Войти
EN

Михаил Николаевич Скаткин

Занимался методологией педагогической науки, вопросами совершенствования процесса обучения, содержания образования и др. Одним из первых начал разработку теории конструирования учебных программ. Автор ряда новых принципов дидактики, в том числе принципа научности обучения; соавтор дидактических концепций содержания образования и методов обучения.
Годы жизни
1900-1991
Страна
Россия
Научная школа
Научные основы дидактики, методология педагогического исследования
Предшественники
Последователи
Gaivho 01

Оцените идеи педагога

1.
Оцените

Выскажите мнение об идеях педагога на основе изученного материала с помощью графо-аналитического инструмента

2.
Сохраните

Сохраните оценку и зарегистрируйтесь чтобы получите доступ к мнению экспертов

3.
Сравните

После оценки педагога сравните вашу оценку с мнением экспертов и остальных пользователей

4.
Обсудите

Обсудите на практических занятиях варианты интерпритаций идей педагога и аргументируйте свою

Thumb %d1%81%d0%bb%d0%b5%d0%bf%d0%b5
Узнайте что об этом педагоге думают эксперты проекта.
Экспертные оценки педагога

Биография

1900-1991

Выдающийся отечественный учёный-педагог советского периода Михаил Николаевич Скаткин родился в селе Козлово Московской области и прожил большую творческую жизнь. Родители Николай Николаевич и Валентина Петровна воспитывали восемь сыновей, двух дочерей и двух приёмных детей. В 1908 году Скаткины переехали в Москву. Михаил поступил в 8-ю гимназию им. Шелапутина. С 1918 года работал на сельскохозяйственной опытной станции в Саратовской
области. В районе не хватало учителей, и юношу пригласили работать сельским учителем. С 1919 года он работал учителем начальной школы. В 1920 году старший брат Лев, тогда уже известный педагог и соратник С.Т.Шацкого, предложил Михаилу переехать в Калужскую область в район Первой опытной станции, расположившейся на границе Боровского, Малоярославецкого и Угодско-Заводского районов. В 1920-1930 он работал на 1-й Опытной станции по народному образованию Наркомпроса РСФСР под руководством Станислава Теофиловича Шацкого; в 1925 там же
окончил педагогические курсы. Основы педагогики там преподавали лучшие сотрудники Первой опытной станции: С.Т. и В.Н. Шацкие, Е.Я. и А.А. Фортунатовы, Н.О. Массалитинова, Л.К. Шлегер, Л.Д. Азаревич.
Эта работа в знаменитом экспериментальном учреждении оказала огромное влияние на дальнейшую научную деятельность будущего учёного. С 1930 года он вёл научно-исследовательскую работу в Институте научной педагогики при 2-м МГУ, Программно-методическом институте, Институте политехнического образования и других научно-педагогических учреждениях и одновременно преподавал в вузах. С 1945 года он работал в системе АПН, с 1957 заведовал подразделениями научно-исследовательских институтов, разрабатывающими проблемы дидактики.
В 1970 году он защищает диссертацию на степень доктора педагогических наук на тему «Проблемы дидактики» и получает звание профессора. В 1950 году М. Н. Скаткин избирается членом-корреспондентом АПН РСФСР, затем после реорганизации академии в 1968 избирается членом-корреспондентом АПН СССР. В 1985 году избирается
действительным членом АПН СССР. В эти годы он интенсивно занимается проблемами методологии педагогической науки и проблемами дидактики, совершенствования процесса обучения, содержания образования. Его исследования по
фундаментальным проблемам дидактики (теории политехнического образования, принципов и методов обучения) легли в основу работ, проводимых в СССР и других странах. Скаткин одним из первых начал разработку теории конструирования учебных программ. Автор ряда новых принципов дидактики, в том числе принципа научности обучения; соавтор
дидактических концепций содержания образования и методов обучения. Значительна его роль в выявлении путей совершенствования процесса обучения в 60-80-е гг. Он оставил после себя мощную научную школу отечественной
дидактики и методологии педагогической науки. Многие известные методологи и дидакты советского периода считали себя во многом учениками и последователями М.Н. Скаткина, а не только его соратниками (М.А. Данилов, И.Я. Лернер, В.В. Краевский, Н.М. Шахмаев и др.).
Жизнь этого замечательного учёного – пример того, как может вырасти человек благодаря своим творческим способностям, трудолюбию и ответственному отношению к своей деятельности. Начав свой жизненный путь простым учителем, он стал в конце жизни большим учёным.

