Войти
EN

Роберт М. Ганье

Американский психолог, автор книг по теории обучения. Основатель такого направления как педагогический дизайн.
Годы жизни
1916 – 2002
Регион
США
Научная школа
Педагогическая психология
Источник идей
Последователи идей
Gaivho 01

Оцените идеи педагога

1.
Оцените

Выскажите мнение об идеях педагога на основе изученного материала с помощью графо-аналитического инструмента

2.
Сохраните

Сохраните оценку и зарегистрируйтесь чтобы получите доступ к мнению экспертов

3.
Сравните

После оценки педагога сравните вашу оценку с мнением экспертов и остальных пользователей

4.
Обсудите

Обсудите на практических занятиях варианты интерпритаций идей педагога и аргументируйте свою

Thumb %d0%9a%d1%83%d1%80%d0%b8%d1%86%d1%8b%d0%bd
Thumb %d0%9f%d0%b0%d0%bf%d1%83%d1%82%d0%ba%d0%be%d0%b2%d0%b0
Thumb %d0%97%d0%b0%d0%ba%d0%b0%d0%b1%d0%bb%d1%83%d0%ba%d0%be%d0%b2%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9
Thumb frolov
Thumb fedorov
Узнайте что об этом педагоге думают эксперты проекта.

Биография

1916 - 2002

Роберт Миллз Ганье родился 21 августа 1916 г. в городке Норт Андовер, штат Массачусетс. В школьные годы он увлекся чтением популярной литературы по психологии и вознамерился стать психологом. В своем выступлении на выпускном вечере в средней школе он заявил, что именно психология, по его мнению, открывает наиболее широкие возможности для решения насущных проблем человечества и избавления людей от бед и страданий. Поступив на психологическое отделение Йельского университета, юноша поначалу испытал разочарование — слишком отличалось содержание учебных курсов по психологии от тех представлений, которые сложились у него в результате чтения поп-психологических брошюрок.
Ганье в 1937 г. получил в Йеле степень бакалавра и продолжил свое образование в Университете Брауна, одном из старейших и наиболее авторитетных вузов США. Здесь его научным руководителем стал Уолтер С. Хантер, бихевиорист старой школы, пытавшийся в ту пору исследовать в поведенческой парадигме познавательные процессы. Так что свои первые научные исследования Ганье проводил над универсальными бихевиористскими испытуемыми — лабораторными крысами.
Представления, усвоенные в этой школе, Ганье сохранил надолго — психология поведения выступила методологической основой всех его последующих изысканий. Впрочем, известная гибкость не позволила ему замыкаться в довольно узких рамках бихевиоризма — впоследствии в его учение вплелись элементы гештальт-психологии и информационного подхода когнитивистов. Хотя действенность и продуктивность его теории, вероятно, во многом объясняется бихевиористской нацеленностью на результат. Получив в 1940 г. докторскую степень, Ганье начал преподавать в женском колледже штата Коннектикут. Но вступление США в мировую войну изменило траекторию его карьеры. Американские психологи в те годы оказались очень востребованы — особенно в сфере отбора новобранцев и обучения сложным военным специальностям. Ганье был привлечен к таким разработкам для нужд военно-воздушных сил. Совместно с несколькими более опытными коллегами новоиспеченный психолог принялся за разработку психомоторных тестов для отбора военных летчиков. В ту пору обучение одного курсанта стоило около 75000 долларов. Непригодность же отдельных курсантов к обучению выявлялась не ранее, чем они проходили треть курса. Убытки, естественно, были велики. Разработка командой, в которую входил и Ганье, соответствующей системы тестов позволила отсеивать непригодных к обучению на самых ранних этапах.
Основные усилия, однако, были приложены Ганье не столько к разработке диагностических методов (теория тут была разработана до него, требовалось лишь ее исполнение), сколько к совершенствованию программ подготовки военных специалистов. В мирное время на обучение пилотов и механиков уходили долгие месяцы и годы, в военных условиях потребовалось резко сократить эти сроки, не снижая качества. Именно в области обучения военных Ганье принялся разрабатывать те приемы и методы, которые впоследствии обеспечили построение его теоретической модели обучения. Признание ему удалось заслужить как в военной, так и в педагогической сфере — в послевоенные годы он поочередно возглавлял секцию военной психологии и секцию педагогической психологии Американской психологической ассоциации.
В послевоенные годы карьера Ганье складывалась весьма успешно. Он преподавал в ведущих вузах страны, был удостоен нескольких почетных наград. Библиография его научных трудов насчитывает сотни работ. Однако по преимуществу это были статьи в научных журналах, посвященные конкретным аспектам разрабатывавшегося им подхода. Свои идеи Ганье обобщил в капитальной работе «Условия учения» (1979).
Выйдя на пенсию в 1985 г. Ганье поселился в городке Сигнал Маунтин в штате Теннеси и целиком посвятил себя давним увлечениям, на которые прежде всегда недоставало времени, — конструированию часовых механизмов и деревянной мебели (ученый всегда считал, что творческая работа руками способствует продуктивной работе головой). 28 апреля 2002 г. он умер от сердечного приступа.
Еще в начале ХХ века Уильям Джемс писал: «Величайшая польза, которую можно извлечь из жизни, — потратить жизнь на дело, которое переживет вас». Роберту Ганье это вполне удалось.

