Войти
EN

Джон Дьюи

Выдающийся американский философ и педагог. По решению ЮНЕСКО (1988 г.) признан одним из четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке. Автор более 30 книг и 900 научных статей по философии, социологии и педагогике.
Годы жизни
1859–1952
Страна
Соединенные Штаты Америки
Научная школа
Прагматическая педагогика
Gaivho 01

Оцените идеи педагога

1.
Оцените

Выскажите мнение об идеях педагога на основе изученного материала с помощью графо-аналитического инструмента

2.
Сохраните

Сохраните оценку и зарегистрируйтесь чтобы получите доступ к мнению экспертов

3.
Сравните

После оценки педагога сравните вашу оценку с мнением экспертов и остальных пользователей

4.
Обсудите

Обсудите на практических занятиях варианты интерпритаций идей педагога и аргументируйте свою

Thumb %d1%81%d0%bb%d0%b5%d0%bf%d0%b5
Thumb 2016 06 30 14 21 33 4846 povshednaya
Thumb layer 15
Узнайте что об этом педагоге думают эксперты проекта.
Экспертные оценки педагога

Биография

1859 - 1883

Джон Дьюи (1859–1952 гг.) — американский философ, социолог, политолог, психолог и педагог. Автор около 1000 книг и статей, среди которых более 180 посвящено педагогической проблематике. Эти работы переведены на 35 языков и оказали огромное влияние на теорию и практику образования во всем мире. Ученый-энциклопедист является одним из главных идеологов демократии участия и величайшим реформатором образования ХХ в. С 1884 г. профессор Мичиганского, Миннесотского, Чикагского, Колумбийского университетов.

Джон Дьюи родился 20 октября 1859 года в городе Берлингтоне, в небольшом северном штате Вермонт, в семье табачного фабриканта. Его родителями были Арчибальд Спраг Дьюи и Лючина Артемезия Рич. Он был третьим из четырёх сыновей в семье. Его самый старший брат скончался в младенчестве. Трое братьев учились в государственной бесплатной школе, после которой втроём поступили в Вермонтский университет. Во время учёбы в университете, благодаря учению Перкинса, Джон познакомился с теорией эволюции. Он также изучал «Уроки элементарной психологии», написанные известным английским сторонником теории эволюции, Т. Г. Гексли.

Теория естественного отбора оказывала сильный эффект на мысли Дьюи, что позволило ему сосредоточиться на взаимодействии человека с окружением с точки зрения психологии. Его наставник и учитель, Генри Торей, всегда был близок с Дьюи и сильно помогал ему в философских изысканиях.

После окончания учёбы в 1879 году, Дьюи устроился учителем в школу, где проработал два года. Именно во время работы в школе он понял, что свою карьеру он хотел бы связать с философией. Следуя своему желанию, он отправил эссе на философскую тему У. Т. Харрису, который был редактором журнала «Journal of Speculative Philosophy». Тот факт, что Харрис принял его работу, дал Дьюи необходимый толчок, и он переехал в Балтимор где поступил в Университет Джона Хопкинса. В Университете Джона Хопкинса Джон Дьюи попал под влияние двух выдающихся умов — Джорджа Сильвестра Морриса и Грэнвилла Стэнли Холла. Д. С. Моррис был немецким гегельянским философом, который рассказывал Дьюи о характеристике органической модели природы немецкого идеализма.

1879

После окончания учёбы в 1879 году, Дьюи устроился учителем в школу, где проработал два года. Именно во время работы в школе он понял, что свою карьеру он хотел бы связать с философией. Следуя своему желанию, он отправил эссе на философскую тему У. Т. Харрису, который был редактором журнала «Journal of Speculative Philosophy». Тот факт, что Харрис принял его работу, дал Дьюи необходимый толчок, и он переехал в Балтимор где поступил в Университет Джона Хопкинса. В Университете Джона Хопкинса Джон Дьюи попал под влияние двух выдающихся умов — Джорджа Сильвестра Морриса и Грэнвилла Стэнли Холла. Д. С. Моррис был немецким гегельянским философом, который рассказывал Дьюи о характеристике органической модели природы немецкого идеализма.

1884

В 1884 году получил степень доктора философии в Университете Джонса Хопкинса, представив диссертацию, которая была посвящена одному из аспектов психологической теории Канта. Осенью того же года Дьюи приступил к преподаванию философии в Мичиганском университете и оставался там (если не считать краткого периода преподавания в Университете Миннесоты в 1888–1889 годах) до 1894 года, когда ему предложили должность профессора и декана факультета философии, психологии и педагогики Чикагского университета. Именно в Чикаго Дьюи переключился с отвлечённых традиционных проблем метафизики и эпистемологии на более практические и специальные проблемы философии, психологии и педагогики.

