функции воспитания в общественном развитии, применительно к условиям раннего средневековья на Востоке

Аль-Фараби утверждал, что создание нового, идеального общества возможно только при воспитании гармонически развитого человека. Ребенок от рождения не наделен разумом. Разумным он становится только при условии правильного
воспитания и образования. «Воспитание разумного человека происходит благодаря усилиям учителя в процессе воспитания ученика»

Идеи о гуманном воспитании

Учения аль-Фараби о гуманных целях воспитания и предназначения человека опирались на идеи Платона и Аристотеля о познаваемости мира. Аль-Фараби работал над приложением этой теории применительно к потребностям своего времени и с учетом государственной религиозной политики. Мыслитель призывал людей "к добродетели, которые приведут их к вершинам счастья, к отказу от дурных помыслов, от злобности, которые стоят преградой на пути
строительства добродетельного общества

Все идеи

Книги

Сагадеев А. В. Учение Ибн Рушда о соотношении философии, теологии и религии и его истоки в трудах ал-Фараби. — В кн.: Ал- Фараби. Научное творчество. М., 1975
Абу Наср Мухаммед ибн Мухаммад ибн Тархан ибн Узлаг аль-Фараби
Не найдена в свободном доступе
Сагадеев А. В. Учение Ибн Рушда о соотношении философии, теологии и религии и его истоки в трудах ал-Фараби. — В кн.: Ал- Фараби. Научное творчество. М., 1975
Thumb htmlimage
Аль-Фараби. О разуме и науке. Алма-Ата, 1975.
Абу Наср Мухаммед ибн Мухаммад ибн Тархан ибн Узлаг аль-Фараби
Не найдена в свободном доступе
Аль-Фараби. О разуме и науке. Алма-Ата, 1975.
Аль-Фараби. Комментарии к «Альмагесту» Птолемея. Алма-Ата, 1975
Абу Наср Мухаммед ибн Мухаммад ибн Тархан ибн Узлаг аль-Фараби
Аль-Фараби. Комментарии к «Альмагесту» Птолемея. Алма-Ата, 1975
Thumb htmlimage  1
Аль-Фараби. Историко-философские трактаты. Алма-Ата, 1985.
Абу Наср Мухаммед ибн Мухаммад ибн Тархан ибн Узлаг аль-Фараби
Не найдена в свободном доступе
Аль-Фараби. Историко-философские трактаты. Алма-Ата, 1985.
Thumb htmlimage  2
Аль-Фараби. Естественнонаучные трактаты. Алма-Ата, 1987
Абу Наср Мухаммед ибн Мухаммад ибн Тархан ибн Узлаг аль-Фараби
Не найдена в свободном доступе
Аль-Фараби. Естественнонаучные трактаты. Алма-Ата, 1987
Аль-Фараби. Философские трактаты. Алма-Ата, 1970.
Абу Наср Мухаммед ибн Мухаммад ибн Тархан ибн Узлаг аль-Фараби
Не найдена в свободном доступе
Аль-Фараби. Философские трактаты. Алма-Ата, 1970.
Аль-Фараби. Математические трактаты. Алма-Ата, 1972
Абу Наср Мухаммед ибн Мухаммад ибн Тархан ибн Узлаг аль-Фараби
Не найдена в свободном доступе
Аль-Фараби. Математические трактаты. Алма-Ата, 1972
Аль-Фараби. Социально-этические трактаты. Алма-Ата, 1973
Абу Наср Мухаммед ибн Мухаммад ибн Тархан ибн Узлаг аль-Фараби
Не найдена в свободном доступе
Аль-Фараби. Социально-этические трактаты. Алма-Ата, 1973
Аль-Фараби. Логические трактаты. Алма-Ата, 1975
Абу Наср Мухаммед ибн Мухаммад ибн Тархан ибн Узлаг аль-Фараби
Не найдена в свободном доступе
Аль-Фараби. Логические трактаты. Алма-Ата, 1975
Аль-Фараби. Трактаты о музыке и поэзии. Алма-Ата, 1993
Абу Наср Мухаммед ибн Мухаммад ибн Тархан ибн Узлаг аль-Фараби
Не найдена в свободном доступе
Аль-Фараби. Трактаты о музыке и поэзии. Алма-Ата, 1993
Аб͞у Нас̣р Мух̣аммад ал-Ф͞ар͞аб͞и. Большой трактат [о] музыке (фрагмент)/ Вступительная статья, перевод с арабского и комментарий Ф. О. Нофала// Філософськi дослідження, 21 – Луганськ: Видавництво СНУ ім. В. Даля, 2014. – C. 258-265
