Войти
EN

Надежда Константиновна Крупская

Российская революционерка, советский государственный партийный, общественный и культурный деятель. Почётный член АН СССР. Идеолог коммунистического воспитания. из создателей советской системы народного образования, сформулировав основную задачу нового просвещения: «Школа должна не только обучать, она должна быть центром коммунистического воспитания».
Годы жизни
1869-1939
Регион
Российская империя, Советская Россия, СССР
Научная школа
Реализация марксистской концепции воспитания в условиях социалистического общества
Источник идей
Последователи идей
Gaivho 01

Оцените идеи педагога

1.
Оцените

Выскажите мнение об идеях педагога на основе изученного материала с помощью графо-аналитического инструмента

2.
Сохраните

Сохраните оценку и зарегистрируйтесь чтобы получите доступ к мнению экспертов

3.
Сравните

После оценки педагога сравните вашу оценку с мнением экспертов и остальных пользователей

4.
Обсудите

Обсудите на практических занятиях варианты интерпритаций идей педагога и аргументируйте свою

Thumb 2016 06 30 14 21 33 4846 povshednaya
Thumb %d1%81%d0%bb%d0%b5%d0%bf%d0%b5
Узнайте что об этом педагоге думают эксперты проекта.
Экспертные оценки педагога

Биография

1869-1939

Родилась Надежда Константиновна Крупская в бедной дворянской
семье в Санкт-Перербурге. Отец — поручик Константин Игнатьевич
Крупский (1838-1888). Он был человеком передовых взглядов, участвовал
в Комитете русских офицеров, поддерживал участников Польского
восстания 1863 года. За свои антиправительственные взгляды был признан
неблагонадёжным и уволен со службы. Мать — Елизавета Васильевна
Тистрова (1843-1915) гувернантка.
В 1887 году Надя окончила с золотой медалью частную
женскую гимназию княгини А.А. Оболенской в Петербурге. Интерес к
педагогической деятельности возник у неё ещё в семье под влиянием
собиравшихся у отца народовольцев, «ходивших в народ». Развитию этого
интереса в дальнейшем способствовали прогрессивно настроенные учителя
гимназии. В гимназии она решила, что учительницей будет полезна своему
народу.
В 1889 году Крупская поступила на Бестужевские женские курсы в
Петербурге (историко-филологическое отделение), но училась там лишь год.
Будучи слушательницей Высших женских курсов, увлеклась
революционными идеями, вступила в студенческий марксистский кружок.
Там она познакомилась с появившимися в России произведениями К.Маркса
и Ф. Энгельса. Для того, чтобы полостью отдаться революционной работе,
ушла с курсов. С 1891 по1896 годы преподавала в Петербургской
воскресной вечерней школе для взрослых за Невской заставой на
Шлиссельбургском тракте, занимаясь пропагандистской работой.
В 1894 году познакомилась с молодым марксистом Владимиром
Ульяновым (Лениным) Вместе с ним участвовала в организации и
деятельности «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». В 1896 году
была арестована и после семимесячного заключения сослана в Уфимскую
губернию, но отбывала ссылку в Сибири, в селе Шушенском, где в 1898
году вступила в церковный брак с Ульяновым (Лениным). В 1898
году вступила в РСДРП. Была известна под рядом партийных псевдонимов
(Саблина, Ленина, Н. К., Артамонова, Онегина, Рыба, Минога, Рыбкина,
Шарко, Катя, Фрей, Галлилей)
В 1901 году эмигрировала в Германию, была секретарём газеты
«Искра». В этот период она активно изучает литературу по теории и
истории педагогики, системы образования развитых стран, разные
направления западной реформаторской педагогики. Итогом этой большой
исследовательской работы стали более 30 статей и книга «Народное
образование и демократия», где история развития школы и
педагогической мысли излагается с марксистских позиций. В России она
