Войти
EN

Януш Корчак

Выдающийся польский педагог – гуманист, врач, детский писатель. В 1911 году в Варшаве открыл Дом сирот, создал стройную воспитательную систему, сердцевиной которой является бескорыстная любовь к детям, принятие их такими, какие они есть.
Годы жизни
1878 – 1942
Страна
Польша
Научная школа
Педагогика – наука об искусстве любви к детям
Предшественники
Последователи
Gaivho 01

Оцените идеи педагога

1.
Оцените

Выскажите мнение об идеях педагога на основе изученного материала с помощью графо-аналитического инструмента

2.
Сохраните

Сохраните оценку и зарегистрируйтесь чтобы получите доступ к мнению экспертов

3.
Сравните

После оценки педагога сравните вашу оценку с мнением экспертов и остальных пользователей

4.
Обсудите

Обсудите на практических занятиях варианты интерпритаций идей педагога и аргументируйте свою

Thumb 2016 06 30 14 21 33 4846 povshednaya
Thumb %d1%81%d0%bb%d0%b5%d0%bf%d0%b5
Узнайте что об этом педагоге думают эксперты проекта.
Экспертные оценки педагога

Биография

1878 – 1942

Выдающийся польский педагог – гуманист, врач, детский писатель Януш
Корчак в 1911 году в Варшаве открыл Дом сирот, создал стройную
воспитательную систему, сердцевиной которой является бескорыстная любовь
к детям, принятие их такими, какие они есть. Он, их учитель, не дрогнул перед
лицом смерти, не оставил их. Вместе со своими 200 воспитанниками он погиб в
газовой камере фашистского лагеря смерти Треблинка, ушел вместе с ними в
бессмертие. Сегодня в Польше 68 школ и 20 детских детдома носят имя Януша
Корчака.
Януш Корчак (Janusz Korczak) родился в 1878-м, по другим источникам - в 1879
году, в Варшаве (Warsaw, Congress Poland, Russian Empire). Януш Корчак – это
псевдоним, а настоящее его имя Генрик Гольдшмит (Henryk Goldszmit). Отец
его, Юзеф Гольдшмидт (Józef Goldszmit), был весьма уважаемым адвокатом,
семья его была из еврейской интеллектуальной среды, и дома мальчика
называли на польский манер Генриком. Впрочем, позже он вспоминал в своем
дневнике, что еще его называли 'растяпой' и 'олухом', и только одна бабушка
верила, что ее внук непременно станет большим ученым.
Учился Януш в русской гимназии (Варшава относилась тогда к Российской
империи), и преподавание в этом заведении шло весьма жестко. Уже с 15-
летнего возраста Генрик, который делал неплохие успехи в учебе, начал
подрабатывать репетиторством – пошатнувшееся здоровье отца требовало
много денег.
В 1898-м Корчак стал студентом медицинского факультета Университета
Варшавы (University of Warsaw), и к 1903 году он уже получил диплом врача. К
этому моменту Корчак уже заинтересовался детскими учреждениями – школами
и больницами, и именно педиатрия стала делом всей его жизни. Кроме того, в
тот ранний период Корчак уже писал для нескольких польских газет.
Во время русско-японской войны в 1905-1906 годах он служил в качестве
военного врача. Одновременно Корчак писал для детей, и вскоре его книги
'Дитя гостиной' ('Dziecko salonu') и 'Дети улицы' ('Dzieci ulicy') принесли ему
немалую известность.
После 1910 года Януш Корчак принял решение оставить медицинскую практику
и всецело занялся своим проектом – он стал основателем 'Дома сирот' для
еврейских детей. Так, в доме 92 на улице Крохмальной (The Krochmalna Street)
в Варшаве он оставался бессменным директором всю свою жизнь.
Поддерживалось заведение филантропами, однако Корчак сумел бытьполностью самостоятельным в педагогической и административной
деятельности Дома.
Авторитет педагога и педиатра рос, и вскоре Корчак уже работал над
созданием Дома для польских детей на Украине, а в годы войны он снова
работал полевым врачом. Известно, что педагогические приемы Корчака были
новаторскими и даже в чем-то революционными. Так, он ввел в своем Доме
детское самоуправление, а также детский товарищеский суд. В его Доме не
было места насилию, неравенству, несправедливости. Позже про него сказали,
что он 'создавал детскую республику… крошечное ядрышко равенства,
справедливости внутри мира, построенного на угнетении'.
Известен Януш Корчак и своей сионистской деятельностью – он принимал
участие вв Втором Сионистском конгрессе, а лидера этого движения, Теодора
Герцля (Theodor Herzl), он безмерно уважал и по-настоящему преклонялся
перед ним.
С приходом нацистов и ростом антисемитизма в Европе Корчак искал для себя
пути уехать, но его удерживала невозможность бросить своих сирот-
воспитанников. Так, вместе со своим 'Домом сирот' он был перемещен в 1940
году в Варшавское гетто. Несмотря на то, что среди его друзей и почитателей
было множество неевреев, которые предлагали ему помощь, Корчак предпочел
остаться в гетто. Известно, что в то трудное время он самоотверженно
заботился о 'своих' детях – доставал для них еду, одежду, лекарства.
В 1942-м, по приказу о депортации евреев, Януш Корчак, а также около 200
детей и его ближайшая коллега и подруга Стефания Вильчинская (Stefania
Wilczyńska), были погружены в вагоны и отправлены в печально известный
концентрационный лагерь Треблинка (Treblinka extermination camp). Известно,
что даже в последний момент Януш имел возможность выбраться, однако он все
же остался, и вместе со всеми разделил скорбную участь в газовой камере.
Ежегодно 23 марта, в память о Януше Корчаке и всех убитых детях, в
Белоруссии и Польше запускают воздушного змея. Сегодня среди переживших
Холокост есть воспитанники Корчака, которые помнят своего педагога и не
дают угаснуть памяти о нем.
'Добра в тысячу раз больше, чем зла. Добро сильно и несокрушимо. Неправда,
что легче испортить, чем исправить', - писал Януш Корчак в своем дневнике

