Войти
EN

Олег Семёнович Газман

Педагог, кандидат педагогических наук, член-корреспондент РАО, один из теоретиков «коммунарского движения», вдохновитель и разработчик «педагогики поддержки». Поэт и музыкант, один из первых директоров всероссийского пионерского лагеря «Орленок» и подмосковного экспериментального лагеря «Маяк», где положения педагогики поддержки проверялись на практике. В последние годы руководил лабораторией Центра педагогических инноваций РАО.
Годы жизни
1936 – 1996
Страна
Россия
Научная школа
«Педагогика поддержки»
Предшественники
Gaivho 01

Оцените идеи педагога

1.
Оцените

Выскажите мнение об идеях педагога на основе изученного материала с помощью графо-аналитического инструмента

2.
Сохраните

Сохраните оценку и зарегистрируйтесь чтобы получите доступ к мнению экспертов

3.
Сравните

После оценки педагога сравните вашу оценку с мнением экспертов и остальных пользователей

4.
Обсудите

Обсудите на практических занятиях варианты интерпритаций идей педагога и аргументируйте свою

Thumb 2016 06 30 14 21 33 4846 povshednaya
Thumb %d1%81%d0%bb%d0%b5%d0%bf%d0%b5
Узнайте что об этом педагоге думают эксперты проекта.
Экспертные оценки педагога

Биография

1936 – 1996

Олег Семенович Газман родился 21 января 1936 г. в Полоцке в семье кадрового офицера. После ареста отца в период массовых репрессий 1938 г. был вывезен вместе с матерью в Сибирь. Отца своего он не помнил, но всю жизнь у него на книжной полке стоял портрет отца в рамке. Детство, по воспоминаниям Олега Семеновича, было голодным, но жизнерадостным, благодаря дружной большой семье. Уже тогда сформировалась у него готовность к взаимопомощи, сотрудничеству, сочувствию, оказавшая влияние на всю его педагогическую научную деятельность.
В 1955 г. Олег Семенович поступил на историко-филологический факультет Новосибирского педагогического института.
После окончания института О.С. Газман — директор Березовской сельской школы. Здесь он приобретает богатый опыт педагогической организаторской деятельности. В 1972 г. Газман поступает в аспирантуру общих проблем воспитания. Ему предложили возглавить лагерь «Маяк», базовую экспериментальную площадку АПН. Тогда получила развитие уникальная методика коллективного творческого воспитания, возникшая в Ленинграде, апробированная и расширенная в «Орленке».
Научным руководителем Олега Семеновича на соискание ученой степени кандидата педагогических наук стала Л.И. Новикова, считавшая его одним из лучших своих учеников. Тема диссертации соответствовала интересам Газмана в тот период его творчества. По теме исследования им были опубликованы работы «Развитие и воспитание временного коллектива» (Советская педагогика, 1978, № 8), совместно с В.Ф. Матвеевым «Педагогика в пионерском лагере» (1982) и др.
В период перестройки Газман активно участвовал в общественно-педагогическом движении за обновление отечественного образования, за воплощение принципов педагогики сотрудничества в жизнь школы. В 1988 г. Газман вошел в состав Временного научно-исследовательского коллектива (ВНИК) «Школа» под руководством будущего министра образования Э.Д. Днепрова. О.С. Газман стал заведующим лабораторией перспективных методик воспитания где объединились педагоги, директора школ, психологи, философы.
В 1990 г. создается Центр педагогических инноваций под руководством Э.Д. Днепрова (впоследствии Центр стал институтом, его возглавил В.И. Слободчиков). О.С. Газман — заведующий лабораторией проектирования воспитательных систем Центра.

С 1990 по 1996 г. О.С. Газман продолжает заведовать отделом Института педагогических инноваций Российской академии образования. В 1992 году избран членом-корреспондентом Российской академии образования. Умер в 1996 году.

Вся биография

Идеи

Понятие «воспитание»

Развитие ребенка протекает наиболее успешно тогда, когда возникает гармония двух сущностно-различных процессов — социализации и индивидуализации.
Первый процесс способствует усвоению ребенком принятых в обществе ценностей, норм и способов поведения и деятельности (формирование в растущем человеке социально-типичного), а второй становлению его индивидуальности (развитие индивидуально-неповторимого в конкретном человеке).
Воспитание как специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения, а обучение — как передачу и усвоение системы знаний о природе, обществе, человеке и способах человеческой деятельности. Он называет воспитание и обучение процессами приобщения человека к общему и должному. А следовательно, в системе образования, по его мнению, не существует процесса, направленного на развитие индивидуальности и субъектности ребенка

Педагогическая поддержка

О.С. Газман понимал ее как превентивную и оперативную помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил; с эффективной деловой и межличностной коммуникацией; с жизненным, профессиональным, этическим выбором (самоопределением).