Вся биография

Идеи

Представление об иерархическом строении моторных и мыслительных навыков.

Чтобы овладеть сложным навыком, учащийся должен уметь выполнить все составляющие его элементарные навыки. Организация процесса обучения предполагает знание преподавателем структуры осваиваемого навыка и учет уровня знаний и умений учащихся. Ганье выделил три составляющие процесса обучения: явления обучения, условия обучения, продукты обучения. Условия обучения подразделяются на внешние (организация процесса обучения, структура изучаемого материала и т.д.) и внутренние (наличие у учащихся необходимых понятий и навыков для успешного осуществления обучения). Продукты обучения — это основные виды поведения, усваиваемые в ходе обучения.

Классификация видов обучения.

Под руководством Ганье был проведен широкий спектр исследований по проблеме индивидуальных различий учащихся, понимаемых как различия в структуре интеллектуальных навыков. По мнению Ганье, научение состоит в приобретении и закреплении изменений в индивидуальных способностях.

Девять уровней обучения

Существенной особенностью процесса обучения в целом является то, что он представляет собой некую запланированную последовательность шагов, которая с наибольшей эффективностью приводит к достижению намеченных результатов. С другой стороны, важной чертой научения является его иерархическая природа: более сложное всегда надстраивается поверх более простого.

Привлечение внимания (восприятие)

Не стоит сразу подавать информацию, если слушатели не подготовлены. Привлеките их внимание. Это может быть:
o юмор
o шок
o демонстративное поведение
o повышение голоса
Все это вызовет любопытство аудитории и заставит их обратить на вас пристальное внимание.

Информирование обучающихся о целях (ожидания)

Вам нужно проинформировать обучающихся о том, какого результата они должны достичь и что выучить, а также о том, что нужно сделать с этими навыками и информацией. Люди не только должны понимать, чего достигнут, но и то, зачем им вообще это нужно. Это очень важный шаг, который позволит аудитории быть более мотивированной. Поэтому потратьте достаточно времени на этом этапе.

Напоминание о предыдущих уроках (восстановление)

Если ваша аудитория что-то уже выучила на предыдущем этапе, попытайтесь сочетать ее с новым уроком для формирования цепочки ассоциаций. У вашей аудитории также могут быть и свои знания на эту тему, поэтому поинтересуйтесь этим, задав соответствующие вопросы. Это вовлечет внимание и позволит изучить новую информацию более эффективно.

Предоставление стимула (выборочное восприятие)

Вам необходимо представить новую информацию в наиболее эффективной манере. Организуйте ее логически. Используйте разные стили обучения и используйте визуальную, аудиальную и практическую информацию.

Выбор метода донесения (семантическое кодирование)

Для того, чтобы ваша аудитория выучила и запомнила информацию, вам нужно найти наиболее эффективные методы ее донесения. Используйте аналогии, метафоры, чувство юмора, картинки, примеры и научитесь рассказывать истории.

