Войти
EN

Антон Семёнович Макаренко

Социальный педагог-реформатор, классик мировой педагогики, органически совмещающий качества педагога-практика, мыслителя и писателя, художника слова, публициста, общественного деятеля. Автор «Педагогической поэмы». Всецело посвятил свое творчество воспитанию, осуществив в 1920-1935 гг. целеустремленный новаторский и необычайно успешный социально-педагогический опыт на основе трудовой колонии им. М. Горького и трудовой коммуны им. Ф.Э. Дзержинского.
Годы жизни
1888-1939
Страна
Украинская ССР, СССР
Научная школа
Социальная педагогика
Предшественники
Gaivho 01

Оцените идеи педагога

1.
Оцените

Выскажите мнение об идеях педагога на основе изученного материала с помощью графо-аналитического инструмента

2.
Сохраните

Сохраните оценку и зарегистрируйтесь чтобы получите доступ к мнению экспертов

3.
Сравните

После оценки педагога сравните вашу оценку с мнением экспертов и остальных пользователей

4.
Обсудите

Обсудите на практических занятиях варианты интерпритаций идей педагога и аргументируйте свою

Thumb layer 15
Thumb 2016 06 30 14 21 33 4846 povshednaya
Thumb %d1%81%d0%bb%d0%b5%d0%bf%d0%b5
Узнайте что об этом педагоге думают эксперты проекта.
Экспертные оценки педагога

Биография

1888

А.С. Макаренко родился в г. Белополье Сумского уезда Харьковской губернии в семье рабочего, старшего маляра Белопольского железнодорожного депо Харьковской железной дороги. Отец - Семён Григорьевич, мать - Татьяна Михайловна, урожденная Дергачёва.

1904

Закончив успешно городское начальное железнодорожное училище (1897–1904 гг.), А.С. Макаренко получил высшие баллы по всем предметам. Затем А.С. Макаренко успешно окончил педагогические курсы при Кременчугском училище. С сентября 1905г. в возрасте 17 лет получив звание учителя начальных училищ с правом преподавания в сельских 2–х классных училищах, он стал учителем Крюковского городского училища, которое ранее окончил. Уже тогда молодой педагог Антон Семенович поражал своих коллег разнообразными знаниями и способностями, умением интересно провести учебные занятия, спектакли, вечера, новогодние праздники. Он преподавал общеобразовательные предметы, а также дополнительные – черчение и рисование.

Макаренковская педагогическая деятельность началась в революционные годы (1905–1907 гг.), они способствовали формированию его демократических и радикальных взглядов. В это время он получил первый опыт участия в общественно–политической жизни в г. Кременчуг, который стал связным пунктом северных и южных районов России и местом больших революционных событий. В эти годы А.С. Макаренко посещал рабочие собрания и митинги, принимал участие в работе клуба железнодорожных рабочих, родительского комитета училища. А.С. Макаренко проявил большую активность на Люботинском съезде учителей Южных железных дорог в конце 1905г. Позднее, во время работы на станции Долинской вместе с учениками совершал экскурсии в Москву, Петроград, Николаев, Херсон, Севастополь.

1905

С 1905 г. 12 лет работал учителем железнодорожных училищ в Крюкове, Долинской (Украина), с 1917 г. инспектором (директором) Крюковского соединенного железнодорожного училища, заведующим 2-м городским начальным училищем (имени князя Куракина) в Полтаве, 10-й трудовой школой.

1914

В возрасте 26 лет после девятилетнего опыта работы в дореволюционной общеобразовательной школе А.С. Макаренко поступил в Полтавский учительский институт (1914г.). Учеба в нем сыграла большую роль в формировании личности А.С. Макаренко, в становлении его педагогических взглядов. Он был одним из лучших студентов, признанным авторитетом в различных областях научного знания, большим любителем студенческих дискуссий. С третьего курса направлен в ополчение, прослужив в нестроевой команде рядовым несколько месяцев, был демобилизован по причине плохого зрения. А.С. Макаренко возвратился в институт и в июле 1917 закончил его. Полученный диплом давал право быть инспектором (директором), а не просто педагогом.

