Войти
EN

Пьер Абеляр

Один из самых значительных представителей философской мысли Средневековья. Основоположник диалектической схоластики. Ввел методику преподавания в форме бесед и диспутов.
Годы жизни
1079-1142
Страна
Франция
Научная школа
Схоластика
Предшественники
Последователи
Gaivho 01

Оцените идеи педагога

1.
Оцените

Выскажите мнение об идеях педагога на основе изученного материала с помощью графо-аналитического инструмента

2.
Сохраните

Сохраните оценку и зарегистрируйтесь чтобы получите доступ к мнению экспертов

3.
Сравните

После оценки педагога сравните вашу оценку с мнением экспертов и остальных пользователей

4.
Обсудите

Обсудите на практических занятиях варианты интерпритаций идей педагога и аргументируйте свою

Thumb %d0%9a%d1%83%d1%80%d0%b8%d1%86%d1%8b%d0%bd
Thumb %d0%9f%d0%b0%d0%bf%d1%83%d1%82%d0%ba%d0%be%d0%b2%d0%b0
Thumb %d0%97%d0%b0%d0%ba%d0%b0%d0%b1%d0%bb%d1%83%d0%ba%d0%be%d0%b2%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9
Thumb frolov
Thumb fedorov
Узнайте что об этом педагоге думают эксперты проекта.

