Войти
EN

Людмила Ивановна Новикова

Выдающийся ученый, замечательный человек, учитель многих исследователей в педагогической науке. Имя Л. И. Новиковой в педагогической науке, прежде всего, связано с разработкой теории детского коллектива, исследованиями наследия А. С. Макаренко, возможностей трудового воспитания, детского самоуправления, воспитательного потенциала среды. Она явилась основоположником теории воспитательных систем. В круг ее научных интересов входили вопросы методологии педагогической науки и методики исследовательского поиска, особое внимание Л. И. Новикова уделяла применению системного подхода в педагогике.
Годы жизни
1918-2004
Регион
СССР, Россия
Научная школа
Системный подход в организации воспитательного процесса (теория коллектива и воспитательных систем)
Источник идей
Последователи идей
Gaivho 01

Оцените идеи педагога

1.
Оцените

Выскажите мнение об идеях педагога на основе изученного материала с помощью графо-аналитического инструмента

2.
Сохраните

Сохраните оценку и зарегистрируйтесь чтобы получите доступ к мнению экспертов

3.
Сравните

После оценки педагога сравните вашу оценку с мнением экспертов и остальных пользователей

4.
Обсудите

Обсудите на практических занятиях варианты интерпритаций идей педагога и аргументируйте свою

Thumb %d1%81%d0%bb%d0%b5%d0%bf%d0%b5
Узнайте что об этом педагоге думают эксперты проекта.
Экспертные оценки педагога

Биография

1918-2004

Людмила Ивановна Новикова родилась 22 января 1918 года в г. Горки , в Белоруссии. Её родители были учителями, и она решила продолжить семейную традицию. В 1941 году закончила физико-математический факультет МГУ. Весь жизненный путь Людмилы Ивановны связан с народным образованием. Начинала она как учитель математики в школе села Тогул Алтайского края, где преподавала физику, математику, астрономию, санитарное дело и немецкий язык. Стремилась на фронт, но в школах не хватало учителей, и ей было отказано в просьбе.
В 1944-49 годах она – директор Купавинской средней школы Ногин-ского района школы Московской области. В 1951 году, не прерывая работы в школе, она защищает диссертацию на степень кандидата педагогических наук. С тех пор и до конца жизни Л.И. Новикова занималась исследовательской и организаторской деятельностью в научно-педагогических структурах АПН РСФСР – АПН СССР – РАО.
Начав свою деятельность аспиранткой, она прошла все ступени про-фессионального роста. Последовательно была старшим научным сотрудником, заведующей лабораторией, главным научным сотрудником. В 1990 году её избрали действительным членом Академии Педагогических Наук СССР, с 1993 года – академик Российской Академии Образования (РАО).
Как учёный и руководитель Людмила Ивановна пользовалась всеоб-щим и заслуженным авторитетом. В течение долгой и плодотворной трудовой жизни она опубликовала 187 работ: авторские монографии, главы в учебных пособиях и коллективных исследованиях, статьи в центральной и региональной печати, книги и сборники под её тщательной редакцией. Она крупный и признанный в мире специалист по проблемам воспитания. В своей исследовательской деятельности со своими учениками последовательно переходила к понятиям более глобального масштаба: коллектив – воспитательная среда – воспитательная система – воспитательная сфера – воспитательное пространство.
В сложные годы перестройки, когда под лозунгом «деидеологизации» была практически свёрнута воспитательная работа школы, а само понятие «воспитание» растворено в «образовании», Л.И. Новикова силой своего научного авторитета последовательно отстаивала важность воспитания и его специфический характер. Она организовала масштабную экспериментальную деятельность по определению целей и форм воспитания в современных условиях. Она неутомимо искала по всей стране интересный опыт организации воспитательной работы, привлекала к научной работе многих талантливых педагогов-практиков. Именно благодаря ей встране стали известны имена П.Г. Година, В.А. Караковского, А.А. Захаренко, Ф.Ф. Брюховецкого и др.
Л.И. Новикова воспитала в своей научной школе плеяду замечатель-ных учеников, которые, в свою очередь, стали крупными учёными: Н.Л. Селиванова, В.А. Караковский, А.В. Мудрик, О.С. Газман, В.А. Музалёв и др. По мнению своих учеников, Людмила Ивановна была уникальным человеком и учёным: удивительно светлым человеком, любящим людей и жизнь, бескорыстным, умеющим ценить дружбу, в то же время требовательным и принципиальным в науке.

