Войти
EN

Роберт Оуэн

Английский общественный деятель, социальный педагог. Вопросы воспитания детей рассматривал в неразрывной связи с преобразованием общества и совершенствованием человека путём изменения социальных условий, образа жизни и деятельности людей.
Годы жизни
1771—1858
Регион
Англия
Научная школа
Социальная педагогика
Источник идей
Последователи идей
Gaivho 01

Оцените идеи педагога

1.
Оцените

Выскажите мнение об идеях педагога на основе изученного материала с помощью графо-аналитического инструмента

2.
Сохраните

Сохраните оценку и зарегистрируйтесь чтобы получите доступ к мнению экспертов

3.
Сравните

После оценки педагога сравните вашу оценку с мнением экспертов и остальных пользователей

4.
Обсудите

Обсудите на практических занятиях варианты интерпритаций идей педагога и аргументируйте свою

Thumb 2016 06 30 14 21 33 4846 povshednaya
Узнайте что об этом педагоге думают эксперты проекта.
Экспертные оценки педагога

Биография

1771–1858

Роберт Оуэн родился 14 мая 1771 года в городе Ньютауне (Уэльс) в семье лавочника. Окончив приходскую школу в 1779, он работал помощником в мануфактурной лавке (1780), у торговца сукнами в городе Стемфорде в Линкольншире (1781), приказчиком в крупном суконном магазине в Лондоне (1784-1788), служил в мануфактурной лавке в Манчестере (1788). Уже в 1789 году Роберт Оуэн организовал самостоятельное предприятие (3 машины и 3 рабочих) для выделки пряжи и сырья. Так же всё это время Оуэн активно продолжал обучаться самостоятельно. С 1790 по 1794 год он подружился с такими передовыми представителями интеллигенции и купечества Манчестера как известный физик и химик Джон Дальтон, Кольридж, доктор Персиваль, Фультен. Стал членом литературно-философского общества, и управлял крупной фабрикой для выделки тонкой пряжи (фабрика Дринкуостера, 500 рабочих, Манчестер).
В 1794-1796 годах он стал компаньоном Черлтонской бумагопрядильной компании, создал хлопкопрядильную фабрику, разработал новые методы обработки хлопка и приобрёл торговые связи в Англии и Шотландии.
По делам фабрики Оуэну часто приходилось бывать в Шотландии в Глазго, большом промышленном городе на реке Клайд. В одну из таких поездок он познакомился с Каролиной Дейл, дочерью Дэвида Дейла, богатого владельца текстильной фабрики в поселке Нью-Ланарк близ Глазго. Их знакомство привело к браку. В 1799 году Оуэн переселился в Нью-Ланарк, где в январе 1800 года стал совладельцем (вместе с несколькими манчестерскими капиталистами) и управляющим бывшей фабрики своего тестя. Деятельность Оуэна в Нью-Ланарке принесла ему широкую известность фабриканта-филантропа. До 1806 года он сблизился с наиболее продвинутыми рабочими, провёл ряд преобразований на фабрике (постройка нового жилья для рабочих, борьба с алкоголизмом, учреждение лавок и столовой), опираясь на общие собрания рабочих и комиссии. Рабочий день был сокращён до 11 ¾ часа, были устроены ясли, площадка, школа для маленьких детей и начальная школа.
Вопросы воспитания детей рассматривал в неразрывной связи с преобразованием общества и совершенствованием человека путём изменения социальных условий, образажизни и деятельности людей. Знание философско-этической теории И. Бентама позволило ему, вероятно, опираться в своей деятельности на идеи К. Гельвеция о зависимости характера человека от общественной среды. (О связи со взглядами Д. Беллерса см. данный ранее материал о нём.)
С 1806 по 1809 годы Роберт Оуэн разработал первый проект « Нового института для формирования характера»; боролся с компаньонами, противодействовавшими реформам.
В 1812-1814 годах организовал новую компанию, в состав которой вошли философ-утилитарист Бентам, квакеры Аллен Уокер, Фостер, Гиббс. В это же время Оуэн написал и издал своё первое произведение «Новый взгляд на общество или Опыты о принципе формирования человеческого характера». На совещании фабрикантов в Глазго выступил по вопросу об улучшении положения рабочих и детей, занятых на производстве, и, встретив полное равнодушие аудитории, покинул совещание. Доклад свой разослал членам парламента и опубликовал в газетах. Агитировал за законодательное ограничение рабочего дня; опубликовал и широко распространил литературные работы, речи и прочие статьи, в которых, обращаясь к чувству справедливости и трезвому расчёту господствующих классов, призывал к борьбе с пауперизмом и к защите детей от эксплуатации. Опубликовал брошюру «Замечания о последствиях фабричной системы».
В 1815 Оуэн выступил с проектом закона, который запрещал использование труда детей моложе 10 лет, ограничивал рабочий день для подростков до 18 лет до 10 ½ часов и устанавливал для работающих детей обязательное школьное обучение.
В 1816 году Роберт Оуэн разработал «План» борьбы с пауперизмом и безработицей через «поселения единения и сотрудничества», в которых всё население занято попеременно в сельском хозяйстве, мастерских и на фабриках. Опубликовал «Доклад комитету для облегчения положения бедняков» и письмо к британским фабрикантам «О пользовании трудом детей». Опубликовал в газете «Таймс» социалистический план переустройства общества (создание коммун, построенных на основе общности производства и распределения). Переиздал брошюру Джона Беллерса «Предложение о создании трудовых колледжей» (1696), в которой был развёрнут план помощи безработным, сходный с планом Оуэна. Выступил в Лондоне с двумя публичными докладами, обличавшими все существующие религии. В 1817 Оуэн составил докладную записку парламентской комиссии, в которой выдвинул идею трудовой коммуны как средства борьбы с безработицей.