Биография

1079-1142

Абеляр родился в 1079г. в местечке Пале недалеко от г. Нанта в семье западно-французского рыцаря. Он получил хорошее для того времени образование, в котором навыки военного искусства и светского образования сочетались с глубокими теоретическими знаниями. Он был знаком с произведениями Платона, Аристотеля, Цицерона, с другими памятниками античной культуры. Основы науки и философии Абеляр осваивал под руководством известного философа и богослова Росцелина. Уже в этот период в нём обнаружилась страстная тяга к знаниям, талантливость и пытливость. Очарованный духом античной философии, Абеляр, старший сын в семье, отказался от права наследования в пользу младших братьев и в 16 лет оказался в г. Шартре, недалеко от Парижа, где уже более ста лет существовал и развивался замечательный научный и философский центр.
В IХ-ХII вв. в Европе культивировались так называемые «грамматические штудии», ставившие своей целью изучение соотношения знака и значения, имени и вещи. Эта проблема и была целью изучения Шартрской школы, когда там появился Абеляр. Здесь, под руководством братьев Бернара и Тьерри, у него развился глубокий интерес к философии языка, который оказал глубокое влияние на всё учение Абеляра.
В 1099 г. Абеляр оказался в Париже, который к этому времени становился интеллектуальным центром Западной Европы. Он стал слушателем соборной школы, которую возглавлял архидьякон Notre-Dame Гильом де Шампо, пользовавшийся большой известностью. Учитель благосклонно принял нового ученика. Однако очень скоро между ними возникли весьма напряжённые отношения. В школе была принята дискуссионная форма проведения занятий. Пользуясь предоставленной свободой общения слушателей с преподавателем, Абеляр вызывал Гильома на философские споры, из которых неизменно выходил победителем, что подрывало авторитет учителя. Конфликт завершился полным разрывом и изгнанием Абеляра из школы.
С 1108 по 1113 г. Абеляр создаёт самостоятельные курсы в Мелене и Корбее, вновь возвращается в Париж и ведет дискуссии с Гильомом, заставляя его частично отказаться от своих взглядов. Одно время он даже возглавлял оставленную Гильомом школу, но затем был им вновь изгнан.
В 1113 г. он оказался в городе Лане, вновь в роли студента, теперь уже у Ансельма Ланского. Ансельм был типичным представителем раннехристианской схоластики, в котором блестящее ораторское искусство сочеталось с довольно скудным содержанием. Позднее, в «Истории моих бедствий»
Абеляр охарактеризует его как «рутинёра и ритора, наполнявшего дымом свой дом всякий раз, когда хотел его осветить». Перестав посещать лекции Ансельма, он ещё некоторое время посещал занятия, на которых толковались тексты из Библии. Абеляр обнаруживает несовпадение текстов, противоречия как в самой Библии, так и в трудах «отцов церкви», пытается по-своему толковать их, тем самым вызывая неудовольствие своего учителя, ставя под сомнение его авторитет. В конце концов, Ансельм вообще запретил ему выступать с лекциями по богословской тематике в его школе.
Абеляр возвращается в Париж и разбивает «учёный лагерь на горе Сен-Женевьев, чтобы осаждать оттуда врага». Он возобновляет споры с Гильомом де Шампо, которые заканчиваются полной победой Абеляра. Гильом не только смягчил свою позицию под влиянием критики Абеляра, но и вынужден был закрыть свою школу, так как его ученики перебежали к Абеляру. Абеляр становится и руководителем, и профессором школы Notre-Dame. Из неё впоследствии развился свободный Французский университет – мощный центр светской и духовной культуры, под крышу которого начали стекаться одарённые молодые люди со всей Европы.
А пока Абеляр в полном расцвете сил. Мастерски владея редким искусством ясной и смелой постановки самых запутанных вопросов, чисто французской манерой мягкого, изящного изложения, красотой слова и неотразимым личным обаянием, он привлекал тысячи восхищённых учеников со всех концов Запада. Большинство европейской «интеллигенции» того времени прошло через эту школу. «Из нее вышли один папа, 19 кардиналов, более 50 епископов Франции, Германии и Италии, в ней выросли Петр Ломбардский и Арнольд Бришанский», – писал впоследствии Гизо. С возрастанием популярности и авторитета изменялось и материальное положение Абеляра.
Но жизнь готовила ему новое испытание. «В то время, – писал Абеляр в «Истории моих бедствий», – жила в Париже молодая девушка по имени Элоиза… Прекрасная собою, она ещё более блистала умом, нежели красотою». Элоиза была образованной девушкой, изучала науки и языки, в том числе древнегреческий и древнееврейский. Её дядя, каноник Фульбьер, желая дать ей наилучшее образование, взял Абеляра в свой дом в качестве жильца и в качестве домашнего учителя Элоизы. «Так Фульбьер, – вспоминал Абеляр, – отдал нежную овечку голодному волку. Он полагался на невинность Элоизы и на мою репутацию мудрости. Скоро мы имели одно сердце. Мы искали уединения, которого требует наука, и, далёкая от взоров, любовь наша наслаждалась этим уединением. Перед нами лежали открытые книги, но в уроках наших было больше любви, чем наставлений мудрости, больше поцелуев, чем науки». Он сочинял стихи, и это были «песни любви, а не аксиомы философии». «Одаренный талантом слова и пения, – писала ему впоследствии Элоиза, – вы заставили звучать на всех устах имя Элоизы»
Абеляр и Элоиза поженились, и у них родился сын. Опасаясь разрушения карьеры мужа и насмешек в его адрес со стороны его учеников, Элоиза настояла на сохранении брака в тайне. Каноник Фульбьер, хотя и был разгневан, согласился с этим, но не сдержал своего слова, и вскоре брак Абеляра и Элоизы стал «притчей во языцех». А когда Элоиза, желая прекратить пересуды, приняла в Аржантее монашеское одеяние (но ещё не пострижение), дядя её пришёл в бешенство, подговорил неких мужчин, которые, подкупив слугу Абеляра, ворвались к нему ночью в дом и оскопили его.
Жестоко страдая морально и физически, он решил уйти от мира, вступил монахом в монастырь Сен-Дени и уговорил Элоизу (ей в то время было 19 лет) также уйти в монастырь, где она впоследствии стала настоятельницей. В течение десяти лет они ничего не знали друг о друге. Но когда Абеляр написал автобиографическое произведение «История моих бедствий», оно получило широкую популярность и дошло до Элоизы. Она написала ему письмо, и между ними началась переписка, которая продолжалась до самой смерти Абеляра и до сих пор считается образцом любовного эпистолярного жанра. Умирая, Абеляр завещал передать его тело Элоизе.
