Войти
EN

Николай Иванович Новиков

Просветитель, писатель-публицист, основоположник сатирической и детской журналистики, книгоиздатель, меценат. Удостоен почётного звания «истинный министр просвещения». Современники считали, что именно он своей неутомимой книгоиздательской деятельностью «приохотил» русский народ к чтению. Именно Н.И. Новикову принадлежит заслуга введения в наш обиход самого понятия «педагогика». Он написал несколько интересных педагогических статей, которые закладывали основы научного педагогического мировоззрения.
Годы жизни
1774–1818
Страна
Россия
Научная школа
Общественный характер системы образования
Предшественники
Последователи
Gaivho 01

Оцените идеи педагога

1.
Оцените

Выскажите мнение об идеях педагога на основе изученного материала с помощью графо-аналитического инструмента

2.
Сохраните

Сохраните оценку и зарегистрируйтесь чтобы получите доступ к мнению экспертов

3.
Сравните

После оценки педагога сравните вашу оценку с мнением экспертов и остальных пользователей

4.
Обсудите

Обсудите на практических занятиях варианты интерпритаций идей педагога и аргументируйте свою

Thumb %d1%81%d0%bb%d0%b5%d0%bf%d0%b5
Узнайте что об этом педагоге думают эксперты проекта.
Экспертные оценки педагога

Биография

1774–1818

Новиков Николай Иванович - знаменитый общественный деятель. Ро-дился 26 апреля 1744 г. в селе Авдотьине (Бронницкого уезда, Московской губернии), в семье помещика; обучался в Москве в университетской гимна-зии, но в 1760 г. "за леность и нехождение в класс" исключен был из "французского класса".
В начале 1762 г. поступил на службу в Измайловский полк и, как часовой у Измайловских казарм в день воцарения Екатерины II , был произведен в унтер-офицеры. Уже во время службы своей в полку Новиков обнаруживал "вкус к словесным наукам" и склонность к книжному делу; издал две переводные французские повести и сонет (1769). В 1767 г. Новиков был в числе молодых людей, которым в комиссии депутатов для сочинения проекта нового уложения поручено было ведение протоколов; поручение это императрица считала делом высокой важности и предписала "к держанию протокола определить особливых дворян со способностями". Новиков работал в малой комиссии о среднем роде людей и в большой комиссии. Участие в работах комиссии познакомило его со многими важными системы образования и сделало его лично известным Екатерине.
В 1768 г. Новиков вышел в отставку и вскоре стал издавать еженедельный сатирических журнал "Трутень" (1769 - 70); 3-е изд. П.А. Ефремова , Санкт-Петербург, 1865). Он вступил в борьбу с господствовавшей тогда в русском обществе галломанией, которая из всей французской просветительной философии XVIII в. усвоила один лишь вольтеровский смех, превратив его в безразборчивое зубоскальство. Журналы Новикова дают яркие изображения львов и львиц тогдашнего большого света, щеголей и щеголих, петиметров и кокеток. "Трутень" вооружался против злоупотреблений помещичьей властью, против неправосудия и взяточничества, выступал с обличениями против очень влиятельных (например, придворных) сфер. По вопросу о содержании сатиры "Трутень" вступил в полемику со "Всякой Всячиной", органом самой императрицы; в полемике этой принимали участие и другие журналы, разделившиеся на два лагеря. "Всякая Всячина" проповедовала умеренность, снисходительность к слабостям, осуждая "всякое задевание особ". "Трутень" стоял за смелые, открытые обличения. Борьба была неравная; "Трутень" должен был умерить тон, отказаться от обсуждения крестьянского вопроса, а затем и совсем прекратился, не по воле издателя. В 1772 г. Новиков выступил с новым сатирическим журналом - "Живописцем", лучшим периодическим изданием XVIII века (восемь изданий, в том числе три в XIX в. Такой успех журнала сам Новиков объяснял тем, что он пришелся по вкусу мещан, ибо "у нас те только книги четвертыми и пятыми изданиями печатаются, которые этим простосердечным людям, по незнанию ими чужестранных языков, нравятся". "Живописец" проводил те же идеи, что и "Трутень": в ряде статей, из которых одни принадлежали И.П. Тургеневу, другие приписывались Радищеву, он горячо ратовал против крепостного права. Скоро "Живописец" вынужден был заменить живую сатиру на современные нравы серьезными статьями отвлеченного содержания, а затем и совершенно прекратился (1773).

