Войти
EN

Абдуррахман ибн Халдун

Арабский мусульманский философ, историк, социальный мыслитель
Годы жизни
1332-1406
Страна
Тунис
Научная школа
Социальная педагогика (педагогика Ислама)
Предшественники
Gaivho 01

Оцените идеи педагога

1.
Оцените

Выскажите мнение об идеях педагога на основе изученного материала с помощью графо-аналитического инструмента

2.
Сохраните

Сохраните оценку и зарегистрируйтесь чтобы получите доступ к мнению экспертов

3.
Сравните

После оценки педагога сравните вашу оценку с мнением экспертов и остальных пользователей

4.
Обсудите

Обсудите на практических занятиях варианты интерпритаций идей педагога и аргументируйте свою

Thumb %d0%9a%d1%83%d1%80%d0%b8%d1%86%d1%8b%d0%bd
Thumb %d0%9f%d0%b0%d0%bf%d1%83%d1%82%d0%ba%d0%be%d0%b2%d0%b0
Thumb %d0%97%d0%b0%d0%ba%d0%b0%d0%b1%d0%bb%d1%83%d0%ba%d0%be%d0%b2%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9
Thumb frolov
Thumb fedorov
Узнайте что об этом педагоге думают эксперты проекта.

Биография

1332-1406

Его полное имя: Абу Зейд Абдуррахман ибн Мухаммад ибн Хальдун аль-Хадрами аль-Ашбили. Родился в 1332 году в Тунисе. Родители — выходцы из Андалусии.
Играл видную роль в политической жизни мусульманских государств Северной Африки. Был воспитателем, советником, канцлером, послом и судьей у ряда правителей. Неоднократные попытки Ибн Халдуна воплотить в жизнь идеи справедливого общественного строя во главе с "правителем-философом" завершились, однако, неудачей. В философии был последователем и комментатором Ибн Рушда, отстаивал рациональный и объективный характер истины, противопоставлял практические и политические знания, приобретенные эмпирическим путем, религиозно-мистической мудрости, хотя и признавал за ней определенный авторитет в обществе. Большинство ранних философских произведений Ибн Халдуна, трактаты по логике, математике, комментарии к Ибн Рушду считаются утерянными.
В истории общественной мысли Ибн Халдун предпринял первую попытку создания самостоятельной науки об обществе, или, как ее называл сам Ибн Халдун, "науки о культуре", служащей руководством для политической, деятельности.
Ибн Халдун утверждал закономерный характер общественного развития, обусловленный географической средой и проявляющийся в циклах подъема и упадка цивилизации в процессе смены поколений. Согласно Ибн Халдуну, уровень развития культуры и характер правления в государстве определяются общественным разделением труда, взаимным обменом экономической деятельностью и вытекающей отсюда социальной солидарностью правителей и подданных.
Изучив в родном городе Тунисе Коран, хадисы, право, грамматику, пиитику, служил у султана Абу-Инана в Фесе. Придворные интриги заставили его уехать в Испанию (1362); здесь он составил трактат по логике и несколько стихотворений; по поручению гранадского султана он вёл переговоры о мире с доном Педро Кастильским.
Позже Ибн Хальдун был письмоводителем у повелителей тунисского и фесского. С 1382 г. он жил в Каире, занимая должность профессора, а затем верховного кади (шариатский судья) маликитов. Честность доставляла ему много врагов, так что несколько раз его смещали, но потом опять призывали на должность. Когда в Сирию (владения египетского султана) вторгся Тамерлан, Ибн-Хальдун, по словам Ибн Арабшаха, сопровождал туда своего повелителя, сумел очаровать Тамерлана своим обращением и был отпущен в Каир на ту же должность верховного кади (1400).

Вся биография

Идеи

Идея о социальной функции воспитания для поступательного развития общества

Ибн Халдун утверждал, что человек реализует себя в отношениях с другими людьми. Упорядочить свои отношения в рамках общества человеку позволяет разум, который формируется в результате наблюдений, обобщений и опыта - «того, чему учит время». Халдун подчеркивал, что овладение наукой требует систематических интеллектуальных усилий.

Нравственное совершенствование личности средствами воспитания, минуя влияние религии

Ибн Халдун отвергал традицию начинать обучение с Корана (предпочтительней, говорил он, начинать с изучения арабского языка и литературы). Он писал, что малые дети не в состоянии понять Коран, поэтому, чтобы заставить их учиться, прибегают к насилию, а насилие запугивает, подавляет самостоятельность, порождает лживость.
Преодолевая рамки существующих религиозных философских доктрин, Ибн Халдун создал свой собственный образ свободного мыслящего человека, его отношение к окружавшему его материальному миру и обществу. В этих целях он отделил философия от религии и призывал к прекращению конфликта между ними. Он считал, что религиозная доктрина не может подтвердить свои истины умозрительными аргументами, а утверждает их иным путем, то есть средствами духовного воспитания. Разумный человек должен вмещаться в эту аргументацию и способы доведения этих истин до людей, опровергнуть способы доказательств существования аллаха с помощью логических построений.

Факторы социальной среды и их роли в становлении личности человека и формировании ого психологических и моральных качеств.

