Войти
EN

Владимир Абрамович Караковский

Талантливый педагог-экспериментатор, в недавнем прошлом – директор знаменитой школы № 825 г. Москвы, доктор педагогических наук. Это была уникальная экспериментальная площадка апробации гуманистической воспитательной системы общеобразовательной школы. Творческое наследие Караковского, его книги, статьи во многом способствовали утверждению идей системного подхода в организации воспитательного процесса в школах, утверждению идей «педагогики сотрудничества» в массовой педагогической практике.
Годы жизни
1932 - 2015
Страна
Россия
Научная школа
Педагогика сотрудничества
Предшественники
Gaivho 01

Оцените идеи педагога

1.
Оцените

Выскажите мнение об идеях педагога на основе изученного материала с помощью графо-аналитического инструмента

2.
Сохраните

Сохраните оценку и зарегистрируйтесь чтобы получите доступ к мнению экспертов

3.
Сравните

После оценки педагога сравните вашу оценку с мнением экспертов и остальных пользователей

4.
Обсудите

Обсудите на практических занятиях варианты интерпритаций идей педагога и аргументируйте свою

Thumb %d1%81%d0%bb%d0%b5%d0%bf%d0%b5
Thumb 2016 06 30 14 21 33 4846 povshednaya
Узнайте что об этом педагоге думают эксперты проекта.
Экспертные оценки педагога

Биография

1932 - 2015

Владимир Абрамович Караковский – один из наиболее ярких
представителей общественно-педагогического движения «педагогов-
новаторов» 1980-х годов XX века.
Он родился на Урале, в г. Свердловске. Про Владимира Абрамовича
можно написать целый роман, начиная с момента его рождения, когда
русская женщина, умирая, отдала своего сына еврейской семье педагогов.2
Далее – арест приемных родителей, расстрел отца, детский дом и
воссоединение с матерью, преодолевшей тысячи километров в поисках
осиротевшего (во второй раз) ребенка. Его приёмные родители были
педагоги: А. З. Караковский и Р.П. Караковская.
В 1953 году Владимир Абрамович закончил Челябинский
государственный педагогический институт и с увлечением занялся
педагогической деятельностью в качестве учителя русского языка и
литературы в школе № 48 и 109. С 1963 года он работает директором школы
№ 1 г. Челябинска им. Ф.Энгельса, с 1977 года – директором школы № 825 г.
Москвы.
Был талантливым педагогом и руководителем школы. Проявлял
интерес к идеям «педагогики сотрудничества», организации самоуправления,
разнообразным формам творческого сотрудничества детей и взрослых,
коммунарской методике (методике коллективных творческих дел) И.П.
Иванова. Начал применять эту методику ещё в челябинской школе, затем
продолжил в школе № 825 г. Москвы. Школа отличалась высоким уровнем
самоуправления и продуманной, эффективной воспитательной системой.
Сближается с научной лабораторией Л.И.Новиковой. Ведёт научную
экспериментальную работу по совершенствованию воспитательной системы
школы. В 1989 году защищает докторскую диссертацию на степень доктора
педагогических наук на тему: «Воспитательная система школы как объект
педагогического управления».
В период перестройки ведёт активную общественно-педагогическую
деятельность. В конце декабря 1988 г. избран на Всесоюзном съезде учителей
во Всесоюзный совет по народному образованию при Госкомитете СССР по
народному образованию. Позже В. А. Караковский стал председателем
данного совета и работал там до 1991 года. С 1990 года он – член-
корреспондент РАО. В 2011 году В. А. Караковский ушёл с поста директора
и работал в школе № 825 на должности заместителя директора по научной
работе.
Все эти годы он много пишет. По всей стране большими тиражами
расходятся его книги, которые во многом способствовали демократизации
наших школ, развитию в них ученического самоуправления и эффективной
воспитательной системы: «Пути формирования школьного ученического
коллектива» (М.,1979); «Чтобы воспитание было успешным» (М.,1979);
«Директор – учитель – ученик» (М.,1982): «Воспитай гражданина» (М.,1987);
«Любимые мои ученики» (М., 1987); «Воспитательная система школы:
педагогические идеи и опыт формирования» (М., 1992); «Стать человеком»
(М.,1992); «Воспитание? Воспитание... Воспитание!» (в соавторстве,
М.,1996).
За многолетний плодотворный педагогический труд Владимир
Абрамович награждён многими наградами:
 Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (5 июня 2003 года)— за
большой личный вклад в развитие образования и многолетнюю
добросовестную работу;
 Медаль «В память 850-летия Москвы» (1997 год );
 Народный учитель СССР (25 февраля 1991 года) — за особые заслуги в
обучении и воспитании учащихся, плодотворную педагогическую
деятельность;
 Заслуженный учитель школы РСФСР (1971 год);
 Премия Президента Российской Федерации в области образования за 1996
год (4 сентября 1917 года)— за разработку учебно-методического
пособия "Воспитание? Воспитание... Воспитание!" для
общеобразовательных учреждений
 Премия Ленинского комсомола (1986 год) — за большие заслуги в
педагогической деятельности, значительные достижения по развитию
инициативы, самодеятельности, творчества пионеров и комсомольцев.4
Его школа (№ 825 г. Москвы) продолжает традиции, заложенные её
знаменитым директором, и пользуется заслуженным авторитетом среди
москвичей.

