Войти
EN

Винценты Оконь

Польский учёный-педагог с мировым именем, известный своими работами в области дидактики, истории образования и психологии обучения. Автор одной из наиболее популярных современных теорий формирования содержания образования: теории функционального материализма.
Годы жизни
1914 - 2011
Регион
Польша
Научная школа
Проблемное обучение
Источник идей
Gaivho 01

Оцените идеи педагога

1.
Оцените

Выскажите мнение об идеях педагога на основе изученного материала с помощью графо-аналитического инструмента

2.
Сохраните

Сохраните оценку и зарегистрируйтесь чтобы получите доступ к мнению экспертов

3.
Сравните

После оценки педагога сравните вашу оценку с мнением экспертов и остальных пользователей

4.
Обсудите

Обсудите на практических занятиях варианты интерпритаций идей педагога и аргументируйте свою

Thumb %d0%9a%d1%83%d1%80%d0%b8%d1%86%d1%8b%d0%bd
Thumb %d0%9f%d0%b0%d0%bf%d1%83%d1%82%d0%ba%d0%be%d0%b2%d0%b0
Thumb %d0%97%d0%b0%d0%ba%d0%b0%d0%b1%d0%bb%d1%83%d0%ba%d0%be%d0%b2%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9
Thumb frolov
Thumb fedorov
Узнайте что об этом педагоге думают эксперты проекта.

Биография

1914 - 2011

Свои способности в обучении Винценты проявлял с детства: в пять лет умел читать, в третьем классе начальной школы уже прочитал все книги в школьной библиотеке, а после окончания шестого класса он покинул школу и занялся самообразованием.
В 1929 г. он поступил в учительскую семинарию в Хелме, где одним из его учителей был выдающийся педагог К.А. Яворский.
Пройдя обязательную военную службу, в 1937 г. стал работать учителем в деревне под Гарволинем и одновременно начал изучать педагогику в варшавском Свободном (бесплатном) Польском университете (Wolna Wszechnica Polska).
Во время Второй мировой войны В. Оконь вступил в Армию Крайову – военную организацию польского подполья. Он участвовал в обороне г.г.Демблина и Замостья, а также организовал обучение бойцов Армии Крайовой. Получив степень магистра, Оконь был приглашён С.И. Гессеном (русским педагогом, эмигрировавшим в 1922 году) заниматься научно-исследовательской деятельностью на кафедре общей педагогики университета в городе Лодзи.
В 1948 г. В. Оконь защитил докторскую диссертацию «Игра и реальность» и в следующем году переехал в столицу Польши Варшаву, где начал работать на кафедре общей педагогики Варшавского университета. В 1958-1960 г.г. он занимал должность декана педагогического факультета Варшавского университета, а в 1961-1974 гг. возглавлял Институт педагогики. В 1973 году
В. Оконь избран членом Польской академии наук, а с 1974 по 1984 год был председателем Польского Комитета педагогических наук. Большинство прославивших В. Оконя педагогических исследований связано с Варшавским университетом и Силезским университетом в Катовицах. Многие его работы переведены на русский язык, особенно часто цитируются в многочисленныхнаучных и методических публикациях «Основы проблемного обучения» (1964; рус. пер. 1968г.) и «Введение в общую дидактику» (1987г.; рус. пер. 1990г.). В. Оконю принадлежит авторство одной из наиболее популярных современных
теорий формирования содержания образования: теории функционального материализма.

Вся биография

Идеи

Что есть дидактика

«В настоящее время дидактика становится наукой о процессах и содержании различных типов обучения»

Проблемность как принцип организации учебного процесса

Проблемное обучение не может быть ничем иным, кроме «метода» обучения. Вместе с тем, проблемное обучение может быть проблемным не только по форме (метод), но и по содержанию (система), так как
противоречие является основной диалектической категорией, характеризующей форму и содержание объекта и субъекта

О соотношении содержания, методов и форм обучения

Наибольшей «эффективности можно
достичь только в том случае, если к
рационально отобранному содержанию
применить наиболее адекватные методы,
организационные средства и формы обучения»