Правила педагогической деятельности

1.Ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей.
2.Самореализация педагога — в творческой самореализации ребенка.
3.Всегда принимай ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изменении.
4.Все трудности неприятия преодолевай нравственными средствами.
5.Не унижай достоинства своей личности и личности ребенка.
6.Дети — носители грядущей культуры. Соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения. Воспитание — Диалог культур.
7.Не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно результаты действий.
8.Доверяя — не проверяй!
9.Признавай право на ошибку и не суди за нее.
10.Умей признать свою ошибку.
11.Защищая ребенка, учи его защищаться.

Критерии результативности воспитательного процесса

•готовность ребенка к самоопределению, самореализации, самоорганизации и самореабилитации;
•развитость индивидуальных способностей ученика;
•нравственная направленность личности;
•физическое и психическое здоровье школьника;
•сформированность базовой культуры учащегося;
•защищенность и комфортность ребенка в классной и школьной сообщности.
Эти критерии позволяют рассматривать и оценивать эффективность процесса воспитания и как фактора самореализации ребенка, и как важнейшего условия становления индивидуальности школьника.

Механизм воспитания

Главным постулатом данной концепции выступает тезис о том, что воспитание есть не что иное, как помощь школьнику в его саморазвитии. «Воспитание, — по глубокому убеждению Олега Семеновича, — без желания самого ребенка совершенствовать себя невозможно». Педагог может и должен оказать поддержку ребенку в решении его проблем по укреплению здоровья, формированию нравственности, развитию способностей — умственных, трудовых, художественных, коммуникативных, являющихся, в свою очередь, базой для становления способности к самоопределению, самореализации, самоорганизации и самореабилитации.

Этапы сотрудничества педагога и школьника

Газман предлагал индивидуализировать процесс воспитания, для чего педагогу и школьнику необходимо вместе пройти пять взаимосвязанных этапов:
- диагностический (установление контакта, вербализация проблем, оценка значимости проблемы)
- поисковый (совместный поиск решения проблемы или трудности)
- договорный (проектирование и взаимная договоренность о действиях)
- деятельностный (поддержка инициативы ребенка, помощь и взаимодействие)
- рефлексивный (обсуждение, констатация, осмысление опыта)

Нормы педагогического взаимодействия

a) любовь к ребенку, безусловное принятие его личности, душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживать, милосердие, терпимость и терпение, умение прощать;
б) приверженность к диалоговым формам общения с детьми, умение говорить по-товарищески (без сюсюканья и без панибратства), умение слушать, слышать и услышать;
в) уважение достоинства и доверие, вера в миссию каждого ребенка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений;
г) ожидание успеха в решение проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, отказ от субъективных оценок и выводов;
д) признание права ребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения; признание воли ребенка и его права на собственное волеизъявление (право «хочу» и «не хочу»);
е) поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа; признание равноправия ребенка в диалоге и решении собственной проблемы;
ж) умение быть товарищем для ребенка, готовность и способность быть на стороне ребенка (выступая в качестве символического защитника и адвоката), готовность ничего не требовать взамен;
з) собственный самоанализ, постоянный самоконтроль и способность изменить позицию и самооценку.

Индивидуализация в образовании

Система средств, способствующая осознанию растущим человеком своего отличия от других: своей слабости и своей силы — физической, интеллектуальной, нравственной, творческой. Для чего? Для духовного прозрения, самостоятельного и успешного продвижения в образовании, выбора собственного смысла жизни и жизненного пути. Иначе говоря, речь идет о помощи человеку в личностном самоопределении и самодвижении…
Если мы выделим индивидуализацию, то появляется необходимость выделить и особый педагогический процесс, ее обеспечивающий: педагогическую помощь и поддержку ребенка в индивидуальном развитии, т.е. в саморазвитии. В систему педагогической поддержки мы включаем и психологическую, и социальную, и медицинскую — постольку, поскольку все они интегрируются образовательным учреждением.
Для педагогической поддержки актуален вопрос подростка: «Каким быть именно мне?», «Кем быть?». Но этим поддержка не ограничивается. Она выделяет совершенно самостоятельный вопрос — «Как жить?». Как построить собственный образ жизни, как выбрать оптимальный режим интеллектуальных, эмоциональных, физических нагрузок, как найти способ реакции на невзгоды и неудачи, подходящий тип трудовой деятельности, формы проведения свободного времени, взаимно щадящий характер отношении с людьми?
Семантический и педагогический смысл понятия «поддержка» заключается в том, что поддерживать можно лишь то, помогать лишь тому, что уже есть в наличии (но на недостаточном уровне). Поддерживается развитие «самости», самостоятельности человека.
Предметом педагогической поддержки, таким образом, становится процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни

