Войти
EN

Пауль Герхард Наторп

Немецкий философ, теоретик социальной педагогики, профессор Марбургского университета, один из основоположников марбургской школы неокантианства, способствовал интерпретации педагогики в духе «этического социализма». Высшую цель образования видел в осмыслении индивидом социальной действительности, его включение в бесконечное движение человечества к идеальному обществу, где каждый человек становится не только средством, но и целью.
Годы жизни
1854 — 1924
Страна
Германия
Научная школа
Школа неокантианства. Социальная педагогика.
Предшественники
Gaivho 01

Оцените идеи педагога

1.
Оцените

Выскажите мнение об идеях педагога на основе изученного материала с помощью графо-аналитического инструмента

2.
Сохраните

Сохраните оценку и зарегистрируйтесь чтобы получите доступ к мнению экспертов

3.
Сравните

После оценки педагога сравните вашу оценку с мнением экспертов и остальных пользователей

4.
Обсудите

Обсудите на практических занятиях варианты интерпритаций идей педагога и аргументируйте свою

Thumb %d0%9a%d1%83%d1%80%d0%b8%d1%86%d1%8b%d0%bd
Thumb %d0%9f%d0%b0%d0%bf%d1%83%d1%82%d0%ba%d0%be%d0%b2%d0%b0
Thumb %d0%97%d0%b0%d0%ba%d0%b0%d0%b1%d0%bb%d1%83%d0%ba%d0%be%d0%b2%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9
Thumb frolov
Thumb fedorov
Узнайте что об этом педагоге думают эксперты проекта.

Биография

1854 — 1924

Пауль Наторп вышел из семьи пастора. Поступив в Берлинский университет, он
получил разностороннее образование, изучая музыку и поэзию, древние языки,
естествознание, философию и математику. В 1896 году он сдал государственный экзамен
по истории. Знакомство с работами ранних неокантианцев обратило его интересы к
философии. Покровителем Наторпа становится Герман Коген, находившийся в дружеских
отношениях с его отцом. Габилитационная работа Наторпа называлась «Теория познания
Декарта. Исследования предыстории критицизма». В этой работе Декарт предстает как
предтеча философии Канта. Например, картезианское «cogito» трактуется Наторпом как
трансцендентальная апперцепция Канта. Ряд ранних публикаций Наторпа, соединявшего в
своих работах исследования греческой философии и подходы классической филологии,
быстро завоевали ему известность среди немецких философов. Однако под влиянием
Когена его интересы все больше смещаются в сторону систематических занятий «теорией
познания». В дальнейшем именно эта область становится для него главной, дополняясь,
впрочем, многочисленными работами по педагогике. Интерес к педагогике у Наторпа был
связан с его профессиональной деятельностью – в 1893 году он становится ординарным
профессором философии и педагогики в Марбурге.
Считая социальное воспитание приоритетным по отношению к двум другим
сферам общественной жизни — хозяйственно-экономической и политической», —
исходил из того, что первостепенной социальной потребностью является
«очеловечивание» индивида, «подлинная индивидуальность». Высшую цель воспитания и
образования видел в осмыслении индивидом социальной действительности, его
включение в бесконечное движение человечества к идеальному обществу, где каждый
человек становится не только средством, но и целью.
Обосновал «параллелизм функций индивидуальной и социальной жизни».
Взаимодействие сознания и воли рассматривал как фундаментальный принцип развития
культуры, всеобщую закономерность духовной деятельности и основу автономии
личности. При этом утверждал первенство волевого начала, органически связывал его с
«общностью сознания», «социальной организацией». В целях воспитания отражал три
«ступени» волевой активности: влечение; эмпирически обусловленный выбор действия;
разумная воля как проявление безусловной закономерности («чистая воля»).
В его основных трудах «Социальная педагогика» (1898), «О философии как науке,
фундаментальной для педагогики» (1909), «Культура народа и культура личности» (1910)
главенствует проблема научного статуса и предмета педагогики. Выделяется три
взаимосвязанных типа социальной деятельности: хозяйственная, административная,
педагогическая (образовательная). Воспитание целостной личности строится на единстве
познавательной деятельности, нравственно-волевого поведения и творческой фантазии
(эстетического начала).
Традиции научной школы П. Наторпа в Марбургском университете воплотились в
создании в 1968 г. по инициативе Л. Фрезе и при поддержке Г. Ноля и О. Анвайлера
лаборатории «Макаренко-реферат» (рук.Г. Хиллиг и З. Вайтц). Она стала центром
западного макаренковедения, действующим и поныне.

