Войти
EN

Пауль Гехеб

Реформатор немецкого образования, участник движения за создание школ-интернатов по образцу "школьной общины", основанной на полном равноправии учителей и учащихся. Работал учителем и воспитателем в различных воспитательных учреждениях, являлся основателем Оденвальд школы и Школы гуманности, которые существуют по сей день.
Годы жизни
1870 — 1961
Страна
Германия, Швейцария
Научная школа
Реформаторская педагогика
Предшественники
Gaivho 01

Оцените идеи педагога

1.
Оцените

Выскажите мнение об идеях педагога на основе изученного материала с помощью графо-аналитического инструмента

2.
Сохраните

Сохраните оценку и зарегистрируйтесь чтобы получите доступ к мнению экспертов

3.
Сравните

После оценки педагога сравните вашу оценку с мнением экспертов и остальных пользователей

4.
Обсудите

Обсудите на практических занятиях варианты интерпритаций идей педагога и аргументируйте свою

Thumb %d0%9a%d1%83%d1%80%d0%b8%d1%86%d1%8b%d0%bd
Thumb %d0%9f%d0%b0%d0%bf%d1%83%d1%82%d0%ba%d0%be%d0%b2%d0%b0
Thumb %d0%97%d0%b0%d0%ba%d0%b0%d0%b1%d0%bb%d1%83%d0%ba%d0%be%d0%b2%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9
Thumb frolov
Thumb fedorov
Узнайте что об этом педагоге думают эксперты проекта.

Биография

1893 - 1905

1893 – начало педагогической деятельности П. Гехеба: он работал в должности воспитателя в Тюрингском интернате г. Йены для детей с тяжелыми психическими расстройствами; учителем и воспитателем в лечебно- воспитательном учреждении в г. Вуке; учителем и воспитателем в его "новой школе" в Хаубинда с предварительной стажировкой у Сесиля Редди в английской школе в Абботсхольме. Работа учителем и руководителем одного из "Сельских воспитательных домов" Г.Литца вместе с талантливыми педагогами Х. Аешлиманном, Г. Винекеном, А. Хальмом, Т. Лессингом обогащала педагогический опыт Гехеба, но не позволяла ему претворять в жизнь свои педагогические идеи.

1906-1909

1906 - Гехеб официально руководил вновь основанной школьной общиной Виккерсдорф, но фактически Винекен взял на себя управление процессом обучения и воспитания. Гехеб, несмотря на любовь и уважение к нему воспитанников и его умение работать с социально запущенными и трудными детьми, лишь представлял школу в опекунском совете и улаживал неприятные тяжбы и споры. Все это осложнялось разрывом с семьей и привело его к нервному срыву и тяжелой болезни. В 1909 г. он оставил Викерсдорф.

1909-1934

1909 – 1934 г.г. - на средства своего тестя, богатого берлинского промышленника и советника Кассирера, Гехебом была куплена Оденвальдская школа в Оберхамбахе. Здесь же начала работать и жена Гехеба - Эдит Кассирер, которую называли "душой" школ Гехеба – она работала воспитательницей в детском саду в Виккерсдорфе. В Гехебе она увидела свой идеал человека и педагога и посвятила всю жизнь осуществлению его педагогических начинаний в Оденвальдской школе и "Школе Гуманности" в Голдорне (Швейцария).
С 60-х гг. Оденвальдская школа была включена ЮНЕСКО в число учебно-воспитательных учреждений, ведущих поиски новых форм обучения и воспитания.
В настоящее время первая экспериментальная школа Гехеба в Оденвальде, созданная им в 1910 г., продолжает традиции гуманного воспитания, заложенные ее основателем.

Вся биография

Идеи

Ребенок – высшее творение природы

"Нет большего чуда среди бесконечных чудес творения, которое в самом прямом смысле безгранично в своем богатстве, чем то, что природа ежедневно рассеивает свои семена в щедром изобилии и что ни один плод не повторяет другого. Чем меньше ребенок, тем больше радости он нам доставляет, потому что мы наслаждаемся богатством его индивидуальности и самобытности."

Цель воспитания – развитие индивидуальности каждого ребенка, максимальное самораскрытие его творческих сил и способностей

"Воспитание и обучение обычно рассматривают как средство подготовки к дальнейшей жизни; но ведь воспитание и обучение наполняют тебя самого сущностью жизни. Вот почему страсть к знаниям необходима для тебя самого. Следуй за Вильгельмом фон Гумбольдтом. Пусть твоим первым законом будет: образуй себя сам, и вторым: воздействуй на других тем, кто ты есть!"

Школьная семья

Отношения в школьном сообществе строились на основе самоуправления с соблюдением полной ответственности каждого за себя и за членов своей "семьи" - разновозрастной группы из 3-10 мальчиков и девочек во главе с педагогом. По замыслу Гехеба, такие "семьи" жили в одном доме, вместе обедали, проводили свободное время, разрешали возникавшие проблемы. Гехеб рекомендовал также проводить зимние и летние каникулы вместе с такой "семьей". Дети располагаются в отдельных комнатах, в одном доме живут "глава семьи" (один или со своей собственной семьей) и 6-8 воспитанников (1-2 в одной комнате). Дети собираются во время еды в столовой за одним столом, который охотно накрывают и убирают вместе, не назначая дежурных.

Учителя должны выполнять функции воспитателей и родителей.