Вся биография

Идеи

Ориентация на общечеловеческие ценности

Концепции воспитания В.А.
Караковского, основана на
общечеловеческих ценностях, идеях
коллективного творческого
воспитания, проектирования и
укрепления воспитательных систем.
Воспитание рассматривается как
управление развитием личности в
социуме, коллективе, смыслы
изменений - в создании системы
воспитания, обеспечивающей
единство социализации, воспитания и
самовоспитания, развития и
саморазвития

Гуманистическая воспитательная система школы с высоким уровнем самоуправления – основа организации воспитательного процесса

Определяющую роль в комплексе
идей играет педагогическая
концепция коллектива. Она
опирается на идеи системности,
комплексности воспитания,
интеграции педагогических
воздействий, необходимости
коллективного творчества. На
педагогических советах именно эти
идеи наиболее часто используются
как фундамент для различных
соображений, аргументации, для
обобщений и выводов. Для всего
общешкольного коллектива
характерно отчетливое чувство "мы"
по отношению к школе, что
свидетельствует об общественной и
личной ценности школы.

Использование коммунарской методики, или методики коллективной творческой деятельности

Главным функциональным узлом
системы является весенний
коммунарский сбор, который
проводится во время весенних
каникул. Трехдневный сбор
представляет собой комплекс2
коллективно-творческих дел,
проводимых в условиях высокой
интенсивности, с обязательным
выездом участников за пределы
города. Коммунарский сбор довольно
трудно отнести к какому-то одному
виду деятельности, хотя в его состав
в разнообразном виде входят и
искусство, и труд, и общение, и
различные формы досуговой
деятельности. Сбор не имеет какой-
либо практической, утилитарной
цели.

Основная форма организации воспитательной деятельности в школе – ключевые общешкольные дела

Общешкольные ключевые дела
выполняют важные самостоятельные
функции, они вносят в жизнь школы
определенный ритм,
организационную упорядоченность и
тем самым создают важные
структурные образования системы,
каждое из которых решает и свои
специфические задачи. Например,
творческая учеба (ТУ) удовлетворяет
потребности ребят в новых
впечатлениях, в свободном общении;
дидактический театр как часть
Праздника знаний активизирует
познавательные интересы, дает
возможность самоутвердиться
школьным интеллектуалам;
Праздник песни удовлетворяет
важную потребность в сценическом
самовыражении

Педагогика сотрудничества – основа модели отношений в школе

Модель гуманистической
воспитательной системы
современной массовой школы,
которую реализовал В. А.
Караковский, основана на целостной
педагогической концепции "Мы -
школа"; интеграции педагогических
взаимодействий; коммунарской
методике; высоком уровне
неформальных межличностных
отношений; творчестве;
взаимодействии с наукой