Вся биография

Идеи

Коллектив – незаме-нимое педагогическое средство воспитания и социализации детей

Л.И. Новикову можно считать наследницей учения А.С. Макаренко о коллективе, которое она развивала в новых условиях. Она расширила представления о школьном коллективе как о дифференцированном единстве разнородных объединений детей и взрослых, о детском коллективе как «единстве организации и психологии», охарактеризовала их структуру и функции. Детский коллектив в работах Л.И. Новиковой и её учеников рассматривается с гуманистических позиций как инструмент и среда развития личности. Эти идеи изложены в работах «Организация и воспитание школьного ученического коллектива» (М., 1959); «Путь к творчеству» (М., 1966, в соавторстве); «Коллектив и личность ребёнка» (М., 1971, в соавторстве); «Педагогика детского коллектива» (М., 1978); «Основы теории воспитательного коллектива» (Таллин, 1981, в соавторстве.

Самоуправление в детском коллективе – это способ его создания, успешного функционирования и развития личности каждого ребёнка и взрослого педагога.

Эффективное управление в школьном коллективе понималось ими только в сочетании с развитым самоуправлением. В нескольких своих и совместных работах она раскрыла теоретические и технологические основы организации самоуправления в школьном кол-лективе: «Школьный ученический коллектив: проблемы управления» (М., 1982); «Самоуправление в школьном коллективе» (М., 1988.

Организация воспитательного про-цесса может быть эффективной лишь в том случае, если она организуется как педагогическая система

Л.И. Новикова была одной из первых среди наших учёных-педагогов, кто стал целенаправленно использовать системный подход в анализе организации воспитательного процесса в образовательном учреждении. Она предложила и ввела в научный обиход понятие «воспитательная система», разработала концептуальные основы теории воспитательных систем. Совместно со своими учениками охарактеризовала воспитательную систему как педагогическое понятие и как феномен педагогической действительности, выделив этапы развития и основные аспекты управления. Основные положения разработанной теории воспитательных систем изложены в работах: «Воспитательная система школы. Проблемы и поиски» (М., 1989, в соавторстве); «Воспитательная система учебного заведения» (Рига, 1993); «Теория и практика воспитательных систем».

Эффективное воспитание должно осуществляться в педагогически целесообразном воспитательном пространстве

Как математика по базовому образованию, Л.И. Новикову привлекали исследования по системному подходу и вытекающему из него синергетическому подходу, базирующемуся на понятии «самоорганизующиеся системы». В 1900-х годах ключевым в исследованиях Л.И.Новиковой и её учеников становится понятие «воспитательное пространство» как результат не только специально организованной воспитательной деятельности, но и усилий всех социальных институтов, «выходящих на детей». Благодаря этому понятию воспитательным системам придаётся региональный масштаб. Эти идеи раскрыты в работах: «Современная школа: проблемы гуманизации отношений учителей, учащихся и родителей» ( М., 1993); «Школа и среда» (М., 1985.

