Войти
EN

Абрахам Харольд Маслоу

Американский психолог, основатель гуманистической психологии. Его исследования самоактуализирующихся личностей позволили сформулировать позитивный, гуманистический взгляд на человеческую природу.
Годы жизни
1908-1970
Страна
Соединенные Штаты Америки
Научная школа
Гуманистическая психлогия
Gaivho 01

Оцените идеи педагога

1.
Оцените

Выскажите мнение об идеях педагога на основе изученного материала с помощью графо-аналитического инструмента

2.
Сохраните

Сохраните оценку и зарегистрируйтесь чтобы получите доступ к мнению экспертов

3.
Сравните

После оценки педагога сравните вашу оценку с мнением экспертов и остальных пользователей

4.
Обсудите

Обсудите на практических занятиях варианты интерпритаций идей педагога и аргументируйте свою

Thumb 2016 06 30 14 21 33 4846 povshednaya
Узнайте что об этом педагоге думают эксперты проекта.
Экспертные оценки педагога

Биография

1908-1970

Абрахам Харольд Маслоу (Abraham Harold Maslow) родился в Бруклине, Нью-Йорк, в
1908 году. Он был сыном необразованных родителей-евреев, эмигрировавших из
России. Родители очень хотели, чтобы он, старший из семи детей, получил
образование, и содействовали этому, хотя, по его собственному признанию, он был
одинок и несчастен почти все годы своего детства: "Удивительно, что, имея такое
детство, я не заболел психозом. Я был маленьким еврейским мальчиком среди соседей
неевреев. Это немного напоминает ситуацию, когда первый негр поступает в школу
для белых. Я был одинок и несчастен. Я вырос в библиотеках, среди книг, без друзей"
(Hall, 1968, р. 37). Позже он узнал практическую сторону жизни, работая в летние
месяцы в компании по производству бочек, принадлежавшей его семье.
Отношения Маслоу с матерью были наполнены горечью и враждебностью. В недавно
опубликованной биографии (Hoffman, 1988) автор пишет, что сильная ненависть
Маслоу к матери сохранялась до конца ее дней. Мать Маслоу была очень религиозной
женщиной и часто угрожала сыну, что Бог накажет его за малейшие проступки. В
результате Маслоу научился ненавидеть религию и сомневаться в Боге.
"Он даже отказался присутствовать на ее похоронах. Он характеризовал Розу Маслоу
как жестокую, невежественную и враждебную женщину, которая настолько не любила
своих детей, что это почти доводило их до душевного расстройства. Ни в одном его
высказывании о матери – некоторые из них сделаны публично, хотя она еще была
жива – нет ни капли тепла или любви" (Hoffman, 1988, р. 7).Маслоу вспоминал отца как человека, который "любил виски, женщин и драки"
(Wilson, 1972, р. 131). Более того, отец внушил ему, что он уродлив и глуп. Позже
Маслоу примирился с отцом и часто говорил о нем с любовью. Однако он никогда не
простил матери того, как она обращалась с ним, когда он был ребенком и юношей.
Первоначально, поступая в колледж, Маслоу собирался изучать закон, чтобы угодить
отцу. Две недели, проведенные в Сити-колледже в Нью-Йорке, убедили его, что он
никогда не станет адвокатом, поэтому он стал посещать более эклектичный курс в
Корнелском Университете. В юношеские годы Маслоу перебрался в Университет
Висконсина, где закончил официальный академический курс по психологии, получив
степень бакалавра в 1930 году, магистра гуманитарных наук в 1931 году и доктора в
1934 году. Во время учебы в Висконсине он работал с Гарри Харлоу (Harry Harlow),
известным психологом, который в то время организовывал лабораторию приматов для
изучения поведения макак резусов. Докторская диссертация Маслоу была посвящена
исследованию полового и доминантного поведения в колонии обезьян!
Незадолго до переезда в Висконсин Маслоу женился на Берте Гудман, своей
школьной возлюбленной. Его родители были против брака, так как жених и невеста
были кузенами, и они боялись, что у них могут родиться дети с генетическими
