Войти
EN

Ян Амос Коменский

Гениальный сын чешского народа, педагог-классик, основоположник педагогической науки, великий мыслитель, патриот, демократ-гуманист и самоотверженный борец за мир между людьми, Я.А. Коменский принадлежит к числу тех исторических личностей, которые своими творениями и беззаветным служением народу снискали неувядаемую славу и любовь. Он создал педагогические и философские труды, пронизанные духом гуманизма, демократизма, любовью и уважением к людям, уважением к труду. Учитывая все то ценное, что было накоплено его предшественниками в области теории и практики воспитания, Я.А. Коменский создал педагогическое учение, которое и по сей день сохраняет свою современность и необходимость.
Годы жизни
1592-1670
Страна
Чехия, Польша, Нидерланды
Научная школа
Педагогика, дидактика
Последователи
Gaivho 01

Оцените идеи педагога

1.
Оцените

Выскажите мнение об идеях педагога на основе изученного материала с помощью графо-аналитического инструмента

2.
Сохраните

Сохраните оценку и зарегистрируйтесь чтобы получите доступ к мнению экспертов

3.
Сравните

После оценки педагога сравните вашу оценку с мнением экспертов и остальных пользователей

4.
Обсудите

Обсудите на практических занятиях варианты интерпритаций идей педагога и аргументируйте свою

Thumb 2016 06 30 14 21 33 4846 povshednaya
Thumb %d1%81%d0%bb%d0%b5%d0%bf%d0%b5
Узнайте что об этом педагоге думают эксперты проекта.
Экспертные оценки педагога

Биография

1592

Ян Амос Коменский родился в 1592 году в местечке Нивнице, находящегося недалеко от моравского города Угерский Брод. Его отец Мартин был имел собственную мельницу, он был довольно образованным человеком, хорошо знал Библию и, как активный член секты «Чешские братья» проводил большую просветительскую работу среди народа.

1604

В 1604 г. на Яна обрушилось первое несчастье: эпидемическое
заболевание унесло его отца, мать и двух братьев. У Коменского осталась единственная сестра — Маргарита. Сиротам назначили опекунов, но Ян уже не мог продолжать начатую учебу, и лишь изредка посещал школу. В 1604 г. Коменского взяла к себе в г. Стражнице его тетка со стороны отца. Она отдала его в местную школу "братьев” и там он учился один год. Но в 1605 г. Стражнице захватили венгерские войска и почти полность сожгли его. Коменский вынужден был вернуться в Нивнице.

1609

В 1609 г. он поступает в латинскую школу г. Пшерова, которую закончил с отличием. Впоследствии годы, проведенные в этой школе, Коменский во многом считал потерянным временем.

После латинской школы Коменский прошел трудовую подготовку в области различных ремесел в одной из школ секты «Чешские братья» которая готовила в проповедники учеников, проявлявших особые способности. Коменский был отправлен общиной учиться в Германию для получения высшего образования.

1611

В 1611 г. Коменский поступает на богословский факультет Герборнского университета. В университете господствовало протестантско-кальвинистское направление, которое в идейном отношении стояло близко к секте "Чешские братья”.

Года, проведенные в Герборнском университете (1611-1613), имели большое значение в идейном развитии Коменского. Большую часть в его творческих успехах сыграли его учителя - профессора Альстред и Пискатор. Альстред и Пискатр были последователями хилизма, который признавал тысячелетнее Царствие Христа на земле, когда будут утверждены равенство всех и счастье каждого человека, идеальное благоденствие и добро. Коменский примкнул к этому направлению в студенческие годы. Роль Альстреда в формировании филосовских воззрений Коменского очень велика. Альстред являлся автором целого ряда филосовских трудов, и проявлял критическое отношению к догматическому толкованию учителя.

В университетские годы Коменский знакомится с философской литературой, изучает Платона, Аристотеля, Цицерона и других великих античных философов.

1613

В феврале 1613 года Коменский заканчивает Герборнский университет и едет в Амстердам, а через несколько месяцев зачисляется в знаменитый Гейдельбергский университет. Об этом периоде учебы сохранилось мало сведений.

1614

Весной 1614 г. Коменский возвращается на родину. Он назначается руководителем Пшеровской братской школы. С этого времени в жизни Коменского начинается новая эра.Он с большим увлечением работает в любимой школе и очень много делает для того, чтобы облегчить обучение. Он пишет такие работы как "Правила более легкой грамматики” и "Письма к небу”. В пшеровский период своей деятельности Коменский знакомится с философскими и педагогическими произведениями немецкого ученого Иоганна Андреэ, который произвел на него впечатление как чрезвычайно образованный, прогрессивный педагог и мыслитель своего времени. Особенно большое влияние на Коменского оказали дидактические воззрения Андреэ, к которым в дальнейшем Коменский неоднократно обращается в своих трудах.

