Войти
EN

Михаил Николаевич Скаткин

Занимался методологией педагогической науки, вопросами совершенствования процесса обучения, содержания образования и др. Одним из первых начал разработку теории конструирования учебных программ. Автор ряда новых принципов дидактики, в том числе принципа научности обучения; соавтор дидактических концепций содержания образования и методов обучения.
Годы жизни
1900-1991
Регион
Россия
Научная школа
Научные основы дидактики, методология педагогического исследования
Источник идей
Последователи идей
Gaivho 01

Оцените идеи педагога

1.
Оцените

Выскажите мнение об идеях педагога на основе изученного материала с помощью графо-аналитического инструмента

2.
Сохраните

Сохраните оценку и зарегистрируйтесь чтобы получите доступ к мнению экспертов

3.
Сравните

После оценки педагога сравните вашу оценку с мнением экспертов и остальных пользователей

4.
Обсудите

Обсудите на практических занятиях варианты интерпритаций идей педагога и аргументируйте свою

Thumb %d1%81%d0%bb%d0%b5%d0%bf%d0%b5
Узнайте что об этом педагоге думают эксперты проекта.
Экспертные оценки педагога

Биография

1900-1991

Выдающийся отечественный учёный-педагог советского периода Михаил Николаевич Скаткин родился в селе Козлово Московской области и прожил большую творческую жизнь. Родители Николай Николаевич и Валентина Петровна воспитывали восемь сыновей, двух дочерей и двух приёмных детей. В 1908 году Скаткины переехали в Москву. Михаил поступил в 8-ю гимназию им. Шелапутина. С 1918 года работал на сельскохозяйственной опытной станции в Саратовской
области. В районе не хватало учителей, и юношу пригласили работать сельским учителем. С 1919 года он работал учителем начальной школы. В 1920 году старший брат Лев, тогда уже известный педагог и соратник С.Т.Шацкого, предложил Михаилу переехать в Калужскую область в район Первой опытной станции, расположившейся на границе Боровского, Малоярославецкого и Угодско-Заводского районов. В 1920-1930 он работал на 1-й Опытной станции по народному образованию Наркомпроса РСФСР под руководством Станислава Теофиловича Шацкого; в 1925 там же
окончил педагогические курсы. Основы педагогики там преподавали лучшие сотрудники Первой опытной станции: С.Т. и В.Н. Шацкие, Е.Я. и А.А. Фортунатовы, Н.О. Массалитинова, Л.К. Шлегер, Л.Д. Азаревич.
Эта работа в знаменитом экспериментальном учреждении оказала огромное влияние на дальнейшую научную деятельность будущего учёного. С 1930 года он вёл научно-исследовательскую работу в Институте научной педагогики при 2-м МГУ, Программно-методическом институте, Институте политехнического образования и других научно-педагогических учреждениях и одновременно преподавал в вузах. С 1945 года он работал в системе АПН, с 1957 заведовал подразделениями научно-исследовательских институтов, разрабатывающими проблемы дидактики.
В 1970 году он защищает диссертацию на степень доктора педагогических наук на тему «Проблемы дидактики» и получает звание профессора. В 1950 году М. Н. Скаткин избирается членом-корреспондентом АПН РСФСР, затем после реорганизации академии в 1968 избирается членом-корреспондентом АПН СССР. В 1985 году избирается
действительным членом АПН СССР. В эти годы он интенсивно занимается проблемами методологии педагогической науки и проблемами дидактики, совершенствования процесса обучения, содержания образования. Его исследования по
фундаментальным проблемам дидактики (теории политехнического образования, принципов и методов обучения) легли в основу работ, проводимых в СССР и других странах. Скаткин одним из первых начал разработку теории конструирования учебных программ. Автор ряда новых принципов дидактики, в том числе принципа научности обучения; соавтор
дидактических концепций содержания образования и методов обучения. Значительна его роль в выявлении путей совершенствования процесса обучения в 60-80-е гг. Он оставил после себя мощную научную школу отечественной
дидактики и методологии педагогической науки. Многие известные методологи и дидакты советского периода считали себя во многом учениками и последователями М.Н. Скаткина, а не только его соратниками (М.А. Данилов, И.Я. Лернер, В.В. Краевский, Н.М. Шахмаев и др.).
Жизнь этого замечательного учёного – пример того, как может вырасти человек благодаря своим творческим способностям, трудолюбию и ответственному отношению к своей деятельности. Начав свой жизненный путь простым учителем, он стал в конце жизни большим учёным.

