Войти
EN

Жак Маритен

Французский философ, представитель неотомизма. Создатель религиозно-утопической концепции «интегрального гуманизма», призванного перестроить цивилизацию, сплотить людей на основе признания религиозных ценностей. В его многочисленных трудах с позиций томизма освещались проблемы психологии, социологии, эстетики, этики и педагогики.
Годы жизни
1882-1973
Страна
Франция
Научная школа
Интегральный гуманизм
Предшественники
Gaivho 01

Оцените идеи педагога

1.
Оцените

Выскажите мнение об идеях педагога на основе изученного материала с помощью графо-аналитического инструмента

2.
Сохраните

Сохраните оценку и зарегистрируйтесь чтобы получите доступ к мнению экспертов

3.
Сравните

После оценки педагога сравните вашу оценку с мнением экспертов и остальных пользователей

4.
Обсудите

Обсудите на практических занятиях варианты интерпритаций идей педагога и аргументируйте свою

Thumb %d0%9a%d1%83%d1%80%d0%b8%d1%86%d1%8b%d0%bd
Thumb %d0%9f%d0%b0%d0%bf%d1%83%d1%82%d0%ba%d0%be%d0%b2%d0%b0
Thumb %d0%97%d0%b0%d0%ba%d0%b0%d0%b1%d0%bb%d1%83%d0%ba%d0%be%d0%b2%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9
Thumb frolov
Thumb fedorov
Узнайте что об этом педагоге думают эксперты проекта.

Биография

1882-1973

Родился в Париже 18 ноября 1882. Получил протестантское воспитание, учился в Сорбонне, два года (1907–1908) провел в Гейдельбергском университете, изучая биологию под руководством Ханса Дриша. Был учеником Бергсона, затем под влиянием и по примеру Л.Блуа принял католичество (1906). После этого деятельность Маритена направлялась желанием интегрировать в современную мысль философию св.Фомы Аквинского. Преподавал философию в парижском коллеже св.Станислава, в 1914–1939 – профессор новой философии в Католическом институте в Париже. Маритен был французским послом в Ватикане (1945–1948). В 1948 был приглашен на должность профессора в Принстонский университет, где преподавал до 1960.
Первая книга Маритена, Философия бергсонианства (La philosophie bergsonienne, 1914), посвящена критике идей Бергсона. В лекциях и многочисленных публикациях Маритен защищал ортодоксальные католические взгляды и стал во главе движения французского неотомизма. В томизме он видел систему, позволяющую объединить прогресс и традицию. Его глубоко волновали современные политические и моральные проблемы, и он был склонен решать их по-философски, но в свете откровения и главных предпосылок христианства.
«Новый гуманизм», который проповедовал философ, должен послужить обновлению цивилизации, дать то, что мир ожидает от христианства. По Маритену, классическая форма гуманизма является отрицанием наиболее глубоких корней традиции, отказом от сверхприродного начала в человеке и отпадением человека от Бога. Для «антропоцентрического гуманизма» человеческая природа самодостаточна. Напротив, новый гуманизм должен быть теоцентрическим. Согласно новому гуманизму, человек открыт миру божественного и сверхприродного, поскольку он одновременно природное и сверхприродное существо.
В трудах по эстетике, например в Искусстве и схоластике (L'Art et scolastique, 1920), Маритен разрабатывал томистский подход к искусству, анализировал работы писателей и художников (особенно Нового времени) с точки зрения присущего им духовного начала. В период 1935–1945 он много писал по проблемам политики. С его точки зрения, демократия – мирское проявление духа Евангелий, и у нее те же враги, что и у христианства. Главным заблуждением современности является вера, что человек может спастись собственными силами и что история человечества осуществляется без вмешательства Провидения.
Маритен преподавал в США в 1940-х и 1950-х годах, затем вернулся во Францию и поселился в Тулузе. В 1965 во время посещения Рима был принят с почестями папой Павлом VI. В 1966 опубликовал книгу Гароннский крестьянин (Le Paysan de la Garonne), в которой подверг критике католический неомодернизм. Среди других его работ – Различить, чтобы объединить, или Уровни познания (Distinguer pour unir, ou Les degrés du savoir, 1932); Семь лекций о бытии (Sept leçons sur l'être, 1934); Границы поэзии и другие эссе (Frontières de la poésie et autres essais, 1935); Интегральный гуманизм (Humanisme intégral, 1936); Краткий трактат о существовании и существующем (Court Traité de l'existence et de l'existent, 1947); Девять лекций о главных понятиях моральной философии (Neuf leçons sur les notions premières de la philosophie morale, 1951); Человек и государство (Man and the State, 1951); Философия в Сите (La philosophie dans la Сité, 1960); Моральная философия (La Philosophie morale, 1960). Умер Маритен в Тулузе 28 апреля 1973.