была напечатана только в 1917 году.
В 1905 году вместе с Лениным вернулась в Россию, была
секретарём ЦК. После разгрома революции 195-1907 годов отправилась
во вторую эмиграцию. Работала преподавателем в партийной школе
в Лонжюмо под Парижем. В качестве секретаря Ленина помогала3
налаживать связь с партийными организациями в России, принимала
активное участие в работе большевистской прессы.
В апреле 1917 года вместе с Лениным вернулась в Россию. После
Февральской революции 1917 года по решению партии большевиков
принимает активное участие в организации образования в Выборгском
районе Петрограда. В этот период печатает ряд статей по вопросам
народного просвещения в большевистской прессе. Была активной
участницей в подготовке и проведении Октябрьской революции 1917
года
После победы революции по поручению правящей партии
занимается реформированием и организацией системы образования
Советской России. Занималась организацией пролетарского юношеского
движения, составила проект Устава союза рабочей молодёжи. Принимала
активное участие в разработке основополагающих законодательных и
концептуальных документов по реформе системы отечественного
образования: «Положение о единой трудовой школе РСФСР» и4
«Основные принципы единой трудовой школы» (1918 г.). Отстаивала
идеи демократического управления в системе образования.
Была членом коллегии Наркомпроса (Народного комиссариата
просвещения), с 1929 года – заместитель наркома просвещения РСФСР.
Её очень любили коллеги, называли «душой Наркомпроса». В 1920 году
она – руководитель Главного политико-просветительного комитета
(Главполитпросвет). С 1921 года возглавляет научно-педагогическую
секцию Государственного учёного совета (ГУСа) Наркомпроса, который
разрабатывает комплексные учебные программы и руководит другими
педагогическими экспериментами. При активном участии Н.К.Крупской в
1920-е и начале 1930-х годов проводятся многочисленные педагогические
съезды, конференции и совещания. В 1922-33 годах редактирует
педагогический журнал «На путях к новой школе». В 1931-35 годах
возглавляет общество педагогов-марксистов. В 1920-е годы смогла
привлечь к научной деятельности в Наркомпросе многих известных
педагогов дореволюционной России: П.П. Блонского, Н.Н. Иорданского,
Н.В.Чехова, С.Т. Шацкого и др. В эти годы она читает лекции в Академии
коммунистического воспитания и много печатает статей в периодических
изданиях: «На путях к новой школе», «Народное просвещение»,
«Народный учитель», «Внешкольник» и др.
Таким образом, Н.К. Крупская стала одним из создателей советской
системы народного образования, сформулировав основную задачу нового
воспитания: «Школа должна не только обучать, она должна быть центром
коммунистического воспитания»
Крупская — автор многочисленных работ о В.И. Ленине, трудов по
коммунистическому воспитанию, педагогике и истории партии
большевиков. Общее собрание её трудов насчитывает 11 томов. Член
Президиума Верховного Совета СССР. Крупская активно
переписывалась с пионерами, советскими детьми. Была инициатором
открытия многих музеев в СССР, в том числе музеев Белинского и
Лермонтова в Пензенской области. В 1930-е годы Крупская пыталась
противостоять установлению административно-командной системы,
усилению классовой борьбы, выступала против гонений на детей «врагов
народа», но была практически отстранена от работы Наркомпроса и
занималась вопросами библиотечной работы.
До конца жизни выступала в печати, оставаясь членом ЦК ВКП (б),
ВЦИК и ЦИК СССР. В 1937 году избрана депутатом Верховного Совета
СССР. По совокупности работ ей присуждена степень доктора
педагогических наук. После смерти в 1939 году была кремирована, прах
помещён в урне в Кремлёвскую стену на Красной площади в Москве.

