Войти
EN

Абу Рейхан Мухаммед ибн Ахмед аль-Бируни

Средневековый персидский учёный-энциклопедист и мыслитель, автор многочисленных капитальных трудов по истории, географии, филологии, астрономии, математике, механике, геодезии, минералогии, фармакологии, геологии и др. Бируни владел почти всеми науками своего времени. Как исследователь Бируни подчеркивал необходимость тщательной проверки знания опытом, противопоставляя экспериментальное знание умозрительному. С этих позиций он критиковал аристотелевскую и авиценновскую концепцию «естественного места» и аргументацию против существования пустоты.
Годы жизни
973 -1048
Регион
Кят (столица государства Хорезм, совр. Узбекистан)
Научная школа
Педагогика Ислама
Источник идей
Последователи идей
Gaivho 01

Оцените идеи педагога

1.
Оцените

Выскажите мнение об идеях педагога на основе изученного материала с помощью графо-аналитического инструмента

2.
Сохраните

Сохраните оценку и зарегистрируйтесь чтобы получите доступ к мнению экспертов

3.
Сравните

После оценки педагога сравните вашу оценку с мнением экспертов и остальных пользователей

4.
Обсудите

Обсудите на практических занятиях варианты интерпритаций идей педагога и аргументируйте свою

Thumb %d0%9a%d1%83%d1%80%d0%b8%d1%86%d1%8b%d0%bd
Thumb %d0%9f%d0%b0%d0%bf%d1%83%d1%82%d0%ba%d0%be%d0%b2%d0%b0
Thumb %d0%97%d0%b0%d0%ba%d0%b0%d0%b1%d0%bb%d1%83%d0%ba%d0%be%d0%b2%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9
Thumb frolov
Thumb fedorov
Узнайте что об этом педагоге думают эксперты проекта.

Биография

973 -1048

Полное имя – Абу Райхан Мухаммад ибн Ахмад аль-Бируни.
Молодой Аль-Бируни получил прекрасное образование у выдающегося
астронома и математика Ибн Ирака. Образование включало не только
математику, но и философию. Изучил, помимо хорезмийского, девять
языков Востока, в том числе санскрит и хинди, а также греческий и
латынь. Аль-Бируни был человеком очень широких интересов. Он изучал
всё: историю и географию, математику и астрономию, геодезию и
филологию, минералогию и фармакологию – этот список можно было бы
продолжить. По всем этим направлениям он вёл самостоятельные
исследования, написал 45 трудов по разным дисциплинам.
Уже в первом сочинении, посвящённом хронологии, учёный собрал
и проанализировал все известные в то время календарные системы и
составил объёмную хронологическую таблицу.
Аль-Бируни составил описания известных в то время лекарств, в
труде по минералогии описал свойства 50 металлов, сплавов и минералов.
Вёл математические исследования. Разработал теорию перевода научных
терминов с одного языка на другой.
Во время работы над своим главным трудом — «Канонам Мас‘уда
по астрономии и звёздам» - ученый рассчитал радиус Земли, установил
угол наклона эклиптики к экватору, описал лунные затмения с изменением
окраски Луны при них, а также солнечные, проанализировав характер
солнечной короны, высказал идею об огненной природе звёзд и солнца, в
отличие от планет.
Неутомимый Аль-Бируни посетил много городов Востока и даже
жил несколько лет в Индии, куда дошёл с походом султана Махмуда
Газневи. Результатом стало сочинение о философских системах Индии,
включая теорию санкхьи, космической эволюции и т.д. В этой же книге
была изложена и ставшая знаменитой легенда о мудреце, царе и
зернышках, выкладываемых в геометрической прогрессии на каждую
клетку доски — прообраза шахматно-шашечной.
Умирая 9 декабря 1048 года в городе Газна, Аль-Бируни находился в
полном сознании и, хотя был слаб, вел беседы на научные темы. Прощаясь
с друзьями, последнего он спросил: «Ах да, всё хотел спросить, что ты
говорил мне однажды о методах счёта неправедных прибылей?».
Поражённый друг воскликнул: «Об этом ли сейчас толковать!». Аль-Бируни, уже теряя голос, прошептал: «Эх ты! Я думаю, что лучше
покинуть мир, узнав ответ на этот вопрос, нежели уйти невеждой…»

