Войти
EN

Махатма Ганди

Индийский общественно-политический деятель, один из лидеров национально-освободительного движения за независимость Индии от Великобритании. Прозван в народе Махатмой («Великой душой»)
Годы жизни
1869 - 1948
Страна
Индия
Научная школа
Педагогика ненасилия
Предшественники
Gaivho 01

Оцените идеи педагога

1.
Оцените

Выскажите мнение об идеях педагога на основе изученного материала с помощью графо-аналитического инструмента

2.
Сохраните

Сохраните оценку и зарегистрируйтесь чтобы получите доступ к мнению экспертов

3.
Сравните

После оценки педагога сравните вашу оценку с мнением экспертов и остальных пользователей

4.
Обсудите

Обсудите на практических занятиях варианты интерпритаций идей педагога и аргументируйте свою

Thumb %d0%9a%d1%83%d1%80%d0%b8%d1%86%d1%8b%d0%bd
Thumb %d0%9f%d0%b0%d0%bf%d1%83%d1%82%d0%ba%d0%be%d0%b2%d0%b0
Thumb %d0%97%d0%b0%d0%ba%d0%b0%d0%b1%d0%bb%d1%83%d0%ba%d0%be%d0%b2%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9
Thumb frolov
Thumb fedorov
Узнайте что об этом педагоге думают эксперты проекта.