1884 - 1894

В 1884–1894 гг. он работал в университете штата Мичиган, в 1894–1904 – в Чикагском университете, с 1904 по 1930 г. – в Колумбийском университете. Дьюи связывали тесные отношения с Мидом: они вместе работали сначала в университете штата Мичиган, а затем в Чикагском университете. Оба опирались в своей работе на психологию Джеймса. Разделяя во многом общие философские воззрения, они развивали их в разных направлениях и в приложении к разным темам; их идеи постоянно пребывали во взаимовлиянии.

Под влиянием У. Джемса пришёл к философии прагматизма. Её вариант, названный инструментализмом, положил в основу педагогики. В 1896–1904 гг. практически апробировал свою педагогическую концепцию в организованной им «школе-лаборатории» при Чикагском университете.

Выразил резко критическое отношение к существующей тогда в США школе за абстрактно-схоластические методы обучения и воспитания, книжность, отрыв от жизни, практической деятельности. Используя прагматическую методологию, разработал программу реформирования американской образовательной системы. Утверждал «экспериментальный метод педагогики».

Отрицая объективную истинность научного знания, рассматривал его лишь как «инструмент для действия», средство практической деятельности, приспособления к действительности, решения индивидуальных и социальных проблем в процессе «выживания». Истинность знания видел лишь в его непосредственной практической пользе и эффективности. В этике отвергал существование моральных норм, считая критерием нравственности практическую целесообразность. И мораль, и науку трактовал как техническое средство социального маневрирования в соответствии с определёнными интересами. Всё это в крайнем выражении вело к распространению узкого практицизма, индивидуализма и безнравственности.

В социально-культурной сфере утверждал ценности американского образа жизни, идеи экономического либерализма и классового сотрудничества. Придерживался «мелиоризма» — курса на постепенное улучшение классового строя в значительной мере путём реформирования образования.

Считая целью воспитания и обучения подготовку детей к будущей самостоятельной жизни, развитие у них прежде всего предприимчивости, способности приспосабливаться к изменяющимся жизненным требованиям, многообразным социальным ситуациям, полагал при этом, что школа должна «ориентироваться не на будущее, а на настоящее», став органической частью всей жизни ребёнка в настоящее время.

Труд, многообразные формы практической деятельности детей, их личный жизненный опыт сделал основой целостного учебно-воспитательного процесса в «школе жизни». Выдвинутый им ведущий принцип обучения и воспитания «посредством деланья» ограничил усвоение их знаний потребностью в овладении той или иной деятельностью, устранил необходимость усвоения системы научных знаний. Воспитание определял как «реконструкцию и реорганизацию опыта ребёнка».

Д. Дьюи строил школу как общество в миниатюре, превращал школу в своеобразную «лабораторию» демократии, западного образа жизни. В целях совершенствования семейного воспитания и привлечения родителей к решению педагогических задач основал «Ассоциацию родителей и учителей».

Опираясь на идеи Ж.-Ж. Руссо, стал идеологом педоцентристской концепции педагогики, которая в стремлении завуалировать зависимость содержания воспитания и обучения от социально-экономических обстоятельств, придать ему гуманистическую направленность выводит педагогические цели и средства из природы ребёнка, его индивидуальности. Воспитание сводится лишь к созданию условий для выявления и развития врождённых свойств личности и её «самореализации» в свободной познавательной и социальной активности, в процессе удовлетворения спонтанных, самопроизвольных желаний и интересов ребёнка.

Следствием этого стало деление учащихся на одарённых интеллектуально и наделённых практическими способностями, что позволяет формировать «элиту» и осуществлять массовую подготовку по рабочим профессиям.

1884-1904

В 1884 году получил степень доктора философии в Университете Джонса Хопкинса, представив диссертацию, которая была посвящена одному из аспектов психологической теории Канта. Осенью того же года Дьюи приступил к преподаванию философии в Мичиганском университете и оставался там (если не считать краткого периода преподавания в Университете Миннесоты в 1888–1889 годах) до 1894 года, когда ему предложили должность профессора и декана факультета философии, психологии и педагогики Чикагского университета. Именно в Чикаго Дьюи переключился с отвлечённых традиционных проблем метафизики и эпистемологии на более практические и специальные проблемы философии, психологии и педагогики.