Являясь еще студентом Полтавского учительского института, А.С. Макаренко осуществил первую попытку повысить свое образование в Московском Университете. Однако это попытка оказалась неудачной, так как он был государственным стипендиатом Полтавского института и обязан был отработать в школе 6 лет, или осуществить выплату потраченные казначейством на его обучение деньги, которых у А.С. Макаренко и его семьи не было.
После окончания института А.С. Макаренко возвратился к педагогической работе в Крюковском начальном железнодорожном училище. Железнодорожные начальные училища, предназначенные для детей железнодорожников, были в определенной мере привилегированными, давали начальную общеобразовательную подготовку повышенного уровня, с профессиональной ориентацией на железнодорожного рабочего низшей квалификации. А.С.Макаренко говорил, что он был «народным учителем», работал в «заводской школе», «рабочей школе». Училище в Крюкове располагалось на территории крупного предприятия (вагоноремонтных мастерских), было частью «рабочего общества».

1917–1919

В трудных условиях Гражданской войны А.С. Макаренко стал инспектором (директором) Соединенного железнодорожного училища (объединившего начальное и высшее начальное училище на ст. Крюков – обучалось около 1000 чел). Высшее начальное училище, которым он руководил 1917–1919 гг. – это 4–годичное учебное заведение, для окончивших начальную школу, оно давало право поступления во 2–й или 3–й класс средней общеобразовательной школы (вместе с начальным обучением – 7–летняя школа). Там он получил первый опыт руководства учебно–воспитательными учреждениями, работы с педагогическим коллективом.

Многогранной была общественная деятельность А.С.Макаренко, в том числе и в период Гражданской войны (на Украине она окончилась в конце 1919–начале 1920 гг.). Он принял участие в восстановлении в Полтаве органов Советской власти, реализации принятых ею декретов и законов. В 1918 г. А.С. Макаренко участвовал в работе бюро комитета народного просвещения в Харькове (где располагалось управление железнодорожными училищами Южной железной дороги). В 1919–1920 гг. работал в Полтавском губернском правлении профсоюза учителей русских школ. Как представитель этого профсоюза с марта 1920 г. – член первого состава Полтавского городского Совета солдатских и рабочих депутатов (секции «Просвещение», один из четырех представителей Союза учителей, беспартийный).

1919

Приход деникинцев и разрушение ими школы и ее отдельных трудовых организаций способствовали переезду А.С. Макаренко в августе 1919 г. в Полтаву. В 1919г. – 1920гг. он заведовал подсекцией трудовых колоний Полтавского губуно. Полтавским губнаробразом А.С. Макаренко было поручено дело организации и управления колонией для малолетних (несовершеннолетних) правонарушителей.

1920-1935

В 1920-1935 гг. осуществил целеустремленный новаторский и необычайно успешный социально-педагогический опыт на основе трудовой колонии им.М.Горького для несовершеннолетних правонарушителей и беспризорных детей (под Полтавой, с 1926 г. под Харьковом, в ведомстве Наркомпроса УССР), Харьковской трудовой детской коммуны им. Ф.Э. Дзержинского (с дек. 1927 г. общественно-государственное учреждение, первоначально создано и содержалось на средства сотрудников и организаций ГПУ Украины, с 1930 г. на сомоокупаемости, с использованием кредитов для развития производства, действовало под руководством общественного правления коммуны; часть воспитанников составляли дети из семьи).

По совместительству (с августа 1927 г. по февраль 1928 г.) заведовал Управлением детдомов и колоний Харьковского округа (около 10 тыс. детей). Успех его педагогической теории и практики подтвержден жизненными судьбами более 2-х тысяч воспитанников. Обосновал педагогику как практико-ориентированную науку, «науку практически целесообразную»; ее предмет – закономерности взаимодействия целей, средств и результативности воспитания и обучения, «логика педагогической целесообразности».

В 1923-1926 гг. макаренковская колония была опытно-показательным учреждением Наркомпроса УССР, ее достоинства отмечали сотрудники НКП РСФСР. В 1927-1928 гг. его деятельность стала объектом резкой критики, в том числе со стороны Н.К. Крупской, А.В. Луначарского, А.Б. Залкинда, что привело к отстранению его от заведования колонией в конце июля 1928 г. К этому были причастны также тогдашний директор НИИ педагогики УСССР А.И. Попов и один из видных деятелей компартии Украины Н.А. Скрыпник.

С конца 1920-х годов его работа стала получать известность и одобрение в Западной Европе и США. Она вызвала большой интерес в СССР в середине 1930-х годов (в связи с публикацией «Педагогической поэмы») и в мире с конца 1930-х годов (после ее перевода на иностранные языки).

Продолжал свой опыт, будучи с 1935 г. помощником начальника отдела трудовых колоний для несовершеннолетних НКВД УССР (Киев, с осени 1936 г. старшим инспектором-консультантом, и.о. начальника Киевской трудовой колонии в Броварах).

