Войти
EN

Нина Фёдоровна Талызина

Российский психолог, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент АПН СССР, действительный член АПН СССР, РАО. Труды в области изучения логических обобщений, формирования понятий у детей, программированного обучения, психодиагностики. Исследования Талызиной связаны с разработкой теории учения на основе деятельностного подхода, моделированием инвариантных возможностей усвоения умственных действий, выявлением психологических механизмов обобщения действия. Основоположник функционального подхода в профессиональной педагогике.
Годы жизни
1923
Страна
Россия
Научная школа
Педагогическая психология, программированное обучение
Предшественники
Gaivho 01

Оцените идеи педагога

1.
Оцените

Выскажите мнение об идеях педагога на основе изученного материала с помощью графо-аналитического инструмента

2.
Сохраните

Сохраните оценку и зарегистрируйтесь чтобы получите доступ к мнению экспертов

3.
Сравните

После оценки педагога сравните вашу оценку с мнением экспертов и остальных пользователей

4.
Обсудите

Обсудите на практических занятиях варианты интерпритаций идей педагога и аргументируйте свою

Thumb %d0%9a%d1%83%d1%80%d0%b8%d1%86%d1%8b%d0%bd
Thumb %d0%9f%d0%b0%d0%bf%d1%83%d1%82%d0%ba%d0%be%d0%b2%d0%b0
Thumb %d0%97%d0%b0%d0%ba%d0%b0%d0%b1%d0%bb%d1%83%d0%ba%d0%be%d0%b2%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9
Thumb frolov
Thumb fedorov
Узнайте что об этом педагоге думают эксперты проекта.

