Войти
EN

Карл Рэнсом Роджерс

Американский психолог, один из создателей и лидеров гуманистической психологии. Фундаментальным компонентом структуры личности считал «я-концепцию», формирующуюся в процессе взаимодействия субъекта с окружающей социальной средой и являющуюся интегральным механизмом саморегуляции его поведения. Создал концепцию, выделяющую два основных типа обучения, значимые для человека: традиционное и человекоцентрированное. сформулировал основные положения человекоцентрированного подхода.
Годы жизни
1902-1987
Страна
Соединенные Штаты Америки
Научная школа
Гуманистическая психология
Последователи
Gaivho 01

Оцените идеи педагога

1.
Оцените

Выскажите мнение об идеях педагога на основе изученного материала с помощью графо-аналитического инструмента

2.
Сохраните

Сохраните оценку и зарегистрируйтесь чтобы получите доступ к мнению экспертов

3.
Сравните

После оценки педагога сравните вашу оценку с мнением экспертов и остальных пользователей

4.
Обсудите

Обсудите на практических занятиях варианты интерпритаций идей педагога и аргументируйте свою

Thumb 2016 06 30 14 21 33 4846 povshednaya
Узнайте что об этом педагоге думают эксперты проекта.
Экспертные оценки педагога

Биография

1902-1987

Карл Роджерс, четвёртый из шестерых детей, родился 8 января 1902 года в Оук
парк, штат Иллинойс, в преуспевающей семье строгого протестанта, фундаменталиста
(fundamentalist).
Роджерс прекрасно учился, много и с удовольствием читал, любил заниматься
самоанализом. Он не увлекался ни спортом, ни шумными играми и практически не
имел друзей. Чтобы оградить детей от «пагубного влияния города и окрестностей»,
родители Роджерса переехали на ферму близ Глен Эллин, штат Иллинойс, когда он
учился в средней школе. Карл делал блестящие академические успехи и серьезно
интересовался наукой.
Период его учёбы в Университете Висконсина оказался весьма полезным
и наполненным смыслом. Со второго курса он стал готовить себя к духовной карьере.
В следующем, 1922 году, он поехал в Китай, чтобы присутствовать на конференции
Всемирной Студенческой Христианской Федерации в Пекине, а затем с целью
изучения языка отправился в путешествие по западному Китаю и другим странам
Азии. Поездка смягчила его фундаменталистские религиозные установки и
предоставила первую возможность обрести самостоятельность.
В 1924 году он женился на Хелен Эллиотт, которую знал ещё со средней школы.
Обе семьи возражали против возвращения Роджерса к учёбе после женитьбы. Они
надеялись, что вместо этого он будет искать работу. Но Роджерс твердо решил
продолжить образование. Супруги переехали в Нью-Йорк, где Роджерс поступил в
аспирантуру Теологической семинарии. Позднее он решил совершенствоваться в
области психологии в Педагогическом колледже Колумбийского университета.
Сделать этот выбор ему отчасти помог студенческий семинар, где он получил
возможность проверить свои усиливающиеся сомнения по поводу религиозных
обязательств. Начал он в Рочестере, штат Нью-Йорк, в центре детского воспитания.
Пока он находился в Рочестере, с 1928 по 1939 год, изменилось его понимание
процесса психотерапии. В конечном счете, он поменял формальный прямой подход на
то, что впоследствии назовет клиенто-центрированной терапией.
В Рочестере Роджерс написал книгу «Клинический уход за проблемным
ребёнком» (The Clinical Treatment of the Problem Child, 1939). Книга была принятахорошо, и он стал профессором Университета в Огайо. Результаты этих исследований
и его преподавательская деятельность навели Роджерса на мысль написать
официальную работу о психотерапевтических отношениях «Консультирование и
психотерапия» (Counseling and Psychotherapy, 1942). Несмотря на мгновенный и
широкий успех книги, её появление не было отмечено ни в одном из основных
психиатрических и психологических изданий. Более того, в то время как его занятия
пользовались огромной популярностью среди студентов, Роджерс был «изгоем на
своем собственном факультете штата Огайо, имел самый маленький офис, вынужден
был вести курсы только в свободные часы и практически не имел
единомышленников». В 1945 году Чикагский университет предоставил ему
возможность организовать собственный психотерапевтический центр. Роджерс был
его директором до 1957 года. Он уделял все больше внимания доверию, что нашло
отражение в демократической политике принятия решений центра.
Терапевтический процесс, где лечением управляет пациент, поставил под
сомнение один из основных бесспорных постулатов, согласно которому психотерапевт
знает все, а пациент — ничего. Значение такого подхода в других областях Роджерс
подробно разъясняет в книге «Становление человека» (On Becoming a Person, 1961). Опыт работы Роджерса в Чикаго был крайне интересен и принес ему
большое удовлетворение. Правда, он потерпел и неудачу, которая по иронии судьбы
положительно отразилась на его профессиональных взглядах. Работая с крайне
тяжелой пациенткой, Роджерс настолько углубился в её проблемы, что был вынужден
взять трехмесячный отпуск, так как находился на грани нервного срыва. Вернувшись,
он прошел курс лечения с одним из своих коллег. После этого случая отношения
Роджерса с клиентами стали более свободными и непосредственными.
До самой своей смерти в 1987 году, в возрасте 85 лет, Роджерс оставался в центре
изучения личности. В последние десять лет жизни он применил свои идеи к
политическим ситуациям и вел успешные симпозиумы по разрешению конфликтов и
гражданской дипломатии в Южной Африке и Австрии.
В конце жизни Роджерс заинтересовался измененными состояниями сознания, так
называемым "внутренним пространством — сферой психологических сил и
психических возможностей человека. Также он стал более открытым и
эмоциональным. Об этих переменах он сказал так: «Я говорю теперь не просто о
психотерапии, но о точке зрения, философии, понимании жизни, о пути
существования, одной из целей которого является рост — человека, группы,
общества».

