Войти
EN

Владимир Мономах

Государственный деятель, князь смоленский, черниговский, переяславский, великий князь киевский, полководец, мыслитель, писатель
Годы жизни
1053—1125
Регион
Россия
Научная школа
Педагогика Древней Руси
Источник идей
Последователи идей
Gaivho 01

Оцените идеи педагога

1.
Оцените

Выскажите мнение об идеях педагога на основе изученного материала с помощью графо-аналитического инструмента

2.
Сохраните

Сохраните оценку и зарегистрируйтесь чтобы получите доступ к мнению экспертов

3.
Сравните

После оценки педагога сравните вашу оценку с мнением экспертов и остальных пользователей

4.
Обсудите

Обсудите на практических занятиях варианты интерпритаций идей педагога и аргументируйте свою

Thumb %d0%9a%d1%83%d1%80%d0%b8%d1%86%d1%8b%d0%bd
Thumb %d0%9f%d0%b0%d0%bf%d1%83%d1%82%d0%ba%d0%be%d0%b2%d0%b0
Thumb %d0%97%d0%b0%d0%ba%d0%b0%d0%b1%d0%bb%d1%83%d0%ba%d0%be%d0%b2%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9
Thumb frolov
Thumb fedorov
Узнайте что об этом педагоге думают эксперты проекта.

Биография

1053—1125

Родился Владимир Мономах 26 мая 1053 году в Переяславле-Южном, где княжил его отец, был потомком знатных родов. Отцом Владимира Мономаха был переяславский князь Всеволод Ярославич, который, в свою очередь, приходился сыном великому киевскому князю Ярославу Мудрому. Мать, вероятно, приходилась дочерью либо племянницей Константину IX Мономаху, византийского императора.
Детские и юношеские годы Владимира Мономаха прошли в Переяславе-Южном, при отцовском дворе. Опыт участия в государственном управлении и военном деле был ранним: 13-летний Владимир самостоятельно княжил в Ростово-Суздальской земле, с 1073 по 1078 гг. являлся князем смоленским, не раз отправлялся с отцовской дружиной в военные походы. В 1076 г. он вместе с Олегом Святославичем был участником похода в поддержку поляков, воевавших с чехами; ходил два раза против Всеслава Полоцкого со Святополком Изяславичем и отцом.
В 1078 г. Всеволод Ярославич становится великим князем киевским, и его сын, которому тогда было 25 лет, становится правителем Чернигова, отражает половецкие набеги на свои земли в 1080 г. В течении полутора десятков лет нахождения у власти отца сын всегда был его правой рукой в решении военных и политических вопросов, много раз стоял во главе великокняжеских дружин в походах против не желавших подчиняться князей и половцев.
Охота князя с дружиной в те времена была не менее важным и престижным делом, чем война или пир-совет с дружиной. Идеальный, в восприятии русичей того времени, князь должен был во всех этих делах оказываться первым. Поэтому Владимир не без гордости вспоминает свои охотничьи подвиги под Черниговом: «Вот когда я жил в Чернигове, я своими руками стреножил в лесных пущах три десятка диких коней, да еще когда приходилось ездить по степи (по ровни), то тоже собственноручно ловил их. Два раза туры поднимали меня с конем на рога. Олень бодал меня рогами, лось ногами топтал, а другой бодал; дикий вепрь сорвал у меня с бедра меч, медведь укусил мне колено, а рысь однажды, прыгнув мне на бедра, повалила вместе с конем». На одной из охот обронил князь золотой амулет-змеевик, который был обнаружен лишь в 1821 г.
Когда великий князь Всеволод в 1093 г. умер, у его сына был хороший шанс стать преемником, однако старшим из рода Рюриковичей оставался его двоюродный брат Святополк Изяславич. Чтобы не спровоцировать новый виток междоусобной вражды, Мономах признал его право на престол, а сам отправился к себе в Чернигов.
Эти два десятка лет жизни, пока страной с 1093 по 1113 гг. правил Святополк Изяславич, были для Мономаха весьма насыщенными, он познал горечь жестоких поражений и побед, которые помогли ему снискать славу выдающегося полководца. Ему довелось потерять младшего брата, старшего сына, уступить в 1094 г. черниговские земли Олегу Святославичу, после чего он остался в статусе князя переяславского. На его новые владения также постоянно нападали половцы; общаясь с другими князьями, он призывал к сплочению перед лицом врага, выступил идейным вдохновителем. С 1103 г. русские войска постоянно предпринимали походы в Половецкую степь. После знаменитого успешного выступления 1111 г. набегов не было еще очень долго.
Со смертью в 1113 г. Святополка Изяславича в биографии Владимира Мономаха начинается новый этап, связанный с его правлением Киевской Русью в качестве великого князя. Его восшествие на престол проходило в условиях народного восстания, которое Мономах подавил, но при этом провел реформы, частично облегчающие положение низших слоев населения. Период нахождения у власти характеризовался усилением Киевской Руси, последним в ее истории. С помощью сыновей Владимир Мономах контролировал 3/4 территории всех древнерусских земель. Способствовавшими этому факторами были огромный авторитет Мономаха, концентрация всей власти в его руках, необходимость сплочения перед лицом половцев. В «Слове о погибели Русской земли» именно эти годы называют самым счастливым временем для Руси.
У Владимира Мономаха было три жены. Первая жена Гита Уэссекская, дочь Гарольда II, последнего англосаксонского короля Англии, родила шестерых детей – Мстислава, Изяслава, Святослава, Романа, Ярополка и Вячеслава. Вторая жена Владимира Ефимия, гречанка по происхождению, подарила мужу пятерых отпрысков – Марицу, Ефимию, Агафию, Юрия и Андрея. От третьей жены Мономаха, дочери половецкого хана, у князя не было детей.
Владимир Мономах оставил след в истории как автор литературных произведений, из которых до наших дней дошло три: письмо к Олегу Святославичу, рассказ автобиографического характера о военных походах, а также прославленное «Поучение Владимира Мономаха», настоящий кладезь житейского опыта, который правитель хотел передать своим пятерым сыновьям.
Умер великий князь 19 мая в 1125 году в возрасте 71 года, оставив после себя 8-х сыновей и 4-х дочерей. После смерти отца киевский престол занял его старший сын Мстислав (1076-1132), прозванный Великим. Это был талантливый человек, ничем не уступающий отцу. При нём к Киевской Руси был присоединён Полоцк, а полоцкие князья высланы в Византию. Данный период характеризуется единением всего восточного славянства.