Биография

1923 - наст. время

Родилась 28 декабря 1923 г. в с. Лучинском Ярославской области, закончила Ярославское педучилище (1942 г.), а затем физико-математический факультет Ярославского педагогического института (1946), аспирантуру Института Психологии АПН РСФСР (1950). Доктор психологических наук (1970), профессор (1971), член-корреспондент АПН СССР (1971), действительный член АПН СССР (1989), действительный член РАО (1992), Заслуженный профессор МГУ (1997). Лауреат премии Президента РФ (1998), Лауреат премии М.В. Ломоносова (2001), почетный профессор факультета психологии (2003). Преподает в МГУ им. М.В. Ломоносова с 1950 г., заведующий кафедрой педагогической психологии и педагогики отделения, а затем факультета психологии МГУ (1963-1995). Руководитель лаборатории педагогической психологии (с 1966 г.) и Центра по переподготовке работников системы образования(с 1989 г.) при факультете психологии МГУ. Н.Ф. Талызина была председателем, а теперь является членом нескольких советов по защите докторских, кандидатских диссертаций по педагогической психологии и педагогике. Н.Ф. Талызина была экспертом ЮНЕСКО, в течение 7-ми лет была членом ВАК СССР по психологии и педагогике. Более 15 лет была членом редколлегии журнала «Советская педагогика», Международного журнала «Научные основы обучения" (Голландия), и европейского журнала "Измерение и оценивание». В настоящее время - член редколлегии журнала «Вестник МГУ. Серия 14. Психология» и серия №20 «Педагогическое образование». За научную, педагогическую деятельность награждена медалями им. К.Д. Ушинского, им. Н.К. Крупской, значком «Отличник высшего образования», 2-мя медалями ВДНХ, правительственным Орденом Кубы за вклад в развитие образования в республике (1988), Золотой медалью Российской Академии образования, Золотой медалью «Выдающиеся ученые XXI века» Международного педагогического центра.
Область научной деятельности: педагогическая психология. Н.Ф. Талызина внесла крупный вклад в разработку деятельностной теории учения. В 1950-е гг. в кандидатской диссертации, выполненной под руководством П.А. Шеварева, исследовала особенности сокращения умственных действий в процессе их формирования. Начиная с 1950-х гг., ведет исследования в тесном контакте с П.Я. Гальпериным. Первый цикл исследований был посвящен действиям, лежащим за понятиями, что позволило вскрыть психологические механизмы становления и функционирования научных понятий. Умственные действия, обеспечивающие выполнение логических операций доказательства, классификации, рассматривались как пути формирования логического мышления у детей; исследовались также особенности функционирования логических приемов мышления у взрослых. Это привело к разработке метода моделирования разных видов познавательной деятельности и формулировке принципов управления процессом их формирования, помогло понять соотношение психологического и логического подходов к изучению мышления. Установлено, что управление процессом усвоения умственных действий, лежащих за логическими знаниями и операциями, позволяет формировать полноценные понятия уже у детей 5-6 лет в то время, как стихийный ход становления логического мышления приводит к наличию дефектов в его функционировании даже у взрослых образованных людей. Это показывает несостоятельность рассмотрения возраста как критерия развития логического мышления, вскрывает зависимость последнего от условий усвоения социального опыта и доказывает социальную природу человеческой психики. Изучение психологических механизмов обобщения в экспериментах на нормальных детях и на детях с задержками в психическом развитии обнаружило, что обобщение не определяется непосредственно общностью свойств в предметах, а зависит от того, на что ориентируется человек в работе с предметами, какое место те или иные свойства занимают в структуре деятельности субъекта. Это открывает путь для управления процессом обобщения, планирования свойств, по которым требуется провести обобщение.
В 1960-е г.г. с появлением программированного обучения Н.Ф. Талызиной проводится анализ общей теории управления, исследуются возможности ее использования в учении (при разработке принципов программированного обучения). Ею была сформулирована деятельностная концепция программированного обучения, отличающаяся от американского аналога, построенного на основе бихевиоризма (Талызина, 1969). Этот этап исследований обобщен в ее докторской диссертации, посвященной “Психологическим основам управления усвоением знаний” (1970).
В 1970-е г.г. Нина Федоровна продолжила исследование закономерностей процесса усвоения и возможностей управления им (Талызина, 1975; 1984); осуществляются исследования по психолого-педагогическим основам применения обучающих машин, выявлению функций учебника в учебном процессе; разрабатывается методика составления обучающих программ; анализируются функции контроля при усвоении знаний (Талызина, 1977; 1980).
В 1980-е гг. обосновывает деятельностный подход к психодиагностике познавательной деятельности учащихся; выявлены принципы составления принципиально новых диагностических методик; показан метод оценки истинных возможностей традиционных тестов (Талызина, 1987). Проведен цикл исследований близнецовым методом, подтвердивших социальную природу человеческих способностей и позволивших предложить новый подход к диагностике интеллектуальной деятельности (Талызина 1991). Важное значение имеют работы Н.Ф.Талызиной в области дидактики, построенной на деятельностной теории учения. Прежде всего следует отметить исследование Н.Ф.Талызиной, посвященное методологии построения содержания обучения с опорой на модель целей, представленных в виде типовых задач (Талызина, 1987).
Нина Федоровна читает в МГУ курсы лекций: «Педагогическая психология», «Деятельностный подход в психологии», «Деятельностная теория учения», «Психологическая диагностика интеллекта», «Зарубежные теории учения», подготовила более 60 кандидатов и докторов наук.
Общее число опубликованных работ около 400, часть из них издана на 16-ти языках за рубежом.

Вся биография

Идеи

Деятельностный подход к психике

При деятельностном подходе психика понимается как форма жизнедеятельности субъекта, обеспечивающая решение определенных задач в процессе взаимодействия с миром. Человек (субъект) выступает как активное начало , а не как простое вместилище психического. Он выполняет не только внешние практические действия, но и действия психические. Психика-это не просто картина мира, система образов, но и система действий.

При деятельностном подходе психика понимается как форма жизнедеятельности субъекта, обеспечивающая решение определенных задач в процессе взаимодействия с миром. Человек (субъект) выступает как активное начало , а не как простое вместилище психического. Он выполняет не только внешние практические действия, но и действия психические. Психика-это не просто картина мира, система образов, но и система действий.

