Войти
EN

Игорь Петрович Иванов

Доктор педагогических наук, академик Российской академии образования, профессор ЛГПИ им. А. И. Герцена, лауреат премии имени Антона Макаренко. Изобретатель методики КТД (организации коллективных творческих дел), создатель «педагогики сотрудничества», «коллективного творческого воспитания», «орлятской педагогики», «нового воспитания», «воспитания по Иванову», «педагогики социального творчества».
Годы жизни
1923 - 1992
Регион
Россия
Научная школа
Методика коллективных творческих дел (коммунарская методика)
Источник идей
Последователи идей
Gaivho 01

Оцените идеи педагога

1.
Оцените

Выскажите мнение об идеях педагога на основе изученного материала с помощью графо-аналитического инструмента

2.
Сохраните

Сохраните оценку и зарегистрируйтесь чтобы получите доступ к мнению экспертов

3.
Сравните

После оценки педагога сравните вашу оценку с мнением экспертов и остальных пользователей

4.
Обсудите

Обсудите на практических занятиях варианты интерпритаций идей педагога и аргументируйте свою

Thumb %d1%81%d0%bb%d0%b5%d0%bf%d0%b5
Thumb 2016 06 30 14 21 33 4846 povshednaya
Узнайте что об этом педагоге думают эксперты проекта.
Экспертные оценки педагога

Биография

1923 - 1992

Родился И.П. Иванов в Абхазии, где служил его отец. В 1924 году, по
состоянию здоровья отец увольняется из органов ВЧК и возвращается в
Ленинград. Отца направляют в Ленинградский металлургический институт, а
в 1939 году по решению ЦК ВКП (б) вместе с несколькими товарищами
командируют для продолжения учёбы в Гаврардский университет США.
Семья остаётся в Ленинграде. Мать – Ольга Констаниновна стремится дать
детям разностороннее образование. Дети занимаются с репетитором
немецким языком, которым Игорь хорошо овладеет.
Старшеклассником он случайно натыкается на «Педагогическую
поэму» А.С. Макаренко. Эта книга определит всю его последующую жизнь.
Игорь учился в Первой образцовой мужской школе, где он был секретарём
комсомольской организации. Он создаёт вместе с друзьями сводные отряды
добровольцев для участия в делах, которые выбирали сами комсомольцы.
Жизнь школьного комсомола преобразилась так, что ей заинтересовались
соответствующие органы. Разобраться с юным реформатором направили
специальную комиссию, в составе которой был Н.Я. Лялин. Это учёный,
который одним из первых обратил внимание на педагогический опыт А.С.
Макаренко и предлагал рассматривать его как опыт настоящего советского
воспитания. Его позиция помогла членам комиссии увидеть новый подход в
работе школьного комсомола, и гроза над Игорем пронеслась без особых
последствий. Отца же, в духе того времени, в 1938 году репрессировали по
ложному доносу с обвинениями в шпионаже в пользу империалистов.
Благодаря старым друзьям из ЧК, его делом занималась Р.С. Землячка, что
спасло ему жизнь и спасло семью от страданий. Он был оправдан. Во время
войны он вместе с заводом эвакуируется в г. Уфу. Игорь работает на заводе,
осваивая необходимые рабочие специальности.
В 1945 году он поступает в Ленинградский государственный
университет, факультет философии, сдав все экзамены на отлично. Был очень
способным студентом. После окончания университета получает приглашение
от нескольких кафедр поступить в аспирантуру, но у него уже чётко
определился интерес к педагогике. Он поступает в аспирантуру НИИ
педагогики, которым руководил Б.Г. Ананьев. Считая необходимым
заниматься педагогической практикой, одновременно работает в школе,
пытаясь организовать работу по-макаренковски. Привлекает внимание
Ленинградского обкома комсомола. С января 1951года становится
заместителем заведующего Отделом школ Ленинградского обкома ВЛКСМ,
с 1952 года работает в ЦК ВЛКСМ. Совмещение работы в обкоме и научного
исследования о сущности воспитательного воздействия приводят его к
размышлению о природе инициативы и самостоятельности личности. В 19552
году защищает кандидатскую диссертацию на тему «Воспитательная работа
комсомольцев с пионерами».
Продолжает заниматься научно-исследовательской деятельностью,
1954 года – старший научный сотрудник АПН СССР. Организует
педагогический эксперимент по организации коллективов детей и взрослых в
школах и созданных им творческих объединениях. Часто выступает перед
старшими пионервожатыми во Дворце пионеров. С К 1956 году сложился
костяк группы вожатых, которая назовёт себя Союз энтузиастов (СЭН).
Именно здесь родилась методика коллективной организации деятельности
детей. Членами СЭНа (И.П. Ивановым, Л.Г. Борисовой, Ф.Я. Шапиро)
отрабатывалась методика разведки дел на пользу и радость людям,
складывалась логика коллективного планирования, была обоснована роль
звена как микроколлектива. Эти идеи экспериментально апробировались в
школе актива, которая позднее оформилась в Коммуну Юных Фрунзенцев
(КЮФ) (1959г.).
С 1962 года разработанная технология стала применяться в лагере
комсомольского актива «Орлёнок». Сотни школьных комсомольских
активистов, вооружённые технологией коллективных творческих дел,
возвращались в свои школы. Многие дальновидные педагоги поняли
сущность коммунарской методики как технологии действенного,
развивающего детей самоуправления в организации воспитательной работы
школы, внешкольных учреждений и детско-юношеских организаций и
объединений.
С 1961года И.П.Иванов работает на педагогическом факультете
Ленинградского государственного педагогического института им. А.И.
Герцена, преподаёт педагогику. В 1964 году вместе со студентами создаёт
«Коммуну имени Макаренко» (КИМ), которая организует действенное
студенческое самоуправление и продолжает отрабатывать технологию КТД.
В научном плане он работает в эти годы над проблемой воспитательных
отношений. Её решение станет основой докторской диссертации, которую он
защитит в 1971году, станет профессором. С 1989 года он – действительный
член Академии педагогических наук АПН СССР. Организовал
педагогическое сообщество – Коммунарское Макаренковское Содружество
(КМС), которое пропагандировало и внедряло технологию КТД как
современную модификацию технологии воспитания в коллективе А.С.
Макаренко.
Постепенно технология КТД завоёвывала всё больше сторонников по
всей стране. Она вошла составной частью в мощное общественно-
педагогическое движение 1980-х годов – «педагогику сотрудничества»
С большим воодушевлением он принял предложение принять участие в
разработке материалов реформы образования 1984 года, но его предложения
не были приняты во внимание. Выступил с резкой, принципиальной
критикой проекта реформы. Видимо, пережил сильный стресс, который
вызвал инсульт. Восстанавливается, ведёт с помощью жены обширную
переписку, планирует работу над новыми книгами. Но болезнь берёт своё и
9 августа 1992 года Игорь Петрович Иванов ушёл из жизни