Вся биография

Идеи

Принцип «Закон»

Князь никогда не стремился возвыситься над понятиями своего века, не шел наперекор, не пытался изменить существующий порядок вещей. Он демонстрировал собственным примером, каким должен быть настоящий правитель, меняющий в случае надобности порядки, чтобы облегчить жизнь большинству граждан. Так после киевского народного восстания против ростовщиков в 1113 году Мономах не просто «спас от неистовой черни», но и пожелал разобраться в ситуации. В результате он внес поправки в законодательство, которые ограничивали беспредел ростовщиков и отменяли рабство за долги. Продолжив работу Ярослава Мудрого, Мономах внес в Русскую правду ряд существенных изменений. Конечно, он был сыном своего времени, и о каких-то коренных преобразованиях речь идти просто не могла.

Принцип «Милосердие»

В «Поучении» огромная роль отведена наставлению на путь милосердия. Мономах просит не позволять сильным губить слабых, а при первой необходимости быть готовыми вступиться за вдов, сирот и убогих. с«Милостыню подавайте нескудную, - писал Мономах, - это ведь и есть начало добра». Так, сам Мономах простил своего давнего врага, убийцу собственного сына князя Олега Черниговцева, написав ему письмо с предложением забыть о гордости и прежних обидах и заключить мир. И никаких политических требований, только призывы к милосердию, состраданию, христианскому долгу, которые, к слову, Мономах ставил превыше княжеской силы. Как писал академик Д.Лихачев, подобного письма победителя к побежденному в истории России больше не было.