1618

В 1618 г. община "Чешские братья” назначила Коменского пастырем-проповедником в г. Фульнек в Северной Моравии, где он одновременно руководил и братской школой.В этом году он женится на падчерице бургомистра г. Пшерова Магдалине Визовской, которая стала Коменскому большим другом и помощником.

1621

Беда за бедой настигала Коменского. В 1621 г. в Фульнеке католики сожгли дом Коменского с его многочисленной библиотекой и ценными рукописями.

А в 1622 г. занесенная испанскими войсками чума унесла жизни его жены Магдалины и обоих детей.

Коменский покидает Моравию и скрывается в маленьком г. Брандисе, где пишет роман-трактат философско-социального направления "Лабиринт света и рай сердца”. В этой работе он критикует феодальные отношения и феодальное общество.

1624

В 1624 г. в Брандисе Коменский познакомился с дочерью епископа Марией-Доротеей и женился на ней. До брака Доротея принимала участие в тайной работе общины братьев, а связав свою судьбу с Коменским, стала одним из активных деятелей этого движения.

1625

Весной 1625 г. Коменского отправляют в Польшу для выяснения возможности прибежища чехам в этой стране. По возвращении Коменский ведет пропаганду об освобождении отечества.

1626

Летом 1626 г. Коменский с женой и тестем укрываются в Северо-Восточной Чехии, в Биле-Тржемешне в замке чешского помещика Иржи Садовского. Здесь он пишет дидактическую работу на чешском языке, которая определила круг основных вопросов дидактики и их решение в "Великой дидактике”.

1628

8 февраля 1628 г. Коменский поселился в польском городе Лешно, который издавна служил убежищем для "чешских братьев”. В Польше в общей сумме Коменский проводит 28 лет. Сразу после переезда Коменский стал преподавать в гимназии "братьев” естествоведческие предметы, а в 1635 г. его избирают на должность ректора гимназии.
В эти годы Коменский проводит большую работу по усовершенствованию "Великой дидактики”, которую завершает в 1632 году. Паралельно с работой над "Великой дидактикой” Коменский пишет учебник латинского языка "Открытая дверь языков и всех наук”, который произвел переворот в системе преподавания этого важного предмета.

1633-1638

В 1633-1638 гг. Коменский продолжает работу над "Великой дидактикой” и решает издать ее на латинском языке, чтобы она была доступна для всех народов. Но сначала он отправляет рукопись своему другу Иоахиму Гюбнеру, попросив его высказать свое мнение об этой работе. Получив отрицательный отзыв Коменский долгое время воздерживался от издания "Великой дидактики”. Только спустя 20 лет она была опубликована в Амстердаме в полном собрании дидактических сочинений. Эта классическая работа Коменского - основополагающий труд научной педагогики и она переведена почти на все языки мира.

Вся биография

Идеи

Классно-урочная система обучения

Ян Амос Коменский в 1638 году в поисках метода, «при котором учащие меньше
бы учили, учащиеся больше бы учились», один учитель мог бы обслуживать любое
число учеников, в школе можно было бы всем ученикам в одно и то же время
заниматься одним и тем же, создал знаменитую «Великую дидактику». С момента
появления этой книги некоторые специалисты и отсчитывают начало переворота в
педагогической науке и школьном деле, благодаря которому сложилась классно-
урочная система

Дидактические принципы

В педагогической литературе различают дидактические (общие) принципы
обучения и методические (частные) принципы обучения. В дидактическом учении
Коменского важнейшее место занимает вопрос именно об общих принципах
обучения, или дидактическими принципами.

Воспитание детей дошкольного возраста

Великий славянский педагог Ян Амос Коменский (1592-1670), положивший начало
развитию научной педагогики, уделил большое внимание воспитанию детей
дошкольного возраста. Коменский подчеркивал, что благодаря воспитанию «из
всякого ребенка можно сделать человека»

Принцип природосообразности воспитания

Правильное воспитание, по Коменскому, должно быть природосообразным. Борясь
с распространенными тогда схоластическими методами обучения, великий педагог
призывал в искусстве “учить всех всему”, исходить из указаний природы,
учитывать индивидуальные особенности ребенка.

3 ступени воспитания: умственное, нравственное и религиозное

Умственное воспитание ориентировано на развитие интеллектуальных способностей человека, интереса к познанию окружающего мира и себя. Задачи и содержание нравственного воспитания молодого поколения определяются этическими требованиями общества.