Общее требование к единице анализа любого процесса заключается в том, что она не должна терять специфики анализируемого явления. Л.С.Выготский подчеркивал, что психику надо разлагать не на простейшие, а на специфические для нее единицы , в которых сохраняются в наиболее простом виде все ее качества и свойства.

Социальная природа психического развития человека

Этот принцип не является характерным лишь для деятельностного подхода в психологии, но в деятельностной теории ему отводится весьма существенная роль.

Единство материальной и психической деятельности

Оно состоит в том, что и другое –деятельность, что оба эти вида деятельности имеют идентичное строение. Другой аспект единства материальной деятельности и деятельности психической состоит в том, что внутренняя, психическая, деятельность есть преобразованная внешняя материальная.

Все идеи

Книги

Thumb cover
Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний: психологические основы. 2-е изд., доп, испр. — МГУ М, 1984. — С. 344.
Нина Фёдоровна Талызина
Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний: психологические основы. 2-е изд., доп, испр. — МГУ М, 1984. — С. 344.
Thumb cover
Талызина Н. Ф. Практикум по педагогической психологии: учебник для студентов высш.пед.учеб.заведений. — Academia М, 2002. — С. 189.
Нина Фёдоровна Талызина
Не найдена в свободном доступе
Талызина Н. Ф. Практикум по педагогической психологии: учебник для студентов высш.пед.учеб.заведений. — Academia М, 2002. — С. 189.
Thumb cover
Talyzina N. F. Manual de psicologia pedagogica. — San Luis Potosi, Mexico, 2000. — P. 336.
Нина Фёдоровна Талызина
Talyzina N. F. Manual de psicologia pedagogica. — San Luis Potosi, Mexico, 2000. — P. 336.
Thumb cover
Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников : книга для учителя / Н.Ф. Талызина. – Москва : Просвещение, 1988. – 175 с.
Нина Фёдоровна Талызина
Не найдена в свободном доступе
Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников : книга для учителя / Н.Ф. Талызина. – Москва : Просвещение, 1988. – 175 с.
Thumb cover
Талызина Н. Ф. Т16 Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 288 с.
Нина Фёдоровна Талызина
Талызина Н. Ф. Т16 Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 288 с.
Thumb cover
Талызина Н. Ф. Пропаганда психолого-педагогических знаний: в помощь лектору. — М, 1986. — С. 47.
Нина Фёдоровна Талызина
Не найдена в свободном доступе
Талызина Н. Ф. Пропаганда психолого-педагогических знаний: в помощь лектору. — М, 1986. — С. 47.
Диагностика развивающего эффекта использования здоровьесберегающей деятельностной технологии обучения: Учебно-методическое пособие / И. А. Володарская, Н. Ф. Талызина, Н. Г. Салмина, и. др. — ЗАО "МТО - ХОЛДИНГ" Москва, 2003. — С. 236.
Нина Фёдоровна Талызина
Не найдена в свободном доступе
Диагностика развивающего эффекта использования здоровьесберегающей деятельностной технологии обучения: Учебно-методическое пособие / И. А. Володарская, Н. Ф. Талызина, Н. Г. Салмина, и. др. — ЗАО "МТО - ХОЛДИНГ" Москва, 2003. — С. 236.
Thumb cover
Талызина Н. Ф. Методика составления обучающих программ: Учебное пособие. — МГУ М, 1980. — С. 16.
Нина Фёдоровна Талызина
Не найдена в свободном доступе
Талызина Н. Ф. Методика составления обучающих программ: Учебное пособие. — МГУ М, 1980. — С. 16.
Talyzina N. F. La formacion de la Habilidades del Pensamiento Matematico. — Mexico, 2001. — P. 284.
Нина Фёдоровна Талызина
Не найдена в свободном доступе
Talyzina N. F. La formacion de la Habilidades del Pensamiento Matematico. — Mexico, 2001. — P. 284.
Теории учения. Хрестоматия. Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности Психология / Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, П. Я. Гальперин и др. — Рос. психол. общество Москва, 1998. — С. 152.