Вся биография

Идеи

Книги

Thumb 1
Ал-Бируни Абу Рейхан. Индия. Пер. А. Б. Халидова, Ю. Н. Завадовского. // Избранные произведения, Том II. Ташкент: Фан, 1963. // Репринт: М.: Ладомир, 1995.
Абу Рейхан Мухаммед ибн Ахмед аль-Бируни
Ал-Бируни Абу Рейхан. Индия. Пер. А. Б. Халидова, Ю. Н. Завадовского. // Избранные произведения, Том II. Ташкент: Фан, 1963. // Репринт: М.: Ладомир, 1995.
Thumb 2
Ал-Бируни Абу Рейхан. Собрание сведений для познания драгоценностей (Минералогия). Пер. А. М. Беленицкого. Л.: Изд. АН СССР, 1963
Абу Рейхан Мухаммед ибн Ахмед аль-Бируни
Ал-Бируни Абу Рейхан. Собрание сведений для познания драгоценностей (Минералогия). Пер. А. М. Беленицкого. Л.: Изд. АН СССР, 1963
Thumb 3
Ал-Бируни Абу Рейхан. Геодезия (Определение границ мест для уточнения расстояний между населенными пунктами) Иссл., пер. и прим. П. Г. Булгакова // Избранные произведения, Том III. Ташкент: Фан, 1966.
Абу Рейхан Мухаммед ибн Ахмед аль-Бируни
Не найдена в свободном доступе
Ал-Бируни Абу Рейхан. Геодезия (Определение границ мест для уточнения расстояний между населенными пунктами) Иссл., пер. и прим. П. Г. Булгакова // Избранные произведения, Том III. Ташкент: Фан, 1966.
Ал-Бируни Абу Рейхан. Фармакогнозия в медицине / Иссл., пер. и прим. У. И. Каримова. // Избранные произведения, Том IV. Ташкент: Фан, 1974.
Абу Рейхан Мухаммед ибн Ахмед аль-Бируни
Не найдена в свободном доступе
Ал-Бируни Абу Рейхан. Фармакогнозия в медицине / Иссл., пер. и прим. У. И. Каримова. // Избранные произведения, Том IV. Ташкент: Фан, 1974.
Ал-Бируни Абу Райхан. Математические и астрономические трактаты. / Пред., пер. и комм. П. Г. Булгакова и Б. А. Розенфельда. // Избранные произведения, Том VII. Ташкент: Фан, 1987.
Абу Рейхан Мухаммед ибн Ахмед аль-Бируни
Не найдена в свободном доступе
Ал-Бируни Абу Райхан. Математические и астрономические трактаты. / Пред., пер. и комм. П. Г. Булгакова и Б. А. Розенфельда. // Избранные произведения, Том VII. Ташкент: Фан, 1987.
Звездный каталог ал-Бируни с приложением каталогов Хайама и ат-Туси. Историко-астрономические исследования, вып. 8, 1962, с. 83-192.
Абу Рейхан Мухаммед ибн Ахмед аль-Бируни
Не найдена в свободном доступе
Звездный каталог ал-Бируни с приложением каталогов Хайама и ат-Туси. Историко-астрономические исследования, вып. 8, 1962, с. 83-192.
Ал-Бируни Абу Райхан. Трактат об определении хорд в круге при помощи ломаной линии, вписанной в него. В кн.: Из истории науки и техники в странах Востока, вып. 3, 1963, с. 93-147
Абу Рейхан Мухаммед ибн Ахмед аль-Бируни
Не найдена в свободном доступе
Ал-Бируни Абу Райхан. Трактат об определении хорд в круге при помощи ломаной линии, вписанной в него. В кн.: Из истории науки и техники в странах Востока, вып. 3, 1963, с. 93-147
ал-Бируни Абу Райхан. Книга об индийских рашиках. Пер. и прим. Б. А. Розенфельда. В кн.: Из истории науки и техники в странах Востока, вып. 3, 1963, с. 148—170.
Абу Рейхан Мухаммед ибн Ахмед аль-Бируни
Не найдена в свободном доступе
ал-Бируни Абу Райхан. Книга об индийских рашиках. Пер. и прим. Б. А. Розенфельда. В кн.: Из истории науки и техники в странах Востока, вып. 3, 1963, с. 148—170.
ал-Бируни Абу Райхан. Книга об индийских рашиках. Пер. и прим. Б. А. Розенфельда. В кн.: Из истории науки и техники в странах Востока, вып. 3, 1963, с. 148—170.
Абу Рейхан Мухаммед ибн Ахмед аль-Бируни
ал-Бируни Абу Райхан. Книга об индийских рашиках. Пер. и прим. Б. А. Розенфельда. В кн.: Из истории науки и техники в странах Востока, вып. 3, 1963, с. 148—170.
Ал-Бируни Абу Райхан. Об отношениях между металлами и драгоценными камнями по объёму. Пер. Б. А. Розенфельда и М. М. Рожанской. В кн.: Из истории физико-математических наук на средневековом Востоке. М.: Наука, 1983, с. 141—160
Абу Рейхан Мухаммед ибн Ахмед аль-Бируни
Не найдена в свободном доступе
Ал-Бируни Абу Райхан. Об отношениях между металлами и драгоценными камнями по объёму. Пер. Б. А. Розенфельда и М. М. Рожанской. В кн.: Из истории физико-математических наук на средневековом Востоке. М.: Наука, 1983, с. 141—160
Ещё 6 книг

Интерпретация идей

График интерпретации идей глазами экспертов и участников проекта. На этом графике вы можете отобразить ваше понимание взглядов педагога-мыслителя по 16 критериям, представленным на 8 осях.

РЕ
Ориентация на результат
СЦ
Ориентация на социальные ценности
ВШ
Опора на внешний стимул деятельности
ПВ
Опора на поведение
ГЗ
Фокус на передаче готовых знаний и опыта
ОБ
Центрация на деятельности обучающегося
УБ
Ориентация на управляемое изменение будущего
ФЗ
Ценность формального, фундаментального знания
ПР
Ориентация на процесс
ИР
Ориентация на индивидуально-личностное развитие
ВН
Опора на внутренний стимул деятельности
КП
Опора на когнитивный процесс
ИН
Фокус на индуктивных способах приобретения знаний и опыта
ПД
Центрация на деятельности педагога 
СТ
Ориентация на сохранение традиций, адаптацию личности
ПТ
Ценность знания ориентированного на потребности жизни
Оценки педагогической концепции, созданные другими участниками проекта и экспертов, вы сможете посмотреть после того, как сохраните свою оценку педагогу.