Войти
EN

Генрих Саулович Альтшуллер

Автор ТРИЗ—ТРТС (теории решения изобретательских задач — теории развития технических систем), автор ТРТЛ (теории развития творческой личности), изобретатель, писатель-фантаст.
Годы жизни
15 октября 1926—24.09.1998
Регион
СССР
Научная школа
Проблемное обучение (педагогическая эвристика)
Gaivho 01

Оцените идеи педагога

1.
Оцените

Выскажите мнение об идеях педагога на основе изученного материала с помощью графо-аналитического инструмента

2.
Сохраните

Сохраните оценку и зарегистрируйтесь чтобы получите доступ к мнению экспертов

3.
Сравните

После оценки педагога сравните вашу оценку с мнением экспертов и остальных пользователей

4.
Обсудите

Обсудите на практических занятиях варианты интерпритаций идей педагога и аргументируйте свою

Thumb %d0%9a%d1%83%d1%80%d0%b8%d1%86%d1%8b%d0%bd
Thumb %d0%9f%d0%b0%d0%bf%d1%83%d1%82%d0%ba%d0%be%d0%b2%d0%b0
Thumb %d0%97%d0%b0%d0%ba%d0%b0%d0%b1%d0%bb%d1%83%d0%ba%d0%be%d0%b2%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9
Thumb frolov
Thumb fedorov
Узнайте что об этом педагоге думают эксперты проекта.

Биография

1926 - 1998

Генрих Саулович Альтшуллер, создатель ТРИЗ (теории решения
изобретательских задач), родился 15 октября 1926 года в Ташкенте. Родители
были родом из Баку. Отец работал в редакции газеты “Заря востока”. Когда
мальчику исполнилось 5 лет, родители вернулись в Баку. В этом городе он
прожил практически всю жизнь.Совсем еще мальчишкой Г.С.Альтшуллер
сконструировал катер с химическим двигателем и получил авторское
свидетельство на свое первое изобретение. Всю дальнейшую жизнь Г. С.
Альтшуллер подчинил достижению одной цели- создать метод,
позволяющий каждому научиться изобретать, решать творческие задачи в
разных областях человеческой деятельности. Альтшуллер начал изучать
сами изобретения, т.е. технические системы, созданные человеком. В 1948
году, когда были получены первые результаты, Г.С. Альтшуллер вместе с
товарищем написали письмо И. Сталину, где сообщалось, что создана
методика, позволяющая решать изобретательские задачи. Этой методике
необходимо было обучать. Ответом на письмо был арест, обвинения, пытки,
приговор -25 лет лагерей. Работа над ТРИЗ не прекращалась и в лагере,
несмотря на голодное существование, нечеловеческие условия жизни и
запрещение вести записи. И тем не менее Альтшуллер считал, что именно
ТРИЗ помогла ему выжить: первыми гибли те, кто сломался, смирился с
безысходностью и потерял цель, смысл жизни.
В 1954 году Г.С.Альтшуллер был полностью реабилитирован, а в 1956
году в журнале «Вопросы психологии» вышла первая статья с объяснением
основ ТРИЗ. После возвращения с каторги Альтшуллер устроился на завод,
работал в редакции газеты «Бакинский рабочий», потом в Министерстве
строительства Азербайджана.
С конца 50-х годов Альтшуллер становится писателем-фантастом. Он
писал фантастику под псевдонимом Генрих Альтов.
В 1970 году была организована Общественная Лаборатория методики
Изобретательства (ОЛМИ), а в 1971 году был открыт Азербайджанский
Общественный Институт Изобретательского Творчества, где Альтшуллеруудалось создать хороший творческий коллектив. По всей стране начали
возникать школы, в которых обучали ТРИЗ.
С 90-х годов начался период признания ТРИЗ за рубежом, в крупнейших
странах мира. Этому способствовало создание интеллектуальной программы
для персональных компьютеров «Изобретающая машина».
Литературное наследие Альтшуллера огромно: десятки книг, сотни
статей. Многие из них переведены на иностранные языки и изданы за
рубежом. Сейчас идет массовое внедрение ТРИЗ в педагогику и другие
области человеческой деятельности. В 1989 году была создана Всесоюзная
Ассоциация ТРИЗ. Президентом Ассоциации был избран Г.С.Альтшуллер.
В 1998 году создана Международная ассоциация ТРИЗ с штаб-квартирой в
Санкт-Петербурге
ТРИЗ изучают не только инженеры, но и врачи, учителя, социологи,
биологи, журналисты, предприниматели — все, кому приходится в своей
работе решать творческие задачи

Вся биография

Идеи

ТРИЗ-педагогика (Теория решения изобретательских задач) как новый подход в проблемном обучении

  1. ТРИЗ – научная технология творчества, направленная на сознательное управление подсознательными процессами. И как всякая наука, работая на границе познания, она сочетает в себе как строго научные подходы, так и определённое искусство
  2. ТРИЗ-педагогика в состоянии обеспечить новое качество образования, для этого надо взять все то хорошее, что наработано в мировой педагогике, и использовать новые идеи и методики ТРИЗ
  3. Теория решения изобретательских задач включает в себя: •Механизмы планомерного преобразования проблемы в образ будущего решения. •Механизмы подавления психологической инерции, препятствующей поиску решений. • Обширный информационный фонд – концентрированный опыт решения проблем.

