Войти
EN

Даниил Борисович Эльконин

Советский психолог, автор оригинального направления в детской и педагогической психологии
Годы жизни
1904 - 1984
Страна
СССР
Научная школа
Теория развивающего обучения
Предшественники
Gaivho 01

Оцените идеи педагога

1.
Оцените

Выскажите мнение об идеях педагога на основе изученного материала с помощью графо-аналитического инструмента

2.
Сохраните

Сохраните оценку и зарегистрируйтесь чтобы получите доступ к мнению экспертов

3.
Сравните

После оценки педагога сравните вашу оценку с мнением экспертов и остальных пользователей

4.
Обсудите

Обсудите на практических занятиях варианты интерпритаций идей педагога и аргументируйте свою

Thumb %d0%9a%d1%83%d1%80%d0%b8%d1%86%d1%8b%d0%bd
Thumb %d0%9f%d0%b0%d0%bf%d1%83%d1%82%d0%ba%d0%be%d0%b2%d0%b0
Thumb %d0%97%d0%b0%d0%ba%d0%b0%d0%b1%d0%bb%d1%83%d0%ba%d0%be%d0%b2%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9
Thumb frolov
Thumb fedorov
Узнайте что об этом педагоге думают эксперты проекта.

Биография

1904 - 1984

Родился 16 февраля (1 марта) 1904 года в Полтавской губернии (ныне территория Украины). Учился в Полтавской гимназии (не закончил) и в Ленинградском педагогическом институте им. А. И. Герцена. После его окончания занимался вопросами
физиологии в лаборатории А.А. Ухтомского. С 1929 г. работал в Ленинградском педагогическом институте, несколько лет в
сотрудничестве с Л. С. Выготским изучал проблемы детской игры. В 1932 г. Д.Б. Эльконин стал заместителем директора
Ленинградского педологического центра. После разгрома педологии в 1936 г. был снят со всех постов и лишен звания кандидата наук. С большим трудом ему удалось устроиться учителем начальных классов. В период с 1938 по 1940 год он написал букварь и учебник по русскому языку, предназначенный для школ народов Крайнего Севера. Много позже Д.Б. Эльконин написал ныне широко известный букварь и для русской школы (1961, 1969, 1972). В 1940 году защитил кандидатскую диссертацию по проблеме развития речи школьников и во второй раз получил звание кандидата наук. В июле 1941 г. Д.Б. Эльконин записался в народное ополчение, всю Великую Отечественную войну провел на фронте. Участвовал в обороне и
освобождении Ленинграда, награжден боевыми орденами и медалями. Окончил войну майором, был назначен на преподавательскую работу в Московский военно-педагогический институт Советской армии, где разрабатывал принципы построения курса военной психологии. В 1953 г. подполковник Д.Б. Эльконин был уволен в запас. С 1953 г. он стал штатным
сотрудником Института психологии АПН РСФСР (ныне Психологический институт РАО), где и проработал до конца своей жизни (умер в 1984 г.), был заведующим несколькими лабораториями.
В 1962 г. защитил докторскую диссертацию. В 1968 г. был избран членом-корреспондентом АПН СССР. Многие годы он преподавал на факультете психологии МГУ. Внес огромный вклад в детскую и педагогическую психологию: создал концепцию возрастной периодизации, разрабатывал теорию учебной деятельности, занимался психологией игры и другими научными проблемами. Под руководством Д.Б. Эльконина в 60-е годы коллектив ученых начал создавать уникальную систему развивающего обучения Даниил Борисович Эльконин принадлежит к той славной плеяде советских психологов, которая составляет костяк всемирно известной научной школы Л. С. Выготского. Д. Б. Эльконин с гордостью говорил о том, что он является учеником Льва Семеновича и соратником других его учеников и последователей. Глубоко восприняв идеи этой школы, Д. Б. Эльконин в течение нескольких десятилетий оригинально их конкретизировал в своих экспериментальных и теоретических работах, создав тем самым собственное научное направление в детской и педагогической психологии.
Д. Б. Эльконин сочетал в себе талант ученого, умеющего глубоко анализировать фундаментальные научные проблемы, и способности исследователя, эффективно решающего прикладные психологические вопросы, имеющие серьезное значение для педагогической практики. Ему принадлежат замечательные теории периодизации детского развития и детской игры, а также методики обучения детей чтению. И еще одно необходимо сказать о Данииле Борисовиче — он обладал незаурядной и
щедрой душой жизнелюбивого и жизнестойкого человека, сумевшего до последних дней сохранить большой ум и доброту. Он имел поистине благородный характер ученого и гражданина

Вся биография

Идеи

Психологическая теория игры

Для развития ребенка-дошкольника решающее значение имеет сюжетно-ролевая игра. Основными элементами игровой деятельности являются сюжет (во что играют); содержание (как играют); роль;
воображаемая ситуация; правила; игровые действия и операции (действия по выполнению роли); игровое употребление предметов (замещение); игровые отношения.