1934

С 1934 г. член Союза советских писателей. В составе большой группы писателей в 1939 г. награжден орденом Трудового Красного Знамени «за выдающиеся успехи и достижения в развитии художественной литературы». Другая крупная его награда – золотые часы с гравировкой: «За энергичную и преданную работу в детской трудовой коммуне им. Ф.Э. Дзержинского, от коллеги ГПУ УССР. 20. XII. 32».

1937

С февраля 1937 г. в Москве занимался литературной и общественной деятельностью: лекции на педагогические темы, публикации статей и рассказов общественно-политического характера, литературных рецензий; стал членом правления московского Дома советских писателей, членом бюро секции прозаиков Союза советских писателей.

1938

С 1938 г. зам.главного редактора журнала «Октябрь», член редакционного совета издательства «Советский писатель».

1939

1 апреля 1939 г., Антон Семёнович Макаренко скоропостижно скончался на ст. Голицыно Белорусско-Балтийской железной дороги в вагоне пригородного поезда. Он умер от тяжелой болезни сердца в возрасте 51 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище

Вся биография

Идеи

Возможность «нейтральности» труда в отношении новых задач воспитания

«Трудовой принцип» в массовой практике применялся догматически; труд лишался его специфики и самоценности, механически сливался с обучением, устранялся процесс собственно воспитания (в его качественном отличии от обучения). Социально–воспитательную мотивацию труда А.С. Макаренко создает на основе «организации труда как хозяйства», путем включения коллектива колонистов в управление хозяйством, в организацию работ, распределение средств и результатов труда. А.С. Макаренко сделал новаторский вывод: «Трудовой процесс является процессом педагогически нейтральным», более точно он говорит: «рассматриваемый уединенно трудовой процесс». Это «труд–работа» – педагогический фактор, «нейтральный» не вообще, а лишь в отношении воспитания. В воспитании действует «труд–забота», «хозяйственно экономическая забота», «хозяйственный коллектив», т.е. социальные связи в трудовой деятельности, ее мотивация, общие цели и результаты.

Идея соединения процесса воспитания и производственного процесса в логике их «параллельного действия»

В аспекте проблемы «воспитание и производство» прослеживается два варианта преодоления «парных оппозиций». Первый – разграничительный, путем исключения одной из «оппозиций», по принципу «или - или», когда при систематическом обучении и воспитании считается практически невозможным осуществление продуктивного, производственного труда школьников. Второй вариант предполагает преодоление имеющегося противоречия между обучением и воспитанием школьников и производством путем соединения этих двух противоречивых областей по принципу «и - и». Педагогические идеи А.С. Макаренко и практический опыт их реализации доказывают эффективность второго варианта решения проблемы «парных оппозиций». При этом не происходит отождествления одного с другим, их слияния, а считается, что целесообразное педагогическое решение может быть принято на основе достижения «параллельности» их действия. Именно этим, прежде всего, объясняется необычайный успех А.С.Макаренко и как педагога-теоретика, и как педагога-практика.

Для объяснения своего метода А.С. Макаренко прибегает к математическому образу параллельных линий и плоскостей. Они не существуют друг без друга, равно-удалены, самостоятельны, не пересекаются, «идут в одном направлении». Этот метод предполагает не исключение противоречивых явлений в педагогическом процессе, а недопустимость их превращения в антагонистические, взаимоисключающие противоречия. Противоречащие стороны необходимо сделать «параллельными», равнозначными и взаимообусловливающими друг друга в единой, но двойственной, противоречиво развивающейся целостности. Он особо отмечал «нейтральность» в воспитательном отношении трудового процесса, который слабо мотивирован социально. Рассматривая трудовой коллектив как главную ценность воспитательного процесса и его основной фактор, он выступает против самодовлеющей роли производства в образовательном учреждении, против его «фетишизации» в педагогике. С другой стороны, для А.С. Макаренко полноценное воспитание немыслимо «вне условий производства», продуктивной, общественно-ценной, социально мотивированной деятельности.

Создание «чисто педагогической системы хозяйствования»

Отходя от распространенной практики организации труда лишь как «трудового процесса», где предпочтение отдается технологии и профессиональной выучке, А.С. Макаренко обратился к изучению и педагогически целесообразному использованию «элементов педагогики» в решении организационно–управленческих и производственно–финансовых проблем в труде, основанном на принципе «хозяйствования».