Концептуальные основы ТРИЗ-педагогики

  1. система человеческих ценностей,
  2. заповеди нравственности и идей гуманизма,
  3. объективные Законы Развития Социальных Систем,
  4. предыдущий опыт педагогики, психологии, социального управления, истории развития человечества…
  5. Теория Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) и Теории Развития Творческой Личности (ТРТЛ).

Задачи ТРИЗ-педагогики

  1. Воспитать таких людей, которые будут в состоянии реализовать национальную идею России.
  2. Помочь человеку полностью самореализоваться и прожить свою жизнь по максимуму. Для этого необходимо: • определить врожденные способности человека, • развить все положительные качества человека, • перевоспитать все отрицательные качества.
  3. Воспитать важнейшее качество личности - нравственность.
  4. Особое значение придать воспитанию честной элиты.
  5. У ТРИЗ-педагогики нет возрастных границ.
  6. Воспитать в людях активную позицию в жизни, непримиримость к нарушению норм нравственности.
  7. Научить людей быть счастливыми
  8. Укрепить физическое и психологическое здоровье детей.
  9. Дать экологическое воспитание, развить глобальное мышление и ответственность перед будущими поколениями.
  10. Ликвидировать педагогическую безграмотность родителей, ибо недостатки воспитания передаются по наследству.
  11. Решить проблему воспитания и развития умственно отсталых детей. Пересмотреть школьные стандарты с целью исключения излишней и невостребуемой информации (Программы должны оперативно отслеживать изменения в мире и регулярно пересматриваться

Принципы, лежащие в основе ТРИЗ

•Принцип объективности законов развития систем.
•Принцип противоречия.
•Принцип конкретности