Вся биография

Идеи

Коллектив – это важнейшее и незаменимое педагогическое средство успешного воспитания детей

Основной путь сплочения коллектива как
средства воспитания, по Иванову – это совместная
организаторская и творческая деятельность детей
и взрослых, наполненная заботой о людях,
способствующая гражданскому воспитанию,
развитию навыков самоуправления в коллективных
творческих делах (КТД). Коллективные творческие
дела, по мнению И.П. Иванова, способны оказать
комплексное педагогическое воздействие на
развитие эмоционально-волевых качеств детей, их
познавательных способностей, умений группового
взаимодействия, мировоззрение в целом.
Важнейшим условием организации групповой
деятельности детей И.П. Иванов считал не только
участие детей в общей работе, но и в её
планировании, анализе и подведении итогов. Он
назвал эту воспитательную методику
коммунарской методикой

Методика КТД с современных позиций – это очень эффективная педагогическая технология организации групповых воспитательных дел

Методика КТД с
современных позиций –
это очень
эффективная
педагогическая
технология
организации
групповых
воспитательных дел,
основанная на
самоуправлении детей,
развитии их
общественной
направленности и
творческих
способностей.

Виды КТД

Виды КТД. В
зависимости от
содержания
деятельности в данной
педагогической
технологии
выделяются несколько
видов КТД:
1. Организационные (выборы и перевыборы
органов самоуправления, знакомство незнакомой
группы детей и др.). Ведущая педагогическая цель
этих КТД – развитие навыков самоуправления,
сплочение коллектива.
2. Познавательные КТД (викторины,
предметные КВН, вечер неразгаданных тайн,
защита фантастических проектов и др.) Ведущая
педагогическая цель – стимулирование
познавательных интересов детей и сплочение
коллектива.
3. Трудовые КТД (трудовой десант, трудовая
атака, подарок незнакомым друзьям и др.).
Ведущая педагогическая цель – упражнение в
общественной направленности, бескорыстии и
сплочение коллектива.
4. Художественные КТД (концерт-молния,
театр-экспромт, кольцовка песен и др.) Ведущая
педагогическая цель – развитие художественно-
эстетических вкусов, творческих способностей
детей и сплочение коллектива.
5. Спортивные дела (весёлая спартакиада,
спартакиада народных игр, спортивные
соревнования «Папа, мама и я – спортивная семья»
и др.). Ведущая педагогическая цель – воспитание
стремления к здоровому образу жизни и сплочение
коллектива

