Войти
EN

Николай Петрович Гузик

Заслуженный учитель РФ, директор школы и учитель химии. Автор "Комбинированной системы обучения», имеющей две отличительные стороны: внутриклассную дифференциацию обучения по уровню и развивающий цикл уроков по теме.
Годы жизни
2 ноября 1941
Страна
Украина
Научная школа
Комбинированная система организации учебно-воспитательного процесса
Предшественники
Gaivho 01

Оцените идеи педагога

1.
Оцените

Выскажите мнение об идеях педагога на основе изученного материала с помощью графо-аналитического инструмента

2.
Сохраните

Сохраните оценку и зарегистрируйтесь чтобы получите доступ к мнению экспертов

3.
Сравните

После оценки педагога сравните вашу оценку с мнением экспертов и остальных пользователей

4.
Обсудите

Обсудите на практических занятиях варианты интерпритаций идей педагога и аргументируйте свою

Thumb 2016 06 30 14 21 33 4846 povshednaya
Узнайте что об этом педагоге думают эксперты проекта.
Экспертные оценки педагога

Биография

Родился Николай Петрович 02.11.1941 г. в с. Горное Николаевского района Львовской области. Путь учителя начался с обучения в Мелитопольском государственном педагогическом институте на естественном факультете (1963-1967).
В 1968-1970 гг.– заместитель директора по воспитательной работе, учитель химии Байтальськой СШ Ананьевского района Одесской области, с 1970 по 1983 гг. – директор школы, учитель химии Ананьевского СШ № 2, в 1983 – 1989 гг. – директор школы, учитель химии Южненского СШ №1.
Движение авторских школ приходится на начало 1980-х гг. В это время
советская школа переживала кризис, в связи с тем, что старая система
образования вступила в противоречие с задачами, которые ставила жизнь.
Первая в Украине авторская школа была создана именно в городе
Южном усилиями Николая Петровича Гузика в 1988 г., согласно решению
Коллегии Государственного комитета СССР по народному образованию,
решением Коллегии Министерства народного образования Украины и
решением Одесского облисполкома.
Это первая на территории бывшего СССР и УССР общеобразовательная
школа, которая получила официальный статус «Авторская школа».
Основанию ее предшествовала победа учредителя на Всеукраинском
конкурсе на лучший проект общеобразовательной школы СССР, организовал
Государственный комитет по народному образованию СССР.
Николай Петрович один из организаторов Первой Творческого союза
учителей СССР (1987). Начало было трудным, ведь в то время были
недопустимы какие типы и виды школ, кроме официально установленных.
Авторские школы возникли в конце 80-х гг.
Первая в Украине авторская школа была создана именно в городе
Южном усилиями Николая Петровича Гузика. Теперь он мог реализовать на
практике особое дидактически-методическую систему и оригинальную
модель школы-комплекса, в основе которых личностно-ориентированная
система школьного образования (Комбинированная система организации
учебно-воспитательного процесса М. П. Гузика; 1977-1989).
Именно 1988 г. Авторская школа М.П.Гузика стала экспериментальной
школой всеукраинского уровня по проблемам организации
дифференцированного личностно ориентированного обучения, развития и
воспитания школьников в городе Южном Одесской области, согласно
решению Коллегии Государственного комитета СССР по народному
образованию (Протокол № 15/2 от 2.06.88р.), Решением Коллегии
министерства народного просвещения Украина от 29.06.88р .;№ 5/39 и
решением Одесского облисполкома от 17.07.88р .;№ 236.
Это первая на территории бывшего СССР и УССР общеобразовательная
школа, которая получила официальный статус "Авторская школа".
Основанию ее предшествовала победа ее автора Гузика Николая Петровича –учителя-новатора на Всеукраинском конкурсе на лучший проект