В 1884–1894 гг. он работал в университете штата Мичиган, в 1894–1904 – в Чикагском университете, с 1904 по 1930 г. – в Колумбийском университете. Дьюи связывали тесные отношения с Мидом: они вместе работали сначала в университете штата Мичиган, а затем в Чикагском университете. Оба опирались в своей работе на психологию Джеймса. Разделяя во многом общие философские воззрения, они развивали их в разных направлениях и в приложении к разным темам; их идеи постоянно пребывали во взаимовлиянии. Под влиянием У. Джемса пришёл к философии прагматизма. Её вариант, названный инструментализмом, положил в основу педагогики.

1896–1904

В 1896–1904 гг. практически апробировал свою педагогическую концепцию в организованной им «школе-лаборатории» при Чикагском университете. Выразил резко критическое отношение к существующей тогда в США школе за абстрактно-схоластические методы обучения и воспитания, книжность, отрыв от жизни, практической деятельности. Используя прагматическую методологию, разработал программу реформирования американской образовательной системы. Утверждал «экспериментальный метод педагогики». Отрицая объективную истинность научного знания, рассматривал его лишь как «инструмент для действия», средство практической деятельности, приспособления к действительности, решения индивидуальных и социальных проблем в процессе «выживания». Истинность знания видел лишь в его непосредственной практической пользе и эффективности. В этике отвергал существование моральных норм, считая критерием нравственности практическую целесообразность.

И мораль, и науку трактовал как техническое средство социального маневрирования в соответствии с определёнными интересами. Всё это в крайнем выражении вело к распространению узкого практицизма, индивидуализма и безнравственности.

В социально-культурной сфере утверждал ценности американского образа жизни, идеи экономического либерализма и классового сотрудничества. Придерживался «мелиоризма» — курса на постепенное улучшение классового строя в значительной мере путём реформирования образования. Считая целью воспитания и обучения подготовку детей к будущей самостоятельной жизни, развитие у них прежде всего предприимчивости, способности приспосабливаться к изменяющимся жизненным требованиям, многообразным социальным ситуациям, полагал при этом, что школа должна «ориентироваться не на будущее, а на настоящее», став органической частью всей жизни ребёнка в настоящее время.

Труд, многообразные формы практической деятельности детей, их личный жизненный опыт сделал основой целостного учебно-воспитательного процесса в «школе жизни». Выдвинутый им ведущий принцип обучения и воспитания «посредством деланья» ограничил усвоение их знаний потребностью в овладении той или иной деятельностью, устранил необходимость усвоения системы научных знаний. Воспитание определял как «реконструкцию и реорганизацию опыта ребёнка».

Д. Дьюи строил школу как общество в миниатюре, превращал школу в своеобразную «лабораторию» демократии, западного образа жизни. В целях совершенствования семейного воспитания и привлечения родителей к решению педагогических задач основал «Ассоциацию родителей и учителей». Опираясь на идеи Ж.-Ж. Руссо, стал идеологом педоцентристской концепции педагогики, которая в стремлении завуалировать зависимость содержания воспитания и обучения от социально-экономических обстоятельств, придать ему гуманистическую направленность выводит педагогические цели и средства из природы ребёнка, его индивидуальности. Воспитание сводится лишь к созданию условий для выявления и развития врождённых свойств личности и её «самореализации» в свободной познавательной и социальной активности, в процессе удовлетворения спонтанных, самопроизвольных желаний и интересов ребёнка.

Следствием этого стало деление учащихся на одарённых интеллектуально и наделённых практическими способностями, что позволяет формировать «элиту» и осуществлять массовую подготовку по рабочим профессиям.

1904 - 1952

С 1904 года Дьюи преподавал в Колумбийском университете в Нью-Йорке и оставался там вплоть до своей отставки в 1930 году, впоследствии занимал пост почётного профессора университета. В этот период он написал множество работ. Как известного философа и педагога его приглашали в Китай, Японию, Турцию, Мексику, СССР. Дьюи занимал активную социальную позицию и принимал участие в многочисленных комитетах и движениях либеральной ориентации.

Уже в начале ХХ в. Дж.Дьюи становится признанным международным авторитетом в вопросах образования. Его педагогические идеи оказались востребованы не только теоретиками и практиками образования, но и правительствами многих стран мира.

Джон Дьюи был дважды женат. Первый раз он женился на Элис Чипман, и у них родилось шестеро детей. Второй его женой стала Роберта Ловитц Грант в 88 лет. Они взяли двух приемных детей.

