Войти
EN

Виталий Кузьмич Дьяченко

Известный российский педагог, основоположник коллективного способа обучения. Он разработал принципы организации общественно-исторического способа обучения и систему организации работы посредством взаимообучения в сменных парах, которые непосредственно сам применял в школьной практике.
Годы жизни
1923 - 2008
Страна
Россия
Научная школа
Педагогика взаимного обучения (коллективный способ обучения)
Предшественники
Gaivho 01

Оцените идеи педагога

1.
Оцените

Выскажите мнение об идеях педагога на основе изученного материала с помощью графо-аналитического инструмента

2.
Сохраните

Сохраните оценку и зарегистрируйтесь чтобы получите доступ к мнению экспертов

3.
Сравните

После оценки педагога сравните вашу оценку с мнением экспертов и остальных пользователей

4.
Обсудите

Обсудите на практических занятиях варианты интерпритаций идей педагога и аргументируйте свою

Thumb %d0%a1%d0%be%d0%bb%d0%be%d0%b2%d1%8c%d0%b5%d0%b2
Thumb %d0%9a%d1%83%d1%80%d0%b8%d1%86%d1%8b%d0%bd
Thumb %d0%9f%d0%b0%d0%bf%d1%83%d1%82%d0%ba%d0%be%d0%b2%d0%b0
Thumb %d0%97%d0%b0%d0%ba%d0%b0%d0%b1%d0%bb%d1%83%d0%ba%d0%be%d0%b2%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9
Thumb fedorov
Узнайте что об этом педагоге думают эксперты проекта.

Биография

1923 - 2008

Виталий Кузьмич Дьяченко родился 21 июня 1923 г. в Украине, в селе
Жаботино Каменского района Черкасской области.
В конце 30-х годов его отца, активиста колхозного строительства, отправили
учиться в Москву. В феврале 40-го года к нему приехал Виталий и стал
учиться в школе № 276.
В январе 1941 г. Виталий познакомился с 64-летним Александром
Григорьевичем Ривиным и его методом взаимного обучения .Их знакомство
длилось полгода: выпускной вечер будущего педагога и учёного совпал с
началом Великой Отечественной войны, он ушёл на фронт, в парашютно-
десантные войска, оборонял Москву. Но вскоре был комиссован по болезни.
Виталий Кузьмич окончил с отличием Киевский государственный
педагогический институт им. A.M. Горького. В 1952 г. защитил диссертацию
кандидата педагогических наук на тему «Учение о понятиях в курсе
преподавания логики в школе». С 1955 г. работал в школах города Москвы
(№ 544, 12, 91, 16, 13, 343). С 1974 г. работал старшим преподавателем на
кафедре педагогики и психологии в Центральном институте
усовершенствования учителей РСФСР. В 1983-1987 годах возглавлял
кафедру педагогики Красноярского государственного университета. А с 1987
г. перешёл в Красноярский институт усовершенствования учителей (ныне
институт повышения квалификации работников образования), где трудился
до последнего дня. В 1985 г. Виталию Кузьмичу присвоено учёное звание
доцента, а в 1993 г. – учёное звание профессора. С 1996 г. – действительный
член Международной педагогической академии

Вся биография

Идеи

Разработаны дидактические принципы

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИКИ В.К.ДЬЯЧЕНКО
КСО: включение в учебный процесс
естественной структуры общения
между людьми — динамических
диалогических пар
Завершенность: ученик имеет право переходить к
изучению нового учебного
материала, лишь прочно усвоив
предыдущий
Интернационализм: обучение должно происходить на
языках, представители которых
принимают участие в учебном
процессе. При этом происходит
взаимное проникновение культур
на базе предметного изучения
того или иного языка
Дифференциальный подход: каждый из обучаемых может
работать согласно своим
возможностям и способностям
Всеобщее сотрудничество и
взаимопомощь:
любой учащийся, прошедший
процесс обучения, должен
приобрести навыки
сотрудничества с другими; уметь
оказывать помощь и уметь
получать ее
Разновозрастность и
разноуровневость:
поскольку человек в жизни
контактирует с людьми разного
возраста и уровня, то это умение
должно выработаться в учебном
процессе
Разделение учебного труда: с одной стороны, чем будет
большее разнообразие изучаемых
тем, тем богаче общество в
целом; с другой стороны,
значительно легче усвоить тот
или иной учебный материал,
когда до этого в нем уже
разобрался твой товарищ
Педагогизация населения: фактически любому человеку в
своей жизни требуется кого-то
учить, этому необходимо учиться
в самом процессе обучения
Безотлагательная и
непрерывная передача знаний:
знания, вырабатываемые
обществом, должны немедленностановиться содержанием
учебного процесса

