Войти
EN

Александр Александрович Католиков

Известный российский воспитатель и педагог. Последователь А.С. Макаренко. Умело и последовательно применяя подходы последнего в Сыктывкарской школе-интернате, добился больших достижений в области воспитания и обучения посредством труда-заботы.
Годы жизни
1941—1996
Регион
СССР, Россия
Научная школа
Воспитательная педагогика
Источник идей
Gaivho 01

Оцените идеи педагога

1.
Оцените

Выскажите мнение об идеях педагога на основе изученного материала с помощью графо-аналитического инструмента

2.
Сохраните

Сохраните оценку и зарегистрируйтесь чтобы получите доступ к мнению экспертов

3.
Сравните

После оценки педагога сравните вашу оценку с мнением экспертов и остальных пользователей

4.
Обсудите

Обсудите на практических занятиях варианты интерпритаций идей педагога и аргументируйте свою

Thumb %d0%9a%d1%83%d1%80%d0%b8%d1%86%d1%8b%d0%bd
Thumb %d0%9f%d0%b0%d0%bf%d1%83%d1%82%d0%ba%d0%be%d0%b2%d0%b0
Thumb %d0%97%d0%b0%d0%ba%d0%b0%d0%b1%d0%bb%d1%83%d0%ba%d0%be%d0%b2%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9
Thumb frolov
Thumb fedorov
Узнайте что об этом педагоге думают эксперты проекта.

Биография

1941 — 1996
    Саша Католиков родился в семье военнослужащего Александра Иосифовича Католикова и его супруги Надежды Семёновны 13 октября 1941 года в г. Новосибирске в доме по ул. Советская, 21, кв. 7. В семье было два сына - старший Борис и младший Александр. Отец погиб на фронте и Надежда Семёновна растила сыновей одна.
 Уже в детские годы Саню нередко выбирала своим предводителем местная детвора, а вскоре он попал в базовую школу №10 Новосибирского педвуза, директором которой был тогда В. Н. Михайлин. В то тяжёлое для всей страны время он сумел создать в школе завод, где школьники выпускали сверлильные станки. На заводе практиковался хозрасчёт. Именно там Александр Католиков стал знакомиться и на деле познавать систему А.С. Макаренко.
 После 9-го класса той же школы Александр, из желания подработать и помочь маме, впервые попал в качестве пионервожатого в летний детский лагерь. Вскоре он так «прикипел» к своим воспитанникам, что проводил в лагере все три смены каждое лето вплоть до 11 класса включительно.
По окончании школы, в том же 1961 году А. Католиков поступил на физико-технический факультет Московского пединститута им. В.И. Ленина (фото), где сразу же создал и возглавил студенческий педотряд. Здесь же он познакомился со своей будущей женой - преподавателем кафедры педагогики Лией Васильевной Плаксиной. В студенческие годы А. А. Католикову посчастливилось познакомиться с друзьями и соратниками А. С. Макаренко. В составе созданного им студенческого педотряда А.А. Католиков неоднократно посещал Егорьевский детский дом, которым заведовал С. А. Калабалин. Позже Семён Афанасьевич приезжал уже в интернат к А.А. Католикову в Сыктывкар. Дружба связала А.А. Католикова и с сыном С.А. Калабалина — Антоном Семёновичем Калабалиным.
Также студентом А. А. Католиков познакомился с В. Н. Терским, заведующим клубом в колонии им. М. Горького. Встречался и с Э. Н. Фере, работавшим агрономом в колонии и трудовой коммуне А. С. Макаренко. Бывал и на многих встречах воспитанников Учителя.
В 1966 году А.А. Католиков закончил МГПИ, получив диплом учителя физики и астрономии и удостоверение старшего пионервожатого, со своей семьёй приехал в Сыктывкар и продолжил свою трудовую деятельность учителем физики, а затем был назначен организатором по внеклассной и внешкольной работе в средней школе № 1.
В следующем 1967 году А.А. Католиков назначен директором Дворца пионеров и школьников, где он проработал до 18 июля 1973 года. За время работы под его руководством у Дворца появились мотоциклы, машины и даже двухпалубный теплоход, который стал затем плавучим детским лагерем «Коми пионер», на котором дети плавали даже до Архангельска, до Соловецких островов.
18 июля 1973 г. А.А. Католиков принял школу-интернат здесь же, в Сыктывкаре. Начинать пришлось с ремонта главного здания. Умелое совмещение учёбы с ремонтом на основе макаренковских подходов посильного и увлекательного труда-заботы сдружили всех. И последующие более чем 20 лет в школе-интернате всё время что-нибудь строилось и ремонтировалось.
Свой опыт воспитания и соруководства большим коллективом Александр Александрович обобщил в ряде книг («Моя семья» М.: Педагогика, 1990) и других выступлений. Он считал, что если хочешь видеть в интернате хороших педагогов и счастливых детей, - то создай им условия для благополучной работы и жизни.
А. А. Католиков живо интересовался опытом педагогов-новаторов, вместе с единомышленниками сумел создать постоянно действующую и действенную систему повышения квалификации каждого учителя школы-интерната. Для каждого учителя был создан и вёлся педагогический паспорт, работал педсеминар, в котором учителя, прежде всего, молодые выпускники педвузов, оосваивали как наилучшим образом применять теоретические положения педагогики и воспитания в деле. Не ограничиваясь теоретическим и практическим изучением и освоением передового опыта у себя в интернате, А.А. Католиков ввёл обычай посылать наиболее заинтересованных учителей в командировки для знакомства с опытом педагогов-новаторов у них на месте. Кроме С. А. Калабалина в своей книге А.А. Католиков неоднократно упоминает имена таких педагогов как Ш. А. Амонашвили, В. Ф. Шаталова, С. Н. Лысенковой, Е. Н. Потаповой, Н. Н. Палтышева, В.А. Караковского, И.А. Зязюна и др.
Александр Александрович любил бывать среди детей: пел с ними песни, мылся в бане, работал, вместе выезжал в Межадор – летнюю дачу интерната (около 70 км. от города), которая с приходом нового директора вскоре преобразилась в учебно-опытное хозяйство «Межадорское», в котором была создана хорошая основа для полноценного отдыха и приобщения к труду (ныне хозяйство располагает около 200 га сельскохозяйственных угодий и 2 га теплиц). Сюда же он приглашал друзей и гостей школы-интерната. Здесь побывали гости из Индии, Финляндии, Америки, Франции, Венгрии и других стран.
Очень чутко Александр Александрович относился к пожилым людям, особенно к ветеранам-фронтовикам. Он считал, что «…старики и дети – всем родня». Среди воспитанников интерната стало обычаем помогать пожилым людям вскопать огород, рассадить и убрать картошку, оказать другую посильную помощь.
Благодаря усилиям А.А. Католикова в школе-интернате воспитанники смогли окончить полный курс средней школы, открылось дошкольное отделение. В 1993 году Сыктывкарская школа-интернат №1 была преобразована в Сыктывкарскую агрошколу-интернат.
Александр Александрович Католиков много сил и внимания уделял общественной деятельности: был депутатом Сыктывкарского горсовета (не одного созыва), делегатом Всесоюзного съезда учителей от Коми АССР (1978 г., 1989 г.), делегатом Съезда учителей РСФСР (1987 г.), Народным депутатом СССР (1989 г.), Председателем республиканского Детского фонда, членом Правления Центра народной помощи «Благовест», членом редколлегии журнала «Школьная роман-газета».
12 июня 1996 года сердце Александра Александровича не выдержало и он скоропостижно скончался на 55 году жизни. 
Вся биография

