Войти
EN

Селестен Френе

Видный французский педагог, организатор экспериментальных начальных школ, инициатор и лидер «Международной федерации сторонников новой школы», основатель и главный редактор педагогических журналов, разработчик педагогической технологии (техника Френе). Широкую известность принесли: оригинальные решения проблем организации школьной жизни, разнообразные эксперименты по активизации учебного процесса и преодолению пороков книжно-вербального обучения, интенсивные поиски новых методов воспитания.
Годы жизни
1896 — 1966
Страна
Франция
Научная школа
Педагогика свободного воспитания
Последователи
Gaivho 01

Оцените идеи педагога

1.
Оцените

Выскажите мнение об идеях педагога на основе изученного материала с помощью графо-аналитического инструмента

2.
Сохраните

Сохраните оценку и зарегистрируйтесь чтобы получите доступ к мнению экспертов

3.
Сравните

После оценки педагога сравните вашу оценку с мнением экспертов и остальных пользователей

4.
Обсудите

Обсудите на практических занятиях варианты интерпритаций идей педагога и аргументируйте свою

Thumb 2016 06 30 14 21 33 4846 povshednaya
Узнайте что об этом педагоге думают эксперты проекта.
Экспертные оценки педагога

Биография

1896 — 1966

Селестен Френе родился 15 октября 1896 г. в крестьянской многодетной семье в провансальской деревне Гарс. Его крестьянское происхождение и воспитание в условиях природной среды, общение с простыми людьми оказали огромное влияние на формирование его мировоззрения и педагогических убеждений, согласно которым он ввел в свою педагогическую систему естественный (натуральный) метод обучения и воспитания, предполагающий учет естественных познавательных потребностей и интересов детей в организации учебного процесса. Селестен Френе обнаружил незаурядные способности еще в деревенской начальной школе, и родители отправили сына учиться в неполную среднюю школу провинциального близлежащего городка Грас. В 1913 г. он поступил в школу в Ницце, которая давала возможность детям малоимущих родителей получить интеллигентную профессию учителя системы начального образования.
Однако Селестен Френе не окончил школу. В 1915 г. он был призван в армию и через год под Верденом получил тяжелое ранение в легкое, четыре года находился на излечении, но так и не избавился от последствий – ему было трудно говорить. Этот факт привел биографов Селестена Френе (Элиз Френе, Ханс Йорг) к мысли, что его ограниченные физические возможности явились отчасти причиной создания педагогики самостоятельности, как называют педагогику Селестена Френе.
Во время лечения в госпитале Селестен Френе занимался самообразованием, изучал педагогические произведения классических и современных ему авторов: Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, М. Монтессори, Г. Спенсера, В. Джеймса, В. Вундта, О. Декроли.
В 1920 г. он получил рабочее место в маленькой деревенской школе в городке Бар-сюр-Луп. Однако несостоятельность традиционного образования (схоластичность, консерватизм, несоответствие реальным жизненным запросам) привела его в популярное в 1920-е гг. реформаторское движение «Новое воспитание», которое проводило в жизнь идею педоцентризма. По словам Эдуара Клапареда, одного из основателей «Нового воспитания», эта «Коперникова революция» в практике обучения и воспитания являлась необходимым требованием психологии.
Увлекаясь реформаторским движением, читая произведения К. Маркса и В. И. Ленина, Селестен Френе пришел к выводу, что изменить социальные отношения можно объединившись, если каждый на своем рабочем месте внесет посильный вклад в создание справедливых и достойных человека условий.
Селестен Френе активно следил за изменениями в сфере школьного образования других стран: Германии, Италии, Америки, Бельгии, Испании, России. В 1923 г. он едет в Германию, чтобы познакомиться с «Законом о начальном школьном образовании», обнародованном еще в 1920 г. и обязывающем детей всех социальных слоев населения как минимум 4 года посещать единую «народную школу». Ее создание Селестен Френе приветствует как преодоление классового неравенства. Вот что он пишет о своих впечатлениях в журнале «Clarte» от 15 января 1923 г.: «…Никто не может оценить важности и социального значения этого акта. Я своими глазами видел, как в немецких школах босые, в рваных одеждах и с грязными носами дети сидели рядом с юношами с чистыми руками и в начищенных ботинках… Когда будет сделан первый шаг к единой школе у нас?..». С этого момента демократизация школы во Франции, а именно создание школы, предоставляющей всем детям независимо от социальной принадлежности одинаковые права и шансы в обучении, стало высшей политической и социальной целью всей педагогической деятельности Селестена Френе.
Тогда же в Германии, в Гамбурге-Алтона, Селестен Френе посещает так называемую эмансипированную школу и школу Германа Литца, находившуюся под руководством его соратника Петера Гехееба. В Германии Селестен Френе встречается с Адольфом Феррьером, а также знакомится с Петером Петерсеном, с которым он всю дальнейшую жизнь состоит в переписке.
В 1923 г. Селестен Френе принимает участие в конгрессе «Международной лиги нового воспитания» в Террите-Монтре, основанной в 1921 г. швейцарским педагогом Адольфом Феррьером, и становится членом этой организации. Селестен Френе установил личный контакт с руководителями объединения: Адольфом Феррьером, Эдуаром Клапаредом, Роже Кузине.
В 1925 г. Селестен Френе в составе делегации французских народных учителей и профсоюзных деятелей прибыл в Советский Союз, чтобы ознакомиться с «Единой трудовой школой», основанной в 1923 г., где встретился с Н. К. Крупской. Этой поездке он посвятил брошюру «Месяц с русскими детьми», в которой высоко оценил советских педагогов.
В 1926 г. Селестен Френе стал членом коммунистической партии Франции. Несмотря на свою политическую приверженность, он защищает свободу школы от политической идеологии, борется против стремления его политических соратников превратить его «Кооператив светского образования» в коммунистический профсоюз учителей. «Его коммунизм был коммунизмом, ищущим свободы…», – так выразился один из соратников Селестена Френе по движению «Института современной школы» Рауль Фор. Селестен Френе не предполагал, что коммунистическая партия подозрительно отнесется к «Кооперативу светского образования» и его педагогической деятельности, в которой он стремился дать ребенку полную свободу в формировании своей индивидуальности.
