Войти
EN

Даниил Борисович Эльконин

Советский психолог, член-корреспондент АПН СССР, доктор педагогических наук, профессор. Разработал теорию учебной деятельности; предложил возрастную периодизацию исходя из смены типа ведущей деятельности на каждом этапе. Выявил условия обучения, оказывающие оптимальное влияние на умственное развитие ребенка. Разработал эффективный метод обучения детей чтению на основе звукового анализа слов, составил экспериментальные буквари.
Годы жизни
1904 - 1984
Страна
СССР
Научная школа
Теория развивающего обучения
Предшественники
Gaivho 01

Оцените идеи педагога

1.
Оцените

Выскажите мнение об идеях педагога на основе изученного материала с помощью графо-аналитического инструмента

2.
Сохраните

Сохраните оценку и зарегистрируйтесь чтобы получите доступ к мнению экспертов

3.
Сравните

После оценки педагога сравните вашу оценку с мнением экспертов и остальных пользователей

4.
Обсудите

Обсудите на практических занятиях варианты интерпритаций идей педагога и аргументируйте свою

Thumb %d0%9a%d1%83%d1%80%d0%b8%d1%86%d1%8b%d0%bd
Thumb %d0%9f%d0%b0%d0%bf%d1%83%d1%82%d0%ba%d0%be%d0%b2%d0%b0
Thumb %d0%97%d0%b0%d0%ba%d0%b0%d0%b1%d0%bb%d1%83%d0%ba%d0%be%d0%b2%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9
Thumb frolov
Thumb fedorov
Узнайте что об этом педагоге думают эксперты проекта.

Биография

1904 - 1984

Родился 16 февраля (1 марта) 1904 года в Полтавской губернии (ныне территория Украины). Учился в Полтавской гимназии (не закончил) и в Ленинградском педагогическом институте им. А. И. Герцена. После его окончания занимался вопросами
физиологии в лаборатории А.А. Ухтомского. С 1929 г. работал в Ленинградском педагогическом институте, несколько лет в
сотрудничестве с Л. С. Выготским изучал проблемы детской игры. В 1932 г. Д.Б. Эльконин стал заместителем директора
Ленинградского педологического центра. После разгрома педологии в 1936 г. был снят со всех постов и лишен звания кандидата наук. С большим трудом ему удалось устроиться учителем начальных классов. В период с 1938 по 1940 год он написал букварь и учебник по русскому языку, предназначенный для школ народов Крайнего Севера. Много позже Д.Б. Эльконин написал ныне широко известный букварь и для русской школы (1961, 1969, 1972). В 1940 году защитил кандидатскую диссертацию по проблеме развития речи школьников и во второй раз получил звание кандидата наук. В июле 1941 г. Д.Б. Эльконин записался в народное ополчение, всю Великую Отечественную войну провел на фронте. Участвовал в обороне и
освобождении Ленинграда, награжден боевыми орденами и медалями. Окончил войну майором, был назначен на преподавательскую работу в Московский военно-педагогический институт Советской армии, где разрабатывал принципы построения курса военной психологии. В 1953 г. подполковник Д.Б. Эльконин был уволен в запас. С 1953 г. он стал штатным
сотрудником Института психологии АПН РСФСР (ныне Психологический институт РАО), где и проработал до конца своей жизни (умер в 1984 г.), был заведующим несколькими лабораториями.
В 1962 г. защитил докторскую диссертацию. В 1968 г. был избран членом-корреспондентом АПН СССР. Многие годы он преподавал на факультете психологии МГУ. Внес огромный вклад в детскую и педагогическую психологию: создал концепцию возрастной периодизации, разрабатывал теорию учебной деятельности, занимался психологией игры и другими научными проблемами. Под руководством Д.Б. Эльконина в 60-е годы коллектив ученых начал создавать уникальную систему развивающего обучения Даниил Борисович Эльконин принадлежит к той славной плеяде советских психологов, которая составляет костяк всемирно известной научной школы Л. С. Выготского. Д. Б. Эльконин с гордостью говорил о том, что он является учеником Льва Семеновича и соратником других его учеников и последователей. Глубоко восприняв идеи этой школы, Д. Б. Эльконин в течение нескольких десятилетий оригинально их конкретизировал в своих экспериментальных и теоретических работах, создав тем самым собственное научное направление в детской и педагогической психологии.
Д. Б. Эльконин сочетал в себе талант ученого, умеющего глубоко анализировать фундаментальные научные проблемы, и способности исследователя, эффективно решающего прикладные психологические вопросы, имеющие серьезное значение для педагогической практики. Ему принадлежат замечательные теории периодизации детского развития и детской игры, а также методики обучения детей чтению. И еще одно необходимо сказать о Данииле Борисовиче — он обладал незаурядной и
щедрой душой жизнелюбивого и жизнестойкого человека, сумевшего до последних дней сохранить большой ум и доброту. Он имел поистине благородный характер ученого и гражданина

Вся биография

Идеи

Психологическая теория игры

Для развития ребенка-дошкольника решающее значение имеет сюжетно-ролевая игра. Основными элементами игровой деятельности являются сюжет (во что играют); содержание (как играют); роль;
воображаемая ситуация; правила; игровые действия и операции (действия по выполнению роли); игровое употребление предметов (замещение); игровые отношения.