Вся биография

Идеи

Ортодоксальные католические взгляды; французский неотомизм

В томизме он видел систему, позволяющую объединить прогресс и традицию. Его глубоко волновали современные политические и моральные проблемы, и он был склонен решать их по-философски, но в свете откровения и главных предпосылок христианства

«Новый гуманизм»

Должен послужить обновлению цивилизации, дать то, что мир ожидает от христианства. По Маритену, классическая форма гуманизма является отрицанием наиболее глубоких корней традиции, отказом от сверхприродного начала в человеке и отпадением человека от Бога. Для «антропоцентрического гуманизма» человеческая природа самодостаточна. Напротив, новый гуманизм должен быть теоцентрическим. Согласно новому гуманизму, человек открыт миру божественного и сверхприродного, поскольку он одновременно природное и сверхприродное существо.

Вмешательство Провидения

Демократия – мирское проявление духа Евангелий, и у нее те же враги, что и у христианства. Главным заблуждением современности является вера, что человек может спастись собственными силами и что история человечества осуществляется без вмешательства Провидения.

Все идеи

Книги

Маритен Ж. Гароннский крестьянин, 1966
Жак Маритен
Не найдена в свободном доступе
Маритен Ж. Гароннский крестьянин, 1966
Маритен Ж. Различить, чтобы объединить, или Уровни познания,1932
Жак Маритен
Не найдена в свободном доступе
Маритен Ж. Различить, чтобы объединить, или Уровни познания,1932
Маритен Ж. Семь лекций о бытии,1934
Жак Маритен
Не найдена в свободном доступе
Маритен Ж. Семь лекций о бытии,1934
Маритен Ж. Границы поэзии и другие эссе, 1935
Жак Маритен
Не найдена в свободном доступе
Маритен Ж. Границы поэзии и другие эссе, 1935
Маритен Ж. Интегральный гуманизм, 1936
Жак Маритен
Не найдена в свободном доступе
Маритен Ж. Интегральный гуманизм, 1936
Маритен Ж. Краткий трактат о существовании и существующем, 1947
Жак Маритен
Маритен Ж. Краткий трактат о существовании и существующем, 1947
Маритен Ж. Девять лекций о главных понятиях моральной философии, 1951
Жак Маритен
Не найдена в свободном доступе
Маритен Ж. Девять лекций о главных понятиях моральной философии, 1951
Маритен Ж. Философия в Сите, 1960
Жак Маритен
Не найдена в свободном доступе
Маритен Ж. Философия в Сите, 1960
Маритен Ж. Моральная философия, 1960
Жак Маритен
Не найдена в свободном доступе
Маритен Ж. Моральная философия, 1960
Маритен Ж. Маритен Ж. Святой Фома, апостол современности // Знание и мудрость. — М.: Научный мир, 1999.
Жак Маритен
Не найдена в свободном доступе
Маритен Ж. Маритен Ж. Святой Фома, апостол современности // Знание и мудрость. — М.: Научный мир, 1999.
Маритен Ж. О христианской философии // Знание и мудрость. — М.: Научный мир, 1999.
Жак Маритен
Не найдена в свободном доступе
Маритен Ж. О христианской философии // Знание и мудрость. — М.: Научный мир, 1999.
Маритен Ж. Ответственность художника, 1960.
Жак Маритен
Маритен Ж. Ответственность художника, 1960.
Маритен Ж. Человек и государство / Пер. с англ. Т. Лифинцевой. — М.: Идея-Пресс, 2000. — ISBN 5-7333-0033-7.
Жак Маритен
Маритен Ж. Человек и государство / Пер. с англ. Т. Лифинцевой. — М.: Идея-Пресс, 2000. — ISBN 5-7333-0033-7.
Ещё 9 книг

Интерпретация идей

График интерпретации идей глазами экспертов и участников проекта. На этом графике вы можете отобразить ваше понимание взглядов педагога-мыслителя по 16 критериям, представленным на 8 осях.

РЕ
Ориентация на результат
СЦ
Ориентация на социальные ценности
ВШ
Опора на внешний стимул деятельности
ПВ
Опора на поведение
ГЗ
Фокус на передаче готовых знаний и опыта
ОБ
Центрация на деятельности обучающегося
УБ
Ориентация на управляемое изменение будущего
ФЗ
Ценность формального, фундаментального знания
ПР
Ориентация на процесс
ИР
Ориентация на индивидуально-личностное развитие
ВН
Опора на внутренний стимул деятельности
КП
Опора на когнитивный процесс
ИН
Фокус на индуктивных способах приобретения знаний и опыта
ПД
Центрация на деятельности педагога 
СТ
Ориентация на сохранение традиций, адаптацию личности
ПТ
Ценность знания ориентированного на потребности жизни
Оценки педагогической концепции, созданные другими участниками проекта и экспертов, вы сможете посмотреть после того, как сохраните свою оценку педагогу.