Биография

1869 - 1948

Родился 2 октября 1869г. ( место рождения Порбандар, Гуджарат). Мохандас Карамчанд Ганди происходил из семьи, принадлежащей к торговой касте вайшьев, однако его отец Карамчанд Ганди занимал пост главного министра Порбандара. Дети в семье Ганди воспитывались в духе непричинения вреда живым существам, стремления к самоочищению и терпимости к людям иной религиозной и кастовой принадлежности.
В 19 лет Мохандас Ганди отправился в Лондон, где получил юридическое образование. В 1891 году, по завершении обучения, он вернулся в Индию. Поскольку профессиональная деятельность на родине не принесла Ганди особого успеха, в 1893 году отправился работать в Южную Африку, где постепенно вступил в борьбу за права индийцев . Там он впервые применил в качестве средства борьбы ненасильственное сопротивление, в своей книге «Моя жизнь» писал: «Стать адвокатом было легко, но заниматься юридической практикой – трудно».
Цели и методы борьбы Ганди были близки к некоторым утопическим направлениям и толстовству. Сам Ганди отмечал: «Три современника оказали на меня сильное влияние: Райчандбай своим непосредственным общением со мной, Толстой своей книгой «Царство Божие внутри вас» и Рёскин своей книгой «У последней черты».Так в жизни одного человека удивительным образом сплелись воззрения индуизма, христианства и социализма.
В 1894 году Ганди создал свою первую политическую партию «Индийский национальный конгресс Наталя», чтобы объединить местных индейцев в политическую силу, и стал первым секретарем. В сентябре того же года Ганди был зачислен в качестве адвоката в Верховный Суд Наталя.
В 1914 году М. К. Ганди возвратился в Индию, где активно включился в движение за достижение независимости страны от британского колониального владычества. В 1915 году Рабиндранат Тагор впервые применил по отношению к Мохандасу Ганди титул «Махатма» «великая душа» (причём сам Ганди этого титула не принял, считая себя недостойным его).
В январе 1909 г открыл школу «Школа в «Фениксе», в которой изложил основные принципы деятельности такой школы. Школа была создана, но, к сожалению, сам Ганди не мог работать в ней, хотя всегда был в курсе школьных дел. Школу в «Фениксе» Ганди не рассматривал как чисто образовательное учреждение. Указывая на ее социально-воспитательное значение, он писал: «...«Феникс» задуман как питомник для производства правильных людей и настоящих индийцев».
В 1908 г. Ганди написал книгу «Хинд Сварадж» («Индийское Самоуправление»), в которой впервые изложил свои социально-политические взгляды. Эта программная книга (от ее установок он не отступал на протяжении всей своей жизни) была и первой его работой по педагогике. В главе XVIII «Образование» он сформулировал главные положения своей педагогической философии: образование — это только инструмент, и его ценность в возможности служить как можно большему числу людей; первостепенное внимание нужно уделять строительству характера, что по своей сути и является начальным образованием; религиозное, т.е. этическое, воспитание — одна из главных задач семьи и школы. В главе XVIII «Образование» он сформулировал главные положения своей педагогической философии: образование — это только инструмент, и его ценность в возможности служить как можно большему числу людей; первостепенное внимание нужно уделять строительству характера, что по своей сути и является начальным образованием; религиозное, т.е. этическое, воспитание — одна из главных задач семьи и школы. В конце главы Ганди писал, что образование, навязанное Индии англичанами, способствовало порабощению индийцев. Был сделан главный вывод: «Чтобы возродить первоначальную чистоту Индии, нам нужно вернуться к ней», что в педагогике означало — вернуться к традиционной системе образования и воспитания, в которых главным было формирование нравственного стержня человека, вернуться к родному языку как единственно возможному средству обучения, вернуться к животворным родникам индийской культуры.
В 1910 г. кампания гражданского неповиновения вступила в фазу более решительных действий, что вызвало репрессивную реакцию официальных властей. Многие участники были арестованы и заключены в тюрьмы. Немало семей лишилось кормильцев и оказалось в очень сложном положении. Чтобы как-то улучшить ситуацию, было решено организовать поселение по типу «Феникса», в котором и разместить нуждавшихся. На деньги одного из сподвижников Ганди, немца-архитектора Г.Калленбаха, в 20 милях от Йоганнесбурга был куплен участок земли с небольшим домом и фруктовым садом. Поселение было названо в честь Л.Н. Толстого «Ферма Толстого». Было решено открыть школу.
В основу работы школы были положены пять новаторских принципов.
1. Школа и ферма в целом рассматривались как одна большая семья, в которой Ганди был вместо отца и нес полную ответственность за всех. Такие условия, по его мнению, были максимально приближены к идеальным (Ганди считал, что правильное образование детям могут дать только родители, а помощь со стороны должна быть сведена до минимума).
2. Обучение в школе должно было вестись на родных языках детей, т.е. родной язык занимал свое законное место как средство обучения.
3. Соединение обучения с производительным (пока в простых формах) трудом и профессиональной подготовкой детей.
4. Главной целью всего образования-воспитания в школе было «приложить все усилия, чтобы извлечь все лучшее, что есть в детях, обращаясь к их сердцам и разуму». При этом главная роль отводилась формированию нравственного характера.
5. Ненасилие в основе всего: в формах, методах, средствах. Этот принцип предполагал бóльшую свободу детей, сведение принуждения к минимуму, полный отказ от применения физических наказаний и многое другое.К моменту начала работы школы учеников было семь (пять мальчиков и две девочки). Но вскоре их число возросло до 25-30. Учителями в школе были П.Десаи, Дж.Ганди, Г.Калленбах, но все же главная нагрузка легла на плечи Ганди, который был учителем и директором, завхозом и воспитателем, а иногда и нянькой. В одном из писем он писал: «...Совсем нет времени, писать могу только ночью... Единственный мой интерес сейчас — школа... Я иногда думаю, прав ли я, что так много внимания уделяю ей. И прихожу к выводу, что школой я занимаюсь меньше, чем мне хотелось бы... Моя преподавательская работа — что-то вроде эксперимента. Мы еще увидим, какие результаты она принесет».
В последние годы пребывания в Южной Африке Ганди опубликовал целый ряд статей педагогического содержания: «Для индийских родителей» (1911), «Скандал в школе» (1911), «Образование на родных языках» (1912), «Родительский долг» (1913), «Образование индийцев» (1913), «Школа в Йоганнесбурге» (1913). Была также опубликована серия статей под названием «Общие знания о здоровье» (1913). В этих работах, а также в письмах к сыновьям и родственникам, относящихся к этому периоду, Ганди подверг серьезной и обоснованной критике не только образование индийцев в Южной Африке, но и современное образование вообще, указывая на характерные его недостатки, одновременно намечая пути их частичного устранения. В 1916 г. появилась первая большая статья Ганди «Существующая система образования». В ней он заявил о своих педагогических взглядах, сделав попытку оценить существующую систему образования. Для второй половины 20-х годов характерна высокая организаторская активность Ганди в области образования. Он постоянно встречался с учителями и студентами, участвовал в церемониях открытия национальных школ и университетов, проводил консультации с деятелями образования, призывая больше и смелее экспериментировать, искать наиболее эффективные методы и формы осуществления национального образования.1937 год можно считать пиком педагогической деятельности М.Ганди в теоретическом и практическом плане. Именно в этом году его концепция национального начального образования для сельской Индии была в основном сформулирована и стала предметом практической реализации.