общеобразовательной школы СССР, организовали Государственный комитет
по народному образованию СССР совместно с Академией педагогических
наук СССР.
С 1994 г. она приобрела статус экспериментальной школы АПН
Украины, а с 1999 г. – экспериментальной школы Министерства образования
Украины Всеукраинского уровня (Приказ № 257 от 12.05.99р. "О создании
экспериментальных площадок по апробации модели Авторской М.П.Гузика
школы-комплекса").
Согласно этому приказу на территории Украины было основано 10
экспериментальных педагогических площадок, в которых начался
широкомасштабный научный эксперимент по апробации и внедрению в
практику новой модели школы-комплекса и Комбинированной системы
организации учебно-воспитательного процесса М.П.Гузика, которые вместе
обеспечивают персонифицированную образование ученика в условиях
плановой наполненности классных группировок учащихся.
К этим школам относятся:
• средние школы №№ 1, 5, 7 м. Энергодара Запорожской области;
• средние школы №№ 2, 4, 7 м. Ильичевска и средняя школа № 2
г. Ананьево Одесской области;
• средняя школа № 1 г. Краснодона Луганской области;
• средняя школа № 5 г. Киверцы Волынской области;
• средняя школа-гимназия № 7 г.Одессы.
В наше время эти школы стали центрами передового педагогического
опыта в своих регионах. На их базе проводятся областные и Всеукраинские
семинары по вопросам внедрения личностно ориентированных
педагогических технологий.
Созданная авторская школа вошла в реестр лучших школ ЮНЕСКО
(1994) и лучших школ Украины (2006). Авторская школа-комплекс
М.П.Гузика в 1994 г. была признана ЮНЕСКО одной из лучших школ в
Европе.
2006 г. – победитель Всеукраинского конкурса «Сто лучших школ
Украины».
2006 г. – победитель Всеукраинского конкурса летних оздоровительных
лагерей для школьников младшего возраста.
2007 г. – победитель Всеукраинского конкурса летних оздоровительных
лагерей для одаренной молодежи.
2007 г. – победитель отборочного тура конкурса благотворительных
проектов «Добро начинается с тебя» Международного благотворительного
Фонда «Украина 3000».
Авторская школа М.П.Гузика является учебно-воспитательным
комплексом, ориентированным на реализацию и развитие присущего
каждому отдельному ребенку собственного таланта. Поэтому учебно-
воспитательный процесс в ней, в отличие от общеупотребительных
подходов, персонифицировано.Итак, персонификация обучения, развития и воспитания каждой
личности в Авторской школе М.П.Гузика является системообразующим
принципом, по которому выстраиваются все остальные составляющие
данного образовательного учреждения.
В этом отношении Авторская школа М.П.Гузика является уникальным
общеобразовательным заведением Украины.
В основу персонификации цели, содержания, стилей и технологий
обучения по педагогической системой М.П.Гузика положена идея адаптации
основных образовательных факторов с индивидуальными особенностями
ученика.
Прежде учебный процесс подчиняется развития тех ведущих
способностей и учебных стилей, характеризующих отдельного ученика.
Именно к ним специально приспосабливается учебно-воспитательный
процесс, с целью его эффективного применения для динамичного развития
персонального таланта ребенка и тех ее способностей, которые его
обслуживают.
На первое место в этом процессе выдвигается не получения тех или
иных знаний, как это делается, а приобретение ребенком соответствующих
академических, поведенческих и социально-культурных компетенций.
Учитывая типы компетенций, обусловливающие соответствующий вид
таланта ребенка, выстраивается особый расширенный педагогическое
пространство Авторской школы М.П.Гузика. В нем в едином режиме