Теория психического развития ребенка

Все виды детской деятельности общественны по своему происхождению, содержанию и форме, поэтому ребенок с момента рождения и с первых стадий своего развития является общественным существом. Присвоение ребенком достижений человеческой культуры всегда носит деятельностный характер — ребенок не пассивен в этом процессе, не приспосабливается к условиям своей жизни, а выступает как активный субъект их преобразования, воспроизводящий и создающий в себе человеческие способности

Концепция периодизации психического развития детей

Возрастные периоды выделяются с учетом ведущей деятельности, в рамках которой возникают основные психические новообразования, характеризующие развитие ребенка

Теория учебной деятельности

В младшем школьном возрасте
ведущей является учебная деятельность, при
осуществлении которой у ребенка возникают и
развиваются такие основные психические
новообразования возраста, как произвольностьповедения и отвлеченное рассуждающее мышление,
делающее восприятие думающим, а память
мыслящей.

Концепция развивающего обучения

Начиная обучение ребенка в том или ином возрасте,
нужно ориентироваться не на те психические
процессы, которые уже сформировались, а на те,
которые следует формировать и развивать путем
организации деятельности, соответствующей
данному возрасту. В этом состоит суть
психологического понимания роли обучения в
развитии ребенка.
Система развивающего обучения в начальной школе:
целью системы является обеспечение оптимальных
психолого-педагогических условий для становления
ребенка как субъекта учебной деятельности,
заинтересованного в самоизменении и способного к
нему.

Все идеи

Книги

Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be 1
Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды . —— М.: Педагогика, 1989. – 560 с: ил. — (Труды д. чл. и чл.-кор. АПН СССР)
Даниил Борисович Эльконин
Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды . —— М.: Педагогика, 1989. – 560 с: ил. — (Труды д. чл. и чл.-кор. АПН СССР)
Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be 2
Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах . Избранные психологические труды . —— М.: Педагогика, 1989.
Даниил Борисович Эльконин
Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах . Избранные психологические труды . —— М.: Педагогика, 1989.
Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be 3
Эльконин Д.Б. Опосредование. Действие. Развитие. - М.: ERGO. – 2010. - 280 с.
Даниил Борисович Эльконин
Эльконин Д.Б. Опосредование. Действие. Развитие. - М.: ERGO. – 2010. - 280 с.
Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be 4
Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Под ред. Эльконина Б.Д.; 4-е изд . —— Москва: Издательский центр "Академия", 2007. — 194 с. — ("Классическая учебная книга")
Даниил Борисович Эльконин
Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Под ред. Эльконина Б.Д.; 4-е изд . —— Москва: Издательский центр "Академия", 2007. — 194 с. — ("Классическая учебная книга")
Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be 6
Эльконин Д.Б. Основная единица развернутой формы игровой деятельности. Социальная природа ролевой игры //Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. - Москва: Институт практической психологии, 1996. - 304 с.
Даниил Борисович Эльконин
Эльконин Д.Б. Основная единица развернутой формы игровой деятельности. Социальная природа ролевой игры //Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. - Москва: Институт практической психологии, 1996. - 304 с.
Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be 5
Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского) . —— М.: Тривола, 1994. — 168 с.
Даниил Борисович Эльконин
Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского) . —— М.: Тривола, 1994. — 168 с.
Эльконин Д.Б. Этапы формирования действия чтения: Фонемный анализ слов //Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. - М.: Знание, 1976. - 64с.
Даниил Борисович Эльконин
Эльконин Д.Б. Этапы формирования действия чтения: Фонемный анализ слов //Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. - М.: Знание, 1976. - 64с.
Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be 7
Эльконин Д.Б. Психология игры . –– М.: Владос, 1999 г. - 360 с. (Серия "Сам себе психолог")
Даниил Борисович Эльконин
Эльконин Д.Б. Психология игры . –– М.: Владос, 1999 г. - 360 с. (Серия "Сам себе психолог")
Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии, 1971, № 4, с. 6—20
Даниил Борисович Эльконин
Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии, 1971, № 4, с. 6—20
Эльконин Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте //Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. - Москва: Институт практической психологии, 1996. - 304 с.
Даниил Борисович Эльконин
Эльконин Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте //Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. - Москва: Институт практической психологии, 1996. - 304 с.
Ещё 6 книг

Интерпретация идей

График интерпретации идей глазами экспертов и участников проекта. На этом графике вы можете отобразить ваше понимание взглядов педагога-мыслителя по 16 критериям, представленным на 8 осях.

РЕ
Ориентация на результат
СЦ
Ориентация на социальные ценности
ВШ
Опора на внешний стимул деятельности
ПВ
Опора на поведение
ГЗ
Фокус на передаче готовых знаний и опыта
ОБ
Центрация на деятельности обучающегося
УБ
Ориентация на управляемое изменение будущего
ФЗ
Ценность формального, фундаментального знания
ПР
Ориентация на процесс
ИР
Ориентация на индивидуально-личностное развитие
ВН
Опора на внутренний стимул деятельности
КП
Опора на когнитивный процесс
ИН
Фокус на индуктивных способах приобретения знаний и опыта
ПД
Центрация на деятельности педагога 
СТ
Ориентация на сохранение традиций, адаптацию личности
ПТ
Ценность знания ориентированного на потребности жизни
Оценки педагогической концепции, созданные другими участниками проекта и экспертов, вы сможете посмотреть после того, как сохраните свою оценку педагогу.