дефектами. Тем не менее брак с Бертой и учеба в Висконсине (фото 2) были очень
важными событиями в жизни Маслоу. Однажды он сказал: "Жизнь фактически не
начиналась для меня, пока я не женился и не уехал в Висконсин" (Hall, 1968, р. 37).
После получения докторской степени Маслоу возвратился в Нью-Йорк для работы с
известным теоретиком в области научения Э. Л. Торндайком в Колумбийском
университете. Затем он перешел в Бруклинский колледж, где оставался в течение
следующих 14 лет. Маслоу описывал Нью-Йорк этого периода (конец 1930-х – начало
1940-х годов) как центр психологической вселенной. Именно здесь он познакомился с
элитой европейских интеллектуалов, которые были вынуждены спасаться от Гитлера.
Эрих Фромм, Альфред Адлер, Карен Хорни, Рут Бенедикт и Макс Вертгеймер – вот
только некоторые из тех, к кому Маслоу обращался в своем стремлении постигнуть
поведение человека. Неформальные беседы и волнующий опыт общения с такими
выдающимися учеными помогли сформировать интеллектуальную основу
дальнейших гуманистических взглядов Маслоу. В этот период он также занимался
психоанализом.
В 1951 году Маслоу был назначен заведующим кафедры психологии в Университете
Брандеис (фото 3), он оставался на этом посту до 1961 года, а затем был там
профессором психологии. В 1969 году он ушел из Брандеис и стал работать в
Благотворительном фонде У. П. Логлина в Менлоу-парк, Калифорния. Этот
неакадемический пост давал ему полную свободу в удовлетворении его интереса к
философии демократической политики, экономики и этики. Но в 1970 году в возрасте62 лет Маслоу умер от сердечного приступа, явившегося результатом хронического
сердечного заболевания.
Маслоу был членом ряда профессиональных и почетных обществ. В качестве члена
Американской психологической ассоциации он был президентом Отделения личности
и социальной психологии, а также Отделения эстетики, и был избран президентом
всей Ассоциации на срок с 1967 по 1968 год. Он также был редактором-основателем
"Журнала гуманистической психологии" (Journal of Humanistic Psychology) и
"Журнала трансперсональной психологии" (Journal of Transpersonal Psychology) и
являлся консультирующим редактором многочисленных научных периодических
изданий. Маслоу живо интересовался возрастной психологией и в конце своей жизни
поддерживал Институт Исален в Калифорнии и другие группы, включенные в
изучение возможностей человека.
Большинство книг Маслоу были написаны в течение последних 10 лет его жизни. Это:
"На подступах к психологии бытия" (1968); "Религии, ценности и вершинные
переживания" (1964); "Эупсихея: дневник" (1965); "Психология науки:
рекогносцировка" (1966); "Мотивация и личность" (1987, 3rd edition) и "Дальнейшие
рубежи развития человека" (1971, сборник статей, ранее опубликованных Маслоу в
различных психологических журналах). Том, составленный при участии его жены и
названный "Памяти Абрахама Маслоу" (Abraham Н. Maslow: A Memorial Volume), был
опубликован посмертно в 1972 году

Вся биография

Идеи

Пирамида потребностей Маслоу

Все потребности человека врожденные, и что они
организованы в иерархическую систему приоритета или
доминирования, состоящую из пяти уровней. Пирамида
следующая:
 Физиологические потребности (пища, вода, сон и
т.п.)
 Потребность в безопасности (стабильность,
порядок, зависимость, защита, свобода от страха,
тревоги и хаоса)
 Потребность в любви и принадлежности (семья,
дружба, свой круг, референтная группа)
 Потребность в уважении и признании (уважаю себя
я, уважают меня другие, я известен и нужен. 1: я
достигаю, 2: престиж и репутация, статус, слава)
 Потребность в самоактуализации (развитие
способностей. Человек должен заниматься тем, к
чему у него есть склонности и способности)
 Позже, в других работах, А. Маслоу иногда
добавлял еще два уровня: уровень познавательных
способностей и уровень эстетических потребностей.