действуют пять дифференцированных разнопрофильных и разноуровневых
школ.
• Первая. Академическая школа в составе общеобразовательного,
гимназического, лицейского отделений и колледжа (вуза II уровня
аккредитации).
• Вторая. Детская школа искусств в составе музыкального, вокального,
хореографического, театрального и изобразительного отделений.
• Третья. Детско-юношеская специализированная спортивная школа
(школа высоких спортивных достижений) в составе легкоатлетического,
гимнастического, гребного, баскетбольного, футбольного, волейбольного,
боксерского отделений и отделения классической и вольной борьбе.
• Четвертая. рудовая политехническая школа в составе общетрудовых
и профессионально-технического отделений.
• Пятая. Школа социального становления и развития личности в
составе гражданского, политологического, педагогического, коммерческого,
менеджерского, лидерского религиозного, организационно-общественного,
культурно-просветительского отделений.
Именно в условиях тесного сотрудничества этих пяти главных школ и
их структурных отделений действительно обеспечивается реализация и
развитие каждой отдельной личности в соответствии с ее жизненным
назначением и собственным выбором.
Организация такого единого учебно-воспитательного комплекса и
обеспечения его эффективной деятельности является той инновацией,которая выделяет Авторская школу М.П.Гузика среди последних школ
Украины и зарубежья.
Николай Петрович первый в педагогической теории и практике
разработал типологию природных ключевых задатков ребенка, на основе
которых отработал содержание персонифицированных программ обучения
школьников. В них гармонично интегрируются программы из академических
предметов и те учебно-развивающие действия, которые обслуживают
индивидуальный природный талант ребенка.
Директор Авторской экспериментальной специализированной I-III
степеней школы-комплекса г. Южного Одесской области, кандидат
педагогических наук, член-корреспондент АПН Украины, заслуженный
работник народного образования Украины, награжден орденом «Знак
Почета», медалями Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, медалью АПН Украины
«Ушинский К.Д.».
Автор более 50 научно-педагогических трудов, в частности:
• «Авторская школа. Концепция и технологические факторы »(2000),
• «Воспитательный идеал для современной украинской школы»(2006),
• «Дванадцатибальна шкала оценивания знаний, умений и навыков.
Что и как оценивать?»(2004),
• «Двенадцатибалльная система: пути реализации».
• «Девять типов природных ключевых задатков ребенка. Как их
развивать в состояния таланта в процессе академического обучения»(2006).
• «Лекционно-семинарская система обучения химии»,
• «Лекционно-семинарская система обучения» (1977, соавтор),
• «Неорганическая химия (опыт преподавания по Комбинированной
системой М. П. Гузика)»(1982),
• «Органическая химия (Опыт преподавания по комбинированной
системе Н. П. Гузика)» (1982),
• «Профильное обучение. Как организовать, не разрушив школу?»
(2005).
• «Профильное обучение: как организовать, не разруив школу»,
• «Ребенок: кто он есть в действительности»(2005),
• «Учить учиться» (1980),
• «Человек: кто он есть на самом деле?»(2005),
Созданная М. П. Гузик уникальная школа, в которой в едином учебно-
воспитательном комплексе размещены все типы школ, которые известны на
Украине (это и гимназия, и лицей, и общеобразовательное тип среднего
учебного заведения), решает все проблемы города Южного, связанные с
различным спросом населения на среднее образование.
Авторская школа Николая Петровича имеет очень весомые победы на
областных и Всеукраинских предметных олимпиадах, турнирах и конкурсах
на протяжении всех лет ее существования. 20 учителей этой школы вошли в