Все идеи

Книги

Thumb %d0%a4%d0%be%d1%82%d0%be 1
Новикова, Л.И. Педагогика детского коллектива / Л.И. Но-викова. – М., 1978.
Людмила Ивановна Новикова
Не найдена в свободном доступе
Новикова, Л.И. Педагогика детского коллектива / Л.И. Но-викова. – М., 1978.
Thumb %d0%a4%d0%be%d1%82%d0%be 2
Новикова, Л.И. Школьный ученический коллектив: проблемы управления / Л.И. Новикова, А.Т. Куракин. – М., 1982.
Людмила Ивановна Новикова
Не найдена в свободном доступе
Новикова, Л.И. Школьный ученический коллектив: проблемы управления / Л.И. Новикова, А.Т. Куракин. – М., 1982.
Thumb %d0%a4%d0%be%d1%82%d0%be 3
Новикова, Л.И. Педагогика воспита-ния. Избранные педа-гогические труды / под ред. Н.Л. Селивановой, А.В. Мудрика; сост. Е.И. Соколова. – М.: ПЕР СЭ, 2010. – 335 с.
Людмила Ивановна Новикова
Новикова, Л.И. Педагогика воспита-ния. Избранные педа-гогические труды / под ред. Н.Л. Селивановой, А.В. Мудрика; сост. Е.И. Соколова. – М.: ПЕР СЭ, 2010. – 335 с.
Thumb %d0%a4%d0%be%d1%82%d0%be 4
Караковский, В.А. Воспитание? Воспитание … Воспитание! (Теория и практика школьных воспита-тельных систем) / В.А.Караковский, Л.И. Новикова, Л.Н. Селиванова, – М.: Новая школа, 1996.
Людмила Ивановна Новикова
Караковский, В.А. Воспитание? Воспитание … Воспитание! (Теория и практика школьных воспита-тельных систем) / В.А.Караковский, Л.И. Новикова, Л.Н. Селиванова, – М.: Новая школа, 1996.
Новикова, Л.И. Организация и воспитание школьного ученического коллектива / Л.И. Но-викова. – М., 1959.
Людмила Ивановна Новикова
Не найдена в свободном доступе
Новикова, Л.И. Организация и воспитание школьного ученического коллектива / Л.И. Но-викова. – М., 1959.
Новикова, Л.И. Путь к творчеству / Л.И. Новикова, А.Т. Куракин. – М., 1966.
Людмила Ивановна Новикова
Не найдена в свободном доступе
Новикова, Л.И. Путь к творчеству / Л.И. Новикова, А.Т. Куракин. – М., 1966.
Новикова, Л.И. Коллектив и личность ребёнка / Л.И. Новикова, А.Т. Куракин. – М., 1971.
Людмила Ивановна Новикова
Не найдена в свободном доступе
Новикова, Л.И. Коллектив и личность ребёнка / Л.И. Новикова, А.Т. Куракин. – М., 1971.
Вопросы воспитания: системный подход / под ред.Л.И. Новиковой. – М.. 1981.
Людмила Ивановна Новикова
Не найдена в свободном доступе
Вопросы воспитания: системный подход / под ред.Л.И. Новиковой. – М.. 1981.
Основы теории воспитательного коллектива / Л.И. Новикова, А.Т. Куракин, Х.Й. Лийметс. – Таллин, 1981
Людмила Ивановна Новикова
Не найдена в свободном доступе
Основы теории воспитательного коллектива / Л.И. Новикова, А.Т. Куракин, Х.Й. Лийметс. – Таллин, 1981
Новикова, Л.И. Школа и среда / Л.И. Новикова. – М., 1985
Людмила Ивановна Новикова
Не найдена в свободном доступе
Новикова, Л.И. Школа и среда / Л.И. Новикова. – М., 1985
Новикова, Л.И. Самоуправление в школьном коллективе / Л.И. Нови-кова.– М., 1988
Людмила Ивановна Новикова
Новикова, Л.И. Самоуправление в школьном коллективе / Л.И. Нови-кова.– М., 1988
Новикова, Л.И. Воспитательная система школы. Проблемы и поис-ки. – М., 1989 (в соавторстве).
Людмила Ивановна Новикова
Не найдена в свободном доступе
Новикова, Л.И. Воспитательная система школы. Проблемы и поис-ки. – М., 1989 (в соавторстве).
Новикова, Л.И. Воспитательная система учебного заведения / Л.И. Новикова. – Рига, 1990
Людмила Ивановна Новикова
Не найдена в свободном доступе
Новикова, Л.И. Воспитательная система учебного заведения / Л.И. Новикова. – Рига, 1990
Современная школа: проблемы гуманизации отношений учителей, учащихся и родителей. – М., 1993
Людмила Ивановна Новикова
Не найдена в свободном доступе
Современная школа: проблемы гуманизации отношений учителей, учащихся и родителей. – М., 1993
Новикова, Л.И. Теория и практика воспитательных систем / Л.И. Новикова. – М., 1993
Людмила Ивановна Новикова
Не найдена в свободном доступе
Новикова, Л.И. Теория и практика воспитательных систем / Л.И. Новикова. – М., 1993
Ещё 11 книг

Интерпретация идей

График интерпретации идей глазами экспертов и участников проекта. На этом графике вы можете отобразить ваше понимание взглядов педагога-мыслителя по 16 критериям, представленным на 8 осях.

РЕ
Ориентация на результат
СЦ
Ориентация на социальные ценности
ВШ
Опора на внешний стимул деятельности
ПВ
Опора на поведение
ГЗ
Фокус на передаче готовых знаний и опыта
ОБ
Центрация на деятельности обучающегося
УБ
Ориентация на управляемое изменение будущего
ФЗ
Ценность формального, фундаментального знания
ПР
Ориентация на процесс
ИР
Ориентация на индивидуально-личностное развитие
ВН
Опора на внутренний стимул деятельности
КП
Опора на когнитивный процесс
ИН
Фокус на индуктивных способах приобретения знаний и опыта
ПД
Центрация на деятельности педагога 
СТ
Ориентация на сохранение традиций, адаптацию личности
ПТ
Ценность знания ориентированного на потребности жизни
Оценки педагогической концепции, созданные другими участниками проекта и экспертов, вы сможете посмотреть после того, как сохраните свою оценку педагогу.