Войти
EN

Василий Васильевич Давыдов

Советский и российский ученый-психолог, автор трудов по психологии обучения, общей психологии. Ученый экспериментально обосновал способы отбора содержания обучения в начальной школе, учитывающие особенности и структуру учебной деятельности и обеспечивающие формирование у учащихся теоретического мышления.
Годы жизни
1930 — 1998
Страна
СССР, Россия
Научная школа
Теория развивающего обучения
Предшественники
Gaivho 01

Оцените идеи педагога

1.
Оцените

Выскажите мнение об идеях педагога на основе изученного материала с помощью графо-аналитического инструмента

2.
Сохраните

Сохраните оценку и зарегистрируйтесь чтобы получите доступ к мнению экспертов

3.
Сравните

После оценки педагога сравните вашу оценку с мнением экспертов и остальных пользователей

4.
Обсудите

Обсудите на практических занятиях варианты интерпритаций идей педагога и аргументируйте свою

Thumb %d0%9a%d1%83%d1%80%d0%b8%d1%86%d1%8b%d0%bd
Thumb %d0%9f%d0%b0%d0%bf%d1%83%d1%82%d0%ba%d0%be%d0%b2%d0%b0
Thumb %d0%97%d0%b0%d0%ba%d0%b0%d0%b1%d0%bb%d1%83%d0%ba%d0%be%d0%b2%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9
Thumb frolov
Thumb fedorov
Узнайте что об этом педагоге думают эксперты проекта.

Биография

1930 — 1998

В.В. Давыдов окончил школу рабочей молодежи (1948), психологическое отделение философского факультета Московского университета (1953) и продолжил обучение в аспирантуре, где стал учеником П.Я. Гальперина и последователем его теории поэтапного формирования умственных действий. В аспирантские годы Давыдов общался с Э.В. Ильенковым, А.А. Зиновьевым, В.И. Коровиковым, которые считались политически неблагонадежными. Тогда же вместе с Д.Б. Элькониным Давыдов приступил к работе по обоснованию возрастных норм психического развития. Было показано, что среднестатистические нормы умственного развития школьника порождаются существующей системой обучения.
В 1958 году В.В. Давыдов стал кандидатом психологических наук, защитив диссертацию на тему «Образование начального понятия о количестве у детей», а в 1970 году — доктором психологических наук (тема докторской диссертации «Виды обобщения в обучении»). С 1959 года В.В. Давыдов работал в Институте психологии (с 1970 —Институт общей и педагогической психологии), в 1974-1983 годах был его директором. Помимо того ученый читал курс лекций по педагогической психологии на факультете психологии Московского университета (профессор с 1973).
В 1960-1970 годах Давыдов поддерживал дружеские отношения с философами Э.В. Ильенковым, А.А. Зиновьевым, Г.П. Щедровицким, которые представляли идеологическую оппозицию догмам советской педагогики. В своих трудах В.В. Давыдов сам критически рассматривал многие закостенелые представления официальной педагогики. В 1981 году была издана книга A.C. Арсеньева, Э.В. Бесчеревных, В.В. Давыдова «Философско-психологические проблемы развития образования», вышедшая под редакцией В.В. Давыдова в издательстве «Педагогика», которая была расценена в качестве идеологической диверсии. В 1983 году Давыдов был исключен из партии, снят с должности директора Института общей и педагогической психологии и даже отстранен от работы с московской экспериментальной школой № 91. Однако через несколько лет, с началом перестройки, его научная правота была признана. В 1989 году ученый был избран вице-президентом АПН, в 1991 году вновь возглавил Институт общей и педагогической психологии (с 1992 — Психологический институт).
Благодаря идеям В.В. Давыдова были внесены изменения в традиционную систему начального обучения. Под его руководством были разработаны альтернативные учебные программы и качественно учебники. В.В. Давыдов стал создателем психологической школы, продолжившей традиции культурно–исторической теории Л.С. Выготского и теории деятельности, разработанной А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном, А.Р. Лурией, Д.Б. Элькониным, П.Я. Гальпериным.
В 1991 году В. В. Давыдов по приглашению Н. Г. Алексеева включается в работу Научного Совета по философии образования при Президиуме Российской академии образования, совместно с такими ведущими философами, психологами и педагогами как Ю. В. Громыко, И. И. Ильясов, В. А. Лекторский, В. С. Мухина, Н. И. Непомнящая, В. А. Петровский, А. П. Огурцов, В. М. Розин, Б. В. Сазонов, В. И. Слободчиков, И. Н. Семенов, В. С. Швырев, П. Г. Щедровицкий, Э. Г. Юдин и другими.
Похоронен на Калитниковском кладбище г. Москвы.

Вся биография

Идеи

Критика традиционного обучения

Традиционное начальное образование не обеспечивает полноценного развития большинства младших школьников. Традиционное начальное образование не создает в работе с детьми необходимых зон ближайшего развития, а тренирует и закрепляет те психические функции, которые в своей основе возникли и начали развиваться еще в дошкольном возрасте (чувственное наблюдение, эмпирическое мышление, утилитарная память и т. п.). Обучение должно быть направлено на создание необходимых зон ближайшего развития, которые превращались бы со временем в психические новообразования.