известного титулованного сборника «Педагогический олимп Одесщины», что
свидетельствует об их высокой профессиональное качество и эффективность
педагогической системы М. П. Гузика.У Николая Петровича «надежный тыл» в жизни Почти вся семья
М.П.Гузика – педагоги: жена Надежда Валентиновна – учитель истории; дочь
Наталья – учитель химии; дочь Татьяна – заместитель директора по научной
работе, учитель английского языка; дочь Зинаида тоже выбрала путь учителя,
а сын Олег выбрал благотворительную профессию врача.
Все они работают в Авторской школе М. П. Гузика. Дочь Зинаида –
студентка Одесского государственного педагогического университета им. К.
Д. Ушинского, а сын Олег выбрал благотворительную и тоже гуманную
профессию – врач и работает в Южненской городской больнице.
Николай Петрович увлекается пешеходным горным туризмом,
классической музыкой и изобразительным искусством.
В 2008 г. за огромные заслуги перед городом Южненский городской
совет присвоил Гузик М. П. звание «Почетный гражданин. Южного».
Основой технологии Авторской школы М.П. Гузика является решение
проблем формирования и реализации того качества человека, которая
является ведущей в структуре личности каждого отдельного ученика.
Как считает учитель, обеспечение четкой, слаженной работы
образовательного многофункционального комплекса, которым является
Авторская школа Гузика, требует новых, нетрадиционных подходов к
управлению школой, поэтому модель школы опирается на три
системообразующих принципы:
• теоцентризм,
• природосообразность,
• саморегуляция.
Учитель-воспитатель школы Гузика является автономно управляемой
лицом, которое несет полную ответственность за жизнь ребенка,
эффективное развитие его личности.
Технология организации Авторской школы Гузика может быть полезной
для будущих учителей практическими примерами и методами педагога-
новатора в виде разработок конкретных уроков, предложенных в его
авторской книге "Педагогические основы авторской школы".
Педагогическая система М.П. Гузика принципиально отличается от
традиционной по четырем фундаментальными показателями:
– основана на духовно-христианской философии;
– содержание обучения сочетает академические знания с умениями
применять на практике ключевые природные способности ведущего таланта
ребенка;
– учебные программы, стили воспитания, темп их реализации учеником
носят персонифицированный характер;
– конечным продуктом процесса обучения ребенка на уроке является
интеллектуальный товар или полезная услуга.
Проведен в течение четверти века широкомасштабный, тщательный
эксперимент в Авторской школе М.П.Гузика и тех экспериментальных
школах Украины, применяющие его педагогическую систему, показал еебезусловные преимущества перед разнообразными формами современной
традиционной секулярной педагогики.
Первым и пока единственным авторским учебно-воспитательным
заведением школьного образования Украины является «Авторская школа
Н.П. Гузика». Она была открыта в 1988 г. в городе Южном Одесской
области.
В философско-мировоззренческом фундаменте педагогической системы
Н.П. Гузика заложены четыре основополагающих постулата, а именно:
человек – это творение Божие, посланное им на Землю здесь и сейчас для
выполнения конкретной цели; каждый ребёнок от природы наделён
задатками определённого типа таланта, который при его правильном
обучении, развитии и воспитании постепенно дифференцируется в
конкретный вид природного таланта; целью образования ребёнка должно
стать познание им своего Небесного Отца, служение ему и ближним своим
неповторимым талантом; содержание школьного образования должно
способствовать своевременному соединению ребёнка с Богом, познании им