Развивал педагогику социума, разрабатывал и обосновывал идею социальной среды как ведущего фактора развития личности. При этом он отвергал социальную и расовую принадлежность человека. Несмотря на то, что сложившиеся в народе традиции оказывают воздействие на формирование людей, они не исключают и не умаляют роли воспитания. Оно призвано реализовать высокие нравственные качества, свойственные людям. Так, например, противление злу, желание овладеть профессией - все это непосредственно связано с воспитанием.

Образование должно быть направлено на формирование гуманных качеств в людях

Ибн Халдун подчеркивал, что личности, выполнявшие в обществе роль правителя, отца, наставника должны подавать пример своим подданным, детям, ученикам. В данном случае Ибн Халдун обращал внимание на то, что ответственность за воспитание лежит не только на школе, но на семье и, самое главное, на обществе.

В теории обучения выдвинул теорию формирования навыка путем длительного применения упражнений, содержащихся в учебном плане, от более простого к сложному

Научное знание - своеобразный навык, приобретаемый посредством длительных упражнений. Предлагалось избегать изучать одновременно несколько предметов и обучать так, чтобы учащиеся переходили от одного предмета к другому. Вначале следует дать краткий очерк предмета, затем сосредоточиться на деталях, а в итоге рассмотреть неясное и спорное.
Обучение должно усложняться постепенно, иначе ученик испытывает утомление, теряет надежду овладеть знанием. На высшей ступени образования самым эффективным приемом обучения Ибн Халдун называл дискуссии, полагая, что они наилучшим образом дают навык выражения мысли. Он горячо поддерживал древний обычай приобретать знания в путешествиях, общаясь со многими учителями. Ибн Халдун органично увязывал обучение с общим развитием, нравственным воспитанием Он высоко оценивал, например, обучение математике, логика которой развивает интеллект, приучает к аккуратности и дисциплине.

Все идеи

Книги

Абу Зейд Абдуррахман ибн Мухаммад ибн Хальдун аль-Хадрами аль-Ашбили Книга назиданий и сборник начала и сообщения о днях арабов, персов и берберов и современных им обладателей высшей власти
Абдуррахман ибн Халдун
Абу Зейд Абдуррахман ибн Мухаммад ибн Хальдун аль-Хадрами аль-Ашбили Книга назиданий и сборник начала и сообщения о днях арабов, персов и берберов и современных им обладателей высшей власти
Абу Зейд Абдуррахман ибн Мухаммад ибн Хальдун аль-Хадрами аль-Ашбили Введение (ал-Мукаддима). Составление, перевод с арабского и примечания А. В. Смирнова // Историко-философский ежегодник 2007. М., 2008. С. 187—217.
Абдуррахман ибн Халдун
Абу Зейд Абдуррахман ибн Мухаммад ибн Хальдун аль-Хадрами аль-Ашбили Введение (ал-Мукаддима). Составление, перевод с арабского и примечания А. В. Смирнова // Историко-философский ежегодник 2007. М., 2008. С. 187—217.
Ибн Халдун Ал-Мукаддима - в 5тт. под ред. А.Шаддади (на араб.яз.) - Касабланка, 2005
Абдуррахман ибн Халдун
Не найдена в свободном доступе
Ибн Халдун Ал-Мукаддима - в 5тт. под ред. А.Шаддади (на араб.яз.) - Касабланка, 2005
Ибн Халдун ал-Мукаддима (на араб.яз.)
Абдуррахман ибн Халдун
Ибн Халдун ал-Мукаддима (на араб.яз.)
Ibn Khaldoun Prolegomenes d'lbn Khaldoun - Paris, 1857
Абдуррахман ибн Халдун
Не найдена в свободном доступе
Ibn Khaldoun Prolegomenes d'lbn Khaldoun - Paris, 1857
Ibn Khaldun The Muqaddimah : An introduction to history - NY, 1958
Абдуррахман ибн Халдун
Не найдена в свободном доступе
Ibn Khaldun The Muqaddimah : An introduction to history - NY, 1958
Ещё 2 книги

Видео

О жизни и творчестве

Интерпретация идей

График интерпретации идей глазами экспертов и участников проекта. На этом графике вы можете отобразить ваше понимание взглядов педагога-мыслителя по 16 критериям, представленным на 8 осях.

РЕ
Ориентация на результат
СЦ
Ориентация на социальные ценности
ВШ
Опора на внешний стимул деятельности
ПВ
Опора на поведение
ГЗ
Фокус на передаче готовых знаний и опыта
ОБ
Центрация на деятельности обучающегося
УБ
Ориентация на управляемое изменение будущего
ФЗ
Ценность формального, фундаментального знания
ПР
Ориентация на процесс
ИР
Ориентация на индивидуально-личностное развитие
ВН
Опора на внутренний стимул деятельности
КП
Опора на когнитивный процесс
ИН
Фокус на индуктивных способах приобретения знаний и опыта
ПД
Центрация на деятельности педагога 
СТ
Ориентация на сохранение традиций, адаптацию личности
ПТ
Ценность знания ориентированного на потребности жизни
Оценки педагогической концепции, созданные другими участниками проекта и экспертов, вы сможете посмотреть после того, как сохраните свою оценку педагогу.