Вся биография

Идеи

Содержание образования

М.Н. Скаткин и его соратники исходили из того, что изучение содержания образования как дидактического объекта связано с построением его модели, которая имеет многоуровневую иерархическую структуру. На высшем уровне –
уровне общетеоретического представления– содержание образование выступает как обобщенное системное представление о составе, элементах, структуре и функциях того социокультурного опыта, который должен быть
освоен подрастающими поколениями. На уровне учебного предмета содержание образования создает развернутое представление об отдельных составляющих содержания, играющих специфическую роль в общем, образовании и
определяющих особые для данного учебного предмета состав и структуру, соотносимые с обобщенным теоретическим представлением. На уровне учебного материала содержание образования отражает конкретные, подлежащие
усвоению учащимися, зафиксированные в учебниках, пособиях, дидактических материалах те элементы содержания, которые составляют основу обучения определенному учебному предмету. Выделенные три уровня соответствуют целям проектирования содержания и существуют в качестве дидактических нормативов, которые необходимо принимать во внимание в процессе отбора и конструирования содержательной стороны обучения. Четвертый уровень рассмотрения содержания образования – это уровень процесса обучения, когда содержание образования становится предметом совместной деятельности учителя и ученика. Именно об этом уровне рассмотрения содержания образования пойдет речь в следующих главах, когда мы будем осмысливать содержание обучения как структурный элемент дидактической системы и анализировать качественные характеристики содержания обучения в рамках различных дидактических систем. Пятый уровень – уровень отдельной личности– связан с тем, что содержание образования становится достоянием отдельных школьников и характеризует качество их созидательных возможностей, их уровень образованности

Концепция культуронаследования в теории содержания образования

Авторы концепции исходили из того, что
единственным источником, откуда черпается
содержание образования, является культура в
самом широком ее понимании как единство
материальной, духовной и художественной
составляющих. Но поскольку культура является
проекцией человеческой деятельности как
целенаправленной активности субъектов, то состав
отдельного акта целенаправленной человеческой
деятельности (знания о целях, средствах, способе и
результате деятельности, умение осуществлять
способ деятельности, готовность видоизменять
способ в случае возникших затруднений и
адаптировать его к новым условиям, потребности
и мотивы по отношению к данной деятельности)
соотносим с составом содержания образования,
воплощающего всю совокупность исторически
накопленных деятельностей. Отсюда состав
содержания образования определяется четырьмя
элементами, каждый из которых представляет
особый вид содержания:
1. знания о природе, обществе, технике,
человеке, способах деятельности;
2. опыт осуществления известных способов
деятельности, воплощающихся вместе со
знаниями в умениях и навыках личности;
3. опыт творческой деятельности,
воплощенный в особых интеллектуальных
процедурах, не поддающихся описанию в
виде алгоритмов;
4. опыт эмоционально-ценностного
отношения к действительности,
воплощенный в совокупности ценностей,
играющих мотивационную роль в поведении
и определяющих выбор способов
организации жизнедеятельности в целом и
отдельных видов деятельности в частности

Теория методов обучения

М.Н. Скаткин вместе с И.Я. Лернером
разрабатывал теорию методов обучения и
средств активизации познавательной
деятельности школьников, развития их
творческого потенциала. Разработанная ими
классификация методов обучения, в основу
которой был положен уровень познавательной
активности учащихся, включала следующие
методы: объяснительно-иллюстративный,
репродуктивный, проблемного изложения,
частично-поисковый и исследовательский
методы.

Сущность политехнического образования школьников

В исследованиях М.Н. Скаткина политехническое
образование рассматривалось как результат
обучения обеспечивающий «овладение системой
знаний о научных основах современного
производства, приобретение навыков обращения
с наиболее употребительными орудиями труда,
формирование и развитие технических
способностей, творческого отношения к труду»
Считая, что «политехническое обучение,
оторванное от производительного труда,
неизбежно приобретает абстрактный характер»,
ученый отмечал, что «в процессе
производительного труда учащиеся должны
учиться применять политехнические знания и
умения», так как это «способствует сознательному
и прочному усвоению, учит переносу их в новые
ситуации. Одновременно в труде происходит
обогащение новыми политехническими знаниями»
в сравнении, сопоставлении и анализе встречаю-
щихся различных технических устройств и
объектов. Наряду с этим М.Н. Скаткин считал
необходимым «участие в производительном труде
для формирования у учащихся знаний и умений
по организации и экономике производства»,4
…справедливо полагая, что «начатки
экономических знаний должны быть даны в
общеобразовательной школе в системе по-
литехнического обучения»

Методы педагогического исследования

Михаил Николаевич еще в 70-е годы одним из
первых подчеркнул роль изучения реальной
педагогической практики в развитии
педагогической науки. Выделив в своей работе
«Изучение педагогического опыта» в качестве
важнейшего критерия оценки лучшего
педагогического опыта его результативность, он
убедительно показал значение анализа
педагогического опыта как метода научного
исследования. Такой анализ, по мнению Михаила
Николаевича, играет важную роль в обосновании
актуальности темы педагогического исследования
на основе выявления причин типичных
недостатков, рисков и пробелов в учебно-
воспитательной работе, а также при разработке
гипотезы исследования, при проектировании и
опытной проверке усовершенствованной системы
учебной или воспитательной работы. Выделял два
основных пути получения новых научных знаний
в области педагогических наук: изучение
педагогического опыта с помощью специальных
методов и проведение педагогического
эксперимента на основе предварительно
разработанного проекта

