Войти
EN

Беррес Фредерик Скиннер

Американский психолог, изобретатель и писатель. Один из самых влиятельных психологов в истории и ученых ХХ века. Внёс огромный вклад в развитие и популяризацию бихевиоризма — школы психологии, рассматривающей поведение человека как результат предшествующих воздействий окружающей среды. Скиннер наиболее известен своей теорией оперантного обусловливания
Годы жизни
1904-1990
Страна
Соединенные Штаты Америки
Научная школа
Бихевиоризм
Предшественники
Gaivho 01

Оцените идеи педагога

1.
Оцените

Выскажите мнение об идеях педагога на основе изученного материала с помощью графо-аналитического инструмента

2.
Сохраните

Сохраните оценку и зарегистрируйтесь чтобы получите доступ к мнению экспертов

3.
Сравните

После оценки педагога сравните вашу оценку с мнением экспертов и остальных пользователей

4.
Обсудите

Обсудите на практических занятиях варианты интерпритаций идей педагога и аргументируйте свою

Thumb 2016 06 30 14 21 33 4846 povshednaya
Узнайте что об этом педагоге думают эксперты проекта.
Экспертные оценки педагога

Биография

1904-1990

В 1936 г., покинув Гарвард, он становится преподавателем Миннесотского университета, где в 1937 г. получит должность старшего преподавателя, а в 1939 г. станет доцентом. На этой должности Скиннер проработает до 1945 г.
В 1945 г. он займёт пост профессора Индианского университета, где также будет избран главой отделения психологии. Проработав три года, Скиннер уходит из университета.
Вернувшись в Гарвард, в 1948 г. он входит в штат профессоров университета, в котором и останется до конца своих дней.
Скиннер основывает собственную школу психологии, известную под названием «радикального бихевиоризма». Его труды в этой области основываются на изучении условных рефлексов. Скиннер твёрдо верит в то, что живой организм не обладает собственной волей, а лишь копирует поведение, приводящее к благоприятному для него исходу.
Он конструирует обучающую машину – устройство, упрощающее образовательный процесс широкой аудитории его студентов. Этот аппарат преподаёт заложенный в него учебный курс, тестируя полученные знания и, в качестве мотивации, поощряя за правильные ответы. Так называемый ящик Скиннера.
В 1948 г. Скиннер пишет роман-утопию «Уолден-два» – весьма противоречивое литературное произведение, в котором автор опровергает теории существования свободы воли, духа и души. Он утверждает, что поведение человека определяется генетическими факторами и влиянием изменчивой окружающей среды, а вовсе не свободным выбором. В 1957 г. Скиннер публикует работу «Вербальное поведение», в которой проводит анализ использования языка, языковых явлений и речи – труд чисто теоретический, не подкреплённый практическими исследованиями.
В 1971 г. выходит в свет его самая известная книга, «За гранью свободы и чести», в которой Скиннер излагает собственный подход к науке, который называет «культурной инженерией». Эта публикация в мгновение ока становится хитом продаж издательства “New York Times”. В том же году Скиннер был награждён золотой медалью Американского психологического фонда.
В 1990 г., за неоценимый вклад в область науки, он получил награду «За выдающиеся достижения» Американской ассоциации психологов.
Фонд Б.Ф. Скиннера, основанный в 1988 г. при его личной поддержке, был создан для продвижения философии науки, предложенной учёным. Президентом этого фонда является его дочь Джулия.
В 1989 г. у Скиннера диагностировали лейкемию, от которой он и скончался в 1990 г.

Вся биография

Идеи

Концепция оперантного поведения

Подкрепление зависит от ответа, который получает организм на совершенное действие. Можно предсказывать вероятность повторения подобной реакции в будущем. Если поведенческая реакция влечет за собой какую-либо выгоду, то, скорее всего, она повторится в будущем.

Принцип сопряженного подкрепления

Поведение и само воздействует на окружающую среду, производя последствия, и зависит от последствий, произведенных окружающей средой. Любое адекватное описание взаимодействия между организмом и окружающей его средой должно содержать определение трех элементов: а) ситуации, в которой имеет место данная реакция; б) самого ответа и в) подкрепляющих последствий. Взаимосвязь этих трех элементов лежит в основе сопряженного подкрепления.