Вся биография

Идеи

Воспитание должно быть заботой обще-ства, а не только государства

Н.И. Новиков был убеждённым сторонником демократических идей, в том числе и общественного характера системы образования. Он возглавил общественное движение по организации независимых от царской власти народных училищ, направляя общественную инициативу на создание школ для непривилегированного населения. Он стремился помочь домашним учителям правильно поставить обучение детей и издал много учебной литературы: азбук, букварей, учебников по раз-личным предметам.

«Накопилось уже довольно материала для сия науки, которую можно назвать «педагогикой»

Пожалуй, мало кто из предшественников определил так же четко верный путь к созданию науки о воспитании, как Н. И. Новиков. Педагогика, замечал он, "особенная тонкая наука", необходимая всем занимающимся воспитанием, и поэтому каждому "должно научаться ей из благовыбранного чтения, из опыта и размышления"

Цель и содержание воспитания

При этом справедливо утверждал, что для правильного воспитания, как и в любом деле, сначала необходимо четко уяснить цель и никогда не упускать ее из вида. Главная цель воспитания в его представлении – «образовать счастливых людей и хороших граждан».
Как и большинство предшественников, Н. И. Новиков выделяет "три главные части" воспитания: физическое, нравственное и умственное. "Каждая из сих трех частей имеет особенные свои правила, положения и действия...". В то же время все части "между собой столь же близкую имеют связь, сколь натурно они проистекают из помянутого главного предмета", т.е. воспитания "счастливыми людьми и полезными гражданами"

В основе воспитания должно лежать умственное развитие чело-века – «образование разума»

Наибольший интерес в наследии Н. И. Новикова представляет разработка вопросов умственного развития, "образования разума". Здесь нашли довольно полное отражение основные прогрессивные идеи предшественников в области теории обучения. И самое ценное заключается в ориентации на повышение познавательной активности учащихся – и не только в процессе обучения, но и во внеучебной деятельности.
В трактате Н. И. Новикова "О воспитании и наставлении детей" есть специальный раздел "О образовании разума". Он начинается со слов: "Образовать разум, или дух, детей называется вперять в них справедливые представления о вещах и приучать их к такому образу мыслей и рассуждения, который соразмерен истине и посредством которого могли бы они быть мудрыми... Разум их должен быть не только упражняем и обогащаем разными познаниями, но и так упражняем, чтоб они мало-помалу приобретали способность исследовать и разбирать то, что они знать желают, удобно отличать истинное от ложного и при сих исследованиях и рассуждениях следовать всегда надежнейшим правилам и по кратчайшему идти пути"

Единство процессов обучения и воспита-ния

Н.И. Новиков постоянно напоминает об органическом единстве обучения и воспитания, о необходимости согласования их воздействия на разум, чувства и поступки, о важности сочетания убеждения и упражнения. В его сочинении "О воспитании и наставлении детей" читаем: "И так разум его и воля, мысли и поступки должны согласоваться друг с другом. Познание истины должно его приводить к любви и исполнению добродетели. Следовательно, разумное воспитание состоит не только в образовании разума, но и сердца..."