Вся биография

Идеи

Марксизм – идеологическая основа советской педагогики

Н.К. Крупская – представитель
марксистской педагогики. Естественно, все
важнейшие педагогические проблемы она
рассматривала с идеологических позиций
марксизма. Поэтому для её работ характерна
некоторая конфронтационность по отношению к
западной педагогике. Однако, это всегда не просто
отрицание, а конструктивная критика с других
идеологических позиций. Она писала
многочисленные статьи и доклады по актуальным
проблемам реформирования отечественной
системы образования в постреволюционный
период. В этих работах она предстаёт не сухим
политическим догматиком, а педагогом-
гуманистом, реформатором, стремящимся взять из
зарубежного опыта всё самое ценное и
приемлемое для условий постреволюционной
России.
С марксистских позиций она рассматривает все
педагогические проблемы.

Ведущие цели воспитания нового человека социалистического общества – воспитание коммунистически убеждённого коллективиста и интернационалиста

С марксистских позиций она рассматривала
проблему целей воспитания в социалистическом
обществе. В её представлении приоритетными
являются цели воспитания у советских детей
коммунистического мировоззрения,
большевистской целеустремленности,
пролетарского интернационализма, коллективизма
и высоких моральных качеств.
В ряде своих произведений Крупская
подробно останавливалась на воспитании
коммунистического отношения к общественной
собственности, к труду. Большой интерес в этом
отношении представляет письмо Надежды
Константиновны пионерам "«Мое» и «наше»"
(1932).
Особое внимание она уделяла воспитанию
коллективизма, считая одной из важнейших задач
советской школы привитие учащимся навыков
общественника-коллективиста. Школа, пионерская2
организация и комсомол имеют общие цели по
воспитанию у подрастающего поколения
коммунистической морали, по развитию у него
коллективизма. При этом условии
индивидуальные черты члена коллектива не
только не будут стираться, а, напротив, будут
развиваться в интересах всего коллектива. Но
неправильно было бы считать, что все цели
воспитания она сводила только к этим целям.
Во многих своих работах она подчеркивала,
что лишь школа, тесно связанная с окружающей
жизнью, с интересами ребенка, открывающая ему
различные сферы применения своих сил, создает
условия для развития человеческой личности. В
советской школе воспитание коллективиста
должно быть соединено с воспитанием
всесторонне развитого, внутренне
дисциплинированного человека, способного
глубоко чувствовать, ясно мыслить, организованно
действовать.

Обоснование комплексного характера содержания образования в советской школе

Для того чтобы успешно осуществлять
воспитание научного мировоззрения у детей,
учителям необходимы глубокие знания, нужно,
чтобы каждый преподаватель в своей деятельности
руководствовался материалистической
диалектикой. Каждый учебный предмет должен
изучаться в школе в связи с другими предметами и
с конкретной жизнью. Без этого наша учеба не
даст учащимся материалистического
мировоззрения, не даст им умения осмыслить
окружающую жизнь, не научит логически думать,
применять знания в жизни. Эти идеи были
положены в основу масштабного педагогического
эксперимента 1920-х годов.
В первые годы строительства советской
школы, когда в научно-педагогической секции
ГУСа решался вопрос о новом содержании и
характере школьных программ, Н. К. Крупская
считала, что комплексная система обучения
поможет установлению диалектической связи
между отдельными учебными предметами.
Впоследствии, признав ошибочность
комплексного построения программы, она с
присущей ей самокритичностью признала
неэффективность этого эксперимента.3
Ряд статей Крупской по вопросам
преподавания отдельных учебных предметов в
школе (истории, географии, математики,
естествознания, литературы и др.) и сейчас имеет
большое теоретическое и практическое значение.
В них содержатся конкретные советы и указания,
как следует вести занятия по отдельным
предметам, добиваясь максимальной активности и
сознательности учащихся).