Джон Дьюи скончался 1 июня 1952 года в возрасте 92 лет в Нью-Йорке. Похоронен на территории Мемориала Дьюи, в Берлингтоне.

Его наиболее видными последователями в педагогике стали У. Килпатрик, Д.С. Каунтс, Х. Рагг.

Прагматическая педагогика во многом содействовала утверждению культа бизнеса и успеха в США, многих других странах. Она оказала огромное влияние на педагогику и школу XX в., сохраняя своё значение и в настоящее время.

Пример прагматической педагогики и школы в большой мере предопределил становление советской педагогической теории и практики в 20-х гг. Посетив СССР в 1928 г., Д. Дьюи писал: «Самым характерным в советском воспитании является не то, что школьная деятельность связана с общественной жизнью, а тот факт, что впервые в истории воспитательная система официально организована на базе этого принципа».

При реформировании отечественной педагогики и образовательной системы в 90-х гг. были учтены идеи и опыт прагматической педагогики. Современная личностно ориентированная педагогическая мысль и практика — один из вариантов реализации педоцентристской концепции педагогики.

На Западе в настоящее время развивается неопедоцентризм (Т. Маклагин, П. Дракер, Д. Хелд, Б. Блэкледж, В. Дэвид и др.), ориентированный на восстановление социокультурного потенциала развития личности, «расширение социокультурного воспитательного поля», «управление социальной ситуацией ребёнка».

1904-1930

С 1904 года Дьюи преподавал в Колумбийском университете в Нью-Йорке и оставался там вплоть до своей отставки в 1930 году, впоследствии занимал пост почётного профессора университета. В этот период он написал множество работ. Как известного философа и педагога его приглашали в Китай, Японию, Турцию, Мексику, СССР. Дьюи занимал активную социальную позицию и принимал участие в многочисленных комитетах и движениях либеральной ориентации.

Уже в начале ХХ в. Дж.Дьюи становится признанным международным авторитетом в вопросах образования. Его педагогические идеи оказались востребованы не только теоретиками и практиками образования, но и правительствами многих стран мира.Джон Дьюи был дважды женат. Первый раз он женился на Элис Чипман, и у них родилось шестеро детей. Второй его женой стала Роберта Ловитц Грант в 88 лет. Они взяли двух приемных детей. Джон Дьюи скончался 1 июня 1952 года в возрасте 92 лет в Нью-Йорке. Похоронен на территории Мемориала Дьюи, в Берлингтоне.

Его наиболее видными последователями в педагогике стали У. Килпатрик, Д.С. Каунтс, Х. Рагг. Прагматическая педагогика во многом содействовала утверждению культа бизнеса и успеха в США, многих других странах. Она оказала огромное влияние на педагогику и школу XX в., сохраняя своё значение и в настоящее время. Пример прагматической педагогики и школы в большой мере предопределил становление советской педагогической теории и практики в 20-х гг. Посетив СССР в 1928 г., Д. Дьюи писал: «Самым характерным в советском воспитании является не то, что школьная деятельность связана с общественной жизнью, а тот факт, что впервые в истории воспитательная система официально организована на базе этого принципа».

При реформировании отечественной педагогики и образовательной системы в 90-х гг. были учтены идеи и опыт прагматической педагогики. Современная личностно ориентированная педагогическая мысль и практика — один из вариантов реализации педоцентристской концепции педагогики. На Западе в настоящее время развивается неопедоцентризм (Т. Маклагин, П. Дракер, Д. Хелд, Б. Блэкледж, В. Дэвид и др.), ориентированный на восстановление социокультурного потенциала развития личности, «расширение социокультурного воспитательного поля», «управление социальной ситуацией ребёнка».

Вся биография

Идеи

Школа как социальный центр

Школу Дьюи рассматривал в широком социальном контексте как институт, связанный тысячами невидимых нитей с сообществом, взаимодействующим с ним, являющимся важнейшим ресурсом его развития, использующий потенциал социума для решения задач образования подрастающих поколений, воспитания их в духе демократии. Именно под влиянием его идей в мировой общественной, политической, педагогической мысли началось особенно интенсивное обсуждение сущности, путей и способов демократизации образования, резко возрос интерес к демократическому образованию как таковому

Теория образования и организация школьной жизни

Рассматривая школу как социальное учреждение, а образование как социальный процесс, который является не подготовкой к жизни, а самой жизнью, Д. Дьюи доказывал, что «школа должна представлять такую форму общественной жизни, в которой сосредоточены все факторы, наиболее действенным образом позволяющие ребенку черпать из на-следственного капитала человечества и направлять свои способности на служение общественным целям… Школа должна представлять в глазах ребенка такую же живую и реальную текущую жизнь, как та, которую он ведет дома, среди соседей и в играх с товарищами».