Характерные специфические черты технологии КТД

При всём многообразии в организации
любого КТД можно выделить две общие черты:
1. В ходе подготовки КТД выбирается
временный орган самоуправления детей – совет
дела.
2. Организация КТД проходит в несколько
этапов.
(Этапы КТД:
1.Подготовительный – «сбор – старт».
Выбор КТД, предварительная разведка дел и
друзей, конкурс проектов. Ведущая цель этого3
этапа – увлечь идеей КТД, вызвать интерес, не
предлагая готового решения.
2. Этап коллективного планирования КТД.
На общем сборе группа делится на
микрогруппы и методом «мозгового штурма»
разрабатывается стратегия, общий план проведения
КТД. Из лидеров микрогрупп выбирается совет
дела – временный орган самоуправления детей в
подготовке КТД. Ведущая задача этого этапа –
развитие умений планирования совместной
групповой деятельности.
3. Этап коллективной подготовки КТД.
Самостоятельная подготовка КТД под
руководством совета дела. Он регулярно
собирается, определяет творческие задания
микрогруппам, помогает им в выполнении. Педагог
выступает только в роли консультанта, помощника.
Ведущая задача этого этапа – развитие навыков
самоорганизации, развитие творческих
способностей детей, сплочение группы.
4. Проведение КТД.
Проведение КТД при обязательном участии
всех детей. Ведущая задача этого этапа – создание
условий для самореализации каждого ребёнка,
формирование положительных эмоций от
группового общения, сплочение коллектива.
5. Этап коллективного анализа – «итоговый
сбор».
Итоговый общий сбор в форме
коммуникативного тренинга. Группа располагается
по кругу, идёт коллективный анализ проведённого
группового дела. Каждый желающий высказывает
своё мнение, выносится благодарность наиболее
активным. Педагогическая цель – научить
анализировать свою деятельность.
6. Этап ближайшего последействия.
Принятие и выполнение решений общего
сбора. Начало подготовки нового КТД

Все идеи

Книги

Иванов, И.П. Воспитывать коллективистов. – М., 1980
Игорь Петрович Иванов
Не найдена в свободном доступе
Иванов, И.П. Воспитывать коллективистов. – М., 1980
Thumb 01
Иванов, И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М.,1989.
Игорь Петрович Иванов
Не найдена в свободном доступе
Иванов, И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М.,1989.
Thumb 02
Иванов, И.П. Методика коммунарского воспитания: кн. для учителя.– М.: Просвещение, 1990.
Игорь Петрович Иванов
Не найдена в свободном доступе
Иванов, И.П. Методика коммунарского воспитания: кн. для учителя.– М.: Просвещение, 1990.
Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел
Игорь Петрович Иванов
Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел

Интерпретация идей

График интерпретации идей глазами экспертов и участников проекта. На этом графике вы можете отобразить ваше понимание взглядов педагога-мыслителя по 16 критериям, представленным на 8 осях.

РЕ
Ориентация на результат
СЦ
Ориентация на социальные ценности
ВШ
Опора на внешний стимул деятельности
ПВ
Опора на поведение
ГЗ
Фокус на передаче готовых знаний и опыта
ОБ
Центрация на деятельности обучающегося
УБ
Ориентация на управляемое изменение будущего
ФЗ
Ценность формального, фундаментального знания
ПР
Ориентация на процесс
ИР
Ориентация на индивидуально-личностное развитие
ВН
Опора на внутренний стимул деятельности
КП
Опора на когнитивный процесс
ИН
Фокус на индуктивных способах приобретения знаний и опыта
ПД
Центрация на деятельности педагога 
СТ
Ориентация на сохранение традиций, адаптацию личности
ПТ
Ценность знания ориентированного на потребности жизни
Оценки педагогической концепции, созданные другими участниками проекта и экспертов, вы сможете посмотреть после того, как сохраните свою оценку педагогу.