Вся биография

Идеи

«Я-концепция»

Фундаментальным компонентом структуры
личности Роджерс считал, формирующуюся в
процессе взаимодействия субъекта с окружающей
социальной средой и являющуюся интегральным
механизмом саморегуляции его (субъекта)
поведения. Роджерс внёс большой вклад в создание
недирективной психотерапии, которую он называл
«личностно-ориентированной психотерапией»

Клиент- центрированная терапия

Роджерс
полагает, что в каждом из нас есть стремление
становиться компетентным и способным настолько,
насколько это возможно для нас биологически,
стремление становиться целостным, полным,
самоактуализирующимся человеком. Отсюда вытекает,
что основная задача педагогики, психотерапии и
искусства управления состоит в том, чтобы пробудить
эти внутренние силы роста и развития, которые сами
приведут человека к успеху.

Групповая терапия с проблемными детьми

В работе по данной области, согласно позиции
автора, вербальная коммуникация нередко сведена к
минимуму, а в некоторых случаях, мы наблюдаем даже
полное её отсутствие. Самым же важным моментом
здесь является групповая терапия (кстати она даёт
хороший эффект не только при работе с проблемными
детьми, но и со взрослыми). Эффект её заключается в
наблюдении за действиями партнёра как за наглядным
близким примером

Характеристики полноценно функционирующих людей

Открытость переживанию – способность осознавать
свои самые глубокие чувства и мысли, в том числе и
негативные.
Экзистенциальный образ жизни – тенденция жить
полноценно, осознанно и насыщенно в каждый момент
существования.
Организмическое доверие – способность принимать
решения, ориентируясь на собственные внутренниеощущения, а не на внешние авторитеты и собственные
шаблоны поведения из прошлого.
Эмпирическая свобода – возможность жить свободно,
без ограничений и запретов, то есть человек способен
сделать практически всё, что хочет – но и только он
отвечает за собственные поступки.
Креативность – способность творчески, гибко
разрешать жизненные проблемы и приспосабливаться к
меняющимся условиям окружения

