Войти
EN

Винценты Оконь

Известный польский педагог и психолог, академик, директор Института педагогических исследований, председатель комитета педагогических наук Академии Наук. Исследовал фундаментальные основы процесса обучения, одним из первых разрабатывал теорию проблемного обучения. Автор многих трудов по вопросам дидактики, организации образования, истории школы, в том числе «Педагогического словаря».
Годы жизни
1914 - 2011
Страна
Польша
Научная школа
Проблемное обучение
Предшественники
Gaivho 01

Оцените идеи педагога

1.
Оцените

Выскажите мнение об идеях педагога на основе изученного материала с помощью графо-аналитического инструмента

2.
Сохраните

Сохраните оценку и зарегистрируйтесь чтобы получите доступ к мнению экспертов

3.
Сравните

После оценки педагога сравните вашу оценку с мнением экспертов и остальных пользователей

4.
Обсудите

Обсудите на практических занятиях варианты интерпритаций идей педагога и аргументируйте свою

Thumb %d0%9a%d1%83%d1%80%d0%b8%d1%86%d1%8b%d0%bd
Thumb %d0%9f%d0%b0%d0%bf%d1%83%d1%82%d0%ba%d0%be%d0%b2%d0%b0
Thumb %d0%97%d0%b0%d0%ba%d0%b0%d0%b1%d0%bb%d1%83%d0%ba%d0%be%d0%b2%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9
Thumb frolov
Thumb fedorov
Узнайте что об этом педагоге думают эксперты проекта.

Биография

1914 - 2011

Свои способности в обучении Винценты проявлял с детства: в пять лет умел читать, в третьем классе начальной школы уже прочитал все книги в школьной библиотеке, а после окончания шестого класса он покинул школу и занялся самообразованием.
В 1929 г. он поступил в учительскую семинарию в Хелме, где одним из его учителей был выдающийся педагог К.А. Яворский.
Пройдя обязательную военную службу, в 1937 г. стал работать учителем в деревне под Гарволинем и одновременно начал изучать педагогику в варшавском Свободном (бесплатном) Польском университете (Wolna Wszechnica Polska).
Во время Второй мировой войны В. Оконь вступил в Армию Крайову – военную организацию польского подполья. Он участвовал в обороне г.г.Демблина и Замостья, а также организовал обучение бойцов Армии Крайовой. Получив степень магистра, Оконь был приглашён С.И. Гессеном (русским педагогом, эмигрировавшим в 1922 году) заниматься научно-исследовательской деятельностью на кафедре общей педагогики университета в городе Лодзи.
В 1948 г. В. Оконь защитил докторскую диссертацию «Игра и реальность» и в следующем году переехал в столицу Польши Варшаву, где начал работать на кафедре общей педагогики Варшавского университета. В 1958-1960 г.г. он занимал должность декана педагогического факультета Варшавского университета, а в 1961-1974 гг. возглавлял Институт педагогики. В 1973 году
В. Оконь избран членом Польской академии наук, а с 1974 по 1984 год был председателем Польского Комитета педагогических наук. Большинство прославивших В. Оконя педагогических исследований связано с Варшавским университетом и Силезским университетом в Катовицах. Многие его работы переведены на русский язык, особенно часто цитируются в многочисленныхнаучных и методических публикациях «Основы проблемного обучения» (1964; рус. пер. 1968г.) и «Введение в общую дидактику» (1987г.; рус. пер. 1990г.). В. Оконю принадлежит авторство одной из наиболее популярных современных
теорий формирования содержания образования: теории функционального материализма.