Все идеи

Книги

Караковский, В.А. Директор – учитель – ученик / В.А.Караковский.– М.: Знание, 1982. – 96 с.
Владимир Абрамович Караковский
Караковский, В.А. Директор – учитель – ученик / В.А.Караковский.– М.: Знание, 1982. – 96 с.
Thumb %d0%a4%d0%be%d1%82%d0%be 1
Караковский, В.А. Воспитание? Воспитание … Воспитание! (Теория и практика школьных воспитательных систем) / В.А.Караковский, Л.И. Новикова, Л.Н. Селиванова, – М.: Новая школа, 1996.
Владимир Абрамович Караковский
Караковский, В.А. Воспитание? Воспитание … Воспитание! (Теория и практика школьных воспитательных систем) / В.А.Караковский, Л.И. Новикова, Л.Н. Селиванова, – М.: Новая школа, 1996.
Thumb %d0%a4%d0%be%d1%82%d0%be 3
Караковский, В.А. Директор – учитель – ученик / В.А.Караковский.– М.: Знание, 1982. – 96 с.
Владимир Абрамович Караковский
Не найдена в свободном доступе
Караковский, В.А. Директор – учитель – ученик / В.А.Караковский.– М.: Знание, 1982. – 96 с.
Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be 2.
Караковский, В.А. Чтобы воспитание было успешным / В.А.Караковский.– М.,1979.
Владимир Абрамович Караковский
Караковский, В.А. Чтобы воспитание было успешным / В.А.Караковский.– М.,1979.
Thumb %d0%a4%d0%be%d1%82%d0%be 4
Караковский, В.А. Воспитание для всех / В.А.Караковский. – М.: Народное образование, 2000.
Владимир Абрамович Караковский
Караковский, В.А. Воспитание для всех / В.А.Караковский. – М.: Народное образование, 2000.
Караковский, В.А. Управление воспитательной системой школы / В.А.Караковский, Л.И.Новикова, Н.Л. Селиванова, Е.И. Соколова
Владимир Абрамович Караковский
Караковский, В.А. Управление воспитательной системой школы / В.А.Караковский, Л.И.Новикова, Н.Л. Селиванова, Е.И. Соколова
Караковский,В.А. Трудные задачи средней школы/ В.А.Караковский // Наука и жизнь.–1998. № 7
Владимир Абрамович Караковский
Караковский,В.А. Трудные задачи средней школы/ В.А.Караковский // Наука и жизнь.–1998. № 7
Караковский, В.А Без звонка на перемену / В.А.Караковский. – Челябинск, 1977
Владимир Абрамович Караковский
Не найдена в свободном доступе
Караковский, В.А Без звонка на перемену / В.А.Караковский. – Челябинск, 1977
Караковский, В.А. Пути формирования школьного ученического коллектива / В.А.Караковский.– М.,1979.
Владимир Абрамович Караковский
Не найдена в свободном доступе
Караковский, В.А. Пути формирования школьного ученического коллектива / В.А.Караковский.– М.,1979.
Караковский, В.А. Любимые мои ученики / В.А.Караковский. – М.: Знание, 1987. – 80 с.
Владимир Абрамович Караковский
Не найдена в свободном доступе
Караковский, В.А. Любимые мои ученики / В.А.Караковский. – М.: Знание, 1987. – 80 с.
Караковский, В.А. Воспитай гражданина / В.А.Караковский. – М. Московский рабочий, 1987.
Владимир Абрамович Караковский
Не найдена в свободном доступе
Караковский, В.А. Воспитай гражданина / В.А.Караковский. – М. Московский рабочий, 1987.
Караковский, В.А. Стать человеком / В.А.Караковский. – М.: Творческая педагогика, 1992.
Владимир Абрамович Караковский
Не найдена в свободном доступе
Караковский, В.А. Стать человеком / В.А.Караковский. – М.: Творческая педагогика, 1992.
Караковский, В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования / В.А.Караковский. – М., 1992.
Владимир Абрамович Караковский
Не найдена в свободном доступе
Караковский, В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования / В.А.Караковский. – М., 1992.
Караковский, В.А. Актуальные проблемы воспитания / В.А. Караковский. – М.: Центр инноавций в педагогике, 1994.
Владимир Абрамович Караковский
Не найдена в свободном доступе
Караковский, В.А. Актуальные проблемы воспитания / В.А. Караковский. – М.: Центр инноавций в педагогике, 1994.
Ещё 10 книг

Интерпретация идей

График интерпретации идей глазами экспертов и участников проекта. На этом графике вы можете отобразить ваше понимание взглядов педагога-мыслителя по 16 критериям, представленным на 8 осях.

РЕ
Ориентация на результат
СЦ
Ориентация на социальные ценности
ВШ
Опора на внешний стимул деятельности
ПВ
Опора на поведение
ГЗ
Фокус на передаче готовых знаний и опыта
ОБ
Центрация на деятельности обучающегося
УБ
Ориентация на управляемое изменение будущего
ФЗ
Ценность формального, фундаментального знания
ПР
Ориентация на процесс
ИР
Ориентация на индивидуально-личностное развитие
ВН
Опора на внутренний стимул деятельности
КП
Опора на когнитивный процесс
ИН
Фокус на индуктивных способах приобретения знаний и опыта
ПД
Центрация на деятельности педагога 
СТ
Ориентация на сохранение традиций, адаптацию личности
ПТ
Ценность знания ориентированного на потребности жизни
Оценки педагогической концепции, созданные другими участниками проекта и экспертов, вы сможете посмотреть после того, как сохраните свою оценку педагогу.