Выявление исполнения (ответ)

Вам нужно убедиться в том, что человек может продемонстрировать свои выученные знания. Это зависит от того, что именно он изучает. Если это навык, попросите человека продемонстрировать его на практике. Если это информация, задавайте ему вопросы, направленные на размышление, а не на проверку дат и событий.

Обеспечение обратной связи (подкрепление)

Когда ваша аудитория показала свои знания и навыки, обеспечьте ей обратную связь для того, чтобы закрепить некоторые моменты в случае необходимости. Например, если вы обучаете людей более эффективному общению с клиентами, наблюдайте за их действиями во время реальной практики и обеспечьте их конструктивной обратной связью. Не критикуйте напрямую, а используйте косвенные методы — не члены вашей команды ошиблись в чем-то, а было что-то сделано не совсем точно. Объясните, почему что-то не сработало.

Оценка исполнения (исправление)

Ваша аудитория должна пройти тест, который измерит их владение новым навыком. Этот тест должен быть самостоятельным и не подразумевать помощь со стороны. Несмотря на то, что такой тип оценивания считается устаревшим, это не значит, что он не работает. На самом деле он невероятно эффективен. Попробуйте использовать геймификацию процесса.

Удержание в памяти (обобщение)

Это последний этап, на котором вам нужно убедиться в том, что ваша аудитория не только выучит информацию, но и сумеет ее надолго запомнить. Пройдите курс по развитию памяти для того, чтобы узнать о многих важных особенностях мозга. Также помните, что каждодневная практика — самый эффективный способ закрепления знаний. Поэтому поощряйте своих учеников заниматься развитием навыка каждый день, причем в самых разных формах. Если это изучение английского языка, посоветуйте ученикам смотреть интересные для них фильмы на этом языке, играть в игры и читать книги.

Все идеи

Книги

Thumb cover
“Principles of Instructional Design” Gagne, Robert M., Wadsworth Publishing, 1990, 375 pages
Роберт М. Ганье
“Principles of Instructional Design” Gagne, Robert M., Wadsworth Publishing, 1990, 375 pages
Thumb cover
“The Сonditions of learning” Published November 1st 1997 by Harcourt Brace College Publishers (first published 1985), 361 pages.
Роберт М. Ганье
Не найдена в свободном доступе
“The Сonditions of learning” Published November 1st 1997 by Harcourt Brace College Publishers (first published 1985), 361 pages.
Thumb cover
“Principles of instructional design” Published June 15th 2004 by Cengage Learning (first published January 1st 1988). 387 pages.
Роберт М. Ганье
Не найдена в свободном доступе
“Principles of instructional design” Published June 15th 2004 by Cengage Learning (first published January 1st 1988). 387 pages.
Thumb cover
“Essentials of learning for instruction” / Robert M. Gagné, Marcy Perkins Driscoll. 2nd ed. Published Englewood Cliffs, N.J. : Prentice Hall, c1988. 184 pages
Роберт М. Ганье
Не найдена в свободном доступе
“Essentials of learning for instruction” / Robert M. Gagné, Marcy Perkins Driscoll. 2nd ed. Published Englewood Cliffs, N.J. : Prentice Hall, c1988. 184 pages

Интерпретация идей

График интерпретации идей глазами экспертов и участников проекта. На этом графике вы можете отобразить ваше понимание взглядов педагога-мыслителя по 16 критериям, представленным на 8 осях.

РЕ
Ориентация на результат
СЦ
Ориентация на социальные ценности
ВШ
Опора на внешний стимул деятельности
ПВ
Опора на поведение
ГЗ
Фокус на передаче готовых знаний и опыта
ОБ
Центрация на деятельности обучающегося
УБ
Ориентация на управляемое изменение будущего
ФЗ
Ценность формального, фундаментального знания
ПР
Ориентация на процесс
ИР
Ориентация на индивидуально-личностное развитие
ВН
Опора на внутренний стимул деятельности
КП
Опора на когнитивный процесс
ИН
Фокус на индуктивных способах приобретения знаний и опыта
ПД
Центрация на деятельности педагога 
СТ
Ориентация на сохранение традиций, адаптацию личности
ПТ
Ценность знания ориентированного на потребности жизни
Оценки педагогической концепции, созданные другими участниками проекта и экспертов, вы сможете посмотреть после того, как сохраните свою оценку педагогу.