Д. Дьюи выделял три общие цели образования по отношению к формирующемуся человеку: развитие в согласии с природой, социальная эффективность, приобщение к культуре. Организация развития детей в согласии с их природой требовало постановку ребенка в центр образовательного процесса, его ориентации на естественные закономерности роста человеческого организма, созревания человеческой психики.

Накопление детьми личного опыта стоит выше овладения систематизированными научными знаниями

Само понятие «опыт», согласно Дьюи, это сложное переплетение событий, каждое из которых имеет свою природу и историю. Одни из этих событий происходят, подчиняясь некой регулярности, научными
знаниями.

Другие представляют собой игру случая; одни полезны для человека, другие наносят ему вред. Важнейшая задача человека – научиться управлять этими событиями; для этого мы проводим эксперименты, с помощью которых находим причины происходящих событий. Опыт связан с выполнением действий, а не с познанием объектов. Дьюи считал, что обучение должно происходить путем опытного
познания окружающей действительности.

Истинным и ценным является только то, что дает практический результат

Воспитание и обучение осуществляются не в теоретически отвлеченных формах, а в процессе выполнения конкретных практических дел, где дети не только познают мир, но и учатся работать вместе, преодолевать трудности и разногласия. Такая школа может воспитывать людей, хорошо приспособленных к жизни. В школах, работавших по системе Дьюи, не было постоянной программы с последовательной системой изучаемых предметов, а отбирались только такие знания, какие могли найти практическое применение в жизненном опыте учащихся.

Таким образом, Д. Дьюи предложил по существу преобразование абстрактного, оторванного от жизни, направленного на простое заучивание теоретических знаний современного ему образования в систему школьного обучения "путём делания", которое обогащает личный опыт ребёнка и состоит в освоении им способа самостоятельного познания окружающего мира.

В основе учебно-воспитательного процесса должны лежать интересы ребенка

Не программа, а ученик должен определять как качество, так и количество обучения. Учение в педагогической системе прагматистов имеет дело с выработкой личных идей и понятий. Учение происходит только тогда, когда что-то случается внутри ученика, а это в большинстве случаев вне контроля учителя. Познание, которое происходит в недрах «я», имеет дело не с мышлением, а с миром чувств, верований, пониманий, исканий, миром нужд, стремлений.

Дьюи был убежден в том, что образование станет полнее и глубже, а обучение продолжительнее и интенсивнее, если оно вырастет из собственных вопросов, интересов и нужд обучающегося. Но при этом «согласование» и приспособление интересов индивида с интересами социума становится ведущей идеей образования.

Метод учебных проектов

Метод проектов – это система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов.

Все идеи

Книги

Thumb 14870412.cover 415
От ребенка – к миру, от мира – к ребенку
Джон Дьюи
От ребенка – к миру, от мира – к ребенку
Thumb dzhon dyui  demokratiya i obrazovanie
Демократия и образование
Джон Дьюи
Демократия и образование

Видео

Пять ступеней развития мыслительного процесса по Дьюи

Интерпретация идей

График интерпретации идей глазами экспертов и участников проекта. На этом графике вы можете отобразить ваше понимание взглядов педагога-мыслителя по 16 критериям, представленным на 8 осях.

Ваша оценка
Средняя оценка экспертов
Общая оценка участников проекта
РЕ
Ориентация на результат
СЦ
Ориентация на социальные ценности
ВШ
Опора на внешний стимул деятельности
ПВ
Опора на поведение
ГЗ
Фокус на передаче готовых знаний и опыта
ОБ
Центрация на деятельности обучающегося
УБ
Ориентация на управляемое изменение будущего
ФЗ
Ценность формального, фундаментального знания
ПР
Ориентация на процесс
ИР
Ориентация на индивидуально-личностное развитие
ВН
Опора на внутренний стимул деятельности
КП
Опора на когнитивный процесс
ИН
Фокус на индуктивных способах приобретения знаний и опыта
ПД
Центрация на деятельности педагога 
СТ
Ориентация на сохранение традиций, адаптацию личности
ПТ
Ценность знания ориентированного на потребности жизни
Оценки педагогической концепции, созданные другими участниками проекта и экспертов, вы сможете посмотреть после того, как сохраните свою оценку педагогу.