Войти
EN

Виктор Николаевич Сорока-Росинский

Российский и советский педагог, создатель (1918—1920 гг.) известной Школы-коммуны для трудновоспитуемых подростков им. Ф. М. Достоевского (Республика ШКИД). В одноименной повести Григория Белых и Леонида Пантелеева (настоящее имя Алексей Еремеев) «Республика ШКИД» был выведен под прозвищем «Викниксор».
Годы жизни
1882 - 1960
Регион
Россия
Научная школа
Антропо-гуманистическая педагогика
Источник идей
Последователи идей
Gaivho 01

Оцените идеи педагога

1.
Оцените

Выскажите мнение об идеях педагога на основе изученного материала с помощью графо-аналитического инструмента

2.
Сохраните

Сохраните оценку и зарегистрируйтесь чтобы получите доступ к мнению экспертов

3.
Сравните

После оценки педагога сравните вашу оценку с мнением экспертов и остальных пользователей

4.
Обсудите

Обсудите на практических занятиях варианты интерпритаций идей педагога и аргументируйте свою

Thumb %d1%81%d0%bb%d0%b5%d0%bf%d0%b5
Узнайте что об этом педагоге думают эксперты проекта.
Экспертные оценки педагога

Биография

1882 - 1960

Сорока-Росинский Виктор Николаевич [13(25). 11. 1882, Новгород-
Северский, ныне Черниговской обл.,- 1.10.1960, Ленинград], педагог.
Выпускник Александровской Новгородской мужской гимназии. Продолжил
свое обучение на историко-филологическом факультете Петербургского
университета. По окончании университета в 1906 году работал в Военно-
медицинской академии, где изучал проблемы психологии под руководством
В.М. Бехтерева и А.Ф. Лазурского. Одновременно преподавал историю и
литературу в средних учебных заведениях Петрограда (в 1918-20 в училище
Путиловского завода). В 1920-25 гг. возглавлял «Петроградский отдел
народно-индивидуального воспитания им. Ф. М. Достоевского для
трудновоспитуемых» (известный главным образом под названием «Школа-
коммуна им. Ф. М. Достоевского», ШКИД); в 1925-28 директор школы для
трудных подростков; одновременно методист ЛГПИ им. А. И. Герцена на
отделении социально-правовой охраны несовершеннолетних (СПОН),
готовившем воспитателей для работы с беспризорными и трудными детьми;
преподавал в классах для трудновоспитуемых при Торфяном техникуме, в
школе для психоневротиков при Педологическом институте (в 1933-36
научный сотрудник института), в средних школах Ленинграда (до 1942 и
после 1948); с 1942 в эвакуации, преподавал в Горно-Алтайском
педагогическом училище, в Пржевальском педагогическом институте.
Теоретически обосновал и апробировал в практике оригинальную
систему воспитания трудных подростков-сирот на основе развития их
творческих способностей. Своих воспитанников Сорока-Росинский относил
к «супранормному-эндогенному типу», то есть к одарённым натурам, но с
отклонениями от нормы в результате специфичного развития и особого
душевного и психического склада. Для таких детей Сорока-Росинский
предлагал создавать учебно-воспитательные учреждения, осуществляющие
гармоничное воспитание и специальную коррекцию психики подростков.
Главным в учебно-воспитательном процессе он считал фундаментальную
образовательную подготовку (10 уроков ежедневно) и самостоятельную,
творческую деятельность воспитанников, способную «дать надлежащий
выход той буйной беспокойной энергии, которой полны эти дети».
Воплощение детских чувств в активные действия позволяло лучше изучать
личность и развивать индивидуальность учащихся. Широко использовал
метод длительных игр: инсценировки, постановки; журналистское
творчество; соревнования.
Опыт создания в ШКИД единого коллектива (школы-общины)
педагогов и воспитанников - обогащавших друг друга индивидуальностей
Сорока-Росинский обобщил в работах (не опубл.) «Лекции по коллективной
педагогике», «Учение о строении и развитии школьных коллективов»,
«Введение в коллективную педагогику». К основным стадиям формирования
коллектива он относил сборище, стадность, организованный самодеятельный
коллектив, стремящийся в совместной деятельности осуществлять общие
цели. Анализируя проблему наказания в воспитании, Сорока-Росинский
пришёл к выводу о необходимости постепенного перехода от стадииразвития коллектива, на которой преобладали принудительные меры
воспитания, через формирование коллективной ответственности и
выборности к высшей стадии - самодеятельности и самоорганизации
воспитанников. Самовоспитанию Сорока-Росинский всегда придавал
большое значение, ещё в работе «Психология и самовоспитание» (1907) он
ставил вопрос о создании специальной науки - автогогики, помогающей
каждому человеку развивать свою индивидуальность. К работе в ШКИД
стремился привлечь творчески работающих педагогов. Одним из первых стал
изучать психологию педагогов и предложил своеобразную типологию
"пород" учителей: теоретики, реалисты, утилитаристы, интуитивисты
(артисты). К сожалению, из-за расхождения в педагогических взглядах с
официальными педагогическими инстанциями Сорока-Росинский вынужден
был покинуть ШКИД. Многие выпускники стали журналистами, учёными,
писателями. Некоторые из них создали художественные произведения о
ШКИД (Белых Г., Пантелеев Л., Республика ШКИД, 1927; Ольховский П.,
Евстафьев К., Последняя гимназия, 1930). Талантливо написанные повести не
всегда адекватно освещали педагогический опыт школы и в конце 50-х гг.
Сорока-Росинский написал воспоминания «Школа им. Достоевского» (не
оконч.), в которых объективно показал жизнь ШКИД.
Исследовал проблемы создания русской школы как национального
феномена. Основными путями формирования национальной культуры и
национального самосознания считал семейное воспитание, опирающееся на
религию, труд, народные традиции, песенное и сказочное творчество,
родительский авторитет. Главная нравственная идея - народность
воспитания, подготовка человека к самоотверженному служению высшим
ценностям - Родине, благо народа. По мысли Сороки-Росинского,
«воспитание превращается в долг каждого - и для воспитывающего и для
воспитываемого, в нравственную обязанность перед народом, Родиной и
Богом» (Пед. соч., 1991, с. 121). Он осуждал националистическое воспитание,
проповедующее нетерпимость к другим нациям.
Со 2-й пол. 30-х гг. Сорока-Росинский занимался вопросами методики
преподавания русского языка и литературы, изучением русского языка в
нерусской школе. Ещё в дооктябрьский период им были сформулированы
положения о типе детской книги - стилизация под примитивизм, но в
изящной форме; фокусирование внимания на действиях, особенно
героических; показ сильных энергичных личностей; отказ от нравоучений и
т. д. - не потерявшие актуальности для современной практики издания
детской литературы. В преподавании русского языка подчёркивал приёмы,
стимулирующие максимальное развитие активности, инициативы учащихся,
умение быстро и самостоятельно ориентироваться и др., которые выводил из
«Суворовской педагогики». Подготовил книги «Построение и ведение урока
русского языка в средних классах», «Обучение выразительному чтению в
средних классах», проспект учебника грамматики (не опубл.). Большинство
рукописей Сороки-Росинского погибло в эвакуации или было утрачено
позднее.