Нравственное воспитание – одна из форм воспроизводства, наследования нравственности в обществе. Нравственность – термин, употребляющийся, как правило, в качестве синонима термину «мораль», реже – «этика». Религиозное воспитание –целенаправленное и планомерное взращивание верующих посредством внушения им мировоззрения, мироощущения, норм отношений и поведения, соответствующих догматам и принципам определенной конфессии (вероисповедания).
- Первой ступенью воспитания и образования детей от рождения до 6 летдолжна быть материнская школа — воспитание в семье под руководством матери.
- За материнской школой у Я.А. Коменского следует школа родного языка для всех мальчиков и девочек независимо от сословной принадлежности в возрасте от 6 до 12 лет.
- Третья ступень школьного образования, по Я.А. Коменскому, гимназия или латинская школа, должна была открываться в каждом городе, будучи предназначенной для юношей 12—18 лет, проявивших склонность к занятиям наукой уже в школе родного языка.
- Завершающую ступень школьного образования в системе Я.А. Коменского составляли академии — высшие учебные заведения для молодых людей 18-24 лет, проявивших особые умственные дарования. Внешне академии, которые, по замыслу Я.А. Коменского, должны были открываться в каждом государстве или крупной провинции, опять же напоминают существовавшие с XII столетия университеты с обычными факультетами. Однако и на этом этапе образования, не раскрывая в деталях его содержание, Я.А. Коменский имел в виду сообщение студентам пансофических знаний, т.е. всех обобщенных достижений наук.