Взаимосвязь трудового воспитания и политехнического образования

Надежда Константиновна тесно связывала
вопросы трудового воспитания с политехническим
обучением.
Политехнизм, в её представлении — это целая
система, в основе которой лежит изучение техники
в ее различных формах. Сюда входит и изучение
живой природы и технологии материалов, и
изучение орудий производства, их механизмов,
изучение энергетики, изучение географической
основы экономических отношений, влияние
способов добывания и обработки на общественные
формы труда и влияние последних на весь
общественный уклад. «Политехнизм,—
подчеркивала П. К. Крупская, — не есть какой-то
особый предмет преподавания, он должен
пропитывать собою все дисциплины, отразиться
на подборе материала и в физике, и в химии, и в
естествознании, и в обществоведении».
Необходима взаимная связь этих дисциплин и
связь их с практической деятельностью и особенно
с обучением труду.
Большую роль Н. К. Крупская отводила
производительному труду учащихся. Она
указывала, что работа в школьных мастерских для
V—VII классов должна быть педагогически
продумана с точки зрения политехнизации, не
следует допускать ремесленничества; учащихся
VIII—Х классов необходимо включать в труд
промышленных предприятий, колхозов и
совхозов. Это даст им представление о
современной технике, расширит политехнический
кругозор, будет способствовать воспитанию
коммунистического отношения к труду.
Надежда Константиновна была очень4
встревожена тем, что во второй половине 30-х
годов внимание к вопросам политехнизации
школы было ослаблено, проявилась большая
недооценка политехнизма в обучении. Она
обращалась в ЦК ВКП(б) об этом неблагополучии;
подчеркивая огромную роль, которую призвано
сыграть политехническое обучение в стране
строящегося социализма, Н. К. Крупская
предлагала немедленно приступить к
осуществлению целого ряда мероприятий,
обеспечивающих должную постановку в школах
трудового и политехнического обучения)

Теория пионерского движения

С первых дней создания пионерской
организации Крупская принимала в ее жизни
деятельное участие. Детское коммунистическое
движение, писала Н. К. Крупская еще в 1922 году,
поможет «воспитать детей не пассивными
созерцателями строительства социализма, а
активными его строителями». Она считала, что
пионерская организация должна быть школой
коллективизма, школой общей деятельности на
благо социалистической Родины.
Много внимания Н. К. Крупская уделяла
методике работы пионерских отрядов. Она
считала, что пионеры должны быть
застрельщиками в общественно полезной работе
школы, и дала ряд советов по ее развертыванию.
Она подчеркивала, что дети должны быть
поголовно втянуты в общественно полезную
работу, которая, конечно, должна соответствовать
возрасту детей и их интересам.
Она решительно выступала против скучных,
трафаретных форм пионерской работы, добиваясь,
чтобы она была идейно насыщенной, красочной,
удовлетворяющей многообразные детские
интересы. «Поменьше барабанного боя и
побольше углубленной работы» — таково
основное требование, предъявленное Н. К.
Крупской к вожатым. Она призывала их взять всё
ценное из методики скаутского движения:
романтику, игру, самоуправление.
Крупская всемерно помогала пионерам.
Известна ее огромная работа при подготовке и5
проведении I Всесоюзного слета пионеров (1929).
Она получала от пионеров множество писем, на
которые неизменно сама отвечала. «Письма
пионерам», собранные в отдельной книге,—
выдающееся произведение советской педагогики.

Теоретические основы организации самоуправления в школе

Н. К. Крупской принадлежит заслуга в
разработке проблемы самоуправления учащихся в
советской школе. В ряде ее работ: «К вопросу о
школьных судах» (1911), «О школьном
самоуправлении» (1915), в выступлении на
конференции пролетарских культурно-
просветительных организаций 20 сентября 1918
года, в статьях «Общественное воспитание»
(1923), «Школьное самоуправление и организация
труда» (1923), «Детское самоуправление в школе»
(1930) и других рассматривается принципиальное
отличие самоуправления в советской и
буржуазной школе.
Задачей самоуправления в советской школе,
по определению Н. К. Крупской, является
воспитание коллективиста-общественника,
активного участника всей жизни школы,
готовящегося стать гражданином Советского
государства, активного участника
коммунистического строительства. Школьное
самоуправление учащихся, говорила Надежда
Константиновна, должно стать одним из средств,
которое помогает научить детей коллективно
строить новую жизнь. В статье «Задачи школы I
ступени» (1922) Надежда Константиновна говорит
об определяющей роли самоуправления учащихся
как принципа организации детского коллектива и
одной из важнейших задач школы считает
воспитание в детях привычки учиться, жить и
работать коллективно. Надежда Константиновна
рассматривала детское самоуправление как одно
из средств всей системы воспитательной работы.
Важнейшими в советскую эпоху были указания
Надежды Константиновны о правильных
взаимоотношениях комсомольской и пионерской
организаций с органами детского самоуправления,
о роли пионеров и комсомола в самоуправлении.
Она постоянно подчёркивала необходимость
руководящей роли комсомола и пионерской6
организации в работе самоуправления и
педагогического руководства развитием
самодеятельности школьников.