Вся биография

Идеи

Дифференцированное обучение

Обучение требует деления учащихся по ряду показателей
интеллектуального развития на группы и ориентации
содержания, темпов, методов и форм обучения на
индивидуально-типологические особенности.

Сочетание умственной познавательной деятельности с другими видами деятельности

Сочетание умственной познавательной деятельности с
другими видами деятельности (игровой, художественной),
что, несомненно, стимулировало положительное
эмоциональное отношение детей к учению. Художественно-
игровые формы деятельности включались в различные
учебные предметы. В. Н. Сорока-Росинский вспоминает:
«Вслед за русским языком, литературой и немецким языком
пожелала инсценироваться и история».

Принцип учета

Введение такого педагогического новшества в школе, как
учет, т. е. своеобразные общественные смотры знаний,
позволяет воспитанникам осознать общественную ценность
и необходимость знаний и получить общественное
признание своей деятельности. Подготовка к такому смотру
была сопряжена с активной познавательной деятельностью
ребят: они готовили сцены-диалоги, инсценировки,
составляли схемы, диаграммы и т. д. Главный
воспитательный результат учета В. Н. Сорока-Росинский
видел в том, что «ребята впервые почувствовали
уверенность в своих возможностях»

Инициативность детей в любой деятельности

Инициативность детей в любой деятельности. Создавались
творческие союзы детей, как коллективные формы
сотворчества, любой из воспитанников имел право на
выпуск своей газеты, своего журнала, право на полемику.
Никакого жесткого контроля и навязывания мнений не
допускалось.

Расширение макросоциальной среды

Расширению макросоциальной среды для подростков,
сферы духовного общения. Основные действия В. Н.
Сорока-Росинского преследовали цель расширять контакты
своих воспитанников с окружающим миром, с различными
общественными организациями. Шкидовцы ходили на
экскурсии в порт, по городу, на старые питерские заводы,
посещали места, связанные с революционными событиями.

Все идеи

Видео

Республика ШКИД

Интерпретация идей

График интерпретации идей глазами экспертов и участников проекта. На этом графике вы можете отобразить ваше понимание взглядов педагога-мыслителя по 16 критериям, представленным на 8 осях.

РЕ
Ориентация на результат
СЦ
Ориентация на социальные ценности
ВШ
Опора на внешний стимул деятельности
ПВ
Опора на поведение
ГЗ
Фокус на передаче готовых знаний и опыта
ОБ
Центрация на деятельности обучающегося
УБ
Ориентация на управляемое изменение будущего
ФЗ
Ценность формального, фундаментального знания
ПР
Ориентация на процесс
ИР
Ориентация на индивидуально-личностное развитие
ВН
Опора на внутренний стимул деятельности
КП
Опора на когнитивный процесс
ИН
Фокус на индуктивных способах приобретения знаний и опыта
ПД
Центрация на деятельности педагога 
СТ
Ориентация на сохранение традиций, адаптацию личности
ПТ
Ценность знания ориентированного на потребности жизни
Оценки педагогической концепции, созданные другими участниками проекта и экспертов, вы сможете посмотреть после того, как сохраните свою оценку педагогу.