Вся биография

Идеи

Школа - одна большая семья (правильное образование детям могут дать только родители, а помощь со стороны должна быть сведена до минимума)

Считал человеческую жизнь как социальное служение. Каждая семья одного из своих сыновей должна готовить к общественной работе, т.е. к работе по службе общине. Готовить не военного, доктора, адвоката или священника, а социального работника, для которого интересы общины и страны будут превыше всего. Ганди и его единомышленники готовили, формировали огромную армию социальных работников, задачей которой была «тихая революция», направленная на возрождение Индии.

Обучение в школе должно вестись на родных языках детей

Преподавание на не родном для детей языке назвал «ошибочной системой», при которой дети способны стать только глупыми попугаями, которые будут повторять то, что было механически и бездумно заучено. Без знания родного языка, дети будут также лишены животворного влияния родной культуры, не смогут приобщиться к достижениям гения своего народа.

Соединение обучения с производительным трудом и профессиональной подготовкой детей

• Считал очень важным с малых лет приучить их обходиться без посторонней помощи, выполнять работу, связанную с удовлетворением своих ежедневных нужд. Так же труд нужен для физической закалки и укрепления здоровья
• В его основе лежал принцип соединения обучения с производительным трудом, а главной задачей школы вновь объявлялись подготовка к общественно полезному труду, повышение уровня политехнического образования.

Главная роль отводилась воспитанию, формированию нравственного характера

Создание собственных, независимых от правительства школ, в которых преподавание будет вестись на родных языках детей и «на национальных началах», когда будут созданы все необходимые условия для формирования нравственного характера детей

Ненасилие в основе всего: в формах, методах, средствах

Принцип предполагал бóльшую свободу детей, сведение принуждения к минимуму, полный отказ от применения физических наказаний и многое другое

