Войти
EN

Исаак Яковлевич Лернер

Доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент АПН СССР, действительный член РАО. Состоял в Отделении философии образования и теоретической педагогики. Заслуженный деятель науки РСФСР. Руководил разработкой теории построения современного школьного учебника. Является одним из разработчиков проблемного обучения. Раскрыл дидактические основы и разработал систему методов обучения. Раскрыл связь между методами обучения, организационными формами, средствами и приёмами обучения. Обосновал состав и структуру содержания образования, адекватные социальному опыту. Разработал целостную концепцию образовательного процесса как системы.
Годы жизни
1917-1996
Регион
СССР, Россия
Научная школа
Проблемное обучение с дидактических позиций
Источник идей
Gaivho 01

Оцените идеи педагога

1.
Оцените

Выскажите мнение об идеях педагога на основе изученного материала с помощью графо-аналитического инструмента

2.
Сохраните

Сохраните оценку и зарегистрируйтесь чтобы получите доступ к мнению экспертов

3.
Сравните

После оценки педагога сравните вашу оценку с мнением экспертов и остальных пользователей

4.
Обсудите

Обсудите на практических занятиях варианты интерпритаций идей педагога и аргументируйте свою

Thumb %d1%81%d0%bb%d0%b5%d0%bf%d0%b5
Узнайте что об этом педагоге думают эксперты проекта.
Экспертные оценки педагога

Биография

1917-1996

Лернер Исаак Яковлевич (4 апреля 1917 – 1 марта 1996) - советский педагог.
И.Я. Лернер потерял родителей из-за погромов в гражданскую войну.
В 1939 окончил исторический факультет МГУ.
С 1937 года преподавал в различных вузах РСФСР, был, доцентом,
завкафедрой. Участник Великой Отечественной войны. Был репрессирован
по статье 58.10 в 1950 г. и пять лет провёл в Ивдельском лагере общего
режима. Его обвинили за два высказывания в разговоре со знакомым
человеком — о недемократичности выборов и о необходимости установить
минимум оплаты колхозникам за трудодень.
С 1959 работает в АПН СССР. Доктор педагогических наук, профессор.
Член-корреспондент АПН СССР с 20 декабря 1990г., действительный член
РАО с 15 июня 1992г. Состоял в Отделении философии образования и
теоретической педагогики. Заслуженный деятель науки РСФСР (1987).
С 1985 по 1991 год руководил разработкой теории построения современного
школьного учебника. Сын Георгий Исаакович Лернер продолжатель
образовательных традиций своего отца, к.п.н, зав. лабораторией биологии
Московского института открытого образования.
Скончался И.Я. Лернер в 1996 году, похоронен на Востряковском кладбище

Вся биография

Идеи

Систему методов обучения

Этой классификации присущи следующие методы:
• Объяснительно-иллюстративный, или информационно-
рецептивный (рецепция - восприятие), метод. Суть этого
метода состоит в том, что учитель сообщает готовую
информацию разными средствами, а учащиеся ее
воспринимают, осознают и фиксируют в памяти. Сюда
относятся такие приемы, как рассказ, лекция, объяснение,
работа с учебником, демонстрация.
• Репродуктивный метод. Заключается в воспроизведении
учеником учебных действий по заранее определенному
алгоритму. Используется для приобретения учащимися
умений и навыков.
• Проблемное изложение изучаемого материала. При работе
по этому методу учитель ставит перед учащимися проблему и
сам показывает путь ее решения, вскрывая возникающие
противоречия. Назначение этого метода состоит в том, чтобы
показать образец процесса научного познания. Учащиеся при
этом следят за логикой решения проблемы, знакомятся со
способом и приемом научного мышления, образцом культуры
развертывания познавательных действий.
• Частично-поисковый (эвристический) метод. Суть его
состоит в том, что учитель расчленяет проблемную задачу на
подпробле-мы, а учащиеся осуществляют отдельные шаги
поиска ее решения. Каждый шаг предполагает творческую
деятельность, но целостное решение проблемы пока
отсутствует.
• Исследовательский метод. В этом случае учащимся
предъявляется познавательная задача, которую они решают
самостоятельно, подбирая необходимые для этого приемы.
Этот метод призван обеспечить развитие у учащихся
способностей творческого применения знаний. При этом они
овладевают методами научного познания и накапливают опыт
исследовательской, творческой деятельности.

Структура содержания образования, адекватная социальному опыту

Процесс обучения предполагает не только прочное и
сознательное усвоение учащимися знаний и способов
деятельности, но и непременное развитие их творческих
возможностей на материале усвоенных знаний и умений;
исходные позиции построения обучения опираются на
содержание образования, включающего четыре компонента
социокультурного опыта человека: опыт познавательной
деятельности, фиксированной ы форме ее результатов-знаний;
опыт репродуктивной деятельности, фиксированной в форме
ее осуществления – умений и навыков; опыт творческой
деятельности - в форме проблемных ситуаций:
эмоционально-ценностное отношение к учебному материалу,
что обеспечивает системность знаний и раскрывает процесс
учебного познания

Все идеи

Книги

Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be 1
Лернер И.Я. Задачник по истории отечества 6-7 класс. – М.: Аквариум ЛТД, 1997
Исаак Яковлевич Лернер
Лернер И.Я. Задачник по истории отечества 6-7 класс. – М.: Аквариум ЛТД, 1997
Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be 2
Дидактические основы методов обучения. - М.: 1981. - 186 с.
Исаак Яковлевич Лернер
Дидактические основы методов обучения. - М.: 1981. - 186 с.
Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be 3
Лернер. И. Я. Содержание и методы обучения истории в 5-6 классах вечерней (сменной) школы. - М.: 1983
Исаак Яковлевич Лернер
Не найдена в свободном доступе
Лернер. И. Я. Содержание и методы обучения истории в 5-6 классах вечерней (сменной) школы. - М.: 1983
Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be 4
Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. — М.: Знание, 1980. — 96с.
Исаак Яковлевич Лернер
Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. — М.: Знание, 1980. — 96с.
Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be 5
Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. Пособие для учителей. — M.: Просвещение, 1982. — 191 с.
Исаак Яковлевич Лернер
Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. Пособие для учителей. — M.: Просвещение, 1982. — 191 с.
Ещё 1 книга

Интерпретация идей

График интерпретации идей глазами экспертов и участников проекта. На этом графике вы можете отобразить ваше понимание взглядов педагога-мыслителя по 16 критериям, представленным на 8 осях.

РЕ
Ориентация на результат
СЦ
Ориентация на социальные ценности
ВШ
Опора на внешний стимул деятельности
ПВ
Опора на поведение
ГЗ
Фокус на передаче готовых знаний и опыта
ОБ
Центрация на деятельности обучающегося
УБ
Ориентация на управляемое изменение будущего
ФЗ
Ценность формального, фундаментального знания
ПР
Ориентация на процесс
ИР
Ориентация на индивидуально-личностное развитие
ВН
Опора на внутренний стимул деятельности
КП
Опора на когнитивный процесс
ИН
Фокус на индуктивных способах приобретения знаний и опыта
ПД
Центрация на деятельности педагога 
СТ
Ориентация на сохранение традиций, адаптацию личности
ПТ
Ценность знания ориентированного на потребности жизни
Оценки педагогической концепции, созданные другими участниками проекта и экспертов, вы сможете посмотреть после того, как сохраните свою оценку педагогу.