Нина Фёдоровна Талызина
Не найдена в свободном доступе
Теории учения. Хрестоматия. Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности Психология / Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, П. Я. Гальперин и др. — Рос. психол. общество Москва, 1998. — С. 152.
Талызина Н. Ф. Педагогическая психология: Методические указания для студентов факультетов психологии гос.ун-тов / Науч.-методич. каб. по заоч. и вечер. обучению МГУ им. М.В.Ломоносова. — изд-во МГУ М, 1988. — С. 56.
Нина Фёдоровна Талызина
Не найдена в свободном доступе
Талызина Н. Ф. Педагогическая психология: Методические указания для студентов факультетов психологии гос.ун-тов / Науч.-методич. каб. по заоч. и вечер. обучению МГУ им. М.В.Ломоносова. — изд-во МГУ М, 1988. — С. 56.
Талызина Н. Ф. Педагогическая психология: психодиагностика интеллекта. Учебно-методическое пособие для студентов факультетов психологии гос.ун-тов. — МГУ М, 1987. — С. 63.
Нина Фёдоровна Талызина
Не найдена в свободном доступе
Талызина Н. Ф. Педагогическая психология: психодиагностика интеллекта. Учебно-методическое пособие для студентов факультетов психологии гос.ун-тов. — МГУ М, 1987. — С. 63.
Talyzina N. F. Los fundamentos de la ensenanza en la educacion superior. — Cuba, Habana, 1987. — P. 296.
Нина Фёдоровна Талызина
Не найдена в свободном доступе
Talyzina N. F. Los fundamentos de la ensenanza en la educacion superior. — Cuba, Habana, 1987. — P. 296.
Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности школьников: книга для учителя. — Просвещение М, 1988. — С. 173.
Нина Фёдоровна Талызина
Не найдена в свободном доступе
Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности школьников: книга для учителя. — Просвещение М, 1988. — С. 173.
Талызина Н. Ф. Теоретические основы разработки модели специалиста // / Реализация принципов системного подхода в учебных предметах: (В помощь слушателям фак.новых методов и средств обучения при Политехн.музее). — Знание М, 1986. — С. 198.
Нина Фёдоровна Талызина
Не найдена в свободном доступе
Талызина Н. Ф. Теоретические основы разработки модели специалиста // / Реализация принципов системного подхода в учебных предметах: (В помощь слушателям фак.новых методов и средств обучения при Политехн.музее). — Знание М, 1986. — С. 198.
Талызина Н. Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. — МГУ М, 1969. — С. 132.
Нина Фёдоровна Талызина
Не найдена в свободном доступе
Талызина Н. Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. — МГУ М, 1969. — С. 132.
Талызина Н. Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 288 с
Нина Фёдоровна Талызина
Талызина Н. Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 288 с
Ещё 13 книг

Видео

Анализ основных теорий учения
Талызина Н.Ф. Интервью

Интерпретация идей

График интерпретации идей глазами экспертов и участников проекта. На этом графике вы можете отобразить ваше понимание взглядов педагога-мыслителя по 16 критериям, представленным на 8 осях.

РЕ
Ориентация на результат
СЦ
Ориентация на социальные ценности
ВШ
Опора на внешний стимул деятельности
ПВ
Опора на поведение
ГЗ
Фокус на передаче готовых знаний и опыта
ОБ
Центрация на деятельности обучающегося
УБ
Ориентация на управляемое изменение будущего
ФЗ
Ценность формального, фундаментального знания
ПР
Ориентация на процесс
ИР
Ориентация на индивидуально-личностное развитие
ВН
Опора на внутренний стимул деятельности
КП
Опора на когнитивный процесс
ИН
Фокус на индуктивных способах приобретения знаний и опыта
ПД
Центрация на деятельности педагога 
СТ
Ориентация на сохранение традиций, адаптацию личности
ПТ
Ценность знания ориентированного на потребности жизни
Оценки педагогической концепции, созданные другими участниками проекта и экспертов, вы сможете посмотреть после того, как сохраните свою оценку педагогу.