Он хотел создать школу, свободную от принудительных требований со стороны правительства и односторонних политических догм. Партия не принимала этой позиции относительно свободы воспитания личности. К 1928 г., когда Селестен и Элиз Френе (в 1926 г. Селестен Френе женился на Элиз Лагир-Бруно, которая стала ему верным соратником в его педагогической деятельности) были переведены из Бар-сюр-Луп в Сен-Поль-де Ванс, главное в его работе уже наметилось: типография, переписка между школами, школьный кооператив и, на национальном уровне, «Кооператив светского образования», Селестен Френе благодаря активной деятельности стал к тому времени известным не только в своей стране, но и за рубежом.
В 1928 г. Селестен Френе вторично посещает Германию и принимает участие в Международном конгрессе «Лейпцигского объединения учителей». На конгрессе он представляет свою школьную типографию, интересовавшую многих учителей, а сам знакомится с «комплексным уроком», разработанным учителями этого объединения. В своей практике Селестен Френе применяет этот метод и называет его «уроком по центрам и комплексам интересов».
В период между 1929 и 1933 гг. супруги Френе углубили и расширили начатую деятельность «Кооператива светского образования». Но маленький городок Сен-Поль-де-Ванс к тому времени уже стал известным туристическим центром, и приезд туда двух учителей-коммунистов был столь же нежелательным, сколь и их продолжающаяся и расширяющаяся национальная и международная деятельность. Политическая и профсоюзная деятельность Селестена Френе в Сен-Поль-де-Ванс стоила ему в 1932 г. рабочего места. Причиной его ухода послужил спор, который разгорелся вокруг «свободного текста» одного из учеников Селестена Френе по вопросу сопротивления церковно-буржуазной реакции. Этот спор, длившийся два года, в котором участвовала многочисленная общественность, включая педагога Адольфа Феррьера, писателя Ромена Роллана и педагогов кооператива Селестена Френе, закончился выходом последнего из официальной школы.
В 1933 г. во время активизации правых экстремистов во Франции, Германии, Италии и Испании семья Френе была переведена обратно в Бар-сюр-Луп, но занять предложенный пост они не согласились, хотя родители и дети оказали им радушный прием. Супруги Френе ушли в отставку и посвятили все свое время развитию «Кооператива светского образования», который стал настоящим предприятием по производству учебных материалов и изданию педагогической документации.
В таких условиях в 1934–1935 гг. при поддержке движения политических соратников и левой прессы Селестен Френе основал в городе Ванс по примеру Адольфа Феррьера свободную экспериментальную школу-интернат. На холме, среди небольшой долины, школа с игровыми площадками, мастерскими, бассейном представляла собой идеальное место для реализации его педагогических идей. Проповедуя национальную солидарность, он принимал в школу еврейских детей из Германии и Испании, оставшихся без родителей.
В 1939–1940 гг. последовали угрозы со стороны противников Селестена Френе. Чиновники школьного ведомства и реакционная пресса организовали ожесточенную травлю Селестена Френе, утверждая, что в руководимой им школе детей воспитывают в духе безнравственности и неуважения к национальным традициям. В защиту Селестена Френе выступили демократические организации и виднейшие представители прогрессивной интеллигенции А. Барбюс и Р. Роллан.
В начале Второй мировой войны со стороны французского правительства обрушились удары на коммунистов. В школе Селестена Френе неоднократно производились обыски, вызванные подозрением, что там подпольно печатается «Юманите». В 1940 г. Селестен Френе был арестован и заключен во французский лагерь для интернированных лиц, где содержался около двух лет. Затем он был освобожден под надзор. Во время войны он стал членом, а затем руководителем маки в Бриансоне. В мае 1944 г. он возглавил Комитет освобождения Верхних Альп.
В 1945 г. Селестен Френе снова смог открыть школу в Вансе, при этом он отказался от излишней политизации своей педагогики. Об этом свидетельствует даже тот факт, что печатный орган движения Селестена Френе стал называться «L’Edukateur» вместо «Edukateur proletarian». Само движение отказалось от «боевого» названия «Кооператив светского образования» и стало называться нейтрально «Институт современной школы», который разместился в Канне и стал важным центром производства и распространения учебных материалов.
В 1949 г. после попыток коммунистов подчинить деятельность Селестена Френе интересам партии он демонстративно выходит из ее рядов. От «Института современной школы» отделяются целые группы бывших политических соратников Селестена Френе, которые пытаются развить его идеи в русле коммунистической идеологии. На конгрессе в 1963 г. в городе Ньор при очередной попытке переубедить Селестена Френе и вернуть его в политику он заявил: «Я однозначно не буду присоединяться к какой-либо политической группе, когда политика овладевает школой, а педагогика вытесняется. У нас речь идет о ребенке, ни о чем, кроме ребенка, и только о ребенке». Селестен Френе был против влияния политической и идеологической системы общества на цели, задачи и методы воспитания, хотя считал воспитание делом политической и социальной важности. Он не принимал во внимание требования общества и считал, что нужно заботиться не о пополнении рядов тех или иных социальных слоев населения, а о формировании черт характера [10].
В 1961 г. группы приверженцев «Института современной школы» имелись уже в 40 странах, было создано международное объединение сторонников педагогики Селестена Френе под названием «Международная федерация движения современной школы» (Federation Internationale des Mouvements de l’Ecole Moderne). Селестен Френе возглавлял ее французскую секцию. В 1965 г. он последний раз принял участие в конгрессе, состоявшемся в Бресте. 8 октября 1966 г. Селестена Френе не стало.