Большинство педагогов - доктора наук, имеющие научные труды по истории и теории педагогики. В школах Гехеба установлены взаимоотношения доверия, глубокого уважения, искренности. Найти к каждому воспитаннику правильный подход учителям школ традиционно помогают так называемые "чайные конференции" - ежедневные утренние совещания, на которых собираются все учителя для обсуждения итогов прошедшего дня

Не должно быть чрезмерной «свободы» учащихся

"Под влиянием современных взглядов, основанных на смутных представлениях о "правах ребенка" и стремлении некоторых учителей покончить с высокомерным отношением к школьникам, нередко 12-14-летние дети теряют всякое уважение к старшим, перестают прислушиваться и считаться с их мнением, а следовательно, и извлекать пользу от общения с ними."

Школьная община

Здесь стремились привить воспитанникам образ жизни граждан небольшого общества, развить в них чувство гражданской ответственности. "Школьная община" предлагала полное равноправие учителей и учащихся. При условии абсолютной свободы каждого в отдельности господствовали дисциплина и порядок. Немаловажное значение имел и интернациональный состав педагогов и школьников: 1/5 часть последних составляли дети из-за рубежа. К проявлению демократии учителя Оденвальдской школы относили право школьного собрания наказывать провинившихся учеников за хулиганские поступки и воровство. При этом учителя заявляли, что в их учебном заведении "не существует никакой опасности, что каждый ребенок, даже самый старший, обладает теми правами, что и каждый взрослый."

Самостоятельная работа учащихся

Каждый ученик совместно с учителем выбирает для себя не менее трех учебных предметов, над которыми работает дополнительно по 1,5 ч в неделю в разновозрастной группе. В задачу учителя входит концентрация внимания учащихся на последовательности и глубоком изучении данного предмета, подготовка их к выполнению курсовых работ. Для ее успешного завершения учащиеся должны как можно больше экспериментировать, самостоятельно выполнять практические задания, наблюдать, сравнивать, систематизировать, обобщать изучаемый материал

Формы обучения

Учащиеся сидят за отдельными столами. Учеба сочетается с художественно- творческой деятельностью, играми, трудом. Учебники используются редко. Учебный материал предлагается в виде специально составленных учителем ксерокопий или конспектов. Рекомендуется работа с первоисточниками в библиотеке, видео- и аудиозаписями. Отметки и наказания практически отсутствуют. Экзамены заменены тестированием. Учитель регулярно информирует родителей о продвижении учащихся в учебе.

Школьный парламент

Представительный орган всех "семей" школы. На его заседаниях обсуждаются проблемы взаимоотношений учащихся в "семье". "Правовой совет" школы состоит из четырех избранных членов парламента и четырех членов "чайной конференции". Он утверждает также новые правила и законы школы. "Совет доверия" представляют пять воспитанников из числа самых честных, неподкупных, справедливых и гуманных. Этот совет помогает находить выход из конфликтных ситуаций в отношениях между учащимися и сотрудниками школы. "Трудовые сообщества" заботятся об организации и проведении поездок, путешествий, экскурсий, следят за поддержанием чистоты и порядка в школьном кафе, дискозале, чайном домике, библиотеке, лабораториях, мастерских, столовой.

Все идеи

Книги

Geheeb, P. Die Odenwaldschule Text. / P. Geheeb // Heim-, Heil-, und Erholungsanstalten für Kinder in Deutschland. Halle: Marhold, 1915.
Пауль Гехеб
Не найдена в свободном доступе
Geheeb, P. Die Odenwaldschule Text. / P. Geheeb // Heim-, Heil-, und Erholungsanstalten für Kinder in Deutschland. Halle: Marhold, 1915.
Geheeb, P. IV. Weltkongress für Erneuerung der Erziehung Text. / P. Geheeb // Der neue Waldkauz. 1927
Пауль Гехеб
Не найдена в свободном доступе
Geheeb, P. IV. Weltkongress für Erneuerung der Erziehung Text. / P. Geheeb // Der neue Waldkauz. 1927
Geheeb, P. Koedukation als Grundlage der Erziehung Text. / P. Geheeb // Adreesen, A. Das Landerziehungsheim. Leipzig, 1926
Пауль Гехеб
Не найдена в свободном доступе
Geheeb, P. Koedukation als Grundlage der Erziehung Text. / P. Geheeb // Adreesen, A. Das Landerziehungsheim. Leipzig, 1926
Geheeb, P. Odenwaldschule Text. / P. Geheeb // Oberhambach bei Heppenheim. 1913.
Пауль Гехеб
Не найдена в свободном доступе
Geheeb, P. Odenwaldschule Text. / P. Geheeb // Oberhambach bei Heppenheim. 1913.

Видео

Привет из Оденвальда

Интерпретация идей

График интерпретации идей глазами экспертов и участников проекта. На этом графике вы можете отобразить ваше понимание взглядов педагога-мыслителя по 16 критериям, представленным на 8 осях.

РЕ
Ориентация на результат
СЦ
Ориентация на социальные ценности
ВШ
Опора на внешний стимул деятельности
ПВ
Опора на поведение
ГЗ
Фокус на передаче готовых знаний и опыта
ОБ
Центрация на деятельности обучающегося
УБ
Ориентация на управляемое изменение будущего
ФЗ
Ценность формального, фундаментального знания
ПР
Ориентация на процесс
ИР
Ориентация на индивидуально-личностное развитие
ВН
Опора на внутренний стимул деятельности
КП
Опора на когнитивный процесс
ИН
Фокус на индуктивных способах приобретения знаний и опыта
ПД
Центрация на деятельности педагога 
СТ
Ориентация на сохранение традиций, адаптацию личности
ПТ
Ценность знания ориентированного на потребности жизни
Оценки педагогической концепции, созданные другими участниками проекта и экспертов, вы сможете посмотреть после того, как сохраните свою оценку педагогу.