Прерванная на время преподавательская деятельность Абеляра скоро была возобновлена по просьбе его учеников и с согласия конвента Сен-Дени. Новый этап учительства оказался еще более блистательным. Смелое и остроумное приложение логических приёмов к разрешению богословских проблем вызывают взрыв восторга учеников, зависть соперников, беспокойство церкви.
Особенно нападали на Абеляра ученики Ансельма Ланского – Альберик Римский и Лотульф Ломбардский. Они обвиняли его в том, что он читает лекции по философии, содержание которых несовместимо с его монашеским званием, а также лекции по богословию без соответствующего разрешения церковных властей. При поддержке Гильома де Шампо они добились созыва в 1121 г. церковного собора. Поводом послужила новая книга Абеляра «О божественном единстве и троичности», в которой он доказывал, что существует лишь один Бог-отец, а Бог-Сын и Бог-дух – лишь проявления его могущества.
Собор был созван в Суассоне, городе, где за тридцать лет до этого был осуждён по обвинению в ереси учитель Абеляра Росцелин. Абеляр готовился к развёрнутому диспуту и был уверен, что сумеет доказать свою правоту. Однако оппоненты его, понимая опасность открытого спора с Абеляром, не дали ему возможности принять в нём участия. Несмотря на симпатии по отношению к Абеляру со стороны некоторых участников собора и на то, что в ходе обсуждения судьи неоднократно обвиняли друг друга в грубом невежестве и в еретических заблуждениях, он был обвинен в ереси, приговорен к собственноручному сожжению своей книги и ссылке на исправление в аббатство Святого Медарда.
Однако ученики и последователи Абеляра, узнав об обстоятельствах его обвинения, стали открыто нападать на его преследователей, и тем пришлось даже оправдываться. В такой ситуации папский легат разрешил Абеляру вернуться в Сен-Дени. Но в ходе исторических исследований о происхождении аббатства Абеляр подверг сомнению легенду о Святом Дионисии и стал доказывать, что тот не мог быть основателем обители, поскольку никогда не был в Галиции, а мощи его покоятся в Греции. Монахи стали грозить ему гневом короля за унижение славы знаменитой базилики. Абеляру пришлось спасаться бегством и искать защиты у графа Шампани. При содействии некоторых членов королевского совета ему удалось договориться с руководством монастыря о том, что он будет жить за пределами монастыря, оставаясь под его эгидой.
Кто-то подарил ему участок земли в пустынном месте между Ножаном и Труа, где Абеляр построил хижину. Вскоре вокруг неё выросли шалаши его учеников. Тут же была построена молельня, которую Абеляр посвятил Духу-Утешителю, назвав её Параклетом. Среди поклонников Абеляра в Параклете было много бродячих актёров, поэтов и студентов, которые слагали весьма вольные песенки и куплеты, в том числе и антиклерикальные, в которых доставалось иногда и самому папе Римскому. Это дало повод его противникам объявить его врагом не только церкви и папы, но и короля.
Абеляр уже стал подумывать о бегстве к мусульманам, чтобы там, как писал он о себе, «среди противников Христа… спокойно жить по-христиански». Но в этот момент монахи обители Сен-Жильд в Бретани избрали его своим аббатом. Край этот был дикий, а монахи – грубые и развращённые. Они рассчитывали найти в Абеляре снисходительного аббата, а встретили строгого начальника, и между ними практически с самого начала ведётся настоящая война. Они подливали ему яд в святые дары, подстерегали ночью в темноте, чтобы убить его. Это привело Абеляра в полное отчаяние. Именно здесь он и написал свое автобиографическое произведение «История моих бедствий». Это вполне светская книга, и, читая её, трудно предположить, что она написана монахом. Он рассказывает о своей любви к Элоизе и всех её перипетиях, о своей преподавательской деятельности, которой гордился, о зависти к его успехам его противников, которых он не щадит, с горечью, но с остроумием повествует о недостойном спектакле осуждения его на Суассонском соборе.
В конце концов он был вынужден покинуть обитель и в 1136 г. вновь открывает школу в Париже, на горе Сен-Женевьев. В своих работах этого периода он пытался смягчить и прояснить те идеи, которые послужили поводом для его осуждения. Но столпы церкви обнаружили в них ещё худшие заблуждения. На этот раз главным его обвинителем становится Бернар Клервосский. Неистовый проповедник смиренной любви к непостижимому Богу и беззаветного послушания ему на земле, Бернар страстно ненавидел непокорного Абеляра. Опасаясь вступать с ним в открытый диалог, Бернар развил бурную деятельность по созыву нового собора по осуждению Абеляра.
Собор состоялся в Сансе в 1140 г. Как и в Суассоне, судьба Абеляра была предрешена заранее. Он был осуждён как арианин за учение о личности Христа, как несторианец за учение о Святой Троице, как пелагианин за учение о благодати. Не дожидаясь оглашения приговора, он покинул собор, намереваясь подать апелляцию папе в Риме. Но по дороге туда узнал, что папа Иннокентий II утвердил решение собора, осудившего его на «вечное молчание». Пьер Абеляр был сломлен. Аббат Клюни, Петр достопочтенный, всегда с сочувствием относившийся к нему, предложил ему пожить в его монастыре, где он и провел остаток своих дней. Желая остаться сыном церкви, Абеляр отрёкся от некоторых своих положений: он признал наследственность адамова греха, нисхождение спасительной благодати помимо воли человека, власть священников – даже недостойных – «вязать и решать», пока церковь их не отвергнет, равное могущество трёх ипостасей Бога. Он даже встретился с Бернаром Клервосским при посредничестве Петра Достопочтенного и успел покорить его блеском своей речи и личным обаянием.
Умер Пьер Абеляр 2 апреля 1142 г. Посылая, согласно завещанию, его тело Элоизе, аббат клюнийский писал: «Он был тот, чьё имя вечно будут называть с уважением – Абеляр». После многих скитаний останки Пьера Абеляра и Элоизы в 1817 г. были захоронены в Париже, на кладбище Пер-Лашез