Вся биография

Идеи

Обоснование понятия «социальная педагогика»

Человек становится «человеком» только в
человеческом обществе. И обратно: существует и
развивается человеческое общество исключительно
благодаря человеческому образованию его членов

Определение предмета социальной педагогики, по мнению П. Наторпа

«Социальные условия образования и образовательные
условия социальной жизни», которые
рассматриваются не как две отделимые друг от друга
задачи, а как целое

Существование трех наиболее важных элемента социальной педагогики

  1. Активное участие самого народа в процессе повышения общего уровня народного образования.
  2. Непосредственная, тесная связь воспитания с продуктивной работой, а поэтому и с хозяйственным основанием существования человека как с естественной почвой, на которой должно быть построено все остальное.
  3. Строгое подчинение как профессионального, так и гражданского воспитания воспитанию человека, ибо хозяйственный труд и политический порядок существуют для человека, а не человек для них

Выделение трех этапов прохождения человеком в развитии воли, а, следовательно - в своем социальном развитии

Первый- развитие ребёнка в микросоциуме
семьи (он называл его «дом»). Следующий этап - это период школьного
обучения. «Вживание» ребенка в социальный
организм школы необходимо и очень важно.
 Третий, высший, этап социального развития
человека направлен на приобретение им
способности к свободному самовоспитанию и
самообразованию, к проявлению «разумной
воли». П. Наторп был уверен в том, что
«...вершиною человеческого образования
является не некоторая наивысшая степень
образованности, а наиболее свободная
способность к образованию, неограниченная
возможность самообразования»

Рассмотрение проблем формирования сознания

Социальное воспитание наряду с хозяйственной
и политической деятельностью является
основной функцией, через которую человек
осмысляет общественную действительность.
Воспитание занимает приоритетное положение,
поскольку истинная социальная потребность –
это сам индивид, его «очеловеченность» и его
«подлинная индивидность»

Концепция социального воспитания

Социальное воспитание понимал в самом широком
значении. Это не какое-то специальное направление
педагогической науки, а наиболее полное выражение
задач педагогики в целом. Считал, что в природе не
существует «несоциального» воспитания, поскольку
ребенок, да и взрослый человек может воспитываться
только напрямую другими людьми через общение с
ними. «Человек становится человеком только
благодаря человеческой общности»