Содержание воспитательного процесса

Основу содержания воспитания, по мнению О.С. Газмана, может составить базовая культура личности как «некоторая целостность, включающая в себя минимальное, а точнее, оптимальное наличие свойств, качеств, ориентации личности, позволяющих индивиду развиваться в гармонии с общественной культурой (т.е. не только не вступать в конфликт с ней, но и вносить в ее развитие посильный вклад)». Приоритетными направлениями базовой культуры являются следующие:
•культура жизненного самоопределения;
•культура семейных отношений;
•экономическая культура и культура труда;
•политическая, демократическая и правовая культура;
•интеллектуальная, нравственная и коммуникативная культура;
•экологическая культура;
•художественная культура;
•физическая культура.

Главное правило педагогической поддержки

Дать возможность преодолеть очередное препятствие, развив при этом интеллектуальный, нравственный, эмоциональный, волевой потенциал и дать почувствовать детям с ограниченными возможностями здоровья себя человеком, способным на поступок и самостоятельное решение.

Все идеи

Книги

Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be 1
Газман, О. С., Неклассическое воспитание : От авторитар. педагогики к педагогике свободы : [Статьи. Воспоминания] / О. С. Газман; Науч.-пед. об-ние "Шк. самоопределения". - М : МИРОС, 2002. – 294 с.
Олег Семёнович Газман
Газман, О. С., Неклассическое воспитание : От авторитар. педагогики к педагогике свободы : [Статьи. Воспоминания] / О. С. Газман; Науч.-пед. об-ние "Шк. самоопределения". - М : МИРОС, 2002. – 294 с.
Газман, О.С. Гуманизм и свобода // Гуманизация воспитания в современных условиях. -М., 1990
Олег Семёнович Газман
Газман, О.С. Гуманизм и свобода // Гуманизация воспитания в современных условиях. -М., 1990
Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be 2
Газман О.С. Каникулы: игра, воспитание. - М. 1988
Олег Семёнович Газман
Не найдена в свободном доступе
Газман О.С. Каникулы: игра, воспитание. - М. 1988
Газман, О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы.// Новые ценности образования. №2. - М., 1995.С. 16-45
Олег Семёнович Газман
Газман, О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы.// Новые ценности образования. №2. - М., 1995.С. 16-45
Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be 3
Газман, О. С. В школу - с игрой : Кн. для учителя / О. С. Газман, Н. Е. Харитонова. - М. : Просвещение, 1991. - 96 с.
Олег Семёнович Газман
Газман, О. С. В школу - с игрой : Кн. для учителя / О. С. Газман, Н. Е. Харитонова. - М. : Просвещение, 1991. - 96 с.
Газман О. С.Гуманизация воспитания в современных условиях : [Сб. ст.] / Ин-т пед. инноваций Рос. акад. образования; Под ред. О. С. Газмана, И. А. Костенчука. - М. : УВЦ "Инноватор", 1995. - 115 с.
Олег Семёнович Газман
Не найдена в свободном доступе
Газман О. С.Гуманизация воспитания в современных условиях : [Сб. ст.] / Ин-т пед. инноваций Рос. акад. образования; Под ред. О. С. Газмана, И. А. Костенчука. - М. : УВЦ "Инноватор", 1995. - 115 с.
Газман, О. С.Воспитание и педагогическая поддержка детей [Текст] / О. Газман // Народное образование. - 1998. - № 6. - С. 108-111
Олег Семёнович Газман
Не найдена в свободном доступе
Газман, О. С.Воспитание и педагогическая поддержка детей [Текст] / О. Газман // Народное образование. - 1998. - № 6. - С. 108-111
Газман, О.С. Воспитание: цели, средства, перспективы // Новое педагогическое мышление. -М., 1989. С.221-237
Олег Семёнович Газман
Не найдена в свободном доступе
Газман, О.С. Воспитание: цели, средства, перспективы // Новое педагогическое мышление. -М., 1989. С.221-237
Газман, О.С. Педагогика в пионерском лагере : [Из опыта работы всерос. пионер. лагеря "Орленок"] / О. Газман, В. Матвеев. - М. : Педагогика, 1982. - 96 с.
Олег Семёнович Газман
Не найдена в свободном доступе
Газман, О.С. Педагогика в пионерском лагере : [Из опыта работы всерос. пионер. лагеря "Орленок"] / О. Газман, В. Матвеев. - М. : Педагогика, 1982. - 96 с.
Газман, О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию ХХI века [Текст] / О. С. Газман // Классный руководитель. - 2000. - № 3. - С. 6-33
Олег Семёнович Газман