Все идеи

Книги

Thumb %d0%a4%d0%9e%d0%a2%d0%9e 1
Скаткин, М.Н. Природоведение: учебник. – М.,1975
Михаил Николаевич Скаткин
Не найдена в свободном доступе
Скаткин, М.Н. Природоведение: учебник. – М.,1975
Thumb %d0%a4%d0%be%d1%82%d0%be 2
Дидактика средней школы / под ред. М. А. Данилова, М. Н. Скаткина. М., 1975.
Михаил Николаевич Скаткин
Дидактика средней школы / под ред. М. А. Данилова, М. Н. Скаткина. М., 1975.
Thumb %d0%a4%d0%be%d1%82%d0%be 3
Скаткин М. Н. Школа и всестороннее развитие детей. М., 1980.
Михаил Николаевич Скаткин
Не найдена в свободном доступе
Скаткин М. Н. Школа и всестороннее развитие детей. М., 1980.
Thumb %d0%a4%d0%be%d1%82%d0%be 4
Скаткин М. Н. Проблемы современной дидактики .– 2-е изд. М., 1984.
Михаил Николаевич Скаткин
Скаткин М. Н. Проблемы современной дидактики .– 2-е изд. М., 1984.
Скаткин, М. Н. Научные основы методики преподавания естествознания в начальной школе. М., 1946.
Михаил Николаевич Скаткин
Не найдена в свободном доступе
Скаткин, М. Н. Научные основы методики преподавания естествознания в начальной школе. М., 1946.
Скаткин, М. Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе. М., 1952
Михаил Николаевич Скаткин
Не найдена в свободном доступе
Скаткин, М. Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе. М., 1952
Скаткин, М. Н. Некоторые вопросы дидактики в свете учения И. П. Павлова о высшей нервной деятельности. М., 1952
Михаил Николаевич Скаткин
Не найдена в свободном доступе
Скаткин, М. Н. Некоторые вопросы дидактики в свете учения И. П. Павлова о высшей нервной деятельности. М., 1952
Скаткин, М. Н. Политехническое обучение на современном этапе развития школы. М., 1956.
Михаил Николаевич Скаткин
Не найдена в свободном доступе
Скаткин, М. Н. Политехническое обучение на современном этапе развития школы. М., 1956.
Скаткин, М. Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении. М., 1965.
Михаил Николаевич Скаткин
Не найдена в свободном доступе
Скаткин, М. Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении. М., 1965.
Мельчаков Л.Ф. Скаткин М.Н. Природоведение: учебник. – М, 1965.
Михаил Николаевич Скаткин
Мельчаков Л.Ф. Скаткин М.Н. Природоведение: учебник. – М, 1965.
Скаткин, М.Н. Совершенствование процесса обучения. М., 1971.
Михаил Николаевич Скаткин
Не найдена в свободном доступе
Скаткин, М.Н. Совершенствование процесса обучения. М., 1971.
Скаткин М. Н. О школе будущего. М., 1974.
Михаил Николаевич Скаткин
Не найдена в свободном доступе
Скаткин М. Н. О школе будущего. М., 1974.
Скаткин М. Н. , Краевский, В.В. Содержание общего среднего образования: Проблемы и перспективы. М., 1981.
Михаил Николаевич Скаткин
Не найдена в свободном доступе
Скаткин М. Н. , Краевский, В.В. Содержание общего среднего образования: Проблемы и перспективы. М., 1981.
Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики: учеб. пособие для слуш. ФПК директоров общеобразоват. школ и в качестве учеб. пособия по спецкурсу для студ. пед. ин-тов / под ред. М.Н. Скаткина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1982
Михаил Николаевич Скаткин
Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики: учеб. пособие для слуш. ФПК директоров общеобразоват. школ и в качестве учеб. пособия по спецкурсу для студ. пед. ин-тов / под ред. М.Н. Скаткина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1982
Скаткин, Н.М. Методология и методика педагогического исследования (в помощь начинающему исследователю) – М.: Педагогика, 1986.
Михаил Николаевич Скаткин
Не найдена в свободном доступе
Скаткин, Н.М. Методология и методика педагогического исследования (в помощь начинающему исследователю) – М.: Педагогика, 1986.
Ещё 11 книг

Интерпретация идей

График интерпретации идей глазами экспертов и участников проекта. На этом графике вы можете отобразить ваше понимание взглядов педагога-мыслителя по 16 критериям, представленным на 8 осях.

РЕ
Ориентация на результат
СЦ
Ориентация на социальные ценности
ВШ
Опора на внешний стимул деятельности
ПВ
Опора на поведение
ГЗ
Фокус на передаче готовых знаний и опыта
ОБ
Центрация на деятельности обучающегося
УБ
Ориентация на управляемое изменение будущего
ФЗ
Ценность формального, фундаментального знания
ПР
Ориентация на процесс
ИР
Ориентация на индивидуально-личностное развитие
ВН
Опора на внутренний стимул деятельности
КП
Опора на когнитивный процесс
ИН
Фокус на индуктивных способах приобретения знаний и опыта
ПД
Центрация на деятельности педагога 
СТ
Ориентация на сохранение традиций, адаптацию личности
ПТ
Ценность знания ориентированного на потребности жизни
Оценки педагогической концепции, созданные другими участниками проекта и экспертов, вы сможете посмотреть после того, как сохраните свою оценку педагогу.