Все идеи

Книги

Natorp P. Allegemeine Psychologie nach kritischer Methode. 1. Buch: Objekt und Methode der Psychologie. Tübingen, 1912. – 352 S.
Пауль Герхард Наторп
Не найдена в свободном доступе
Natorp P. Allegemeine Psychologie nach kritischer Methode. 1. Buch: Objekt und Methode der Psychologie. Tübingen, 1912. – 352 S.
Natorp P. Fjedor Dostojewskis Bedeutung für die gegenwärtige Kulturkrisis: Mit einem Anhang zur geistigen Krisis der Gegenwart. Jena, 1923. – 41 S.
Пауль Герхард Наторп
Не найдена в свободном доступе
Natorp P. Fjedor Dostojewskis Bedeutung für die gegenwärtige Kulturkrisis: Mit einem Anhang zur geistigen Krisis der Gegenwart. Jena, 1923. – 41 S.
Natorp P. Hermann Cohen als Mensch, Lehrer und Forscher. Marburg, 1918. – 30 S. – (Marburger Akademische Reden, Nr. 39).
Пауль Герхард Наторп
Не найдена в свободном доступе
Natorp P. Hermann Cohen als Mensch, Lehrer und Forscher. Marburg, 1918. – 30 S. – (Marburger Akademische Reden, Nr. 39).
Natorp P. Die logischen Grundlagen der exakten Wissenschaften. Leipzig – Berlin, 1910. – XX, 416 S.
Пауль Герхард Наторп
Не найдена в свободном доступе
Natorp P. Die logischen Grundlagen der exakten Wissenschaften. Leipzig – Berlin, 1910. – XX, 416 S.
Natorp P. Philosophie, ihr Problem und ihre Probleme. Einführung in den kritischen Idealismus. Göttingen, 1911. – 172 S. – (Wege zur Philosophie; 1).
Пауль Герхард Наторп
Не найдена в свободном доступе
Natorp P. Philosophie, ihr Problem und ihre Probleme. Einführung in den kritischen Idealismus. Göttingen, 1911. – 172 S. – (Wege zur Philosophie; 1).
Natorp P. Philosophische Propädeutik (Allgemeine Einleitung in die Philosophie und Anfangsgründe der Logik, Ethik und Psychologie). 2. Aufl. Marburg, 1905.
Пауль Герхард Наторп
Не найдена в свободном доступе
Natorp P. Philosophische Propädeutik (Allgemeine Einleitung in die Philosophie und Anfangsgründe der Logik, Ethik und Psychologie). 2. Aufl. Marburg, 1905.
Natorp P. Philosophische Systematik. Aus dem Nachlass hrsg. von H. Natorp. Mit der Gedankrede zum 100 Geburtstag von H.-G. Gadamer sowie mit Einl. und textkritischen Anwerk. von H. Knittermeyer. Hamburg, 1958. – XL, 420 S.
Пауль Герхард Наторп
Не найдена в свободном доступе
Natorp P. Philosophische Systematik. Aus dem Nachlass hrsg. von H. Natorp. Mit der Gedankrede zum 100 Geburtstag von H.-G. Gadamer sowie mit Einl. und textkritischen Anwerk. von H. Knittermeyer. Hamburg, 1958. – XL, 420 S.
Natorp P. Platos Ideenlehre: Eine Einführung in den Idealismus. Hamburg, 2004. – 572 S. Перевод на англ.: Natorp P. Plato's Theory of Ideas. An Introduction to Idealism / Edited with an introd. by V. Politis. 1st english transl. by V. Politis and J. Connolly. 2004. – (International Plato Studies; 18).
Пауль Герхард Наторп
Не найдена в свободном доступе
Natorp P. Platos Ideenlehre: Eine Einführung in den Idealismus. Hamburg, 2004. – 572 S. Перевод на англ.: Natorp P. Plato's Theory of Ideas. An Introduction to Idealism / Edited with an introd. by V. Politis. 1st english transl. by V. Politis and J. Connolly. 2004. – (International Plato Studies; 18).
Natorp P. Recht und Sittlichkeit. Ein Beitrag zur kategorialen Begründung der praktischen Philosophie. Mit besonderem Bezug auf Hermann Cohens «Ethik des reinen Willens» und Rudolf Stammlers «Theorie der Rechtswissenschaft» // Kant-Studien. 1913. Bd. XVIII. H. 1–2. S. 1–79.
Пауль Герхард Наторп
Не найдена в свободном доступе
Natorp P. Recht und Sittlichkeit. Ein Beitrag zur kategorialen Begründung der praktischen Philosophie. Mit besonderem Bezug auf Hermann Cohens «Ethik des reinen Willens» und Rudolf Stammlers «Theorie der Rechtswissenschaft» // Kant-Studien. 1913. Bd. XVIII. H. 1–2. S. 1–79.
Natorp P. Religion innerhalb der Grenzen der Humanität. Ein Kapitel zur Grundlegung der Sozialpädagogik. 2-te durchgesehene und um ein Nachwort vermehrte Aufl. Tübingen, 1908. – VII, 126 S.
Пауль Герхард Наторп
Не найдена в свободном доступе
Natorp P. Religion innerhalb der Grenzen der Humanität. Ein Kapitel zur Grundlegung der Sozialpädagogik. 2-te durchgesehene und um ein Nachwort vermehrte Aufl. Tübingen, 1908. – VII, 126 S.
Natorp P. Sozialpädagogik. Theorie der Willenserziehung auf der Grundlage der Gemeinschaft. Stuttgart, 1899. – VIII, 352 S.
Пауль Герхард Наторп
Не найдена в свободном доступе
Natorp P. Sozialpädagogik. Theorie der Willenserziehung auf der Grundlage der Gemeinschaft. Stuttgart, 1899. – VIII, 352 S.
Natorp P. Gesammelte Abhandlungen zur Sozialpädagogik. Abt. 1. Historisches. Stuttgart, 1907. – VIII, 510 S.