В 1818 году Оуэн пропагандировал свои идеи среди европейских общественных деятелей, учёных. Издал «Обращение к правительствам Европы и Америки по поводу рабочих классов» на 3 языках. Познакомился с Песталоцци, Фелленбергом, Оберлином. К 1820 окончательно оформились социальные идеи Оуэна. Он пришел к убеждению о необходимости радикальной перестройки общества на началах общности владения, равенства в правах и коллективного труда. Опубликовал «Доклад совету графства Ланарк о мерах борьбы с бедностью». Обратился с «Воззванием к рабочим классам», в котором призывал к отказу от борьбы.
С 1821 по 1826 - Роберт Оуэн пропагандировал кооперативное рабочее движение, основал «Кооперативное экономическое общество» среди рабочих-печатников, позднее - «Лондонское кооперативное общество», научный «Кооперативный журнал». Развернул широкую просветительную деятельность в среде потребительских обществ. Сблизился с рядом будущих руководителей чартистского движения. В 1823 году в своих трудах Роберт Оуэн описал теорию необходимости образования производительных ассоциаций в сочинениях «Объяснение причин нищеты, в которой утопает цивилизованный мир» и «Новый Моральный мир» («Explanation of the causes of distress in which pervades the civilised World» and «The New Moral World»)/
В 1824-5 годах после многочисленных столкновений с компаньонами предприятия в Нью-Ланарке вынужден был пойти на уступки и подписать «соглашение» о значительном изменении характера работы в «Новом Институте» Уехал в Америку, где вёл в лекциях и в печати пропаганду своих идей.
В 1825 году в американском штате Индиана на основе уравнительного коммунизма Оуэн сформировал коммунистическую общину «Новая гармония». Организовал там школу для маленьких детей и начальную школу. Эта попытка осуществления его идей закончилась крахом (1827). До 1831 года Роберт Оуэн участвовал в движении за объединение профессиональных организаций в «Национальный союз рабочих и других классов» в Англии и Шотландии. Продолжал пропагандировать отказ от стачек и другой формы классовой борьбы. Выступал за овладение производством через кооперацию.
Покинув в 1829 году Нью-Ланарк, Оуэн целиком посвятил себя пропагандистской деятельности.
В 1832 году в Англии Роберт Оуэн принялся за новое дело, которое тоже закончилось неудачей, но имело большое социально-политическое значение: он сделал попытку организации «Биржи трудового обмена», где производители должны были обмениваться своими изделиями «на справедливой основе».
В 1833-1834 годах он руководил попыткой создания первого всеобщего национального профессионального союза, который объединял до полумиллиона членов. Организационная слабость, недостаток средств, сопротивление хозяев, имевших поддержку правительства,- все это привело союз к распаду.
После 1834 года Оуэн продолжал много писать, издавал журналы, участвовал в организации ещё одной общины и неутомимо проповедовал свои взгляды, но перестал быть интересным для общественности.
В 1835 году Роберт Оуэн объединил различные общества и группы, пропагандировавшие его учение, в «Ассоциацию всех классов и наций». Читал в Лондоне курс публичных лекций; издал эти лекции под названием «Браки духовенства в старом безнравственном мире», обличая в них религиозные основы брака. Пропагандировал идеи социализма не только в Лондоне, но и в фабричных округах северной Англии, согласно постановлению первого конгресса социалистов, собравшегося 1 мая 1835 года, в составе нескольких тысяч человек, под председательством Оуэна.
В 1836 году вышла в свет 1 часть произведения Оуэна «Книга нового морального мира», в котором наиболее полно и систематически изложены его взгляды на мораль и воспитание.
С 1837 по 1843 годы появились новые оуэнистские организации - издательства, «дома науки», «дома собраний», общества, ведшие борьбу с ортодоксальной церковью, с сектантством, издававшие брошюры и книги по философии и социологии. Оуэн организовал воскресные чтения для рабочих, антирелигиозные собрания. В 1839 году была сделана вторая попытка организовать коммунистическую колонию - Гармони-Холл в Англии (Гемпшир). С 1841 года он был её директором, оборудовал школу для детей оуэнистов всей Англии. В 1843 году - отказался от руководства колонией, которая распалась в 1845.
В 1844-7 годы Роберт Оуэн жил в США, главным образом в Нью-Гармони, где работали его сыновья. Читал лекции, создавал в Нью-Йорке «мировой конвент» социалистов. В 1846 - выступил посредником между Великобританией и США по вопросу о границах. В 1847 Оуэн хотел баллотироваться в парламент, но его баллотировка не состоялась.
С 1848 года жил в Париже, агитируя в печати за реализацию своих идей. Общался с вождями революции, стремясь переубедить их по вопросу о методах борьбы и проведении в жизнь его «великого плана».
В 1849 Роберт Оуэн опубликовал небольшую книгу «Революция в сознании и практика человеческого рода», названную Марксом «важным» сочинением, дающим «резюме его учения».
С 1850 по 1858 год Оуэн опубликовал ряд периодических изданий: «Еженедельные письма к человечеству», «Газету Р. Оуэна», «Рационалистическое трехмесячное обозрение», «Новое существование человека на земле», опубликовал I том автобиографии (в которой описание его жизни доведено до начала 20-х годов XIX века) и II том, состоящий из перепечаток ранних произведений, речей, докладов.
Осенью 1858 года, в возрасте 87 лет, Оуэн поехал в Ливерпуль на митинг, где ему стало плохо. Пробыв там несколько дней, он отправился в Ньютаун. 17 ноября 1858 года великий гуманист и реформатор умер на руках у любимого сына, Роберта Дэля.
Последнее, о чём он говорил перед смертью - был вопрос о реорганизации воспитания в его родном городе.

