Войти
EN

Гуго Сен-Викторский

Средневековый теолог, педагог, философ и богослов, известнейший представитель сен–викторской (викторинской) богословской школы, один из наиболее ярких спекулятивных мистиков Средневековья. Обосновал четыре главных вида познания (схема единства философского знания).
Годы жизни
1096-1141
Страна
Франция
Научная школа
Сен - Викторская богословская школа
Предшественники
Последователи
Gaivho 01

Оцените идеи педагога

1.
Оцените

Выскажите мнение об идеях педагога на основе изученного материала с помощью графо-аналитического инструмента

2.
Сохраните

Сохраните оценку и зарегистрируйтесь чтобы получите доступ к мнению экспертов

3.
Сравните

После оценки педагога сравните вашу оценку с мнением экспертов и остальных пользователей

4.
Обсудите

Обсудите на практических занятиях варианты интерпритаций идей педагога и аргументируйте свою

Thumb %d0%9a%d1%83%d1%80%d0%b8%d1%86%d1%8b%d0%bd
Thumb %d0%9f%d0%b0%d0%bf%d1%83%d1%82%d0%ba%d0%be%d0%b2%d0%b0
Thumb %d0%97%d0%b0%d0%ba%d0%b0%d0%b1%d0%bb%d1%83%d0%ba%d0%be%d0%b2%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9
Thumb frolov
Thumb fedorov
Узнайте что об этом педагоге думают эксперты проекта.

Биография

1096-1141

Родился во Фландрии в знатной семье. Начальное образование получил в
Хаммерслебенском монастыре, затем переехал в Париж, который был
центром философско-теологического образования Западной Европы, и обосновался в
аббатстве Сен-Виктор, где находилась крупная философская школа,
созданная Гильомом де Шампо. С 1115 г. стал преподавателем этой школы, а
с 1138 г. — ее главой. Автор многочисленных трактатов — богословских («О
таинствах христианской веры», «О суетности мира», «Описание небесной иерархии св.
Дионисия Ареопагита» и др.) и дидактических («Описание карты мира», «О
грамматике», «Практическая геометрия» и др.).
Основное сочинение Гуго Сен-Викторского — «Дидаскаликон...» «Didascalion de
studio legendi» («Наставления в обучении чтению»), написанный в 20-е гг. XII в. Этот
труд резюмирует дидактическую литературу поздней античности и раннего
Средневековья. Вобрав в себя основные достижения философской и дидактической
мысли, он дает стройное и краткое описание системы знаний и наук, излагает способы
и последовательность их освоения, связывая это с системой мироздания и со смыслом
существования человека.
По своему философскому содержанию «Дидаскаликон» — одно из лучших и
наиболее характерных сочинений XII в. Поскольку средневековой философии был
присущ дидактизм (задача состояла не только в познании истины, но и в передаче ее
другим), философские труды создавались в форме диалога между учителем иучеником. Гуго Сен-Викторский при написании трактата также поставил
перед собой откровенно дидактическую цель — наставить учащихся, что, как и в
какой последовательности читать, чтобы быстрее постигнуть искусства и науки. Книга
содержит конкретные советы учителю. По мнению автора, содержание наук может
быть усвоено только при правильных методах преподавания, учитывающих
возрастные и природные особенности и интересы обучаемых, а также специфику
преподаваемой науки. Чтение должно перемежаться запоминанием материала,
размышлениями о прочитанном и услышанном. Успех будет сопутствовать обучению,
если оно будет носить последовательный и систематический характер, развивать
логику мышления учащихся. Рассказ о различных науках и искусствах Гуго Сен-
Викторский связывал с картиной мироздания, которая объясняла разнообразие знаний.
Его позиция: «Изучай все! Позже ты увидишь: ничего не лишне». Главной целью
человеческой жизни Гуго Сен-Викторский считал познание, которое движется от
личного опыта человека к пониманию внешнего мира и истины. Он выделил три
ступени познания: восприятие и размышление, рассуждение, созерцание - и
предложил программу обучения, включавшую теоретическое обоснование, изложение
курса наук, методику преподавания, основы нравственного воспитания. «Наставления
в обучении чтению» оказали влияние на развитие образования в Западной Европе.
Подчёркивал, что содержание наук может быть хорошо усвоено только при
правильных методах преподавания, учитывающих возраст, природные склонности и
интересы учащихся,...
После смерти Гуго Сен-Викторского стали почитать как святого, особенно в Сен-
Викторском аббатстве, несмотря на отсутствие официальной канонизации; ему
приписывали чудотворения, к его мощам стекались паломники. За свои
энциклопедические познания, обширную эрудицию и богословскую образованность
Гуго Сен-Викторский получил почетный титул «второй Августин».