Вся биография

Идеи

Принятие и использование природы, опыта и интересов учащихся в качестве исходной точки учебного процесса

Эта задача решается в педагогике С. Френе с помощью диагностики «комплексов интересов», которая представляет собой усовершенствованную классическую методику «выявления центров интересов». Метод «комплексов интересов», разработанный С. Френе, предполагает определение точек непознанного информационного пространства, связанных с центральным интересом.

Социальная направленность организации детской жизнедеятельности в школе на основе демократических принципов

«Так как школа — это общественный институт, внутренняя организация которого повторяет демократическое общество в миниатюре, то и социальные интересы будут оказывать здесь на ребенка сильное психологическое воздействие» — так представлял себе С. Френе социальные функции педагогики.
Сотрудничество в классе, идущее на смену авторитарным отношениям, ориентировано на формирование самоопределяющейся личности учащегося в детском сообществе, предполагает определенный стиль поведения учителя—демократический. Опыт жизни и деятельности школьного кооператива помогает учащимся осознать необходимость введения определенных правил. Учитель уклоняется от единоличного решения проблем, он передает это право учащимся. Поэтому в рамках школьного кооператива функционирует совет класса, где определяются цели занятий, место и время их проведения, обсуждаются работы учащихся, вводятся правила поведения в классе, решаются конфликты. В естественных условиях социального взаимодействия между детьми, характеризующихся толерантностью отношений, они учатся высказывать без стеснения и страха, что их не поймут, собственные мнения и терпимо относиться к чужим взглядам

Самоопределение учащихся в учебном процессе на основе метода «естественного» обучения через экспериментальное «нащупывание»