Все идеи

Книги

Thumb 1
Махатма Ганди. Моя вера в ненасилие
Махатма Ганди
Махатма Ганди. Моя вера в ненасилие
Thumb 2
Махатма Ганди. Революция без насилия.- М.: Издательство «Алгоритм», 2012
Махатма Ганди
Махатма Ганди. Революция без насилия.- М.: Издательство «Алгоритм», 2012
Thumb 3
Махатма Ганди. Моя вера.- М.: «Азбука», 2009.-256с.
Махатма Ганди
Махатма Ганди. Моя вера.- М.: «Азбука», 2009.-256с.
Thumb 4
Махатма Ганди. О Молитве.-М.: Издательство «Йога Экс-Пресс», 2008.- 144с
Махатма Ганди
Махатма Ганди. О Молитве.-М.: Издательство «Йога Экс-Пресс», 2008.- 144с
Thumb 5
Эксперимент с истиной. Афоризмы Махатма Ганди.-М.:Издательство «Эксмо», 2016.-160с.
Махатма Ганди
Эксперимент с истиной. Афоризмы Махатма Ганди.-М.:Издательство «Эксмо», 2016.-160с.
Thumb 6
Махатма Ганди. Моя жизнь. Моя вера.-М.: Издательство «КоЛибри», 2016.-752с.
Махатма Ганди
Махатма Ганди. Моя жизнь. Моя вера.-М.: Издательство «КоЛибри», 2016.-752с.
Thumb 7
Махатма Ганди. Путь к Богу. - М.: Издательство «Йога Экс-Пресс», 2013.-112с.
Махатма Ганди
Махатма Ганди. Путь к Богу. - М.: Издательство «Йога Экс-Пресс», 2013.-112с.
Thumb 8
Махатма Ганди. Моя жизнь
Махатма Ганди
Махатма Ганди. Моя жизнь
Thumb 9
Мудрость Ганди. Мысли и изречения Махатма Ганди /под ред. Дж. Гомер.- М.: Издательство: «Миф», 2015
Махатма Ганди
Мудрость Ганди. Мысли и изречения Махатма Ганди /под ред. Дж. Гомер.- М.: Издательство: «Миф», 2015
Thumb 10
Махатма Ганди. Истинная Курушетра. Краткое изложение Бхаватгиты.-М.: Иога Экс-пресс, 2014.-80с.
Махатма Ганди
Махатма Ганди. Истинная Курушетра. Краткое изложение Бхаватгиты.-М.: Иога Экс-пресс, 2014.-80с.
Thumb 11
Бессмертный лотос: Слово об Индии / Сост. А. Сенкевич. — М.: Молодая гвардия, 1987
Махатма Ганди
Бессмертный лотос: Слово об Индии / Сост. А. Сенкевич. — М.: Молодая гвардия, 1987
Василенко, В. А.. Педагогическая философия Махатмы Ганди (предисловие) // Махатма Ганди. «Педагогика ненасилия». Сборник. — Кировоград, 2011.
Махатма Ганди
Василенко, В. А.. Педагогическая философия Махатмы Ганди (предисловие) // Махатма Ганди. «Педагогика ненасилия». Сборник. — Кировоград, 2011.
Thumb 12
Горев, А. В. Махатма Ганди 2-е изд. — М.: «Международные отношения», 1989
Махатма Ганди
Горев, А. В. Махатма Ганди 2-е изд. — М.: «Международные отношения», 1989
Девяткин, С. В. Искусство сатьяграхи // Опыт ненасилия в XX столетии. Под ред. Р. Г. Апресяна. — М.: Аслан, 1996
Махатма Ганди
Девяткин, С. В. Искусство сатьяграхи // Опыт ненасилия в XX столетии. Под ред. Р. Г. Апресяна. — М.: Аслан, 1996
Thumb 13
Мартышин, О. В. Политические взгляды Мохандаса Карамчанда Ганди. — М.: Наука, 1970. — 298 с.
Махатма Ганди
Мартышин, О. В. Политические взгляды Мохандаса Карамчанда Ганди. — М.: Наука, 1970. — 298 с.
Thumb 14
Открытие Индии: Философские и эстетические воззрения Индии XX в. / Пер. с англ., бенг. и урду; Редкол.: Э.Комаров, В.Ламшуков, Л. Полонская и др.— М.:Худож. литература, 1987.-611с.
Махатма Ганди
Открытие Индии: Философские и эстетические воззрения Индии XX в. / Пер. с англ., бенг. и урду; Редкол.: Э.Комаров, В.Ламшуков, Л. Полонская и др.— М.:Худож. литература, 1987.-611с.