Вся биография

Идеи

Что есть дидактика

«В настоящее время дидактика становится наукой о процессах и содержании различных типов обучения»

Проблемность как принцип организации учебного процесса

Проблемное обучение не может быть ничем иным, кроме «метода» обучения. Вместе с тем, проблемное обучение может быть проблемным не только по форме (метод), но и по содержанию (система), так как
противоречие является основной диалектической категорией, характеризующей форму и содержание объекта и субъекта

О соотношении содержания, методов и форм обучения

Наибольшей «эффективности можно
достичь только в том случае, если к
рационально отобранному содержанию
применить наиболее адекватные методы,
организационные средства и формы обучения»

Источники образования

Усвоение готовых сведений; творческая
деятельность учеников по решению
проблем; эмоциональное осознание
ценностей; практическая деятельность.
«Эти четыре стороны учения являются
четырьмя главными направлениями
познания и преобразования мира во всем
его богатстве и доступных для учеников
пределах при максимальном
использовании их возможностей»

О проблемном и сообщающем методе обучения

«…становление пассивной, нетворческой
личности во многом обусловлено
информационно-догматическим
обучением, основывающимся
исключительно на подражании готовым
образцам, запоминании готового
учебного содержания и на подавлении
всяких проявлений самостоятельности и
оригинальности поведения учащихся.
Важным фактором в развитии
самостоятельной творческой личностиможет стать применение проблемного
обучения… Менее совершенные, но
широко используемые сейчас
сообщающие методы обучения требуют
большой теоретической и практической
работы по их улучшению, чтобы эти
методы постепенно могли стать
средством воспитания творческих сил
учащихся»

Этапы решения проблемных задач

Этапы решения задачи, или ее
«элементы:
1) представление цели, для достижения
которой необходимо преодолеть
трудность;
2) принятие решения;
3) реализация решения задачи;
4) достижение цели»

Отличия учебной задачи от проблемы

«Проблема, не есть то же самое, что и задача.
Конечно, некоторые задачи могут иметь
проблемный характер. К ним можно отнести,
например, некоторые типы текстовых
математических или физических задач,
требующих от ученика самостоятельного
мыслительного усилия. Однако и в жизни и в
школе часто ставятся задачи, решение которых
требует лишь механической деятельности и
которые не только не способствуют развитию
самостоятельного мышления, но и тормозят это
развитие. При использовании термина
"проблема" можно избежать этих
недоразумений. Проблемный характер для
данного индивида имеют лишь такие задачи, в
которых содержится определенная практиче-
ская или теоретическая трудность, требующая
исследовательской активности, приводящей к
решению. При преодолении индивидом
трудности задача утрачивает свой проблемный
характер. Проблемой для него является
трудность, для преодоления которой он еще не
готов, хотя для кого-нибудь другого она может
и не быть проблемой»

Роль учителя

«…склонность к анализу должна стать
чертой современного учителя, который
учит молодежь,
развивает ее способности, готовит ее к
жизни в новых, быстро меняющихся
условиях»

Все идеи

Книги

Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be 1
Оконь В. Основы проблемного обучения. - М.: Просвещение, 1968. — 208с.
Винценты Оконь
Оконь В. Основы проблемного обучения. - М.: Просвещение, 1968. — 208с.
Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be 2
Оконь В. Введение в общую дидактику. Пер. с польского.- М.: Высшая школа, 1990. — 383с.
Винценты Оконь
Оконь В. Введение в общую дидактику. Пер. с польского.- М.: Высшая школа, 1990. — 383с.

Интерпретация идей

График интерпретации идей глазами экспертов и участников проекта. На этом графике вы можете отобразить ваше понимание взглядов педагога-мыслителя по 16 критериям, представленным на 8 осях.

РЕ
Ориентация на результат
СЦ
Ориентация на социальные ценности
ВШ
Опора на внешний стимул деятельности
ПВ
Опора на поведение
ГЗ
Фокус на передаче готовых знаний и опыта
ОБ
Центрация на деятельности обучающегося
УБ
Ориентация на управляемое изменение будущего
ФЗ
Ценность формального, фундаментального знания
ПР
Ориентация на процесс
ИР
Ориентация на индивидуально-личностное развитие
ВН
Опора на внутренний стимул деятельности
КП
Опора на когнитивный процесс
ИН
Фокус на индуктивных способах приобретения знаний и опыта
ПД
Центрация на деятельности педагога 
СТ
Ориентация на сохранение традиций, адаптацию личности
ПТ
Ценность знания ориентированного на потребности жизни
Оценки педагогической концепции, созданные другими участниками проекта и экспертов, вы сможете посмотреть после того, как сохраните свою оценку педагогу.