Войти
EN

Григорий Максимович Кубраков

Один из наиболее известных продолжателей дела Антона Семёновича Макаренко в Казахстане. Заслуженный учитель КазССР, Народный учитель СССР (1988)
Годы жизни
1920-2006
Регион
Казахстан, Казахская СССР
Научная школа
Воспитательная педагогика
Источник идей
Gaivho 01

Оцените идеи педагога

1.
Оцените

Выскажите мнение об идеях педагога на основе изученного материала с помощью графо-аналитического инструмента

2.
Сохраните

Сохраните оценку и зарегистрируйтесь чтобы получите доступ к мнению экспертов

3.
Сравните

После оценки педагога сравните вашу оценку с мнением экспертов и остальных пользователей

4.
Обсудите

Обсудите на практических занятиях варианты интерпритаций идей педагога и аргументируйте свою

Thumb %d0%9a%d1%83%d1%80%d0%b8%d1%86%d1%8b%d0%bd
Thumb %d0%9f%d0%b0%d0%bf%d1%83%d1%82%d0%ba%d0%be%d0%b2%d0%b0
Thumb %d0%97%d0%b0%d0%ba%d0%b0%d0%b1%d0%bb%d1%83%d0%ba%d0%be%d0%b2%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9
Thumb frolov
Thumb fedorov
Узнайте что об этом педагоге думают эксперты проекта.

Биография

1920 - 2006

С юности Григорий
Максимович предполагал
посвятить себя врачебному делу: в
1939 г. окончил медицинский
техникум, работал фельдшером. Во время Великой отечественной войны
служил в полевом госпитале, награждён двумя орденами Красной звезды,
Отечественной войны I степени, медалями. В 1944 году осколком
противотанкового снаряда ему раздробило бедренную кость, перенёс 12
операций, стал инвалидом. Но не упал духом. После долгих скитаний по
госпиталям возглавлял в родных краях райздравотдел, затем райплан,
редакцию газеты, работал в сельскохозяйственном производстве.
Любое дело, за которое он брался, в его руках «кипело». При этом во
всём он старался дойти «до самой сути». Уже в то время его увлекают
вопросы обучения нового поколения: во время войны он видел множество
ребят, воспитывавшихся «без отцовской руки» и должного обучения в
школе.
В 1958 окончил филологический факультет Петропавловского
педагогического института, трудился учителем и директором ряда школ
области. Сначала Воскресеновской семилетки, где за успешную работу
райком профсоюза и РОНО вскоре премировали его подписным
семитомным изданием сочинений А. С. Макаренко (издания 1957–1958 гг.)
В августе 1963 г. Георгия Максимовича, как специалиста и в
медицине, и в педагогике, назначают директором Мамлютской санаторной
школы-интерната для детей с ослабленным здоровьем и туберкулёзной
интоксикацией. Школа ещё строится, и до января 1965 г. новый директор
особенно глубоко и настойчиво изучает произведения Макаренко, старается
перенять лучший школьный опыт в поездках по стране. Несколько дней
живёт в Павлышской школе (В.А. Сухомлинский) и видит её в работе.
Особенно полезными для себя Георгий Максимович считал также поездки вшколы Латвийской СССР в апреле 1964 г., а несколько позднее – в
московскую школу санаторного типа № 93 и школу-интернат № 61 Москвы,
работавшую тогда по системе А. С. Макаренко.
К открытию своей школы в 1965 г. он уже твёрдо убеждён в
необходимости работы по-макаренковски.
Так, с 1963 по 1988 гг. и проработал Г.М. Кубраков в Мамлютской
санаторной школе-интернате, где применил для воспитания, обучения,
физического и духовного оздоровления учащихся подходы А.С.Макаренко.
Григорий Максимович с сотрудниками научил тысячи ребят победить
тяжелейший недуг, подружил их с радостью, открыл дорогу в жизнь.
За основу воспитания в школе взята теория Макаренко о рабочем
коллективе, разновозрастном отряде. Он – как семья, где много детей. Где старшие ответственны за
младших. Отряд складывается «по желанию». Руководит им командир, и
педагоги с ним считаются как с равным. Под его руководством учебно-
медицинское заведение стало образцовым в республике. Г.М.Кубраков продолжил макаренковский обычай украшать школу и
её окрестности: посадил со своим коллективом сосновый парк к 25–летию
Победы. Украсил интернат голубыми елями, сказав при этом: «Каждое
деревце – это солдат, который не вернулся с войны». Теперь и
подрастающее поколение приумножает ёлочки и сосенки вокруг
«Кубраковского Детища».
Свой опыт воспитания по Макаренко отразил более чем в 40 книгах и
статьях, изданных в ведущих казахстанских и союзных издательствах.
Он был доцентом Северо-Казахстанского государственного
университета им. М.Козыбаева. Г.М. Кубракову за успехи в воспитательной и педагогической
деятельности присвоены звания Заслуженный учитель Каз.ССР и Народный
учитель СССР (1988), он награждён орденами «Трудового Красного
Знамени», «Парасат» и медалями. Его имя значится в Большом Энциклопедическом словаре и Краткой
энциклопедии по педагогике.
Григорий Максимович умер 5 октября 2006 г.
В память о Григории Максимовиче учащиеся посадили аллею из 25
сосен, именно столько лет проработал он в школе-интернате. Эта церемония
была очень красочной: на ребятах из молодёжного крыла Жас Отан были
жёлто–голубые шарфы и галстуки, одинаковые эмблемы. А первое деревце
высаживал аким области Серик Султангазинович Билялов.
Весной следующего года, к 90-летию со дня рождения Григория
Максимовича в Матлютской школе-интернате была открыта мраморная
доска. Коллектив сотрудников и воспитанников Мамлютской санаторной
средней школы – интерната стремится сохранять и продолжать дело
Г.М.Кубракова