Цель развивающего обучения

"...Идея заключается в том, что обучение надо начинать с действий по выделению абстрактных отношений вещей, их отображению в схемах, моделях и понятиях. Затем постепенно наполнять их конкретным содержанием в соответствии с конкретными сферами деятельности: наука, искусство, этика, религия, юриспруденция, политика, экономика, то есть совершать «восхождение от абстрактного к конкретному».

Основные принципы развивающего обучения

-дедукция на основе содержательных обобщений;
-содержательный анализ и содержательное абстрагирование;
- теоретическое содержательное обобщение;
-восхождение от абстрактного к конкретному;
-содержательная рефлексия.
Речь идет об усвоении человеком знаний, происходящем в форме специфической учебной деятельности. Их содержание отражает происходящее, становление и развитие какого-либо предмета. При этом теоретическое воспроизведение реального, конкретного как единства многообразия осуществляется движением мысли от абстрактного к конкретному. Приступая к овладению каким-либо учебным предметом, школьники анализируют содержание учебного материала, выделяют в нем некоторое исходное общее отношение, обнаруживая вместе с тем, что оно проявляется во многих других частных случаях. Фиксируя в знаковой форме выделенное исходное общее отношение, они создают содержательную абстракцию изучаемого предмета. Продолжая анализ учебного материала, учащиеся раскрывают с помощью учителя закономерную связь этого исходного отношения с его различными проявлениями и тем самым получают содержательное обобщение изучаемого предмета. Затем учащиеся используют содержательные абстракции и обобщения для последовательного создания с помощью учителя других, более частных абстракций и объединяют их в целостном учебном предмете. В этом случае они превращают исходные мыслительные образования в понятие, которое служит в дальнейшем общим принципом их ориентации во всем многообразии фактического учебного материала.
Такой путь усвоения знаний имеет две характерные черты.
Во-первых, мысль учащихся целенаправленно движется от общего к частному.
Во-вторых, усвоение направлено на выявление учащимися условий происхождения содержания усваиваемых ими понятий.

Структура учебной деятельности

Особенностями урока в данной системе являются коллективная мыследеятельность, диалог, дискуссия, деловое общение детей. Допустимым является только проблемное изложение знаний, когда учитель идёт к школьникам не с готовым знанием, а с вопросом.
На первом этапе обучения основным является метод учебных задач, на втором — проблемное обучение. Учебная задача в этой концепции похожа на проблемную ситуацию:
-Принятие от учителя или самостоятельная постановка учебной задачи.
-Преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта.
-Моделирование выделенного отношения для изучения его свойств в предметной, графической и буквенной формах.
-Преобразование модели отношения для изучения его свойств в «чистом виде».
-Построение системы частных задач, решаемых общим способом.
-Контроль за выполнением предыдущих действий.
Оценка усвоения общего способа как результата решения данной учебной задачи.
Качество и объём работы оцениваются с точки зрения субъективных возможностей учащихся. Оценка отражает персональное развитие ученика, совершенство его учебной деятельности.

Все идеи

Книги

Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be 3
Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. — М.,1996
Василий Васильевич Давыдов
Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. — М.,1996
Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be 1
Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении (логико-психологические проблемы построения предметов). М., Педагогика, 1972.
Василий Васильевич Давыдов
Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении (логико-психологические проблемы построения предметов). М., Педагогика, 1972.
Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be 2
Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., Педагогика, 1986.
Василий Васильевич Давыдов
Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., Педагогика, 1986.
Давыдов В. В., Громыко Ю. В. и др. Проект «Национальной доктрины развития образования». — М., 1997.
Василий Васильевич Давыдов
Не найдена в свободном доступе
Давыдов В. В., Громыко Ю. В. и др. Проект «Национальной доктрины развития образования». — М., 1997.

Видео

Интерпретация идей

График интерпретации идей глазами экспертов и участников проекта. На этом графике вы можете отобразить ваше понимание взглядов педагога-мыслителя по 16 критериям, представленным на 8 осях.

РЕ
Ориентация на результат
СЦ
Ориентация на социальные ценности
ВШ
Опора на внешний стимул деятельности
ПВ
Опора на поведение
ГЗ
Фокус на передаче готовых знаний и опыта
ОБ
Центрация на деятельности обучающегося
УБ
Ориентация на управляемое изменение будущего
ФЗ
Ценность формального, фундаментального знания
ПР
Ориентация на процесс
ИР
Ориентация на индивидуально-личностное развитие
ВН
Опора на внутренний стимул деятельности
КП
Опора на когнитивный процесс
ИН
Фокус на индуктивных способах приобретения знаний и опыта
ПД
Центрация на деятельности педагога 
СТ
Ориентация на сохранение традиций, адаптацию личности
ПТ
Ценность знания ориентированного на потребности жизни
Оценки педагогической концепции, созданные другими участниками проекта и экспертов, вы сможете посмотреть после того, как сохраните свою оценку педагогу.