Вся биография

Идеи

Основоположник диалектической схоластики

Трактовка понятия вещи в концепции Абеляра во многих отношениях примечательна. Абеляр, во-первых, в гораздо большей степени, чем его предшественники и современники, осознает связь логики и онтологии. Поэтому он устанавливает четкое и однозначное соответствие между логическими и онтологическими категориями. Во-вторых, концентрируя внимание на разработке проблем теоретической онтологии, Абеляр сопоставляет основным онтологическим единицам не только их логико-грамматический эквивалент, но и познавательную операцию, с помощью которой выделяется та или иная единица.

Ввел методику преподавания в форме бесед и диспутов

Ученики могли задавать ему любые вопросы, учитель в диспутах – главный ответчик, а ученики учились на его ответах.

Художественно-эстетическое воспитание учеников

Проблемы художественно-эстетического воспитания и образования молодого поколения в средневековье занимали центральное место в осмыслении сути воспитания в концепции Пьера Абеляра. С помощью художественно-эстетического освоения мира ребенок учится преобразовать действительность.

Все идеи

Книги

Thumb %d0%90%d0%b1%d0%b5%d0%bb%d1%8f%d1%80 %d0%98%d1%81%d1%82%d0%be%d1%80%d0%b8%d1%8f %d0%bc%d0%be%d0%b8%d1%85 %d0%b1%d0%b5%d0%b4%d1%81%d1%82%d0%b2%d0%b8%d0%b9
Абеляр Пьер. История моих бедствий. Издательство Академии Наук СССР, 1959. — 256 с.
Пьер Абеляр
Абеляр Пьер. История моих бедствий. Издательство Академии Наук СССР, 1959. — 256 с.
Thumb 2  %d0%90%d0%b1%d0%b5%d0%bb%d1%8f%d1%80 %d0%a2%d0%b5%d0%be%d0%bb%d0%be%d0%b3%d0%b8%d1%87%d0%b5%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b5 %d1%82%d1%80%d0%b0%d0%ba%d1%82%d0%b0%d1%82%d1%8b
Абеляр Пьер. Теологические трактаты. Составление, перевод с латыни, вводная статья, комментарии, указатели Светланы Неретиной — М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2010. - 640 с.
Пьер Абеляр
Абеляр Пьер. Теологические трактаты. Составление, перевод с латыни, вводная статья, комментарии, указатели Светланы Неретиной — М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2010. - 640 с.
Thumb 3   %d0%90%d0%b1%d0%b5%d0%bb%d1%8f%d1%80 %d0%94%d0%b8%d0%b0%d0%bb%d0%be%d0%b3 %d0%bc%d0%b5%d0%b6%d0%b4%d1%83 %d1%84%d0%b8%d0%bb%d0%be%d1%81%d0%be%d1%84%d0%be%d0%bc  %d0%b8%d1%83%d0%b4%d0%b5%d0%b5%d0%bc %d0%b8 %d1%85%d1%80%d0%b8%d1%81%d1%82%d0%b8%d0%b0%d0%bd%d0%b8%d0%bd%d0%be%d0%bc
Абеляр Пьер. Диалог между философом, иудеем и христианином. Предисловие С. С. Неретиной
Пьер Абеляр
Абеляр Пьер. Диалог между философом, иудеем и христианином. Предисловие С. С. Неретиной
Thumb 4 %d0%ad%d1%82%d0%b8%d0%ba%d0%b0 %d0%b8%d0%bb%d0%b8 %d0%bf%d0%be%d0%b7%d0%bd%d0%b0%d0%b9 %d1%81%d0%b0%d0%bc%d0%be%d0%b3%d0%be %d1%81%d0%b5%d0%b1%d1%8f
Абеляр Пьер. Этика, или познай самого себя. «Человек» — 1995 №3—5 - 67с.
Пьер Абеляр
Абеляр Пьер. Этика, или познай самого себя. «Человек» — 1995 №3—5 - 67с.

Интерпретация идей

График интерпретации идей глазами экспертов и участников проекта. На этом графике вы можете отобразить ваше понимание взглядов педагога-мыслителя по 16 критериям, представленным на 8 осях.

РЕ
Ориентация на результат
СЦ
Ориентация на социальные ценности
ВШ
Опора на внешний стимул деятельности
ПВ
Опора на поведение
ГЗ
Фокус на передаче готовых знаний и опыта
ОБ
Центрация на деятельности обучающегося
УБ
Ориентация на управляемое изменение будущего
ФЗ
Ценность формального, фундаментального знания
ПР
Ориентация на процесс
ИР
Ориентация на индивидуально-личностное развитие
ВН
Опора на внутренний стимул деятельности
КП
Опора на когнитивный процесс
ИН
Фокус на индуктивных способах приобретения знаний и опыта
ПД
Центрация на деятельности педагога 
СТ
Ориентация на сохранение традиций, адаптацию личности
ПТ
Ценность знания ориентированного на потребности жизни
Оценки педагогической концепции, созданные другими участниками проекта и экспертов, вы сможете посмотреть после того, как сохраните свою оценку педагогу.