своего жизненного предназначения и раскрытию в себе полной реализации и
динамического развития того вида таланта, с помощью которого он сможет
выполнить данную жизненную миссию. На основе этих фундаментальных
положений выстраивается содержание, технология и другие дидактико-
методические слагаемые инновационной педагогической системы Н.П.
Гузика.
Отличительные особенности дидактической системы Н.П. Гузика –
ориентация учебно-воспитательного процесса на персонифицированное
содержание обучения, индивидуальный старт ребёнка и индивидуальное
продвижение в процессе школьного образования. Создана возможность
использования учеником своего собственного стиля, методов и приёмов
работы. Каждый ученик имеет возможность выбрать для себя конкретный
вид конечного продукта обучения.
Реально осуществляется такой процесс благодаря комплексной
персонифицированной программе обучения, объединяющей академический
опыт, а именно предметные знания, умения и навыки с деятельностью,
наиболее полно раскрывающей талант воспитанника. Сегодня в состав
экспериментальной школы-комплекса входят: общеобразовательная школа,
гимназия, лицей, колледж (вуз І-ІІІ степеней), школы: искусств, детская
спортивная; Центры социального развития ребёнка, а также Центр духовного
образования.
Созданию авторской школы Н.П. Гузика предшествовала победа во
всесоюзном конкурсе на лучший проект школы будущего, который проходил
в городе Асаново Ижевской области в 1987г.
– Так было получено разрешение на создание собственной авторской
школы, – вспоминает Николай Петрович. – За время своего существования,
на протяжении почти четверти века, эта образовательная система не только
доказала свою эффективность, но и не потеряла актуальности. Ряд
украинских учебных заведений уже применяют наш опыт и внедряют наш подход к образованию и духовно-нравственному воспитанию подрастающего
поколения. Это может стать основой для обновления украинской
образовательной системы в ХХІ в. и преодоления главенства секулярной
атеистической педагогики. Школа должна быть живой, подвижной системой,
а структурные компоненты – иметь способность саморегулироваться исходя
из потребностей развития реального таланта ребенка.
Апробация системы была начата в 1998 г. для широкого применения в
десяти школах Украины, и проведённая Министерством образования и науки
Украины экспертиза в 2006 г. подтвердила практическую ценность авторской
программы. По окончании второго этапа апробации в 2013 г. система будет
рекомендована средним общеобразовательным учреждениям страны.
Н.П. Гузик – педагог с 45-летним стажем, автор ряда научных работ,
семи учебно-методических пособий и более ста статей по значимым
проблемам современной отечественной и зарубежной педагогики, известных
в мире. Он – один из основателей Союза педагогов СССР, Открытой
педагогической школы Украины, Южноукраинского научного центра НАПН
Украины и других организаций. Заслуги Николая Петровича неоднократно
отмечались государственными наградами, почётными грамотами и
благодарностями.
Южненская авторская Н.П. Гузика экспериментальная
специализированная общеобразовательная школа-комплекс в 1994 г. была
внесена в реестр ЮНЕСКО как одно из лучших учебных заведений Европы.
В 2005 г. школа была отмечена званием победителя конкурса «100 лучших
школ Украины». Кроме того, школа входит в перечень десяти Всеукраинских
экспериментальных учебных заведений, на её основе создана сеть
экспериментальных площадок в Запорожской, Луганской, Волынской,
Черкасской, Николаевской, Львовской, Херсонской, Донецкой, Харьковской
областях.
В 2012 г. она была занесена в Европейский реестр под названием:
«Культурные и духовные сокровищницы Украины»

