Войти
EN

Станислав Теофилович Шацкий

Педагог-экспериментатор, автор многих трудов по вопросам воспитания. предметом исследования он сделал влияние на социализацию ребенка условий окружающей его микросреды. Шацкий первым разработал такие важные вопросы в педагогике, как самоуправление учащихся, воспитание как организация жизнедеятельности школьников, лидерство в детском коллективе.
Годы жизни
1878 - 1934
Регион
Россия
Научная школа
Социальная педагогика
Последователи идей
Gaivho 01

Оцените идеи педагога

1.
Оцените

Выскажите мнение об идеях педагога на основе изученного материала с помощью графо-аналитического инструмента

2.
Сохраните

Сохраните оценку и зарегистрируйтесь чтобы получите доступ к мнению экспертов

3.
Сравните

После оценки педагога сравните вашу оценку с мнением экспертов и остальных пользователей

4.
Обсудите

Обсудите на практических занятиях варианты интерпритаций идей педагога и аргументируйте свою

Thumb 2016 06 30 14 21 33 4846 povshednaya
Thumb %d1%81%d0%bb%d0%b5%d0%bf%d0%b5
Узнайте что об этом педагоге думают эксперты проекта.
Экспертные оценки педагога

Биография

1878 - 1934

Станислав Теофилович Шацкий родился в селе Воронино, ныне в
Смоленской области в многодетного военного чиновника. Его детство
прошло в Москве. Был одним из лучших учеников гимназии, однако потом
на всю жизнь сохранил к ней неприязненное отношение. Он отвергал
далёкое от жизненных потребностей образование, отчуждённый характер
отношений между учениками и учителями, формальный характер
обучения.
В юности был длительный поиск призвания. Он учился в Московском
университете, Московской консерватории, Петровской (Тимирязевской)
сельскохозяйственной академии, но в разных видах деятельности не находил
удовлетворения.
После знакомства в 1905 году с архитектором Александром
Устиновичем Зеленко принял его предложение организовать для детей
рабочих окраин Москвы, увлёкся педагогической деятельностью и открыл
своё призвание педагога-экспериментатора.
В России в это время бурно развивалась промышленность. Зеленко
убеждал, что сейчас нужен рабочий нового типа: хорошо образованный,
творческий, способный к кооперации. Для решения этой задачи Шацкий и
Зеленко в 1906 году организуют в Москве общество «Сетлемент». На
средства, собранные среди владельцев крупных предприятий, по проекту
Зеленко строится клубное здание для детей. Начинается экспериментальный
поиск форм воспитательной деятельности, направленный на развитие
творческой личности. Сотрудниками клуба были выпускники Московского
университета, одарённые педагоги Е.А. Казимирова, К.А. Фортунатов, Л.К.
Шлегер, Н.О. Масалитинова. Однако в 1907 году решением московского
градоначальника общество «Сетлемент» закрывается за «распространение
среди детей социалистических идей».
Энергичные экспериментаторы в 1908 году создают новое общество
«Детский труд и отдых», продолжающее развивающие традиции
«Сетлемента». В 1911 году в рамках общества открывается детская летняя
колония «Бодрая жизнь». Здесь С.Т. Шацкий вместе с женой и другими
сотрудниками проверяют идеи связи трудовой, умственной и эстетической
деятельности, взаимоотношений воспитателей и воспитанников, динамики
развития детского сообщества. Работу колонии С.Т. Шацкий позднее описал
в монографии «Бодрая жизнь. Из опыта детской трудовой колонии». Она
получила международное признание.
Февральская революция открыла новые перспективы для творчества.
Октябрьскую революцию 1917 года С.Т. Шацкий не принял. Он был одним
из организаторов забастовки учителей, организованной Всероссийским
учительским союзом и отверг предложение А.В. Луначарского участвовать в
работе Наркомпроса, однако через два года согласился, так как очень хотел
заниматься педагогической деятельностью.
В 1919 году от возглавляет Первую опытную станцию Наркомпроса по
народному образованию, которой руководил до её закрытия в 1932 году. Это
была уникальная экспериментальная площадка, которая занимала целый
район. В неё входили 14 начальных школ, две средние, детские сады,
читальни. Сельское отделение в Калужской области включало и школу-
колонию «Бодрая жизнь». Научной задачей станции было исследование
влияния среды на развитие детей, экспериментальная проверка концепции
«школа – центр воспитания в социальной среде». По всеобщему признанию,
станция была лучшим опытно-экспериментальным учреждением в стране.
После известных постановлений ЦК ВКП (б) об упорядочении работы
школы и прекращении экспериментов Наркомпроса, Первая опытная станция
была закрыта.
В 1931 году С. Т. Шацкого назначают директором Московской
консерватории. Однако и здесь он стремится реализовать свое
педагогические идеи. По его предложению создаётся музыкальная школа-
интернат для одарённых детей, которая сыграла очень большую роль в
отборе и подготовке выдающихся музыкантов советского периода.
Одновременно он был руководителем Центральной педагогической
лаборатории Наркомпроса РСФСР.
Умер С.Т. Шацкий 30 октября 1934 года во время подготовки
консерватории к демонстрации.
Долгое время работы С.Т. Шацкого не издавались. Только в начале
1960-х годов вышло собрание его сочинений в 4-х томах. В последние годы в
связи с развитием социальной педагогики интерес к его педагогическому
наследию значительно возрос.