Результатом стали «организационные находки», конкретные решения, среди которых: ориентированная на неуклонное развитие хозяйства и его продуктивности система «перспективных линий» коллектива и личности; основанная на принципе «взаимосвязанных полномочий» единая система управления учреждением и самоуправления; построение главного органа самоуправления преимущественно как «хозяйственного органа», по принципу представительства от трудовых подразделений коллектива – «отрядов»; сочетание постоянных отрядов со «свободными», рассчитанными на выполнение временных работ и т.д. Развивая самоуправление, А.С. Макаренко создал единую систему административного управления и детского самоуправления, положив в ее основу «принцип взаимосвязанных полномочий», не принижая роли педагогического руководства. Новаторский ход – включение коллектива колонистов в управление хозяйством. «Совет командиров» с самого начала его действия был предназначен для распределения производственно–хозяйственных работ, стал «высшим хозяйственным органом колонии». Самоуправление было «основано не только на выборности, но и на назначении». Впоследствии этот орган стал «центральным органом самоуправления, проводящим всю текущую работу в коллективе детского учреждения».

Идея связи воспитания с жизнью общества на основе взаимодействия поколений в воспитании, организации «воспитательного коллектива» как единой «трудовой общины» детей и взрослых

Эти идеи наполняются новым содержанием в условиях, когда при расширении коммунарского производства стала значительно увеличиваться численность административно–управленческого состава, мастеров производства, квалифицированных рабочих. Важнейшим технологическим решением проблемы взаимодействия поколений является создание «воспитательного коллектива» как единой «трудовой общины» детей и взрослых в педагогическом учреждении, при реализации «параллельного действия» в воспитании, когда педагогическая функция выступает в форме соответствующих ей жизненно–практических, деловых требований. Под влиянием внедрения в коммуну дзержинцев развивающегося в стране промышленного производства у А.С. Макаренко возникает план значительного «расширения воспитательной базы коммуны», дальнейшего объединения «коммунарских и взрослых сил в один дружный, дисциплинированный, культурный коллектив», теперь с включением многочисленного «ИТРовского и рабочего состава». «Нашим воспитательским коллективом, – говорит А.С. Макаренко, – являются учителя, инженеры, мастера и инструкторы, чекисты, члены нашего правления…». Молодое и старшее поколения в едином трудовом коллективе, во взаимодействии, успешно «творят новые формы жизни и быта», черты лучшего мира и «нового человека». Взрослые, старшее поколение, педагоги в социально–педагогической концепции воспитания А.С.Макаренко ценны прежде всего как «живые люди», всесторонне обогащающие жизненный опыт детей, стиль и «тон» человеческих отношений в разных сферах общения и деятельности. В этой функции предстают не только работники колонии–коммуны, но и связанные с ней сотрудники различных государственных и общественных организаций, прежде всего ее шефы, а также лица из окружающего населения, молодежь. Все это осуществляется через соответствующий уклад жизни педагогического учреждения, в котором своеобразно проявляются все основные направления жизни взрослых, отражаясь в его организационной структуре, системе управления и самоуправления, стиле и тоне отношений, связи с внешним миром, жизнью общества. Объединяющим центром единства детей и взрослых является совет командиров, «главный руководящий орган коммунарского самоуправления», включающий руководителей коммунарских первичных коллективов–отрядов и – представительство администрации. Так происходило «внедрение коллектива в управление хозяйством», деятельностью всего трудового коллектива педагогического учреждения.

Идея взаимодействия поколений в воспитании становилась все более проблематичной, когда при расширении коммунарского производства стала значительно увеличиваться численность административно–управленческого состава, мастеров производства, квалифицированных рабочих. В 1933–1935 гг. произошло нарушение принципа «параллельности» производственного и педагогического процессов. Но к началу 1934 г. в коммуне было занято 957 рабочих и служащих – при 311 воспитанниках, т.е. появилось соотношение примерно 3:1. Авторские материалы А.С. Макаренко и документация коммуны дзержинцев, относящиеся к этому и последующему периодам, свидетельствуют о разрушении воспитательной системы коммуны, педагогически целесообразного сочетания административного управления и самоуправления. Но и в этих условиях, в 1934–1935 гг. А.С. Макаренко продолжал поиск организационных форм и методики включения воспитательного коллектива в производственный труд на промышленном предприятии самого высокого уровня, все более повышая уровень общего образования и начального профессионального обучения воспитанников.

Широкая «организация детства» путем объединения детских учреждений в «крупном педагогическом и хозяйственном комплексе».