Вся биография

Идеи

Содержание образования

М.Н. Скаткин и его соратники исходили из того, что изучение содержания образования как дидактического объекта связано с построением его модели, которая имеет многоуровневую иерархическую структуру. На высшем уровне –
уровне общетеоретического представления– содержание образование выступает как обобщенное системное представление о составе, элементах, структуре и функциях того социокультурного опыта, который должен быть
освоен подрастающими поколениями. На уровне учебного предмета содержание образования создает развернутое представление об отдельных составляющих содержания, играющих специфическую роль в общем, образовании и
определяющих особые для данного учебного предмета состав и структуру, соотносимые с обобщенным теоретическим представлением. На уровне учебного материала содержание образования отражает конкретные, подлежащие
усвоению учащимися, зафиксированные в учебниках, пособиях, дидактических материалах те элементы содержания, которые составляют основу обучения определенному учебному предмету. Выделенные три уровня соответствуют целям проектирования содержания и существуют в качестве дидактических нормативов, которые необходимо принимать во внимание в процессе отбора и конструирования содержательной стороны обучения. Четвертый уровень рассмотрения содержания образования – это уровень процесса обучения, когда содержание образования становится предметом совместной деятельности учителя и ученика. Именно об этом уровне рассмотрения содержания образования пойдет речь в следующих главах, когда мы будем осмысливать содержание обучения как структурный элемент дидактической системы и анализировать качественные характеристики содержания обучения в рамках различных дидактических систем. Пятый уровень – уровень отдельной личности– связан с тем, что содержание образования становится достоянием отдельных школьников и характеризует качество их созидательных возможностей, их уровень образованности

Концепция культуронаследования в теории содержания образования

Авторы концепции исходили из того, что
единственным источником, откуда черпается
содержание образования, является культура в
самом широком ее понимании как единство
материальной, духовной и художественной
составляющих. Но поскольку культура является
проекцией человеческой деятельности как
целенаправленной активности субъектов, то состав
отдельного акта целенаправленной человеческой
деятельности (знания о целях, средствах, способе и
результате деятельности, умение осуществлять
способ деятельности, готовность видоизменять
способ в случае возникших затруднений и
адаптировать его к новым условиям, потребности
и мотивы по отношению к данной деятельности)
соотносим с составом содержания образования,
воплощающего всю совокупность исторически
накопленных деятельностей. Отсюда состав
содержания образования определяется четырьмя
элементами, каждый из которых представляет
особый вид содержания:
1. знания о природе, обществе, технике,
человеке, способах деятельности;
2. опыт осуществления известных способов
деятельности, воплощающихся вместе со
знаниями в умениях и навыках личности;
3. опыт творческой деятельности,
воплощенный в особых интеллектуальных
процедурах, не поддающихся описанию в
виде алгоритмов;
4. опыт эмоционально-ценностного
отношения к действительности,
воплощенный в совокупности ценностей,
играющих мотивационную роль в поведении
и определяющих выбор способов
организации жизнедеятельности в целом и
отдельных видов деятельности в частности

Теория методов обучения

М.Н. Скаткин вместе с И.Я. Лернером
разрабатывал теорию методов обучения и
средств активизации познавательной
деятельности школьников, развития их
творческого потенциала. Разработанная ими
классификация методов обучения, в основу
которой был положен уровень познавательной
активности учащихся, включала следующие
методы: объяснительно-иллюстративный,
репродуктивный, проблемного изложения,
частично-поисковый и исследовательский
методы.

Сущность политехнического образования школьников

В исследованиях М.Н. Скаткина политехническое
образование рассматривалось как результат
обучения обеспечивающий «овладение системой
знаний о научных основах современного
производства, приобретение навыков обращения
с наиболее употребительными орудиями труда,
формирование и развитие технических
способностей, творческого отношения к труду»
Считая, что «политехническое обучение,
оторванное от производительного труда,
неизбежно приобретает абстрактный характер»,
ученый отмечал, что «в процессе
производительного труда учащиеся должны
учиться применять политехнические знания и
умения», так как это «способствует сознательному
и прочному усвоению, учит переносу их в новые
ситуации. Одновременно в труде происходит
обогащение новыми политехническими знаниями»
в сравнении, сопоставлении и анализе встречаю-
щихся различных технических устройств и
объектов. Наряду с этим М.Н. Скаткин считал
необходимым «участие в производительном труде
для формирования у учащихся знаний и умений
по организации и экономике производства»,4
…справедливо полагая, что «начатки
экономических знаний должны быть даны в
общеобразовательной школе в системе по-
литехнического обучения»

Методы педагогического исследования

Михаил Николаевич еще в 70-е годы одним из
первых подчеркнул роль изучения реальной
педагогической практики в развитии
педагогической науки. Выделив в своей работе
«Изучение педагогического опыта» в качестве
важнейшего критерия оценки лучшего
педагогического опыта его результативность, он
убедительно показал значение анализа
педагогического опыта как метода научного
исследования. Такой анализ, по мнению Михаила
Николаевича, играет важную роль в обосновании
актуальности темы педагогического исследования
на основе выявления причин типичных
недостатков, рисков и пробелов в учебно-
воспитательной работе, а также при разработке
гипотезы исследования, при проектировании и
опытной проверке усовершенствованной системы
учебной или воспитательной работы. Выделял два
основных пути получения новых научных знаний
в области педагогических наук: изучение
педагогического опыта с помощью специальных
методов и проведение педагогического
эксперимента на основе предварительно
разработанного проекта