Вся биография

Идеи

Источник развития ребёнка лежит не в генетических задатках, а в той социальной среде, в которой происходит его формирование и воспитание

Выдвигая этот тезис, С.Т. Шацкий выступал
против широко распространенных в его время
идей о первичности биологических источников
развития ребёнка. Для Дьюи, Холла, Торндайка
«мотором» развития индивида являются
заложенные природой биологические механизмы
поведения человека. Шацкий утверждал, что
главным детерминирующим фактором поведения
является социальная среда («социальная
наследственность»), под которой он понимал
нормы, традиции, обычаи, передаваемые из
поколения в поколение. «Мы не должны
рассматривать ребёнка самого по себе, как
педологический аппарат, а должны смотреть на
него как на носителя тех влияний, которые на нём
обнаружились как идущие от окружающей среды».
Поэтом цель воспитания должна ставится и
реализоваться с учётом макро- и
микросоциального окружения ребёнка

Необходима принципиально новая модель школы, выступающая центром воспитания в микросреде, координатором воспитательных воздействий

Экспериментальная работа Первой опытной
станции Наркомпроса, охватывающей целый
район, была реализацией этой идеи. Шацкого не
удовлетворяла модель гимназии, когда выпускник
был неплохо теоретически подготовлен, но плохо
решал практические задачи. Его не устраивала и
модель весьма популярных в начале XX века
«новых школ». Выросшие в тепличных условиях
дети оказывались совершенно не способными
сопротивляться трудностям жизни.
Он считал, что нужна школа нового типа,
школа – центр воспитания в социальной среде.
Специфику такой школы он сформулировал в
одной из статей следующим образом: «Изучение2
жизни и участие в ней». Эта идея хорошо
согласовывалась с главным принципом советской
педагогики 1920-х годов – связь единой трудовой
школы с жизнью. Поэтому сотрудники опытной
станции не только тщательно изучали социальную
микросреду, в которой жили дети, но и вместе с
детьми пытались её улучшить: проводились
гигиенические просветительные мероприятия,
беседы, внедрялись новые сорта
сельскохозяйственных культур и др. Шацкий был
убеждён, что только школа, организующая
деятельность детей для решения жизненно важных
проблем, может эффективно воспитывать.

Необходима системная организации педагогического процесса школы и в масштабах всего государства

Школа должна создавать условия для
развития каждого человека на основе
гармонизации всех сфер школьной жизни. Но это
возможно только на демократических принципах
организации школы. Переход от нормативной
педагогики к демократической позволит создать
основу для творческого взаимодействия,
обеспечивающего эффективность обучения и
воспитания.
Утверждая органическую связь современной
школы с окружающей средой, С.Т. Шацкий
обращал внимание педагогов на многообразие
видов детской жизнедеятельности.
Принципиально новая идея Шацкого заключалась
в том, что он определял взаимосвязи как между
участниками педагогического процесса, так и
отдельными его элементами, к которым он
относил умственный и физический труд,
искусство, игру. Эффективным средством
организации свободного, творческого
взаимодействия детей с педагогами, коллективом
и обществом он считал самоуправление,
способствующее развитию личности, её
социализации, усвоению общечеловеческих
ценностей).
Организующим ядром школьной жизни С.Т.
Шацкий считал эстетическое воспитание в
единстве с трудовым воспитанием. Был
убеждён, что искусство, гармонично формируя все
компоненты личности, способно изменить3
духовный мир человека, его эмоции,
переориентировать цели и идеалы. В духе того
времени считал, что соединение обучения с
производительным трудом необходимо, оно делает
процесс овладения знанием более осмысленным.
Признавал огромное воспитывающее значение
детского труда и всегда организовывал его в своих
экспериментах, но был противником организации
труда для самообеспечения детей

Реформа школы должна начинаться с реформы подготовки учителя

Новой школе требуется учитель, способный
не только вести преподавательскую работу, но и
обученный процедурам и методам исследования
ребёнка и окружающей среды, умеющий создать в
этой среде благоприятную обстановку для роста и
развития ученика. Взгляд на учителя как на
«передатчика» знаний, умений и навыков
ограничен и вреден. Педагог обязан уметь изучать
конкретные условия жизни ребёнка в семье, в
детском сообществе и работать в микросреде,
уметь организовывать жизнь ребёнка в
микросреде.
Подчёркивал необходимость программы
обучения педагога рефлексии, его продвижения
вперёд на основе анализа своих достижений и
ошибок