Позитивное и негативное подкрепление

Позитивное подкрепление подразумевает предоставление чего-то (например, пищи, воды, возможности сексуального контакта) в некоторой ситуации. Изъятие позитивного подкрепляющего стимула действует так же, как предоставление нега­тивного подкрепления. Вероятность возникновения реакции возрастает и после позитивного, и после негативного подкрепления

Режимы подкрепления

  1. Режим с постоянным соотношением, при котором подкрепляется каждая реакция. Данный режим является повседневным в жизни, он играет значительную роль в контроле поведения. Этот режим подкрепления, как правило, влечет за собой высокий оперантный уровень.
  2. Режим с постоянным интервалом, при котором первая реакция, возникающая после прохождения определенного периода времени, подкрепляется, а новый период начинается немедленно после подкрепления. Примерами могут являться выплата зарплаты за работу, выполненную за месяц, или установленная периодичность отчетности студентов (экзамен – раз в полгода) Данный режим имеет низкую скорость реагирования сразу после получения подкрепления.
  3. Режим подкрепления с вариативным соотношением (драматичным примером может являться поведение человека, находящегося под властью азартной игры в игральный автомат). Угасание поведения с данным режимом происходит очень медленно.
  4. Режим подкрепления с вариативным интервалом. Скорость реагирования при этом режиме зависит от длины интервала: короткие интервалы порождают высокую скорость, длинные – низкую. Примером может являться произвольная похвала родителями ребенка в надежде на то, что ребенок будет себя хорошо вести и в неподкрепленные периоды.

При самоконтроле люди манипулируют событиями в своей окружающей среде, чтобы управлять своим поведением.

Самоконтроль включает в себя две взаимозависимые реакции: 1) воздействие на окружающую среду и изменение вероятности возникновения вторичных реакций (например, взрослый может применять контролирующую реакцию ухода таким образом, что он становится способен управлять своей реакцией гнева; или удаление такого различительного стимула, как пища, способствующее отвыканию от привычки к перееданию); 2) использование присутствия некоторых различительных стимулов, которые могут сделать желательное поведение более вероятным (например, конкретный стол может быть стимулом для учебного поведения, а узел, за­вязанный на носовом платке, может подкреплять отложенное действие)

Главная задача консультанта-бихевиориста - изменить поведение, управляя сопряженными обстоятельствами подкрепления

Цель психотерапии - исправление нежелательных эффектов через­мерного или непоследовательного внешнего и внутреннего контроля. Среди внешних средств контроля может быть влияние родителей, а также образовательных и др. учреждений.

Все идеи

Книги

Thumb cover
Скиннер Б.Ф. Оперантное поведение. – М. Акадеический проект. – 1990.
Беррес Фредерик Скиннер
Скиннер Б.Ф. Оперантное поведение. – М. Акадеический проект. – 1990.
Thumb cover
Скиннер Б.Ф. По ту сторону свободы и достоинства. - М.: Деловая книга, 2003.
Беррес Фредерик Скиннер
Скиннер Б.Ф. По ту сторону свободы и достоинства. - М.: Деловая книга, 2003.
Thumb cover
Скиннер Б.Ф. Технология поведения. (английская версия книги «Оперантное поведение»)
Беррес Фредерик Скиннер
Не найдена в свободном доступе
Скиннер Б.Ф. Технология поведения. (английская версия книги «Оперантное поведение»)

Интерпретация идей

График интерпретации идей глазами экспертов и участников проекта. На этом графике вы можете отобразить ваше понимание взглядов педагога-мыслителя по 16 критериям, представленным на 8 осях.

РЕ
Ориентация на результат
СЦ
Ориентация на социальные ценности
ВШ
Опора на внешний стимул деятельности
ПВ
Опора на поведение
ГЗ
Фокус на передаче готовых знаний и опыта
ОБ
Центрация на деятельности обучающегося
УБ
Ориентация на управляемое изменение будущего
ФЗ
Ценность формального, фундаментального знания
ПР
Ориентация на процесс
ИР
Ориентация на индивидуально-личностное развитие
ВН
Опора на внутренний стимул деятельности
КП
Опора на когнитивный процесс
ИН
Фокус на индуктивных способах приобретения знаний и опыта
ПД
Центрация на деятельности педагога 
СТ
Ориентация на сохранение традиций, адаптацию личности
ПТ
Ценность знания ориентированного на потребности жизни
Оценки педагогической концепции, созданные другими участниками проекта и экспертов, вы сможете посмотреть после того, как сохраните свою оценку педагогу.