Все идеи

Книги

Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be 1
Дьяченко, В.К. Коллективный способ обучения. Дидактика в диалогах. — М.: Народное образование, 2004. — 352 с.
Виталий Кузьмич Дьяченко
Дьяченко, В.К. Коллективный способ обучения. Дидактика в диалогах. — М.: Народное образование, 2004. — 352 с.
Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be 2
Дьяченко В. К. Организационная структура учебного процесса и её развитие. — М. Педагогика 1989. — 159 с
Виталий Кузьмич Дьяченко
Дьяченко В. К. Организационная структура учебного процесса и её развитие. — М. Педагогика 1989. — 159 с
Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be 3
Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: о коллективном способе учебной работы. М.: Просвещение, 1991. 192 с. (Мастерство учителя: идеи советы, предложения).
Виталий Кузьмич Дьяченко
Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: о коллективном способе учебной работы. М.: Просвещение, 1991. 192 с. (Мастерство учителя: идеи советы, предложения).
Дьяченко В. К. Общие формы организации процесса обучения: Актуал. пробл. теории и практики обучения. — Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1984. — 185 с
Виталий Кузьмич Дьяченко
Дьяченко В. К. Общие формы организации процесса обучения: Актуал. пробл. теории и практики обучения. — Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1984. — 185 с
Дьяченко В. К. Современная дидактика: Теория и практика обучения в общеобразоват. шк.: В 2 ч. / Новокузнец. ин-т повышения квалификации. — Новокузнецк: Изд-во ИПК 1996. — 333 с.
Виталий Кузьмич Дьяченко
Дьяченко В. К. Современная дидактика: Теория и практика обучения в общеобразоват. шк.: В 2 ч. / Новокузнец. ин-т повышения квалификации. — Новокузнецк: Изд-во ИПК 1996. — 333 с.
Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be 4
Дьяченко В. К. Новая дидактика. — М.: Народное образование, 2001. — 496 с.
Виталий Кузьмич Дьяченко
Дьяченко В. К. Новая дидактика. — М.: Народное образование, 2001. — 496 с.
Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be 5
Дьяченко В.К. Развивающее обучение и новейшая педагогическая технология. Красноярск, 1998. 436 с.
Виталий Кузьмич Дьяченко
Не найдена в свободном доступе
Дьяченко В.К. Развивающее обучение и новейшая педагогическая технология. Красноярск, 1998. 436 с.
Дьяченко В.К. Изучение математики в системе коллективных учебных занятий. Очерки. (Изучение математики в условиях перехода от группового способа обучения к коллективному). Рукопись. 2001. Неизданное.
Виталий Кузьмич Дьяченко
Дьяченко В.К. Изучение математики в системе коллективных учебных занятий. Очерки. (Изучение математики в условиях перехода от группового способа обучения к коллективному). Рукопись. 2001. Неизданное.
Ещё 4 книги

Видео

В.К. Дьяченко: КСО и реформирование школы

Интерпретация идей

График интерпретации идей глазами экспертов и участников проекта. На этом графике вы можете отобразить ваше понимание взглядов педагога-мыслителя по 16 критериям, представленным на 8 осях.

РЕ
Ориентация на результат
СЦ
Ориентация на социальные ценности
ВШ
Опора на внешний стимул деятельности
ПВ
Опора на поведение
ГЗ
Фокус на передаче готовых знаний и опыта
ОБ
Центрация на деятельности обучающегося
УБ
Ориентация на управляемое изменение будущего
ФЗ
Ценность формального, фундаментального знания
ПР
Ориентация на процесс
ИР
Ориентация на индивидуально-личностное развитие
ВН
Опора на внутренний стимул деятельности
КП
Опора на когнитивный процесс
ИН
Фокус на индуктивных способах приобретения знаний и опыта
ПД
Центрация на деятельности педагога 
СТ
Ориентация на сохранение традиций, адаптацию личности
ПТ
Ценность знания ориентированного на потребности жизни
Оценки педагогической концепции, созданные другими участниками проекта и экспертов, вы сможете посмотреть после того, как сохраните свою оценку педагогу.