Экспериментальное «нащупывание» отражает активный, исследовательский метод освоения окружающей действительности и предполагает получение теоретических знаний через собственный практический опыт. С. Френе вводит экспериментальное «нащупывание» как «натуральный метод» обучения детей, т. к. он удовлетворяет их врожденную «потребность исследовать, знакомиться с окружающим миром (во всех отношениях), идти вперед». Главной деятельностью ребенка в этот период, по мнению С. Френе, является труд, позволяющий ему активно взаимодействовать с окружающей средой и преобразовывать ее. Этот принцип в педагогике С. Френе предполагает отказ от пассивного восприятия и репродукции готовых знаний, передаваемых учителем, и организацию познавательной деятельности учащихся, построенной на собственном опыте, через труд. Самоопределение учащихся в обучении предполагает максимальную передачу инициативы в организации познавательной деятельности детям. Но самоопределение в педагогике С. Френе не синоним анархии. Если учащийся поставил перед собой задачу, то дело должно быть доведено до конца, и учитель выступает здесь как гарант порядка и достижения намеченной цели. Принцип самоопределения учащихся реализуется на основе приемов: свободный текст, свободная работа, планирование и творческий проект.

Стимулирование и развитие коммуникативных способностей учащихся в школьной жизни

Подчеркивая важность умения общаться и точно выражать свои мысли, С. Френе уточняет, что «...существуют другие "орудия", неосязаемые, нематериальные, значения которых нельзя недооценивать. Они позволяют ребенку вступать в контакт с себе подобными, формулировать и выражать свои потребности, развивать и углублять свои знания об окружающем мире, его отдельных элементах и их связи, постепенно покорять природу. Имеется в виду речь, которая после рук — главное и самое замечательное орудие...». Идея о школе как центре «подлинного общения» основана на убеждении С. Френе о том, что ребенок испытывает естественную потребность в общении, которое является средством раскрытия его индивидуальности, самоутверждения в социуме и условием осуществления познавательной деятельности. Идея организации в школе центра истинного общения реализуется в педагогике С. Френе через предоставление детям права на свободное самовыражение в слове и обмен мнениями. Свободное самовыражение, предполагающее речевое творчество, возможно в естественных жизненных ситуациях. Метод печатного издания предполагает создание издательской группы внутри класса и служит для изготовления стенгазеты, являющейся средством коммуникации, а также для материализации продуктов учебной деятельности учащихся. Печатное издание осуществлялось в педагогике С. Френе на базе типографии, которую в современных условиях заменяют компьютер, принтер, множительная техника. Этот метод, делающий доступными печатные материалы учащихся для публичного чтения, является прекрасным средством коммуникации и социализации школьников.

Создание доброжелательной, открытой, творческой атмосферы в школе, стимулирующей самостоятельную познавательную деятельность

Образовательный процесс рассматривается в педагогике С. Френе как организация деятельности субъекта по освоению окружающей действительности через активное взаимодействие с ней. С. Френе говорит: «Ребенок не формируется извне, он, подобно растению, создает себя изнутри, и этот процесс — строго индивидуален, таков один из законов жизни. Внешние условия служат ребенку, как и растению, "материальной базой", где он черпает ресурсы, необходимые для его питания и роста, на нас лежит обязанность приблизить эти ресурсы, создать для него благоприятную питательную среду»

Все идеи

Интерпретация идей

График интерпретации идей глазами экспертов и участников проекта. На этом графике вы можете отобразить ваше понимание взглядов педагога-мыслителя по 16 критериям, представленным на 8 осях.

РЕ
Ориентация на результат
СЦ
Ориентация на социальные ценности
ВШ
Опора на внешний стимул деятельности
ПВ
Опора на поведение
ГЗ
Фокус на передаче готовых знаний и опыта
ОБ
Центрация на деятельности обучающегося
УБ
Ориентация на управляемое изменение будущего
ФЗ
Ценность формального, фундаментального знания
ПР
Ориентация на процесс
ИР
Ориентация на индивидуально-личностное развитие
ВН
Опора на внутренний стимул деятельности
КП
Опора на когнитивный процесс
ИН
Фокус на индуктивных способах приобретения знаний и опыта
ПД
Центрация на деятельности педагога 
СТ
Ориентация на сохранение традиций, адаптацию личности
ПТ
Ценность знания ориентированного на потребности жизни
Оценки педагогической концепции, созданные другими участниками проекта и экспертов, вы сможете посмотреть после того, как сохраните свою оценку педагогу.