Все идеи

Книги

Thumb cover
Джибладзе, Г.Н. Философия Коменского.-М.: Педагогика, 1982.- 168с.
Ян Амос Коменский
Джибладзе, Г.Н. Философия Коменского.-М.: Педагогика, 1982.- 168с.
Thumb cover
Коменский, Я.А. Великая дидактика.- М.: Педагогика, 1989.-416с.
Ян Амос Коменский
Коменский, Я.А. Великая дидактика.- М.: Педагогика, 1989.-416с.
Thumb cover
Коменский, Я.А. Материнская школа.- М.: Учпедгиз, 1947. — 104 с.
Ян Амос Коменский
Коменский, Я.А. Материнская школа.- М.: Учпедгиз, 1947. — 104 с.
Thumb cover
Коменский Я. А. Единственно необходимое // Лабиринт света и рай сердца. М.: Изд-во «МИК», 2000.- 320 с.
Ян Амос Коменский
Коменский Я. А. Единственно необходимое // Лабиринт света и рай сердца. М.: Изд-во «МИК», 2000.- 320 с.
Thumb cover
Коменский Я.А. Мир чувственных вещей в картинках.- М.: Издательство: "Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР", 1957.-350с.
Ян Амос Коменский
Коменский Я.А. Мир чувственных вещей в картинках.- М.: Издательство: "Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР", 1957.-350с.
Thumb cover
Коменский Я.А. Открытая дверь языков. В кн.: Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 2. - М.: Педагогика, 1982. - 576 с.
Ян Амос Коменский
Коменский Я.А. Открытая дверь языков. В кн.: Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 2. - М.: Педагогика, 1982. - 576 с.
Thumb cover
Коменский Я.А. Всеобщий совет об исправлении дел человеческих. В кн.: Избранные педагогические сочинения. В двух томах. Том 2.Я. А. Коменский – М.: Педагогика.- 1982.-576с.
Ян Амос Коменский
Коменский Я.А. Всеобщий совет об исправлении дел человеческих. В кн.: Избранные педагогические сочинения. В двух томах. Том 2.Я. А. Коменский – М.: Педагогика.- 1982.-576с.
Thumb cover
Коменский, Я.А. Учитель учителей. Избранное. Материнская школа, или о заботливом воспитании юношества в первые шесть лет (с сокращениями) / Я.А. Коменский. - М.: Карапуз, 2008. - 288 с.
Ян Амос Коменский
Коменский, Я.А. Учитель учителей. Избранное. Материнская школа, или о заботливом воспитании юношества в первые шесть лет (с сокращениями) / Я.А. Коменский. - М.: Карапуз, 2008. - 288 с.
Thumb cover
Коменский, Я.А. Новейший метод языков. В кн.: Избранные педагогические сочинения. В двух томах. Том 1.Я. А. Коменский – М.: Педагогика.- 1982.-576с.
Ян Амос Коменский
Коменский, Я.А. Новейший метод языков. В кн.: Избранные педагогические сочинения. В двух томах. Том 1.Я. А. Коменский – М.: Педагогика.- 1982.-576с.
Thumb cover
Коменский, Я.А. Выход из школьных лабиринтов, или Дидактическая машина, в соответствии с механическим методом сконструированная для того, чтобы в делах обучения и учения не задерживаться на месте, но идти вперед. В кн.: Коменский Я. А. Избр. пед. соч. - М., 1955
Ян Амос Коменский
Коменский, Я.А. Выход из школьных лабиринтов, или Дидактическая машина, в соответствии с механическим методом сконструированная для того, чтобы в делах обучения и учения не задерживаться на месте, но идти вперед. В кн.: Коменский Я. А. Избр. пед. соч. - М., 1955
Thumb cover
Марчукова, С.М. Ян Амос Коменский: Приглашение к диалогу.- М.: Европейский дом, 2008.-128с.
Ян Амос Коменский
Марчукова, С.М. Ян Амос Коменский: Приглашение к диалогу.- М.: Европейский дом, 2008.-128с.
Thumb cover
Марчукова, С.М. Ян Амос Коменский: человек в «лабиринте света».- СПб.: Изд-во «Руфь», 2006. -304 с.
Ян Амос Коменский
Марчукова, С.М. Ян Амос Коменский: человек в «лабиринте света».- СПб.: Изд-во «Руфь», 2006. -304 с.
Thumb cover
Кожик, Ф. Скорбная и героическая жизнь Я. А.Коменского.- М.: Орби,-1980.- 110с.
Ян Амос Коменский
Кожик, Ф. Скорбная и героическая жизнь Я. А.Коменского.- М.: Орби,-1980.- 110с.
Thumb cover
Смоляницкий, С. Три века Яна Амоса Коменского.-М.: Детская литература, 1987.-208с.
Ян Амос Коменский
Смоляницкий, С. Три века Яна Амоса Коменского.-М.: Детская литература, 1987.-208с.
Thumb cover
Миропольский, С.И. Ян Амос Коменский и его значение в педагогии. / Миропольский С.И. – М.: Книга по Требованию, 2011. – 132 с.
Ян Амос Коменский
Миропольский, С.И. Ян Амос Коменский и его значение в педагогии. / Миропольский С.И. – М.: Книга по Требованию, 2011. – 132 с.
Thumb cover
Лордкипанидзе, Д.Ян Амос Коменский.-М.: Педагогика, 1970.-443с.
Ян Амос Коменский
Лордкипанидзе, Д.Ян Амос Коменский.-М.: Педагогика, 1970.-443с.
Thumb cover
Нипков, К. Э. Ян Коменский сегодня. СПб.: Изд-во «Глаголъ», 1995. -103 с.
Ян Амос Коменский
Нипков, К. Э. Ян Коменский сегодня. СПб.: Изд-во «Глаголъ», 1995. -103 с.
Thumb cover
Кратохвил, М. Жизнь Яна Амоса Коменского. Кн. для учителя: Пер. с чеш.— М.: Просвещение, 1991.— 191 с.
Ян Амос Коменский
Кратохвил, М. Жизнь Яна Амоса Коменского. Кн. для учителя: Пер. с чеш.— М.: Просвещение, 1991.— 191 с.
С. М. Марчукова. Пансофия как междисциплинарное знание
Ян Амос Коменский
С. М. Марчукова. Пансофия как междисциплинарное знание
Ещё 15 книг

Видео

Основоположник классической педагогики

Интерпретация идей

График интерпретации идей глазами экспертов и участников проекта. На этом графике вы можете отобразить ваше понимание взглядов педагога-мыслителя по 16 критериям, представленным на 8 осях.

Ваша оценка
Средняя оценка экспертов
Общая оценка участников проекта
РЕ
Ориентация на результат
СЦ
Ориентация на социальные ценности
ВШ
Опора на внешний стимул деятельности
ПВ
Опора на поведение
ГЗ
Фокус на передаче готовых знаний и опыта
ОБ
Центрация на деятельности обучающегося
УБ
Ориентация на управляемое изменение будущего
ФЗ
Ценность формального, фундаментального знания
ПР
Ориентация на процесс
ИР
Ориентация на индивидуально-личностное развитие
ВН
Опора на внутренний стимул деятельности
КП
Опора на когнитивный процесс
ИН
Фокус на индуктивных способах приобретения знаний и опыта
ПД
Центрация на деятельности педагога 
СТ
Ориентация на сохранение традиций, адаптацию личности
ПТ
Ценность знания ориентированного на потребности жизни
Оценки педагогической концепции, созданные другими участниками проекта и экспертов, вы сможете посмотреть после того, как сохраните свою оценку педагогу.