Вся биография

Идеи

Жесткая критика капиталистического строя

Труд при капитализме является «проклятием человека», что он основан на нужде, насилии, угрозе голодной смерти. Они выдвигали мысль о новом, грядущем социалистическом строе, основанном на началах разума и справедливости, где не будет эксплуатации человека человеком. Особенно негативным результатом развития новой социально-экономической системы, согласно Оуэну, является разъединение людей и поощрение индивидуализма в обществе. Капиталистическая система, согласно Оуэну, формирует у людей «привычки…как бы предназначенные для подавления всех социальных чувств»

Обосновал губительное влияние традиционного религиозного обучения в образовательных школах.

Оуэн прошел путь от «религии разума» до атеизма. В своей публичной речи в 1817 году он сказал, что религия сделала человека несостоятельным, жалким существом, ханжой и фанатиком. В последующих своих выступлениях он заявлял еще более решительно, что религия превратила мир в громадный сумасшедший дом. Однако для борьбы с этим злом Оуэн наивно предлагал направить коллективную просьбу королю об изгнании религии.Стремясь к просвещению народа, Оуэн требовал введения всеобщего начального обучения, отстранения духовенства и церкви от влияния на школу

Обосновал и реализовал идею общественного воспитания детей с первых лет их жизни.

Создал первое в мире дошкольное учреждение для детей пролетариата. В его образовательно-воспитательных учреждениях давалось умственное и физическое воспитание, дети воспитывались в духе коллективизма. Роберт Оуэн утверждал, только раннее общее образование сделает ребенка понимающим цели общества, полезным его членом и создаст из него "нового человека".