Вся биография

Идеи

Школьный воспитательный коллектив

Воспитательный коллектив, в котором дети связаны общими
дружескими, бытовыми, деловыми целями и это
взаимодействие служит комфортной средой для развития
личности;
 ощущение того, что ребенок является частью коллектива, учит
его взаимодействию с другими детьми. Коллектив помогает
ему адаптироваться в социуме, почувствовать себя его частью,
принять новые социальные роли;
 коллектив должен развиваться, ставить новые цели и поэтапно
идти к ним, а каждый ребенок осознавать свой вклад в этот
общий процесс

Разновозрастная организация учебного и трудового процессов

Разновозрастный отряд живёт по принципу самоуправления.
Командира отряда (в зависимости от стадии развития
отрядного коллектива) или назначает директор, или избирает
отряд сроком на один учебный год, чаще всего секретаря
комсомольской группы отряда, но может быть избран и любой
воспитанник отряда.
 «Что достигается организацией первичных детских
коллективов по принципу разновозрастных отрядов? Прежде
всего, образуется как бы семья, в которой старшие
воспитывают младших и несут за них ответственность не на
словах, а на деле. Воспитание становится непрерывным,
малыши оказываются под постоянной заботой и защитой
старших».
 Разновозрастный коллектив — это такая среда, в которой, как
нигде лучше, у детей воспитываются замечательные качества:
взаимопонимание и взаимоуважение, дружба и товарищеская
поддержка, братская общность разных наций — основа
социалистического содружества.
 В разновозрастных коллективах создаются лучшие условия для
воспитания у учащихся активной жизненной позиции,
организаторских навыков (все ребята проходят школу
руководства и управления делами), дисциплинированности,
умения распорядиться от имени коллектива и подчиниться
решению коллектива

Детское самоуправление и самоконтроль

Совет
самоуправления осуществляет руководство такими делами
коллектива, как социалистическое соревнование,
общешкольное и отрядное дежурство, уборка школьной
территории и помещений, проведение субботников,
ученических собраний, контроль за соблюдением режима дня,
правил поведения и др. Всё это совет решает самостоятельно,
при соответствующей помощи педагогов. Заседает совет раз в
неделю: заслушивает отчёты дежурных по школе командиров,
рассматривает текущие дела

Труд является основой формирования личности

Наибольший воспитательный эффект может дать такая форма
организации физического труда детей, при которой, во-первых,2
формирования
личности
все без исключения учащиеся были бы вовлечены в посильный
производительный труд: во-вторых, чтобы труд осуществлялся
на производстве, за которое дети болели бы душой как хозяева
данного производства, чтобы был план, нормы выработки и
другие условия настоящего современного производства, в том
числе его высокий научный и технический уровень.

«Принцип параллельного действия»

Педагогам, и школьникам предоставляются равные права в
коллективе. Каждый член коллектива оказывается под
«параллельным» воздействием, по крайней мере, трех сил —
воспитателя, актива и всего коллектива. Воздействие на
личность осуществляется как непосредственно воспитателем,
так и опосредованно через актив и коллектив.

Соединение обучения с производительным трудом в форме школы-хозяйства

Выполняя производственные задания,
ребята закрепляют и обогащают свои теоретические знания и
практические умения, учатся планировать и решать
хозяйственные вопросы, организовывать и учитывать свой
труд. Они расширяют политехнический кругозор, знакомятся
на практике с использованием научных достижений

Все идеи

Книги

Thumb cover
По заветам Макаренко
Григорий Максимович Кубраков
По заветам Макаренко
Школа труда и доверия
Григорий Максимович Кубраков
Школа труда и доверия

Интерпретация идей

График интерпретации идей глазами экспертов и участников проекта. На этом графике вы можете отобразить ваше понимание взглядов педагога-мыслителя по 16 критериям, представленным на 8 осях.

РЕ
Ориентация на результат
СЦ
Ориентация на социальные ценности
ВШ
Опора на внешний стимул деятельности
ПВ
Опора на поведение
ГЗ
Фокус на передаче готовых знаний и опыта
ОБ
Центрация на деятельности обучающегося
УБ
Ориентация на управляемое изменение будущего
ФЗ
Ценность формального, фундаментального знания
ПР
Ориентация на процесс
ИР
Ориентация на индивидуально-личностное развитие
ВН
Опора на внутренний стимул деятельности
КП
Опора на когнитивный процесс
ИН
Фокус на индуктивных способах приобретения знаний и опыта
ПД
Центрация на деятельности педагога 
СТ
Ориентация на сохранение традиций, адаптацию личности
ПТ
Ценность знания ориентированного на потребности жизни
Оценки педагогической концепции, созданные другими участниками проекта и экспертов, вы сможете посмотреть после того, как сохраните свою оценку педагогу.