Все идеи

Книги

Thumb %d0%9d%d0%be%d0%b2%d0%b8%d0%ba%d0%be%d0%b2 %d0%b8%d0%b7%d0%b1%d1%80%d0%b0%d0%bd%d0%bd%d0%be%d0%b5 %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be 1
Новиков Н.И. Избранные сочинения / Н.И. Новиков. – М.; Л., 1952
Николай Иванович Новиков
Не найдена в свободном доступе
Новиков Н.И. Избранные сочинения / Н.И. Новиков. – М.; Л., 1952
Thumb %d0%96%d0%b8%d0%b2%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%81%d0%b5%d1%86 %d0%b6%d1%83%d1%80%d0%bd%d0%b0%d0%bb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be 2
Журнал Н.И. Новикова «Живописец»
Николай Иванович Новиков
Не найдена в свободном доступе
Журнал Н.И. Новикова «Живописец»
Thumb %d0%96%d1%83%d1%80%d0%bd%d0%b0%d0%bb %d1%82%d1%80%d1%83%d1%82%d0%b5%d0%bd%d1%8c  %d0%a4%d0%be%d1%82%d0%be 3
Журнал Н.И. Новикова «Трутень»
Николай Иванович Новиков
Не найдена в свободном доступе
Журнал Н.И. Новикова «Трутень»
Thumb %d0%a1%d0%bb%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%80%d1%8c %d0%9d%d0%be%d0%b2%d0%b8%d0%ba%d0%be%d0%b2%d0%b0 %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be 4
Новиков Н.И. Опыт исторического словаря о российских писателях.– СПб, 1714.
Николай Иванович Новиков
Не найдена в свободном доступе
Новиков Н.И. Опыт исторического словаря о российских писателях.– СПб, 1714.
Thumb %d0%9a%d0%be%d1%88%d0%b5%d0%bb%d1%91%d0%ba %d0%b6%d1%83%d1%80%d0%bd%d0%b0%d0%bb %d0%a4%d0%be%d1%82%d0%be 5
Журнал Н.И. Новикова «Кошелёк»
Николай Иванович Новиков
Не найдена в свободном доступе
Журнал Н.И. Новикова «Кошелёк»
Thumb %d0%94%d0%b5%d1%82%d1%81%d0%ba%d0%be%d0%b5  %d1%87%d1%82%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d0%b5  %d0%b4%d0%bb%d1%8f  %d1%81%d0%b5%d1%80%d0%b4%d1%86%d0%b0  %d0%b8  %d1%80%d0%b0%d0%b7%d1%83%d0%bc%d0%b0 %d0%a4%d0%be%d1%82%d0%be 6
Журнал Н.И. Новикова «Детское чтение для сердца и разума»
Николай Иванович Новиков
Не найдена в свободном доступе
Журнал Н.И. Новикова «Детское чтение для сердца и разума»
Новиков Н.И. Избранные педагогические сочинения / Н.И. Новиков. – М., 1959
Николай Иванович Новиков
Не найдена в свободном доступе
Новиков Н.И. Избранные педагогические сочинения / Н.И. Новиков. – М., 1959
Н.И. Новиков // Антология педагогической мысли в России XVIII в.– М., 1985.– С. 288-347.
Николай Иванович Новиков
Не найдена в свободном доступе
Н.И. Новиков // Антология педагогической мысли в России XVIII в.– М., 1985.– С. 288-347.
Ещё 4 книги

Интерпретация идей

График интерпретации идей глазами экспертов и участников проекта. На этом графике вы можете отобразить ваше понимание взглядов педагога-мыслителя по 16 критериям, представленным на 8 осях.

РЕ
Ориентация на результат
СЦ
Ориентация на социальные ценности
ВШ
Опора на внешний стимул деятельности
ПВ
Опора на поведение
ГЗ
Фокус на передаче готовых знаний и опыта
ОБ
Центрация на деятельности обучающегося
УБ
Ориентация на управляемое изменение будущего
ФЗ
Ценность формального, фундаментального знания
ПР
Ориентация на процесс
ИР
Ориентация на индивидуально-личностное развитие
ВН
Опора на внутренний стимул деятельности
КП
Опора на когнитивный процесс
ИН
Фокус на индуктивных способах приобретения знаний и опыта
ПД
Центрация на деятельности педагога 
СТ
Ориентация на сохранение традиций, адаптацию личности
ПТ
Ценность знания ориентированного на потребности жизни
Оценки педагогической концепции, созданные другими участниками проекта и экспертов, вы сможете посмотреть после того, как сохраните свою оценку педагогу.