Принципы Человеко- центрированной концепции обучения

  1. Принцип уважительного отношения к ребенку..
  2. Принцип опоры на собственный опыт преподавателя. Фасилитатор ни при какихобстоятельствах не станет относиться к ребенку с предубеждением, со слов и рекомендаций других людей.
  3. Принцип разделенной ответствен ности.
  4. Принцип свободы выбора.
  5. Принцип саморефлексии.
  6. Принцип создания развивающей среды.
  7. Принцип личностно-значимого ре зультата. Содержание, хотя оно и важно, отступает на второй план
Все идеи

Книги

Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be 1
Роджерс К. Брак и его альтернативы. М.: Этерна. – 2006
Карл Рэнсом Роджерс
Роджерс К. Брак и его альтернативы. М.: Этерна. – 2006
Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be 2
Роджерс К. Клиенто-центрированная терапия. Ваклер: Издательский дом Рефл-бук. - 1997
Карл Рэнсом Роджерс
Роджерс К. Клиенто-центрированная терапия. Ваклер: Издательский дом Рефл-бук. - 1997
Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be 3
Роджерс К. Консультирование и психотерапия. - М.: ЭКСМО-Пресс, 1999
Карл Рэнсом Роджерс
Роджерс К. Консультирование и психотерапия. - М.: ЭКСМО-Пресс, 1999
Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be 4
Роджерс К. Психология супружеских отношений . Возможные альтернативы / Пер. с англ. В. Гаврилова/ —— М.: Эксмо, 2002. — 288 с. (Серия «Психология для всех»)
Карл Рэнсом Роджерс
Роджерс К. Психология супружеских отношений . Возможные альтернативы / Пер. с англ. В. Гаврилова/ —— М.: Эксмо, 2002. — 288 с. (Серия «Психология для всех»)
Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be 5
Роджерс К. Становление личности/ Перевод М.М.Исениной под редакцией д.п.н. Е.И.Исениной.. Boston, - 1961
Карл Рэнсом Роджерс
Роджерс К. Становление личности/ Перевод М.М.Исениной под редакцией д.п.н. Е.И.Исениной.. Boston, - 1961
Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be 6
Роджерс К., Фрейберг Дж. Свобода учиться. М.: Смысл, 2002. — 527 с.
Карл Рэнсом Роджерс
Роджерс К., Фрейберг Дж. Свобода учиться. М.: Смысл, 2002. — 527 с.
Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be 1
Карл Рэнсом Роджерс
Не найдена в свободном доступе
Ещё 3 книги

Интерпретация идей

График интерпретации идей глазами экспертов и участников проекта. На этом графике вы можете отобразить ваше понимание взглядов педагога-мыслителя по 16 критериям, представленным на 8 осях.

РЕ
Ориентация на результат
СЦ
Ориентация на социальные ценности
ВШ
Опора на внешний стимул деятельности
ПВ
Опора на поведение
ГЗ
Фокус на передаче готовых знаний и опыта
ОБ
Центрация на деятельности обучающегося
УБ
Ориентация на управляемое изменение будущего
ФЗ
Ценность формального, фундаментального знания
ПР
Ориентация на процесс
ИР
Ориентация на индивидуально-личностное развитие
ВН
Опора на внутренний стимул деятельности
КП
Опора на когнитивный процесс
ИН
Фокус на индуктивных способах приобретения знаний и опыта
ПД
Центрация на деятельности педагога 
СТ
Ориентация на сохранение традиций, адаптацию личности
ПТ
Ценность знания ориентированного на потребности жизни
Оценки педагогической концепции, созданные другими участниками проекта и экспертов, вы сможете посмотреть после того, как сохраните свою оценку педагогу.