Не найдена в свободном доступе
Газман, О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию ХХI века [Текст] / О. С. Газман // Классный руководитель. - 2000. - № 3. - С. 6-33
Газман, О.С. Проблема формирования личности школьника в игре // Педагогика и психология игры. — Новосибирск, 1985.
Олег Семёнович Газман
Не найдена в свободном доступе
Газман, О.С. Проблема формирования личности школьника в игре // Педагогика и психология игры. — Новосибирск, 1985.
Газман, О.С. Самоопределение // Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. -М., 1995.
Олег Семёнович Газман
Не найдена в свободном доступе
Газман, О.С. Самоопределение // Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. -М., 1995.
Газман, О.С., Матвеев В.Ф. Педагогика в пионерском лагере. М. 1982.
Олег Семёнович Газман
Не найдена в свободном доступе
Газман, О.С., Матвеев В.Ф. Педагогика в пионерском лагере. М. 1982.
Газман, О.С. Новые ценности образования: содержание гуманистического образования / О. С. Газман, Р. М. Вейсс, Н. Б. Крылова; Рос. гуманитар. науч. фонд и др. - М. : Б. и., 1995. - 103 с.
Олег Семёнович Газман
Газман, О.С. Новые ценности образования: содержание гуманистического образования / О. С. Газман, Р. М. Вейсс, Н. Б. Крылова; Рос. гуманитар. науч. фонд и др. - М. : Б. и., 1995. - 103 с.
Газман, О.С. "Болезнь новизны" в образовании: российский и американский варианты [Текст] / О. Газман // Народное образование. - 2001. - № 1. - С. 111-113
Олег Семёнович Газман
Не найдена в свободном доступе
Газман, О.С. "Болезнь новизны" в образовании: российский и американский варианты [Текст] / О. Газман // Народное образование. - 2001. - № 1. - С. 111-113
Корнетов Г. Б. 80 лет со дня рождения Олега Семеновича Газмана // Историко-педагогический журнал. 2016. №2 – С.67-79.
Олег Семёнович Газман
Корнетов Г. Б. 80 лет со дня рождения Олега Семеновича Газмана // Историко-педагогический журнал. 2016. №2 – С.67-79.
Курников Д. В. Сущность понятия «Педагогическая поддержка в образовании» // МНКО. 2012. №5 С.74-76.
Олег Семёнович Газман
Курников Д. В. Сущность понятия «Педагогическая поддержка в образовании» // МНКО. 2012. №5 С.74-76.
Иванов А.В., Становление теории и практики педагогической поддержки
Олег Семёнович Газман
Иванов А.В., Становление теории и практики педагогической поддержки
Андрей Русаков. Эпоха великих открытий в школе 90-х годов. Педагогика поддержки и педагогика общей заботы. Лаборатория Олега Газмана
Олег Семёнович Газман
Андрей Русаков. Эпоха великих открытий в школе 90-х годов. Педагогика поддержки и педагогика общей заботы. Лаборатория Олега Газмана
Полонников А. Уроки Олега Семеновича Газмана // Адукатар №3, 2006
Олег Семёнович Газман
Полонников А. Уроки Олега Семеновича Газмана // Адукатар №3, 2006
Иванов А.В. Становление теории и практики педагогической поддержки // Миссия классного руководителя. Новые ценности образования. М.: НЦО. 2007. №1 (31). С.2-40.
Олег Семёнович Газман
Иванов А.В. Становление теории и практики педагогической поддержки // Миссия классного руководителя. Новые ценности образования. М.: НЦО. 2007. №1 (31). С.2-40.
Ещё 17 книг

Интерпретация идей

График интерпретации идей глазами экспертов и участников проекта. На этом графике вы можете отобразить ваше понимание взглядов педагога-мыслителя по 16 критериям, представленным на 8 осях.

РЕ
Ориентация на результат
СЦ
Ориентация на социальные ценности
ВШ
Опора на внешний стимул деятельности
ПВ
Опора на поведение
ГЗ
Фокус на передаче готовых знаний и опыта
ОБ
Центрация на деятельности обучающегося
УБ
Ориентация на управляемое изменение будущего
ФЗ
Ценность формального, фундаментального знания
ПР
Ориентация на процесс
ИР
Ориентация на индивидуально-личностное развитие
ВН
Опора на внутренний стимул деятельности
КП
Опора на когнитивный процесс
ИН
Фокус на индуктивных способах приобретения знаний и опыта
ПД
Центрация на деятельности педагога 
СТ
Ориентация на сохранение традиций, адаптацию личности
ПТ
Ценность знания ориентированного на потребности жизни
Оценки педагогической концепции, созданные другими участниками проекта и экспертов, вы сможете посмотреть после того, как сохраните свою оценку педагогу.