Все идеи

Книги

Thumb %d0%a4%d0%9e%d0%a2%d0%9e 1
Скаткин, М.Н. Природоведение: учебник. – М.,1975
Михаил Николаевич Скаткин
Не найдена в свободном доступе
Скаткин, М.Н. Природоведение: учебник. – М.,1975
Thumb %d0%a4%d0%be%d1%82%d0%be 2
Дидактика средней школы / под ред. М. А. Данилова, М. Н. Скаткина. М., 1975.
Михаил Николаевич Скаткин
Дидактика средней школы / под ред. М. А. Данилова, М. Н. Скаткина. М., 1975.
Thumb %d0%a4%d0%be%d1%82%d0%be 3
Скаткин М. Н. Школа и всестороннее развитие детей. М., 1980.
Михаил Николаевич Скаткин
Не найдена в свободном доступе
Скаткин М. Н. Школа и всестороннее развитие детей. М., 1980.
Thumb %d0%a4%d0%be%d1%82%d0%be 4
Скаткин М. Н. Проблемы современной дидактики .– 2-е изд. М., 1984.
Михаил Николаевич Скаткин
Скаткин М. Н. Проблемы современной дидактики .– 2-е изд. М., 1984.
Скаткин, М. Н. Научные основы методики преподавания естествознания в начальной школе. М., 1946.
Михаил Николаевич Скаткин
Не найдена в свободном доступе
Скаткин, М. Н. Научные основы методики преподавания естествознания в начальной школе. М., 1946.
Скаткин, М. Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе. М., 1952
Михаил Николаевич Скаткин
Не найдена в свободном доступе
Скаткин, М. Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе. М., 1952
Скаткин, М. Н. Некоторые вопросы дидактики в свете учения И. П. Павлова о высшей нервной деятельности. М., 1952
Михаил Николаевич Скаткин
Не найдена в свободном доступе
Скаткин, М. Н. Некоторые вопросы дидактики в свете учения И. П. Павлова о высшей нервной деятельности. М., 1952
Скаткин, М. Н. Политехническое обучение на современном этапе развития школы. М., 1956.
Михаил Николаевич Скаткин
Не найдена в свободном доступе
Скаткин, М. Н. Политехническое обучение на современном этапе развития школы. М., 1956.
Скаткин, М. Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении. М., 1965.
Михаил Николаевич Скаткин
Не найдена в свободном доступе
Скаткин, М. Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении. М., 1965.
Мельчаков Л.Ф. Скаткин М.Н. Природоведение: учебник. – М, 1965.
Михаил Николаевич Скаткин
Мельчаков Л.Ф. Скаткин М.Н. Природоведение: учебник. – М, 1965.
Скаткин, М.Н. Совершенствование процесса обучения. М., 1971.
Михаил Николаевич Скаткин
Не найдена в свободном доступе
Скаткин, М.Н. Совершенствование процесса обучения. М., 1971.
Скаткин М. Н. О школе будущего. М., 1974.
Михаил Николаевич Скаткин
Не найдена в свободном доступе
Скаткин М. Н. О школе будущего. М., 1974.
Скаткин М. Н. , Краевский, В.В. Содержание общего среднего образования: Проблемы и перспективы. М., 1981.
Михаил Николаевич Скаткин
Не найдена в свободном доступе
Скаткин М. Н. , Краевский, В.В. Содержание общего среднего образования: Проблемы и перспективы. М., 1981.
Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики: учеб. пособие для слуш. ФПК директоров общеобразоват. школ и в качестве учеб. пособия по спецкурсу для студ. пед. ин-тов / под ред. М.Н. Скаткина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1982
Михаил Николаевич Скаткин
Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики: учеб. пособие для слуш. ФПК директоров общеобразоват. школ и в качестве учеб. пособия по спецкурсу для студ. пед. ин-тов / под ред. М.Н. Скаткина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1982
Скаткин, Н.М. Методология и методика педагогического исследования (в помощь начинающему исследователю) – М.: Педагогика, 1986.
Михаил Николаевич Скаткин
Не найдена в свободном доступе
Скаткин, Н.М. Методология и методика педагогического исследования (в помощь начинающему исследователю) – М.: Педагогика, 1986.
Ещё 11 книг

Интерпретация идей

График интерпретации идей глазами экспертов и участников проекта. На этом графике вы можете отобразить ваше понимание взглядов педагога-мыслителя по 16 критериям, представленным на 8 осях.

РЕ
Ориентация на результат
СЦ
Ориентация на социальные ценности
ВШ
Опора на внешний стимул деятельности
ПВ
Опора на поведение
ГЗ
Фокус на передаче готовых знаний и опыта
ОБ
Центрация на деятельности обучающегося
УБ
Ориентация на управляемое изменение будущего
ФЗ
Ценность формального, фундаментального знания
ПР
Ориентация на процесс
ИР
Ориентация на индивидуально-личностное развитие
ВН
Опора на внутренний стимул деятельности
КП
Опора на когнитивный процесс
ИН
Фокус на индуктивных способах приобретения знаний и опыта
ПД
Центрация на деятельности педагога 
СТ
Ориентация на сохранение традиций, адаптацию личности
ПТ
Ценность знания ориентированного на потребности жизни
Оценки педагогической концепции, созданные другими участниками проекта и экспертов, вы сможете посмотреть после того, как сохраните свою оценку педагогу.