Новый взгляд на общество или опыты об образовании человеческого характера

В своем труде философ обобщил свой опыт социальных преобразований, которые он осуществлял в нью-ланаркский период своей деятельности, когда его реформаторские планы и мероприятия по улучшению жизни и труда рабочих еще не задевали основ существующего строя. Пороки и недостатки людей обусловлены той обстановкой, в которой они живут, и если изменить условия среды и воспитания, то можно сформировать любой характер. Новая организация общества будет достигнута путём воспитания и просвещения народа. Появятся новые люди, которые мирным путём установят социалистические отношения.

Все идеи

Книги

Thumb cover
R. Owen. The Book of the New Moral World: Containing the Rational System of Society, Founded on Demonstrable Facts, Developing the Constitution and Laws of Human Nature and of Society; G. Vale, 1845 – 264 p.
Роберт Оуэн
R. Owen. The Book of the New Moral World: Containing the Rational System of Society, Founded on Demonstrable Facts, Developing the Constitution and Laws of Human Nature and of Society; G. Vale, 1845 – 264 p.
Thumb cover
Оуэн Р. Избранные сочинения. Том 1. / Под ред. В.П. Волгина, С.А. Фейгиной ; Академия наук СССР. – Москва – Ленинград. : Издательство академии наук СССР, 1950. – 411 с.
Роберт Оуэн
Оуэн Р. Избранные сочинения. Том 1. / Под ред. В.П. Волгина, С.А. Фейгиной ; Академия наук СССР. – Москва – Ленинград. : Издательство академии наук СССР, 1950. – 411 с.
Thumb cover
Оуэн Р. Избранные сочинения. Том 2. / Под ред. В.П. Волгина, С.А. Фейгиной ; Академия наук СССР. – Москва – Ленинград. : Издательство академии наук СССР, 1950. – 350 с.
Роберт Оуэн
Оуэн Р. Избранные сочинения. Том 2. / Под ред. В.П. Волгина, С.А. Фейгиной ; Академия наук СССР. – Москва – Ленинград. : Издательство академии наук СССР, 1950. – 350 с.
Thumb cover
R. Owen. A Supplement to the Revolution in Mind & Practice of the Human Race; 1849. – 83 p.
Роберт Оуэн
R. Owen. A Supplement to the Revolution in Mind & Practice of the Human Race; 1849. – 83 p.
Thumb cover
R. Owen. The revolution in the mind and practice of the human race; 1849. – 320 p. •
Роберт Оуэн
R. Owen. The revolution in the mind and practice of the human race; 1849. – 320 p. •
Thumb cover
R. Owen. Letters to the Human Race on the Coming Universal Revolution; 1850. – 152 p.
Роберт Оуэн
R. Owen. Letters to the Human Race on the Coming Universal Revolution; 1850. – 152 p.
Thumb cover
R. Owen. New Moral World; 1839. – 384 p.
Роберт Оуэн
R. Owen. New Moral World; 1839. – 384 p.
Thumb cover
R. Owen. An Outline of the System of Education at New Lanark; 1824. – 103 p.
Роберт Оуэн
R. Owen. An Outline of the System of Education at New Lanark; 1824. – 103 p.
Ещё 4 книги

Интерпретация идей

График интерпретации идей глазами экспертов и участников проекта. На этом графике вы можете отобразить ваше понимание взглядов педагога-мыслителя по 16 критериям, представленным на 8 осях.

РЕ
Ориентация на результат
СЦ
Ориентация на социальные ценности
ВШ
Опора на внешний стимул деятельности
ПВ
Опора на поведение
ГЗ
Фокус на передаче готовых знаний и опыта
ОБ
Центрация на деятельности обучающегося
УБ
Ориентация на управляемое изменение будущего
ФЗ
Ценность формального, фундаментального знания
ПР
Ориентация на процесс
ИР
Ориентация на индивидуально-личностное развитие
ВН
Опора на внутренний стимул деятельности
КП
Опора на когнитивный процесс
ИН
Фокус на индуктивных способах приобретения знаний и опыта
ПД
Центрация на деятельности педагога 
СТ
Ориентация на сохранение традиций, адаптацию личности
ПТ
Ценность знания ориентированного на потребности жизни
Оценки педагогической концепции, созданные другими участниками проекта и экспертов, вы сможете посмотреть после того, как сохраните свою оценку педагогу.