Идеи

Интерес и внимание к каждому ребенку

У ребенка должен быть личный «аппетит жизни»

Любовь к детям

«От культа личности к культу личностей»

Милосердие к детям

«Все наши и мы все за них в ответе»

Все идеи

Книги

Thumb cover
Католиков, А.А. Моя семья: записки директора Сыктывкар. школы-интерната №1 для детей-сирот.- М.: Педагогика, 1990
Александр Александрович Католиков
Католиков, А.А. Моя семья: записки директора Сыктывкар. школы-интерната №1 для детей-сирот.- М.: Педагогика, 1990
Thumb cover
Католиков, А.А.Дом моих детей : сборник / А. А. Католиков ; сост. Л. В. Плаксина. – 2-е изд., доп. – М. : Дом, 1997
Александр Александрович Католиков
Не найдена в свободном доступе
Католиков, А.А.Дом моих детей : сборник / А. А. Католиков ; сост. Л. В. Плаксина. – 2-е изд., доп. – М. : Дом, 1997
Католиков А. А. Наш вынужденный союз необходимо сделать счастливым: сб. статей и выступлений / КРИРОиПК, МО и ВШ РК ; сост.: Л. В. Плаксина, В. А. Католиков. – Сыктывкар, 2001.
Александр Александрович Католиков
Не найдена в свободном доступе
Католиков А. А. Наш вынужденный союз необходимо сделать счастливым: сб. статей и выступлений / КРИРОиПК, МО и ВШ РК ; сост.: Л. В. Плаксина, В. А. Католиков. – Сыктывкар, 2001.

Интерпретация идей

График интерпретации идей глазами экспертов и участников проекта. На этом графике вы можете отобразить ваше понимание взглядов педагога-мыслителя по 16 критериям, представленным на 8 осях.

РЕ
Ориентация на результат
СЦ
Ориентация на социальные ценности
ВШ
Опора на внешний стимул деятельности
ПВ
Опора на поведение
ГЗ
Фокус на передаче готовых знаний и опыта
ОБ
Центрация на деятельности обучающегося
УБ
Ориентация на управляемое изменение будущего
ФЗ
Ценность формального, фундаментального знания
ПР
Ориентация на процесс
ИР
Ориентация на индивидуально-личностное развитие
ВН
Опора на внутренний стимул деятельности
КП
Опора на когнитивный процесс
ИН
Фокус на индуктивных способах приобретения знаний и опыта
ПД
Центрация на деятельности педагога 
СТ
Ориентация на сохранение традиций, адаптацию личности
ПТ
Ценность знания ориентированного на потребности жизни
Оценки педагогической концепции, созданные другими участниками проекта и экспертов, вы сможете посмотреть после того, как сохраните свою оценку педагогу.