Вся биография

Идеи

Миссия ученика

Содержание школьного образования должно способствовать своевременному соединению ребёнка с Богом, познании им своего жизненного предназначения и раскрытию в себе полной реализации и динамического развития того вида таланта, с помощью которого он сможет выполнить данную жизненную миссию

Природосообразность

Принцип природосообразности диктует индивидуальный темп усвоения детьми школьной программы. Кроме этого, важно обеспечить условия для нормального физического развития ребенка.

Дифференцированно-профильный подход

Принципиально отличается от общепринятой система организации обучения в 7–11 классах. Базовая часть программы обеспечивает необходимый уровень среднего образования, а поэтому является общей для всех направлений. Задача профильных программ – создание благоприятных условий как для общего развития учеников, так и для удовлетворения интересов и развития индивидуальных способностей детей.

Комплексность обучения

В самом общем виде ее можно охарактеризовать как совокупность общеобразовательной школы со школой искусств, спортивной, другими детскими воспитательными учреждениями системы народного образования, культуры, базового предприятия и ДОСААФ.

Принцип саморегуляции профессиональной деятельности педагогов

Во главе кафедры стоит заведующий, избираемый ее членами на два года. Кафедра несет ответственность за организацию учебно-воспитательного процесса по своему направлению. Она же занимается и хозяйственно-финансовой деятельностью в пределах средств, отпускаемых для нее дирекцией школы

Все идеи

Книги

Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be 1
Гузик Н.П. Дидактический материал по химии для 9 класса [Текст] : учебное пособие / Н. П. Гузик ; отв. ред. Н. П. Зайченко. - Киев : Радянська шк., 1982. - 131 с.
Николай Петрович Гузик
Гузик Н.П. Дидактический материал по химии для 9 класса [Текст] : учебное пособие / Н. П. Гузик ; отв. ред. Н. П. Зайченко. - Киев : Радянська шк., 1982. - 131 с.
Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be 2
Гузик Н.П. Обучение органической химии: из опыта работы [Текст] : кн. для учителя / - М. : Просвещение, 1988. - 224 с.
Николай Петрович Гузик
Гузик Н.П. Обучение органической химии: из опыта работы [Текст] : кн. для учителя / - М. : Просвещение, 1988. - 224 с.
Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be 3
Гузик Н.П. Дидактический материал по химии для 10 класса [Текст] : учебное пособие (по лекционно-семинарской системе) / Н. П. Гузик ; отв. ред. и авт. предисл. Н. И. Зайченко. - Киев : Радянська шк., 1984. - 113 с
Николай Петрович Гузик
Гузик Н.П. Дидактический материал по химии для 10 класса [Текст] : учебное пособие (по лекционно-семинарской системе) / Н. П. Гузик ; отв. ред. и авт. предисл. Н. И. Зайченко. - Киев : Радянська шк., 1984. - 113 с
Гузик Н.П. Философско-мировоззренческие педагогические основы инновационной личностно ориентированной педагогической системы Н. П. Гузика / Н. П. Гузик. - Управління школою : наук.-метод. журн./ ТОВ "Видавнича група "Основа". - Харків : Основа, 2002 - С.2-25
Николай Петрович Гузик
Гузик Н.П. Философско-мировоззренческие педагогические основы инновационной личностно ориентированной педагогической системы Н. П. Гузика / Н. П. Гузик. - Управління школою : наук.-метод. журн./ ТОВ "Видавнича група "Основа". - Харків : Основа, 2002 - С.2-25
Гузик, Н. П. Комбинированная система Н. П. Гузика: этапы обучения и научения / Н. П. Гузик. Управління школою : наук.-метод. журн./ ТОВ "Видавнича група "Основа". - Харків : Основа. -2013. - № 22/24 - С.2-51
Николай Петрович Гузик
Гузик, Н. П. Комбинированная система Н. П. Гузика: этапы обучения и научения / Н. П. Гузик. Управління школою : наук.-метод. журн./ ТОВ "Видавнича група "Основа". - Харків : Основа. -2013. - № 22/24 - С.2-51
Ещё 1 книга

Интерпретация идей

График интерпретации идей глазами экспертов и участников проекта. На этом графике вы можете отобразить ваше понимание взглядов педагога-мыслителя по 16 критериям, представленным на 8 осях.

РЕ
Ориентация на результат
СЦ
Ориентация на социальные ценности
ВШ
Опора на внешний стимул деятельности
ПВ
Опора на поведение
ГЗ
Фокус на передаче готовых знаний и опыта
ОБ
Центрация на деятельности обучающегося
УБ
Ориентация на управляемое изменение будущего
ФЗ
Ценность формального, фундаментального знания
ПР
Ориентация на процесс
ИР
Ориентация на индивидуально-личностное развитие
ВН
Опора на внутренний стимул деятельности
КП
Опора на когнитивный процесс
ИН
Фокус на индуктивных способах приобретения знаний и опыта
ПД
Центрация на деятельности педагога 
СТ
Ориентация на сохранение традиций, адаптацию личности
ПТ
Ценность знания ориентированного на потребности жизни
Оценки педагогической концепции, созданные другими участниками проекта и экспертов, вы сможете посмотреть после того, как сохраните свою оценку педагогу.