Пауль Герхард Наторп
Не найдена в свободном доступе
Natorp P. Gesammelte Abhandlungen zur Sozialpädagogik. Abt. 1. Historisches. Stuttgart, 1907. – VIII, 510 S.
Natorp P. Selbstdarstellung // Die deutsche Philosophie der Gegenwart in Selbstdarstellungen. Hrsg. von P. Schmidt. 2. Aufl. Bd. 1. Leipzig, 1923. S. 161–190.
Пауль Герхард Наторп
Не найдена в свободном доступе
Natorp P. Selbstdarstellung // Die deutsche Philosophie der Gegenwart in Selbstdarstellungen. Hrsg. von P. Schmidt. 2. Aufl. Bd. 1. Leipzig, 1923. S. 161–190.
Natorp P. Sozialidealismus. Neue Richtlinien sozialer Erziehung. Berlin, 1920.
Пауль Герхард Наторп
Не найдена в свободном доступе
Natorp P. Sozialidealismus. Neue Richtlinien sozialer Erziehung. Berlin, 1920.
Natorp P. Individuum und Gemeinschaft. Jena, 1921.
Пауль Герхард Наторп
Не найдена в свободном доступе
Natorp P. Individuum und Gemeinschaft. Jena, 1921.
Natorp P. Über objektive und subjektive Begründung der Erkenntniss // Philosophische Monatshefte. 1887. Bd. XXIII. S. 257–286.
Пауль Герхард Наторп
Не найдена в свободном доступе
Natorp P. Über objektive und subjektive Begründung der Erkenntniss // Philosophische Monatshefte. 1887. Bd. XXIII. S. 257–286.
Natorp P. Zum Gedächtnis Kants. Sonderdruck aus «Deutsche Schule. 1904. H. II». Leipzig, 1904. – 23 S.
Пауль Герхард Наторп
Не найдена в свободном доступе
Natorp P. Zum Gedächtnis Kants. Sonderdruck aus «Deutsche Schule. 1904. H. II». Leipzig, 1904. – 23 S.
Thumb 03
Наторп П. Избранные работы / Сост. В.А. Куренной. М., 2006. – 384 с. – («Университетская библиотека Александра Погорельского»).
Пауль Герхард Наторп
Наторп П. Избранные работы / Сост. В.А. Куренной. М., 2006. – 384 с. – («Университетская библиотека Александра Погорельского»).
Thumb 02
Наторп П. Кант и Марбургская школа // Новые идеи в философии. Непериодическое издание под ред. Н.О. Лосского и Э.Л. Радлова. Сб. № 5. СПб., 1913. С. 93–132; Перепеч.: Наторп П. Избранные работы. С. 121–144.
Пауль Герхард Наторп
Наторп П. Кант и Марбургская школа // Новые идеи в философии. Непериодическое издание под ред. Н.О. Лосского и Э.Л. Радлова. Сб. № 5. СПб., 1913. С. 93–132; Перепеч.: Наторп П. Избранные работы. С. 121–144.
Наторп П. Культура народа и культура личности. Шесть лекций П. Наторпа, проф. Марбургского университета. Пер. с нем. М.М. Рубинштейна. СПб., 1912. – 189 с. Перепеч.: Наторп П. Избранные работы. С. 147–294.
Пауль Герхард Наторп
Наторп П. Культура народа и культура личности. Шесть лекций П. Наторпа, проф. Марбургского университета. Пер. с нем. М.М. Рубинштейна. СПб., 1912. – 189 с. Перепеч.: Наторп П. Избранные работы. С. 147–294.
Наторп П. Логика. Обоснование и логическое построение математики и математического естествознания. (Сжатое пособие к лекциям). Пер. с нем. В.А. Радзиевского с пред. И.И. Лапшина. СПб., 1909. – 64 с.
Пауль Герхард Наторп
Наторп П. Логика. Обоснование и логическое построение математики и математического естествознания. (Сжатое пособие к лекциям). Пер. с нем. В.А. Радзиевского с пред. И.И. Лапшина. СПб., 1909. – 64 с.
Thumb 01
Наторп П. Социальная педагогика. Теория воспитания воли на основе общности. Пер. А.А. Громбаха с 3-го доп. нем. изд-я. СПб., 1911. – XXVI, 360 с.
Пауль Герхард Наторп
Не найдена в свободном доступе
Наторп П. Социальная педагогика. Теория воспитания воли на основе общности. Пер. А.А. Громбаха с 3-го доп. нем. изд-я. СПб., 1911. – XXVI, 360 с.
Ещё 18 книг

Интерпретация идей

График интерпретации идей глазами экспертов и участников проекта. На этом графике вы можете отобразить ваше понимание взглядов педагога-мыслителя по 16 критериям, представленным на 8 осях.

РЕ
Ориентация на результат
СЦ
Ориентация на социальные ценности
ВШ
Опора на внешний стимул деятельности
ПВ
Опора на поведение
ГЗ
Фокус на передаче готовых знаний и опыта
ОБ
Центрация на деятельности обучающегося
УБ
Ориентация на управляемое изменение будущего
ФЗ
Ценность формального, фундаментального знания
ПР
Ориентация на процесс
ИР
Ориентация на индивидуально-личностное развитие
ВН
Опора на внутренний стимул деятельности
КП
Опора на когнитивный процесс
ИН
Фокус на индуктивных способах приобретения знаний и опыта
ПД
Центрация на деятельности педагога 
СТ
Ориентация на сохранение традиций, адаптацию личности
ПТ
Ценность знания ориентированного на потребности жизни
Оценки педагогической концепции, созданные другими участниками проекта и экспертов, вы сможете посмотреть после того, как сохраните свою оценку педагогу.