Абу Наср Мухаммед ибн Мухаммад ибн Тархан ибн Узлаг аль-Фараби
Не найдена в свободном доступе
Аб͞у Нас̣р Мух̣аммад ал-Ф͞ар͞аб͞и. Большой трактат [о] музыке (фрагмент)/ Вступительная статья, перевод с арабского и комментарий Ф. О. Нофала// Філософськi дослідження, 21 – Луганськ: Видавництво СНУ ім. В. Даля, 2014. – C. 258-265
Thumb htmlimage  3
Кубесов А. Математическое наследие ал-Фараби. Алма-Ата: Наука, 1974
Абу Наср Мухаммед ибн Мухаммад ибн Тархан ибн Узлаг аль-Фараби
Не найдена в свободном доступе
Кубесов А. Математическое наследие ал-Фараби. Алма-Ата: Наука, 1974
Ардакани, Р. Д. Фараби — основоположник исламской философии. Пер. с перс. А. Абсаликова. — М.: ООО «Садра», 2014. — 132 с. — ISBN 978-5-906016-37-9
Абу Наср Мухаммед ибн Мухаммад ибн Тархан ибн Узлаг аль-Фараби
Не найдена в свободном доступе
Ардакани, Р. Д. Фараби — основоположник исламской философии. Пер. с перс. А. Абсаликова. — М.: ООО «Садра», 2014. — 132 с. — ISBN 978-5-906016-37-9
Гафуров Б. Г., Касымжанов А. Х. Ал-Фараби в истории культуры. М., 1975
Абу Наср Мухаммед ибн Мухаммад ибн Тархан ибн Узлаг аль-Фараби
Не найдена в свободном доступе
Гафуров Б. Г., Касымжанов А. Х. Ал-Фараби в истории культуры. М., 1975
Даукеева С. Философия музыки Абу Насра Мухаммада аль-Фараби. Алматы: Фонд Сорос — Казахстан, 2002. — 352 с. — ISBN 9965-13- 819-2
Абу Наср Мухаммед ибн Мухаммад ибн Тархан ибн Узлаг аль-Фараби
Не найдена в свободном доступе
Даукеева С. Философия музыки Абу Насра Мухаммада аль-Фараби. Алматы: Фонд Сорос — Казахстан, 2002. — 352 с. — ISBN 9965-13- 819-2
Касымжанов А. Х. Абу-Наср аль-Фараби. М.: Мысль, 1982
Абу Наср Мухаммед ибн Мухаммад ибн Тархан ибн Узлаг аль-Фараби
Касымжанов А. Х. Абу-Наср аль-Фараби. М.: Мысль, 1982
Кенисарин А. М., Нысанбаев А. Н. Становление историко- философских идей в учениях Аристотеля и аль-Фараби // Вопросы философии. — 2005. — № 7. — С.136-145
Абу Наср Мухаммед ибн Мухаммад ибн Тархан ибн Узлаг аль-Фараби
Не найдена в свободном доступе
Кенисарин А. М., Нысанбаев А. Н. Становление историко- философских идей в учениях Аристотеля и аль-Фараби // Вопросы философии. — 2005. — № 7. — С.136-145
Нысанбаев А. Н. Развитие фарабиеведения в Казахстане: итоги, проблемы и перспективы. // Вопросы философии. № 5. 2011. С.119-129
Абу Наср Мухаммед ибн Мухаммад ибн Тархан ибн Узлаг аль-Фараби
Не найдена в свободном доступе
Нысанбаев А. Н. Развитие фарабиеведения в Казахстане: итоги, проблемы и перспективы. // Вопросы философии. № 5. 2011. С.119-129
Хайруллаев М. М. Фараби, эпоха и учение. Ташкент, 1975
Абу Наср Мухаммед ибн Мухаммад ибн Тархан ибн Узлаг аль-Фараби
Не найдена в свободном доступе
Хайруллаев М. М. Фараби, эпоха и учение. Ташкент, 1975
Хайруллаев М. М. Абу Наср ал-Фараби: 873—950. М., 1982.
Абу Наср Мухаммед ибн Мухаммад ибн Тархан ибн Узлаг аль-Фараби
Не найдена в свободном доступе
Хайруллаев М. М. Абу Наср ал-Фараби: 873—950. М., 1982.
Шаймухамбетова Г. Б. Учение Платона об идеях и теория разума ал- Фараби. В кн.: Ал-Фараби. Научное творчество. М., 1975
Абу Наср Мухаммед ибн Мухаммад ибн Тархан ибн Узлаг аль-Фараби
Не найдена в свободном доступе
Шаймухамбетова Г. Б. Учение Платона об идеях и теория разума ал- Фараби. В кн.: Ал-Фараби. Научное творчество. М., 1975