Все идеи

Книги

Thumb %d0%a4%d0%be%d1%82%d0%be 1.%d0%91%d0%be%d0%b4%d1%80%d0%b0%d1%8f  %d0%b6%d0%b8%d0%b7%d0%bd%d1%8c
Шацкая В.Н., Щацкий С.Т. Бодрая жизнь.– М., 1915.
Станислав Теофилович Шацкий
Не найдена в свободном доступе
Шацкая В.Н., Щацкий С.Т. Бодрая жизнь.– М., 1915.
Thumb %d0%a4%d0%be%d1%82%d0%be 2
Шацкий, С.Т. Педагогические сочинения: в 4т.– М.: Издательсво Академии пед. наук РСФСР, 1965.
Станислав Теофилович Шацкий
Не найдена в свободном доступе
Шацкий, С.Т. Педагогические сочинения: в 4т.– М.: Издательсво Академии пед. наук РСФСР, 1965.
Thumb %d0%a4%d0%be%d1%82%d0%be 3
Шацкий, С.Т. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. – М. Педагогика, 1980.
Станислав Теофилович Шацкий
Не найдена в свободном доступе
Шацкий, С.Т. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. – М. Педагогика, 1980.
Шацкая В.Н., Щацкий С.Т. Бодрая жизнь. Из опыта работы детской трудовой колонии. – М.: Госиздат, 1924. – 180 с.
Станислав Теофилович Шацкий
Не найдена в свободном доступе
Шацкая В.Н., Щацкий С.Т. Бодрая жизнь. Из опыта работы детской трудовой колонии. – М.: Госиздат, 1924. – 180 с.
Этапы новой школы: сборник статей и докладов / под ред. С.Т. Шацкого. – М.: Работник просвещения, 1923. – 144 с.
Станислав Теофилович Шацкий
Не найдена в свободном доступе
Этапы новой школы: сборник статей и докладов / под ред. С.Т. Шацкого. – М.: Работник просвещения, 1923. – 144 с.
Шацкий, С.Т. Годы исканий . – М.: Учпедгиз, 1935, – 152 с.
Станислав Теофилович Шацкий
Не найдена в свободном доступе
Шацкий, С.Т. Годы исканий . – М.: Учпедгиз, 1935, – 152 с.
Шацкий, С.Т. Избранные педагогические сочинения – М.: Учпедгиз, 1958 – 432 с.
Станислав Теофилович Шацкий
Не найдена в свободном доступе
Шацкий, С.Т. Избранные педагогические сочинения – М.: Учпедгиз, 1958 – 432 с.
Шацкий, С.Т. Работа для будущего / сост. В.И. Малинин, Ф.А. Фрадкин.– М.: Просвещение, 1989.– 224 с.
Станислав Теофилович Шацкий
Не найдена в свободном доступе
Шацкий, С.Т. Работа для будущего / сост. В.И. Малинин, Ф.А. Фрадкин.– М.: Просвещение, 1989.– 224 с.
Шацкий, С.Т. Школа для детей или дети для школы. Избранные педагогические произведения: в 2 т. / под ред. А.И. Салова; сост. Н.Б. Баранникова.– М.: АСОУ, 2011.
Станислав Теофилович Шацкий
Не найдена в свободном доступе
Шацкий, С.Т. Школа для детей или дети для школы. Избранные педагогические произведения: в 2 т. / под ред. А.И. Салова; сост. Н.Б. Баранникова.– М.: АСОУ, 2011.
Шацкий С.Т. Педагогические сочинения: в 3 т.
Станислав Теофилович Шацкий
Шацкий С.Т. Педагогические сочинения: в 3 т.
Ещё 6 книг

Интерпретация идей

График интерпретации идей глазами экспертов и участников проекта. На этом графике вы можете отобразить ваше понимание взглядов педагога-мыслителя по 16 критериям, представленным на 8 осях.

РЕ
Ориентация на результат
СЦ
Ориентация на социальные ценности
ВШ
Опора на внешний стимул деятельности
ПВ
Опора на поведение
ГЗ
Фокус на передаче готовых знаний и опыта
ОБ
Центрация на деятельности обучающегося
УБ
Ориентация на управляемое изменение будущего
ФЗ
Ценность формального, фундаментального знания
ПР
Ориентация на процесс
ИР
Ориентация на индивидуально-личностное развитие
ВН
Опора на внутренний стимул деятельности
КП
Опора на когнитивный процесс
ИН
Фокус на индуктивных способах приобретения знаний и опыта
ПД
Центрация на деятельности педагога 
СТ
Ориентация на сохранение традиций, адаптацию личности
ПТ
Ценность знания ориентированного на потребности жизни
Оценки педагогической концепции, созданные другими участниками проекта и экспертов, вы сможете посмотреть после того, как сохраните свою оценку педагогу.