Источники образования

Усвоение готовых сведений; творческая
деятельность учеников по решению
проблем; эмоциональное осознание
ценностей; практическая деятельность.
«Эти четыре стороны учения являются
четырьмя главными направлениями
познания и преобразования мира во всем
его богатстве и доступных для учеников
пределах при максимальном
использовании их возможностей»

О проблемном и сообщающем методе обучения

«…становление пассивной, нетворческой
личности во многом обусловлено
информационно-догматическим
обучением, основывающимся
исключительно на подражании готовым
образцам, запоминании готового
учебного содержания и на подавлении
всяких проявлений самостоятельности и
оригинальности поведения учащихся.
Важным фактором в развитии
самостоятельной творческой личностиможет стать применение проблемного
обучения… Менее совершенные, но
широко используемые сейчас
сообщающие методы обучения требуют
большой теоретической и практической
работы по их улучшению, чтобы эти
методы постепенно могли стать
средством воспитания творческих сил
учащихся»

Этапы решения проблемных задач

Этапы решения задачи, или ее
«элементы:
1) представление цели, для достижения
которой необходимо преодолеть
трудность;
2) принятие решения;
3) реализация решения задачи;
4) достижение цели»

Отличия учебной задачи от проблемы

«Проблема, не есть то же самое, что и задача.
Конечно, некоторые задачи могут иметь
проблемный характер. К ним можно отнести,
например, некоторые типы текстовых
математических или физических задач,
требующих от ученика самостоятельного
мыслительного усилия. Однако и в жизни и в
школе часто ставятся задачи, решение которых
требует лишь механической деятельности и
которые не только не способствуют развитию
самостоятельного мышления, но и тормозят это
развитие. При использовании термина
"проблема" можно избежать этих
недоразумений. Проблемный характер для
данного индивида имеют лишь такие задачи, в
которых содержится определенная практиче-
ская или теоретическая трудность, требующая
исследовательской активности, приводящей к
решению. При преодолении индивидом
трудности задача утрачивает свой проблемный
характер. Проблемой для него является
трудность, для преодоления которой он еще не
готов, хотя для кого-нибудь другого она может
и не быть проблемой»

Роль учителя

«…склонность к анализу должна стать
чертой современного учителя, который
учит молодежь,
развивает ее способности, готовит ее к
жизни в новых, быстро меняющихся
условиях»

Все идеи

Книги

Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be 1
Оконь В. Основы проблемного обучения. - М.: Просвещение, 1968. — 208с.
Винценты Оконь
Оконь В. Основы проблемного обучения. - М.: Просвещение, 1968. — 208с.
Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be 2
Оконь В. Введение в общую дидактику. Пер. с польского.- М.: Высшая школа, 1990. — 383с.
Винценты Оконь
Оконь В. Введение в общую дидактику. Пер. с польского.- М.: Высшая школа, 1990. — 383с.

Интерпретация идей

График интерпретации идей глазами экспертов и участников проекта. На этом графике вы можете отобразить ваше понимание взглядов педагога-мыслителя по 16 критериям, представленным на 8 осях.

РЕ
Ориентация на результат
СЦ
Ориентация на социальные ценности
ВШ
Опора на внешний стимул деятельности
ПВ
Опора на поведение
ГЗ
Фокус на передаче готовых знаний и опыта
ОБ
Центрация на деятельности обучающегося
УБ
Ориентация на управляемое изменение будущего
ФЗ
Ценность формального, фундаментального знания
ПР
Ориентация на процесс
ИР
Ориентация на индивидуально-личностное развитие
ВН
Опора на внутренний стимул деятельности
КП
Опора на когнитивный процесс
ИН
Фокус на индуктивных способах приобретения знаний и опыта
ПД
Центрация на деятельности педагога 
СТ
Ориентация на сохранение традиций, адаптацию личности
ПТ
Ценность знания ориентированного на потребности жизни
Оценки педагогической концепции, созданные другими участниками проекта и экспертов, вы сможете посмотреть после того, как сохраните свою оценку педагогу.