Принцип «Вера»

Духовность – вот основа нации, - в этом был уверен Мономах. Пока есть вера – есть русский человек. Любовь к ближнему и вера в Бога – то, без чего не может стоять Русь. Князь был взращен в Православии. Он знал, что Христианское учение способно возвысить душу «не только простого смертного, но и власть имущего». Мономах завещал всякому помнить и о смерти, которую, впрочем, рекомендовал не бояться. Он замечал, что ксли кому суждено умереть, то не будет он спасен ни отцом, ни матерью, ни братьями. Хранение Божие надежнее человеческого. Кто прав, а кто виноват, кто достоин смерти, а кто – нет? Ответ на этот вопрос может дать только Бог.

Принцип «Любовь»

Большое внимание уделял Мономах и окружающим людям, при этом сам был образцом для подражания: в детстве – послушным ребенком, в юности – отважным воином, приветлив дома и почтителен к родителям. Он и сынов своих просил быть почтительными к отцам и заботливыми к младшим братьям. Интересен также совет, который Мономах дает мужьям: «Любите жен своих, но властвовать над собой не разрешайте».

Принцип «Знания»

Мономах настойчиво рекомендует стремиться к знаниям, велит читать, а в качестве примера вспоминает своего отца Всеволода, который самостоятельно выучил 5 языков. Сам Мономах был хорошо образован, обладал литературным талантом, много внимания уделял развитию культуры, в том числе истории и литературе. При нем было построено множество церквей, создано летописных сводов, началось составление Печерского патерика, включившего житие многих русских князей. В эпоху правления Мономаха игумен Даниил создал свое «Путешествие в Иерусалим». Леность – мать пороков, утверждал Мономах, и с этим трудно не согласится.

Все идеи

Книги

Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be 1
В.В.Мономах «Поучение Владимира Мономаха» (1117)
Владимир Мономах
В.В.Мономах «Поучение Владимира Мономаха» (1117)
В.В.Мономах «Письмо Олегу Святославичу»
Владимир Мономах
В.В.Мономах «Письмо Олегу Святославичу»
Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be 2
В.В. Мономах «Молитва»
Владимир Мономах
Не найдена в свободном доступе
В.В. Мономах «Молитва»
В.В. Мономах Автобиографический рассказ о «Путях и ловах»
Владимир Мономах
Не найдена в свободном доступе
В.В. Мономах Автобиографический рассказ о «Путях и ловах»
В.В. Мономах «Устав Владимира Всеволодовича»
Владимир Мономах
Не найдена в свободном доступе
В.В. Мономах «Устав Владимира Всеволодовича»
Ещё 1 книга

Интерпретация идей

График интерпретации идей глазами экспертов и участников проекта. На этом графике вы можете отобразить ваше понимание взглядов педагога-мыслителя по 16 критериям, представленным на 8 осях.

РЕ
Ориентация на результат
СЦ
Ориентация на социальные ценности
ВШ
Опора на внешний стимул деятельности
ПВ
Опора на поведение
ГЗ
Фокус на передаче готовых знаний и опыта
ОБ
Центрация на деятельности обучающегося
УБ
Ориентация на управляемое изменение будущего
ФЗ
Ценность формального, фундаментального знания
ПР
Ориентация на процесс
ИР
Ориентация на индивидуально-личностное развитие
ВН
Опора на внутренний стимул деятельности
КП
Опора на когнитивный процесс
ИН
Фокус на индуктивных способах приобретения знаний и опыта
ПД
Центрация на деятельности педагога 
СТ
Ориентация на сохранение традиций, адаптацию личности
ПТ
Ценность знания ориентированного на потребности жизни
Оценки педагогической концепции, созданные другими участниками проекта и экспертов, вы сможете посмотреть после того, как сохраните свою оценку педагогу.