Самоактуализация личности как основа гуманистической психологии

Процесс полного разворачивание личностного
потенциала, раскрытие в человеке того лучшего, что
заложено в нем природой, а не задается культурой извне.
Самоактуализация не имеет внешней цели и не может
задаваться социумом: это то, что идет изнутри человека,
выражая его внутреннюю (позитивную) природу.
Она бывает: Пассивная и активная. Осторожная и
энергичная. Глубокая и поверхностная.
Гармоничная и проблемная

Принцип служения

Способность вознестись над обыденностью, умение
отрешиться от частностей, расширить гори-зонты
восприятия, посмотреть на вещи в перспективе, sub specie
aeternitatis ("С точки зрения вечности" (лат.)) имеет
огромное социальное значение. По-видимому, именно
этой способностью объясняется умиротворенность,
свойственная самоактуализированным людям, их умение
сохранять спокойствие, не тревожиться по пустякам —свойства, которые облегчают жизнь не только им самим,
но и окружающим их людям

Внутренняя природа человечества

Внутренняя природа человека в сущности хороша или, по крайней
мере, нейтральна, разрушительные силы в людях
являются результатом фрустрации, или
неудовлетворенных основных потребностей, а не каких-то
врожденных пороков

Творческий потенциал человека

Творчество является наиболее универсальной
характеристикой людей, которых он изучал или наблюдал
(Maslow, 1950). Описывая ее как неотъемлемое свойство
природы человека, Маслоу (Maslow, 1987) рассматривал
творчество как черту, потенциально присутствующую во
всех людях от рождения.

Акцент на психическом здоровье

Он решительно настаивал на изучении
самоактуализирующихся психически здоровых людей в
качестве основы для более универсальной науки
психологии. Следовательно, гуманистическая психология
считает, что самоусовершенствование является основной
темой жизни человека – темой, которую нельзя выявить,
изучая только людей с психическими нарушениями

Все идеи

Книги

Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be 1
Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики/ Перев. с англ. А. М. Татлыбаевой. Научн. ред., вступ. статья и коммент. Н. Н. Акулиной. - СПб.: Евразия, 1999. - 432 с.
Абрахам Харольд Маслоу
Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики/ Перев. с англ. А. М. Татлыбаевой. Научн. ред., вступ. статья и коммент. Н. Н. Акулиной. - СПб.: Евразия, 1999. - 432 с.
Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be 2
Маслоу А. Мотивация и личность /Перев. с англ.. - СПб.: Евразия, 1999.-322с
Абрахам Харольд Маслоу
Маслоу А. Мотивация и личность /Перев. с англ.. - СПб.: Евразия, 1999.-322с
Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be 3
Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы/ Пер. с англ. М.: Смысл, 1999. — 425 с.
Абрахам Харольд Маслоу
Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы/ Пер. с англ. М.: Смысл, 1999. — 425 с.
Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be 4
Маслоу А. По направлению к психологии бытия
Абрахам Харольд Маслоу
Маслоу А. По направлению к психологии бытия

Интерпретация идей

График интерпретации идей глазами экспертов и участников проекта. На этом графике вы можете отобразить ваше понимание взглядов педагога-мыслителя по 16 критериям, представленным на 8 осях.

РЕ
Ориентация на результат
СЦ
Ориентация на социальные ценности
ВШ
Опора на внешний стимул деятельности
ПВ
Опора на поведение
ГЗ
Фокус на передаче готовых знаний и опыта
ОБ
Центрация на деятельности обучающегося
УБ
Ориентация на управляемое изменение будущего
ФЗ
Ценность формального, фундаментального знания
ПР
Ориентация на процесс
ИР
Ориентация на индивидуально-личностное развитие
ВН
Опора на внутренний стимул деятельности
КП
Опора на когнитивный процесс
ИН
Фокус на индуктивных способах приобретения знаний и опыта
ПД
Центрация на деятельности педагога 
СТ
Ориентация на сохранение традиций, адаптацию личности
ПТ
Ценность знания ориентированного на потребности жизни
Оценки педагогической концепции, созданные другими участниками проекта и экспертов, вы сможете посмотреть после того, как сохраните свою оценку педагогу.