Вся биография

Идеи

Самоценность детства

Педагогика – наука не о детях, а о людях. Главные принципы в педагогике
– принцип любви к ребенку и принцип реальной выполнимости требований,
предъявляемых к нему

Любовь и уважение к ребенку

У ребенка есть право на уважение, право
быть тем, что он есть. Ребенок, равный нам, - ценный человек. Воспитатель
должен любить детей

Роль среды в формировании личности

Взгляды
ребенка формирует не только дом, но и ступеньки к нему, и коридор, что
ведет к этой двери, и двор, и улица (Я.Корчак). Право ребенка быть собой

Все идеи

Книги

Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be 2 %d0%9a%d0%be%d1%80%d1%87%d0%b0%d0%ba %d0%9a%d0%b0%d0%ba %d0%bb%d1%8e%d0%b1%d0%b8%d1%82%d1%8c %d1%80%d0%b5%d0%b1%d0%b5%d0%bd%d0%ba%d0%b0 1991
Корчак Я. Как любить ребенка / Перевод с польского Е. Зениной и Э. Тареевой. - М: «Знание», 1991. - 192 с.
Януш Корчак
Корчак Я. Как любить ребенка / Перевод с польского Е. Зениной и Э. Тареевой. - М: «Знание», 1991. - 192 с.
Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be %d0%9a%d0%be%d1%80%d1%87%d0%b0%d0%ba %d0%9f%d0%b5%d0%b4%d0%b0%d0%b3%d0%be%d0%b3%d0%b8%d1%87%d0%b5%d1%81%d0%ba%d0%be%d0%b5 %d0%bd%d0%b0%d1%81%d0%bb%d0%b5%d0%b4%d0%b8%d0%b5
КОРЧАК Я. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ / Пер. с польского К.Э Сенкевич / Сост. К. П. Чулкова; Вступ. ст. и коммент. М. Н. Кузьмина. — М.: Педагогика, 1991. — 272 c.
Януш Корчак
КОРЧАК Я. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ / Пер. с польского К.Э Сенкевич / Сост. К. П. Чулкова; Вступ. ст. и коммент. М. Н. Кузьмина. — М.: Педагогика, 1991. — 272 c.
Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be %d0%9a%d0%be%d1%80%d1%87%d0%b0%d0%ba %d0%9a%d0%b0%d0%b9%d1%82%d1%83%d1%81%d1%8c %d1%87%d0%b0%d1%80%d0%be%d0%b4%d0%b5%d0%b9
Корчак Я. Кайтусь-чародей / Пер. Л.М. Цывьян. - М.: Махаон, Азбука-Аттикус, 2015. 224 с.
Януш Корчак
Корчак Я. Кайтусь-чародей / Пер. Л.М. Цывьян. - М.: Махаон, Азбука-Аттикус, 2015. 224 с.
Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be %d0%9a%d0%be%d1%80%d1%87%d0%b0%d0%ba %d0%9a%d0%be%d0%b3%d0%b4%d0%b0 %d1%8f %d1%81%d0%bd%d0%be%d0%b2%d0%b0 %d1%81%d1%82%d0%b0%d0%bd%d1%83 %d0%bc%d0%b0%d0%bb%d0%b5%d0%bd%d1%8c%d0%ba%d0%b8%d0%bc
Корчак Я. Когда я снова стану маленьким: Повести / [Пер. с пол. К. Сенкевич; Под ред. А.И. Исаевой; Предисл. В. Смирновой; Рис. Д. Штеренберга]. — М.: Детгиз, 1961. — 254 с.: ил.
Януш Корчак
Корчак Я. Когда я снова стану маленьким: Повести / [Пер. с пол. К. Сенкевич; Под ред. А.И. Исаевой; Предисл. В. Смирновой; Рис. Д. Штеренберга]. — М.: Детгиз, 1961. — 254 с.: ил.
Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be %d0%9a%d0%be%d1%80%d1%87%d0%b0%d0%ba %d0%9a%d0%be%d1%80%d0%be%d0%bb%d1%8c %d0%9c%d0%b0%d1%82%d0%b8%d1%83%d1%88 %d0%9f%d0%b5%d1%80%d0%b2%d1%8b%d0%b9
Корчак Я. Король Матиуш Первый; Король Матиуш на необитаемом острове: [Повести-сказки] /Сокр. пер. с пол. Н. Подольской; Послесл. В. Смирновой; Ил. Е. Сроковского. — М.: Дет. лит, 1972. — 416 с.: ил.
Януш Корчак
Корчак Я. Король Матиуш Первый; Король Матиуш на необитаемом острове: [Повести-сказки] /Сокр. пер. с пол. Н. Подольской; Послесл. В. Смирновой; Ил. Е. Сроковского. — М.: Дет. лит, 1972. — 416 с.: ил.
Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be %d0%9a%d0%be%d1%80%d1%87%d0%b0%d0%ba %d0%9b%d0%b5%d1%82%d0%be %d0%b2 %d0%9c%d0%b8%d1%85%d0%b0%d0%bb%d1%83%d0%b2%d0%ba%d0%b5
Корчак Я. Лето в Михалувке / Пер. с пол. К. Сенкевич.
Януш Корчак
Корчак Я. Лето в Михалувке / Пер. с пол. К. Сенкевич.
Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be %d0%9a%d0%be%d1%80%d1%87%d0%b0%d0%ba %d0%9d%d0%b5%d1%81%d0%b5%d1%80%d1%8c%d0%b5%d0%b7%d0%bd%d0%b0%d1%8f %d0%bf%d0%b5%d0%b4%d0%b0%d0%b3%d0%be%d0%b3%d0%b8%d0%ba%d0%b0
Корчак Я. Несерьезная педагогика / Пер. И. Адельгейм. — Самокат, 2015. — 216 с. — (Самокат для родителей)
Януш Корчак
Корчак Я. Несерьезная педагогика / Пер. И. Адельгейм. — Самокат, 2015. — 216 с. — (Самокат для родителей)
Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be %d0%9a%d0%be%d1%80%d1%87%d0%b0%d0%ba %d0%a3%d0%b2%d0%b0%d0%b6%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d0%b5 %d0%ba %d1%80%d0%b5%d0%b1%d0%b5%d0%bd%d0%ba%d1%83
Корчак Я. Уважение к ребенку. 1929.
Януш Корчак
Корчак Я. Уважение к ребенку. 1929.
Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be %d0%91.%d0%94.%d0%9b%d0%b8%d1%84%d1%82%d0%be%d0%bd %d0%9a%d0%be%d1%80%d0%be%d0%bb%d1%8c %d0%b4%d0%b5%d1%82%d0%b5%d0%b9
Лифтон Б.Д. Король детей. Жизнь и смерть Януша Корчака. 2012. Отрывок из книги.
Януш Корчак
Лифтон Б.Д. Король детей. Жизнь и смерть Януша Корчака. 2012. Отрывок из книги.
Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be %d0%98. %d0%9e%d0%bb%d1%8c%d1%87%d0%b0%d0%ba %d0%a0%d0%be%d0%bd%d0%b8%d0%ba%d0%b5%d1%80 %d0%9a%d0%be%d1%80%d1%87%d0%b0%d0%ba. %d0%9e%d0%bf%d1%8b%d1%82 %d0%b1%d0%b8%d0%be%d0%b3%d1%80%d0%b0%d1%84%d0%b8%d0%b8
Ольчак-Роникер И. Корчак. Опыт биографии. Перевод А. Фруман. - М: Текст. Книжники, 2015. - 640 с.
Януш Корчак
Ольчак-Роникер И. Корчак. Опыт биографии. Перевод А. Фруман. - М: Текст. Книжники, 2015. - 640 с.
Ещё 6 книг

Видео

Януш Корчак - Долгий путь к себе. Гении и злодеи.
Януш Корчак. Последние три дня
Корчак / Korczak (1990 г.)
Януш Корчак "Король Матиуш на необитаемом острове"

Интерпретация идей

График интерпретации идей глазами экспертов и участников проекта. На этом графике вы можете отобразить ваше понимание взглядов педагога-мыслителя по 16 критериям, представленным на 8 осях.

РЕ
Ориентация на результат
СЦ
Ориентация на социальные ценности
ВШ
Опора на внешний стимул деятельности
ПВ
Опора на поведение
ГЗ
Фокус на передаче готовых знаний и опыта
ОБ
Центрация на деятельности обучающегося
УБ
Ориентация на управляемое изменение будущего
ФЗ
Ценность формального, фундаментального знания
ПР
Ориентация на процесс
ИР
Ориентация на индивидуально-личностное развитие
ВН
Опора на внутренний стимул деятельности
КП
Опора на когнитивный процесс
ИН
Фокус на индуктивных способах приобретения знаний и опыта
ПД
Центрация на деятельности педагога 
СТ
Ориентация на сохранение традиций, адаптацию личности
ПТ
Ценность знания ориентированного на потребности жизни
Оценки педагогической концепции, созданные другими участниками проекта и экспертов, вы сможете посмотреть после того, как сохраните свою оценку педагогу.