Полонская, Л. Р. Махатма Ганди: Смысл жизни. Святой или политический деятель? // Новая и новейшая история № 4, 1991
Махатма Ганди
Полонская, Л. Р. Махатма Ганди: Смысл жизни. Святой или политический деятель? // Новая и новейшая история № 4, 1991
Thumb 15
Комаров, Э. Н., Литман А. Д.Мировоззрение Мохандаса Карамчанда Ганди. — М.: Наука, 1969. — 236 с.
Махатма Ганди
Комаров, Э. Н., Литман А. Д.Мировоззрение Мохандаса Карамчанда Ганди. — М.: Наука, 1969. — 236 с.
Thumb 16
Паскаль, А. Н. Ганди - выдающийся лидер современности.- М.: Наука-Восточная литература, 2014.-296с.
Махатма Ганди
Не найдена в свободном доступе
Паскаль, А. Н. Ганди - выдающийся лидер современности.- М.: Наука-Восточная литература, 2014.-296с.
Роллан Р.Махатма Ганди. Собрание сочинений /пер. с французского Т.Н.Кладо под ред. М.А.Салье; т. XX, -Л.: ГИХЛ, 1936
Махатма Ганди
Роллан Р.Махатма Ганди. Собрание сочинений /пер. с французского Т.Н.Кладо под ред. М.А.Салье; т. XX, -Л.: ГИХЛ, 1936
Рыбаков, Р. Б. Ненасильственная борьба за мир без насилия (Ахимса в индийской традиции и в учении М. К. Ганди) // «Пацифизм в истории. Идеи и движения мира», М.:ИВИ РАН, 1998
Махатма Ганди
Рыбаков, Р. Б. Ненасильственная борьба за мир без насилия (Ахимса в индийской традиции и в учении М. К. Ганди) // «Пацифизм в истории. Идеи и движения мира», М.:ИВИ РАН, 1998
Трофимов, В. Н. Коллаборационисты: мнимые и настоящие. Субхас Чандра Бос, Махатма Ганди, Шарль де Голль, Андрей Власов, Михаил Горбачев. М., Отпечатано в типографии «Ваш Формат», 2015, 198 с.
Махатма Ганди
Трофимов, В. Н. Коллаборационисты: мнимые и настоящие. Субхас Чандра Бос, Махатма Ганди, Шарль де Голль, Андрей Власов, Михаил Горбачев. М., Отпечатано в типографии «Ваш Формат», 2015, 198 с.
Thumb 17
Аксельрод, А. Ганди. Законы лидерства.- М.: Эксмо, 2015.-240с.
Махатма Ганди
Аксельрод, А. Ганди. Законы лидерства.- М.: Эксмо, 2015.-240с.
Thumb 18
Жордис, К. Махатма Ганди.- М.: Издательство «Молодая гвардия», 2013 .-330с.
Махатма Ганди
Не найдена в свободном доступе
Жордис, К. Махатма Ганди.- М.: Издательство «Молодая гвардия», 2013 .-330с.
Ещё 20 книг

Интерпретация идей

График интерпретации идей глазами экспертов и участников проекта. На этом графике вы можете отобразить ваше понимание взглядов педагога-мыслителя по 16 критериям, представленным на 8 осях.

РЕ
Ориентация на результат
СЦ
Ориентация на социальные ценности
ВШ
Опора на внешний стимул деятельности
ПВ
Опора на поведение
ГЗ
Фокус на передаче готовых знаний и опыта
ОБ
Центрация на деятельности обучающегося
УБ
Ориентация на управляемое изменение будущего
ФЗ
Ценность формального, фундаментального знания
ПР
Ориентация на процесс
ИР
Ориентация на индивидуально-личностное развитие
ВН
Опора на внутренний стимул деятельности
КП
Опора на когнитивный процесс
ИН
Фокус на индуктивных способах приобретения знаний и опыта
ПД
Центрация на деятельности педагога 
СТ
Ориентация на сохранение традиций, адаптацию личности
ПТ
Ценность знания ориентированного на потребности жизни
Оценки педагогической концепции, созданные другими участниками проекта и экспертов, вы сможете посмотреть после того, как сохраните свою оценку педагогу.