Все идеи

Книги

Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be 1
Альтшуллер Г.С. Как научиться изобретать. - Тамбов: Тамбовское кн. изд-во. – 1961.-128с.
Генрих Саулович Альтшуллер
Альтшуллер Г.С. Как научиться изобретать. - Тамбов: Тамбовское кн. изд-во. – 1961.-128с.
Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be 2
Альтшуллеp Г.С. Основы изобретательства - Воронеж: Центрально-черноземное изд-во. – 1964.-240 с.
Генрих Саулович Альтшуллер
Альтшуллеp Г.С. Основы изобретательства - Воронеж: Центрально-черноземное изд-во. – 1964.-240 с.
Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be 3
Альтшуллеp Г.С. Алгоритм изобретения. - М.: Московский рабочий. - 1969 (1-е изд.); 1973 (2-е изд.)
Генрих Саулович Альтшуллер
Альтшуллеp Г.С. Алгоритм изобретения. - М.: Московский рабочий. - 1969 (1-е изд.); 1973 (2-е изд.)
Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be 4
Альтшуллеp Г.С. Творчество как точная наука - М.: Советское радио, 1979.-175 с.
Генрих Саулович Альтшуллер
Альтшуллеp Г.С. Творчество как точная наука - М.: Советское радио, 1979.-175 с.
Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be 5
Альтшуллеp Г.С., Селюцкий А.Б. Крылья для Икара.- Петрозаводск: Карелия, 1980.-224с.
Генрих Саулович Альтшуллер
Альтшуллеp Г.С., Селюцкий А.Б. Крылья для Икара.- Петрозаводск: Карелия, 1980.-224с.
Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be 6
Альтов Г. И тут появился изобретатель. - М.: Дет. лит-ра. - 1984 (1-е изд.); 1987 (2-е изд); 1989 (3-е изд., перераб. и доп.); 2000 (4-е изд.)
Генрих Саулович Альтшуллер
Альтов Г. И тут появился изобретатель. - М.: Дет. лит-ра. - 1984 (1-е изд.); 1987 (2-е изд); 1989 (3-е изд., перераб. и доп.); 2000 (4-е изд.)
Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be 7
Альтшуллер Г. С. Найти идею: Введение в теорию решения изобретательских задач / Г. С. Альтшуллер. — 2-е изд. испр. и доп. — Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1991. — 224 с.
Генрих Саулович Альтшуллер
Альтшуллер Г. С. Найти идею: Введение в теорию решения изобретательских задач / Г. С. Альтшуллер. — 2-е изд. испр. и доп. — Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1991. — 224 с.
Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be 8
Альтшуллер Г.С., Злотин Б.Л., Зусман А.В., Филатов В. И. Поиск новых идей: от озарения к технологии (теория и практика решения изобретательских задач). - Кишинев: Каpтя молдовеняскэ, 1989.-382с.
Генрих Саулович Альтшуллер
Альтшуллер Г.С., Злотин Б.Л., Зусман А.В., Филатов В. И. Поиск новых идей: от озарения к технологии (теория и практика решения изобретательских задач). - Кишинев: Каpтя молдовеняскэ, 1989.-382с.
Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be 9
Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать гением: жизненная стратегия творческой личности. -Минск: Беларусь, 1994- 479с.
Генрих Саулович Альтшуллер
Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать гением: жизненная стратегия творческой личности. -Минск: Беларусь, 1994- 479с.
Электронная книга "Введение в ТРИЗ.Основные понятия и подходы"(официальное издание фонда Г.С. Альтшуллера)
Генрих Саулович Альтшуллер
Электронная книга "Введение в ТРИЗ.Основные понятия и подходы"(официальное издание фонда Г.С. Альтшуллера)
Гин, А. ТРИЗ-педагогика.-М.,2015.- 120с.
Генрих Саулович Альтшуллер
Гин, А. ТРИЗ-педагогика.-М.,2015.- 120с.
Злотин Б.Л., Зусман А.В. Изобретатель пришел на урок.- Кишинев.: Лумина, 1989.
Генрих Саулович Альтшуллер
Злотин Б.Л., Зусман А.В. Изобретатель пришел на урок.- Кишинев.: Лумина, 1989.
Меерович М. , Шрагина Л. , От методов решения технических проблем до технологии формирования культуры мышления. –М.: ООО «Альпина Паблишер, 2008
Генрих Саулович Альтшуллер
Меерович М. , Шрагина Л. , От методов решения технических проблем до технологии формирования культуры мышления. –М.: ООО «Альпина Паблишер, 2008
Нестеренко А.А.Несколько мыслей о ТРИЗ-педагогике. Технология творчества.- Челябинск
Генрих Саулович Альтшуллер
Нестеренко А.А.Несколько мыслей о ТРИЗ-педагогике. Технология творчества.- Челябинск
Нестеренко А.А. Мастерская знаний: проблемно-ориентированное обучение на базе ОТСМ- ТРИЗ. Учебно-методическое пособие для педагогов / Алла Александровна Нестеренко (Селюцкая). ˗ М.: BOOKINFILE, 2013. ˗ 603c.
Генрих Саулович Альтшуллер
Нестеренко А.А. Мастерская знаний: проблемно-ориентированное обучение на базе ОТСМ- ТРИЗ. Учебно-методическое пособие для педагогов / Алла Александровна Нестеренко (Селюцкая). ˗ М.: BOOKINFILE, 2013. ˗ 603c.
Тамберг, Ю.Г. Концепция ТРИЗ-педагогики."Школа нравственности, мышления и творчества"
Генрих Саулович Альтшуллер
Тамберг, Ю.Г. Концепция ТРИЗ-педагогики."Школа нравственности, мышления и творчества"
Селюцкий, А.Б. Правила игры без правил / Сост. А. Б. Селюцкий.— Петрозаводск: Карелия, 1989.—280 с. (Техника — молодежь — творчество)
Генрих Саулович Альтшуллер
Селюцкий, А.Б. Правила игры без правил / Сост. А. Б. Селюцкий.— Петрозаводск: Карелия, 1989.—280 с. (Техника — молодежь — творчество)
Селюцкий, А.Б. Нить в лабиринте.- Петрозаводск.: «Карелия»,1988
Генрих Саулович Альтшуллер
Селюцкий, А.Б. Нить в лабиринте.- Петрозаводск.: «Карелия»,1988
Петров, В. Алгоритм решения изобретательских задач. Учебное пособие.-Тель-Авив, 1999
Генрих Саулович Альтшуллер
Петров, В. Алгоритм решения изобретательских задач. Учебное пособие.-Тель-Авив, 1999
Ещё 15 книг

Видео

ТРИЗ - педагогика, образование, развитие

Интерпретация идей

График интерпретации идей глазами экспертов и участников проекта. На этом графике вы можете отобразить ваше понимание взглядов педагога-мыслителя по 16 критериям, представленным на 8 осях.

РЕ
Ориентация на результат
СЦ
Ориентация на социальные ценности
ВШ
Опора на внешний стимул деятельности
ПВ
Опора на поведение
ГЗ
Фокус на передаче готовых знаний и опыта
ОБ
Центрация на деятельности обучающегося
УБ
Ориентация на управляемое изменение будущего
ФЗ
Ценность формального, фундаментального знания
ПР
Ориентация на процесс
ИР
Ориентация на индивидуально-личностное развитие
ВН
Опора на внутренний стимул деятельности
КП
Опора на когнитивный процесс
ИН
Фокус на индуктивных способах приобретения знаний и опыта
ПД
Центрация на деятельности педагога 
СТ
Ориентация на сохранение традиций, адаптацию личности
ПТ
Ценность знания ориентированного на потребности жизни
Оценки педагогической концепции, созданные другими участниками проекта и экспертов, вы сможете посмотреть после того, как сохраните свою оценку педагогу.