Все идеи

Книги

Thumb %d0%9a%d1%80%d1%83%d0%bf%d1%81%d0%ba%d0%b0%d1%8f %d1%81%d0%be%d1%87. %d0%b2  10 %d1%82. %d0%a4%d0%be%d1%82%d0%be 1
Крупская. Н.К. Педагогические сочинения: в 10т. Т1. автобиографические статьи. Дореволюционные работы.– М.: Изд-во АПН,1957.
Надежда Константиновна Крупская
Не найдена в свободном доступе
Крупская. Н.К. Педагогические сочинения: в 10т. Т1. автобиографические статьи. Дореволюционные работы.– М.: Изд-во АПН,1957.
Thumb %d0%9a%d0%bd%d0%b8%d0%b3%d0%b0 %d0%9a%d1%80%d1%83%d0%bf%d1%81%d0%ba%d0%be%d0%b9 2
Крупская, Н.К. Избранные произведения. – М.
Надежда Константиновна Крупская
Крупская, Н.К. Избранные произведения. – М.
Thumb %d0%9a%d0%bd%d0%b8%d0%b3%d0%b0 %d0%9a%d1%80%d1%83%d0%bf%d1%81%d0%ba%d0%be%d0%b9  3
Крупская, Н.К. . О коммунистическом воспитании школьников. – М.: Просвещение, 1987.
Надежда Константиновна Крупская
Не найдена в свободном доступе
Крупская, Н.К. . О коммунистическом воспитании школьников. – М.: Просвещение, 1987.
Крупская, Н.К. Письма к пионерам
Надежда Константиновна Крупская
Крупская, Н.К. Письма к пионерам
Крупская, Н.К. Вопросы коммунистического воспитания молодёжи.– М.: Государственное издательство политической литературы, 1959.
Надежда Константиновна Крупская
Не найдена в свободном доступе
Крупская, Н.К. Вопросы коммунистического воспитания молодёжи.– М.: Государственное издательство политической литературы, 1959.
Ещё 1 книга

Интерпретация идей

График интерпретации идей глазами экспертов и участников проекта. На этом графике вы можете отобразить ваше понимание взглядов педагога-мыслителя по 16 критериям, представленным на 8 осях.

РЕ
Ориентация на результат
СЦ
Ориентация на социальные ценности
ВШ
Опора на внешний стимул деятельности
ПВ
Опора на поведение
ГЗ
Фокус на передаче готовых знаний и опыта
ОБ
Центрация на деятельности обучающегося
УБ
Ориентация на управляемое изменение будущего
ФЗ
Ценность формального, фундаментального знания
ПР
Ориентация на процесс
ИР
Ориентация на индивидуально-личностное развитие
ВН
Опора на внутренний стимул деятельности
КП
Опора на когнитивный процесс
ИН
Фокус на индуктивных способах приобретения знаний и опыта
ПД
Центрация на деятельности педагога 
СТ
Ориентация на сохранение традиций, адаптацию личности
ПТ
Ценность знания ориентированного на потребности жизни
Оценки педагогической концепции, созданные другими участниками проекта и экспертов, вы сможете посмотреть после того, как сохраните свою оценку педагогу.