Вся биография

Идеи

Вся совокупность человеческих знаний объемлется философией

Философия является средством для восстановления
человеком целостности своей природы, утраченной в
грехопадении.
Философия является средством для устранения
повреждения, нанесенного грехом

Разработал три непреложных для чтения правила

Разработал три непреложных для чтения правила
 нужно знать, что читать,
 необходимо знать в каком порядке, то есть что
читать сначала, а что потом
 нужно знать, как читать

Обосновал четыре главных вида познания (схема единства философского знания)

Выделил четыре главных вида познания (схема
единства философского знания):
 теория, необходимая для постижения истины
путем размышлений;
 практика, наставляющая в добрых нравах;
 механика, определяющая наши действия в этой
жизни;
 логика, представляющая собой науку о
правильной речи и ведении спора.

Разработал христологический догмат

«Христос есть один в одном Лице, двух природах и трех
сущностях; одно Лицо, потому что Тот же Самый и Бог
и Человек; в двух природах - божественной и
человеческой; в трех сущностях (tribus essentiis) -
Божестве, плоти и душе, которые различаются без
разделения и сочетаются без слияния»

Пять ступеней восхождения человека к будущему совершенству

Выделение пяти ступеней восхождения человека к
будущему совершенству заключается в следующем:
 чтение или научение − дает понимание и знание
того, как действовать; это − начало добра;
 размышление − дает совет о том, как исполнить
то, что познано как должное;
 молитва − обращается за помощью к Богу;
 доброделание − это путь, ведущий к вечной
жизни, плод которой уже в этой жизни предвкушается
через созерцание
 созерцание

Выделил три вида размышления

Разработал и обосновал три вида размышления:
 Первый тип рождается от удивления перед
величием творений Божиих,
 Второй тип размышления происходит от чтения
Священного Писаний,
 Третий тип размышления от наблюдения за
своими и чужими нравами

Выделил и обосновал три «видения» (visiones) разумной души

Выделил три типа «видения» (visiones) разумной
души:
 обдумывание (cogitatio) - происходит тогда, когда
ум обращается к преходящим вещам, воспринимая их
образы или посредством чувств, или посредством
воспоминания о них.
 размышление (meditatio) - тщательный пересмотр
результатов обдумывания, стремящийся проникнуть в
сокрытое
 созерцание (contemplatio) - определяет как
«живость мышления (vivacitas intelligentiae), которая,
всем непосредственно обладая, постигает это ясным
видением»