А.С. Макаренко предпринял 5 попыток расширения и развития своего социально–педагогического опыта, проверки его принципов воспитания. В августе 1925г. он в письме в Главсоцвос НКП УССР высказал идею широкой «организации детства» путем объединения мелких детских домов в «крупном педагогическом и хозяйственном комплексе». Возникла идея организации педагогического учреждения на базе «крупного сельского и промышленного хозяйства», использующего машинную технику и передовые методы коллективного труда. Этот замысел привел А.С. Макаренко к выдвижению на первый план проблемы «параллельности» производственно–хозяйственной и педагогической деятельности, к разработке концепции «чисто педагогической системы хозяйства» и понятия: «воспитательное предприятие» (затем – «воспитательного коллектива»). И хотя проект рассчитан на работу с несовершеннолетними правонарушителями, он, как и весь целенаправленный социально–педагогический опыт А. С. Макаренко, ориентирован на решение общепедагогических проблем. Одновременно это и обращение к вопросам «педагогизации» общественного производства, к процессу социализации и воспитания трудящихся в определенной системе общественно–производственных отношений.

Все идеи

Книги

Thumb 01
Педагогическая поэма (1925-1935)
Антон Семёнович Макаренко
Педагогическая поэма (1925-1935)
Thumb 02
Марш тридцатого года (1930)
Антон Семёнович Макаренко
Марш тридцатого года (1930)
ФД-1 (1932)
Антон Семёнович Макаренко
ФД-1 (1932)
Thumb 03
Книга для родителей (1936-1937)
Антон Семёнович Макаренко
Книга для родителей (1936-1937)
Thumb 05
Флаги на башнях (1938)
Антон Семёнович Макаренко
Флаги на башнях (1938)
Thumb 04
Лекции о воспитании детей
Антон Семёнович Макаренко
Не найдена в свободном доступе
Лекции о воспитании детей
Проблемы воспитания в советской школе
Антон Семёнович Макаренко
Проблемы воспитания в советской школе
Пути поколения (роман не закончен) (1938)
Антон Семёнович Макаренко
Не найдена в свободном доступе
Пути поколения (роман не закончен) (1938)
Письмо пионервожатому
Антон Семёнович Макаренко
Не найдена в свободном доступе
Письмо пионервожатому
Коммунистическое воспитание и поведение
Антон Семёнович Макаренко
Не найдена в свободном доступе
Коммунистическое воспитание и поведение
Разговор о воспитании
Антон Семёнович Макаренко
Не найдена в свободном доступе
Разговор о воспитании
Семья и воспитание детей
Антон Семёнович Макаренко
Не найдена в свободном доступе
Семья и воспитание детей
Цель воспитания
Антон Семёнович Макаренко
Не найдена в свободном доступе
Цель воспитания
Методика организации воспитательного процесса (1936-1937)
Антон Семёнович Макаренко
Методика организации воспитательного процесса (1936-1937)
Мажор (1932)
Антон Семёнович Макаренко
Не найдена в свободном доступе
Мажор (1932)
Thumb 06
Антон Семёнович Макаренко
А.С. Макаренко. Школа жизни, труда, воспитания. Учебная книга по истории, теории, практике воспитания. Части 1-8, 2007-2015 гг.
Антон Семёнович Макаренко
А.С. Макаренко. Школа жизни, труда, воспитания. Учебная книга по истории, теории, практике воспитания. Части 1-8, 2007-2015 гг.
Ещё 13 книг

Видео

А.С. Макаренко. Педагогическая поэма
А.С. Макаренко. Гений и злодеи
Учитель с железным крестом
Метод Макаренко

Интерпретация идей

График интерпретации идей глазами экспертов и участников проекта. На этом графике вы можете отобразить ваше понимание взглядов педагога-мыслителя по 16 критериям, представленным на 8 осях.

Ваша оценка
Средняя оценка экспертов
Общая оценка участников проекта
РЕ
Ориентация на результат
СЦ
Ориентация на социальные ценности
ВШ
Опора на внешний стимул деятельности
ПВ
Опора на поведение
ГЗ
Фокус на передаче готовых знаний и опыта
ОБ
Центрация на деятельности обучающегося
УБ
Ориентация на управляемое изменение будущего
ФЗ
Ценность формального, фундаментального знания
ПР
Ориентация на процесс
ИР
Ориентация на индивидуально-личностное развитие
ВН
Опора на внутренний стимул деятельности
КП
Опора на когнитивный процесс
ИН
Фокус на индуктивных способах приобретения знаний и опыта
ПД
Центрация на деятельности педагога 
СТ
Ориентация на сохранение традиций, адаптацию личности
ПТ
Ценность знания ориентированного на потребности жизни
Оценки педагогической концепции, созданные другими участниками проекта и экспертов, вы сможете посмотреть после того, как сохраните свою оценку педагогу.