Теория психического развития ребенка

Все виды детской деятельности общественны по своему происхождению, содержанию и форме, поэтому ребенок с момента рождения и с первых стадий своего развития является общественным существом. Присвоение ребенком достижений человеческой культуры всегда носит деятельностный характер — ребенок не пассивен в этом процессе, не приспосабливается к условиям своей жизни, а выступает как активный субъект их преобразования, воспроизводящий и создающий в себе человеческие способности

Концепция периодизации психического развития детей

Возрастные периоды выделяются с учетом ведущей деятельности, в рамках которой возникают основные психические новообразования, характеризующие развитие ребенка

Теория учебной деятельности

В младшем школьном возрасте
ведущей является учебная деятельность, при
осуществлении которой у ребенка возникают и
развиваются такие основные психические
новообразования возраста, как произвольностьповедения и отвлеченное рассуждающее мышление,
делающее восприятие думающим, а память
мыслящей.

Концепция развивающего обучения

Начиная обучение ребенка в том или ином возрасте,
нужно ориентироваться не на те психические
процессы, которые уже сформировались, а на те,
которые следует формировать и развивать путем
организации деятельности, соответствующей
данному возрасту. В этом состоит суть
психологического понимания роли обучения в
развитии ребенка.
Система развивающего обучения в начальной школе:
целью системы является обеспечение оптимальных
психолого-педагогических условий для становления
ребенка как субъекта учебной деятельности,
заинтересованного в самоизменении и способного к
нему.

Все идеи

Книги

Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be 1
Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды . —— М.: Педагогика, 1989. – 560 с: ил. — (Труды д. чл. и чл.-кор. АПН СССР)
Даниил Борисович Эльконин
Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды . —— М.: Педагогика, 1989. – 560 с: ил. — (Труды д. чл. и чл.-кор. АПН СССР)
Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be 2
Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах . Избранные психологические труды . —— М.: Педагогика, 1989.
Даниил Борисович Эльконин
Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах . Избранные психологические труды . —— М.: Педагогика, 1989.
Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be 3
Эльконин Д.Б. Опосредование. Действие. Развитие. - М.: ERGO. – 2010. - 280 с.
Даниил Борисович Эльконин
Эльконин Д.Б. Опосредование. Действие. Развитие. - М.: ERGO. – 2010. - 280 с.
Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be 4
Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Под ред. Эльконина Б.Д.; 4-е изд . —— Москва: Издательский центр "Академия", 2007. — 194 с. — ("Классическая учебная книга")
Даниил Борисович Эльконин
Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Под ред. Эльконина Б.Д.; 4-е изд . —— Москва: Издательский центр "Академия", 2007. — 194 с. — ("Классическая учебная книга")
Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be 6
Эльконин Д.Б. Основная единица развернутой формы игровой деятельности. Социальная природа ролевой игры //Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. - Москва: Институт практической психологии, 1996. - 304 с.
Даниил Борисович Эльконин
Эльконин Д.Б. Основная единица развернутой формы игровой деятельности. Социальная природа ролевой игры //Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. - Москва: Институт практической психологии, 1996. - 304 с.
Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be 5
Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского) . —— М.: Тривола, 1994. — 168 с.
Даниил Борисович Эльконин
Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского) . —— М.: Тривола, 1994. — 168 с.
Эльконин Д.Б. Этапы формирования действия чтения: Фонемный анализ слов //Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. - М.: Знание, 1976. - 64с.
Даниил Борисович Эльконин
Эльконин Д.Б. Этапы формирования действия чтения: Фонемный анализ слов //Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. - М.: Знание, 1976. - 64с.
Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be 7
Эльконин Д.Б. Психология игры . –– М.: Владос, 1999 г. - 360 с. (Серия "Сам себе психолог")
Даниил Борисович Эльконин
Эльконин Д.Б. Психология игры . –– М.: Владос, 1999 г. - 360 с. (Серия "Сам себе психолог")
Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии, 1971, № 4, с. 6—20
Даниил Борисович Эльконин
Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии, 1971, № 4, с. 6—20
Эльконин Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте //Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. - Москва: Институт практической психологии, 1996. - 304 с.
Даниил Борисович Эльконин
Эльконин Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте //Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. - Москва: Институт практической психологии, 1996. - 304 с.
Ещё 6 книг

Интерпретация идей

График интерпретации идей глазами экспертов и участников проекта. На этом графике вы можете отобразить ваше понимание взглядов педагога-мыслителя по 16 критериям, представленным на 8 осях.

РЕ
Ориентация на результат
СЦ
Ориентация на социальные ценности
ВШ
Опора на внешний стимул деятельности
ПВ
Опора на поведение
ГЗ
Фокус на передаче готовых знаний и опыта
ОБ
Центрация на деятельности обучающегося
УБ
Ориентация на управляемое изменение будущего
ФЗ
Ценность формального, фундаментального знания
ПР
Ориентация на процесс
ИР
Ориентация на индивидуально-личностное развитие
ВН
Опора на внутренний стимул деятельности
КП
Опора на когнитивный процесс
ИН
Фокус на индуктивных способах приобретения знаний и опыта
ПД
Центрация на деятельности педагога 
СТ
Ориентация на сохранение традиций, адаптацию личности
ПТ
Ценность знания ориентированного на потребности жизни
Оценки педагогической концепции, созданные другими участниками проекта и экспертов, вы сможете посмотреть после того, как сохраните свою оценку педагогу.