Все идеи

Книги

Thumb cover
Гуго Сен-викторианский О таинствах христианской веры
Гуго Сен-Викторский
Не найдена в свободном доступе
Гуго Сен-викторианский О таинствах христианской веры
Thumb cover
Гуго Сен-викторианский Дидаскалион (Наставления в обучении чтению) (до 1130)
Гуго Сен-Викторский
Гуго Сен-викторианский Дидаскалион (Наставления в обучении чтению) (до 1130)
Гуго Сен-викторианский Описание небесной иерархии св.Дионисия Ареопагита (ок.1125)
Гуго Сен-Викторский
Не найдена в свободном доступе
Гуго Сен-викторианский Описание небесной иерархии св.Дионисия Ареопагита (ок.1125)
Гуго Сен-викторианский Толкования на [трактат] св. Дионисия Ареопагита «О Гуго Сен-викторианский Небесной иерархии» (после 1137)
Гуго Сен-Викторский
Не найдена в свободном доступе
Гуго Сен-викторианский Толкования на [трактат] св. Дионисия Ареопагита «О Гуго Сен-викторианский Небесной иерархии» (после 1137)
Гуго Сен-викторианский О грамматике (до 1125)
Гуго Сен-Викторский
Не найдена в свободном доступе
Гуго Сен-викторианский О грамматике (до 1125)
Гуго Сен-викторианский Практическая геометрия (до 1125)
Гуго Сен-Викторский
Не найдена в свободном доступе
Гуго Сен-викторианский Практическая геометрия (до 1125)
Гуго Сен-викторианский О тайнах естественного и писаного закона
Гуго Сен-Викторский
Не найдена в свободном доступе
Гуго Сен-викторианский О тайнах естественного и писаного закона
Гуго Сен-викторианский О размышлении (ок. 1130)
Гуго Сен-Викторский
Не найдена в свободном доступе
Гуго Сен-викторианский О размышлении (ок. 1130)
Гуго Сен-викторианский О могуществе и воле Божией
Гуго Сен-Викторский
Не найдена в свободном доступе
Гуго Сен-викторианский О могуществе и воле Божией
Гуго Сен-викторианский О залоге души (после 1130)
Гуго Сен-Викторский
Не найдена в свободном доступе
Гуго Сен-викторианский О залоге души (после 1130)
Гуго Сен-викторианский О единстве тела и духа
Гуго Сен-Викторский
Не найдена в свободном доступе
Гуго Сен-викторианский О единстве тела и духа
Гуго Сен-викторианский О способе молитвы
Гуго Сен-Викторский
Не найдена в свободном доступе
Гуго Сен-викторианский О способе молитвы
Гуго Сен-викторианский «Разъяснительные примечания к Пятикнижию»
Гуго Сен-Викторский
Не найдена в свободном доступе
Гуго Сен-викторианский «Разъяснительные примечания к Пятикнижию»
Гуго Сен-викторианский «Аллегории на Новый Завет»
Гуго Сен-Викторский
Не найдена в свободном доступе
Гуго Сен-викторианский «Аллегории на Новый Завет»
Гуго Сен-викторианский О трех способах существования вещей
Гуго Сен-Викторский
Не найдена в свободном доступе
Гуго Сен-викторианский О трех способах существования вещей
Гуго Сен-викторианский О трех днях (ок. 1130)
Гуго Сен-Викторский
Не найдена в свободном доступе
Гуго Сен-викторианский О трех днях (ок. 1130)
Гуго Сен-викторианский О четырех волях во Христе (после 1130)
Гуго Сен-Викторский
Не найдена в свободном доступе
Гуго Сен-викторианский О четырех волях во Христе (после 1130)
Гуго Сен-викторианский О мудрости души Христа (после 1133)
Гуго Сен-Викторский
Не найдена в свободном доступе
Гуго Сен-викторианский О мудрости души Христа (после 1133)
Гуго Сен-викторианский О девстве блаженной Марии (1131)
Гуго Сен-Викторский
Не найдена в свободном доступе
Гуго Сен-викторианский О девстве блаженной Марии (1131)
Гуго Сен-викторианский Предварительные замечания о Священных Писаниях и писателях (до 1130)
Гуго Сен-Викторский
Не найдена в свободном доступе
Гуго Сен-викторианский Предварительные замечания о Священных Писаниях и писателях (до 1130)
Гуго Сен-викторианский Пояснительные заметки к Пятикнижию (до 1130)
Гуго Сен-Викторский
Не найдена в свободном доступе
Гуго Сен-викторианский Пояснительные заметки к Пятикнижию (до 1130)
Гуго Сен-викторианский Пояснительные заметки к книгам Царств (до 1130)
Гуго Сен-Викторский
Не найдена в свободном доступе
Гуго Сен-викторианский Пояснительные заметки к книгам Царств (до 1130)
Гуго Сен-викторианский Толкование на Песнь блаженной Марии (после 1130)
Гуго Сен-Викторский
Не найдена в свободном доступе
Гуго Сен-викторианский Толкование на Песнь блаженной Марии (после 1130)
Гуго Сен-викторианский О Ноевом ковчеге в нравственном смысле ( между 1124 и 1130)
Гуго Сен-Викторский
Не найдена в свободном доступе
Гуго Сен-викторианский О Ноевом ковчеге в нравственном смысле ( между 1124 и 1130)
Гуго Сен-викторианский О Ноевом ковчеге в мистическом смысле (между 1124 и 1130)
Гуго Сен-Викторский
Не найдена в свободном доступе
Гуго Сен-викторианский О Ноевом ковчеге в мистическом смысле (между 1124 и 1130)
Ещё 21 книга

Интерпретация идей

График интерпретации идей глазами экспертов и участников проекта. На этом графике вы можете отобразить ваше понимание взглядов педагога-мыслителя по 16 критериям, представленным на 8 осях.

РЕ
Ориентация на результат
СЦ
Ориентация на социальные ценности
ВШ
Опора на внешний стимул деятельности
ПВ
Опора на поведение
ГЗ
Фокус на передаче готовых знаний и опыта
ОБ
Центрация на деятельности обучающегося
УБ
Ориентация на управляемое изменение будущего
ФЗ
Ценность формального, фундаментального знания
ПР
Ориентация на процесс
ИР
Ориентация на индивидуально-личностное развитие
ВН
Опора на внутренний стимул деятельности
КП
Опора на когнитивный процесс
ИН
Фокус на индуктивных способах приобретения знаний и опыта
ПД
Центрация на деятельности педагога 
СТ
Ориентация на сохранение традиций, адаптацию личности
ПТ
Ценность знания ориентированного на потребности жизни
Оценки педагогической концепции, созданные другими участниками проекта и экспертов, вы сможете посмотреть после того, как сохраните свою оценку педагогу.