Туманян Т.Г., Держивицкий Е.В. Теория воспитания Платона в политической философии Ал-Фараби // Политика и образование. СПб. 2008. С. 135–148
Абу Наср Мухаммед ибн Мухаммад ибн Тархан ибн Узлаг аль-Фараби
Не найдена в свободном доступе
Туманян Т.Г., Держивицкий Е.В. Теория воспитания Платона в политической философии Ал-Фараби // Политика и образование. СПб. 2008. С. 135–148
Madkour J. La place d’al-Farabi dans l’ecole philosophique musulmane. P., 1934
Абу Наср Мухаммед ибн Мухаммад ибн Тархан ибн Узлаг аль-Фараби
Не найдена в свободном доступе
Madkour J. La place d’al-Farabi dans l’ecole philosophique musulmane. P., 1934
Habib Hassan Touma. The Music of the Arabs. Trans. Laurie Schwartz. Portland (Oregon): Amadeus Press, 1996
Абу Наср Мухаммед ибн Мухаммад ибн Тархан ибн Узлаг аль-Фараби
Не найдена в свободном доступе
Habib Hassan Touma. The Music of the Arabs. Trans. Laurie Schwartz. Portland (Oregon): Amadeus Press, 1996
Fakhry M. Al-Farabi, Founder of islamic neoplatonism: His life, works, and influence. Oxford: Oneworld Publications, 2002
Абу Наср Мухаммед ибн Мухаммад ибн Тархан ибн Узлаг аль-Фараби
Не найдена в свободном доступе
Fakhry M. Al-Farabi, Founder of islamic neoplatonism: His life, works, and influence. Oxford: Oneworld Publications, 2002
Marcinkowski C. A Biographical note on Ibn Bajjah (Avempace) and an english translation of his Annotations to Al-Farabi’s «Isagoge». Iqbal Review, 43, p. 83-99.
Абу Наср Мухаммед ибн Мухаммад ибн Тархан ибн Узлаг аль-Фараби
Не найдена в свободном доступе
Marcinkowski C. A Biographical note on Ibn Bajjah (Avempace) and an english translation of his Annotations to Al-Farabi’s «Isagoge». Iqbal Review, 43, p. 83-99.
Reisman D. Al-Farabi and the Philosophical Curriculum. // Adamson P., Taylor R. The Cambridge Companion to Arabic Philosophy. Cambridge University Press, 2005
Абу Наср Мухаммед ибн Мухаммад ибн Тархан ибн Узлаг аль-Фараби
Не найдена в свободном доступе
Reisman D. Al-Farabi and the Philosophical Curriculum. // Adamson P., Taylor R. The Cambridge Companion to Arabic Philosophy. Cambridge University Press, 2005
Corbin, H. History of Islamic Philosophy. London: Keagan Paul Int., 1993
Абу Наср Мухаммед ибн Мухаммад ибн Тархан ибн Узлаг аль-Фараби
Не найдена в свободном доступе
Corbin, H. History of Islamic Philosophy. London: Keagan Paul Int., 1993
Ещё 24 книги

Видео

Аль-Фараби

Интерпретация идей

График интерпретации идей глазами экспертов и участников проекта. На этом графике вы можете отобразить ваше понимание взглядов педагога-мыслителя по 16 критериям, представленным на 8 осях.

РЕ
Ориентация на результат
СЦ
Ориентация на социальные ценности
ВШ
Опора на внешний стимул деятельности
ПВ
Опора на поведение
ГЗ
Фокус на передаче готовых знаний и опыта
ОБ
Центрация на деятельности обучающегося
УБ
Ориентация на управляемое изменение будущего
ФЗ
Ценность формального, фундаментального знания
ПР
Ориентация на процесс
ИР
Ориентация на индивидуально-личностное развитие
ВН
Опора на внутренний стимул деятельности
КП
Опора на когнитивный процесс
ИН
Фокус на индуктивных способах приобретения знаний и опыта
ПД
Центрация на деятельности педагога 
СТ
Ориентация на сохранение традиций, адаптацию личности
ПТ
Ценность знания ориентированного на потребности жизни
Оценки педагогической концепции, созданные другими участниками проекта и экспертов, вы сможете посмотреть после того, как сохраните свою оценку педагогу.