Войти
EN

Алексей Михайлович Матюшкин

На основе психологических исследований творческого мышления разработал психологическое обоснование принципов проблемности в обучении; предложил психологическую классификацию проблемных ситуаций; сформулировал принципы, определяющие оптимальную последовательность проблемных ситуаций в обучении; определил соотношение проблемных и непроблемных форм обучения.
Годы жизни
1927-2004
Регион
СССР, Россия
Научная школа
Психологическая структура и методы экспериментального исследования мышления
Источник идей
Gaivho 01

Оцените идеи педагога

1.
Оцените

Выскажите мнение об идеях педагога на основе изученного материала с помощью графо-аналитического инструмента

2.
Сохраните

Сохраните оценку и зарегистрируйтесь чтобы получите доступ к мнению экспертов

3.
Сравните

После оценки педагога сравните вашу оценку с мнением экспертов и остальных пользователей

4.
Обсудите

Обсудите на практических занятиях варианты интерпритаций идей педагога и аргументируйте свою

Thumb %d0%9a%d1%83%d1%80%d0%b8%d1%86%d1%8b%d0%bd
Thumb %d0%9f%d0%b0%d0%bf%d1%83%d1%82%d0%ba%d0%be%d0%b2%d0%b0
Thumb %d0%97%d0%b0%d0%ba%d0%b0%d0%b1%d0%bb%d1%83%d0%ba%d0%be%d0%b2%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9
Thumb frolov
Thumb fedorov
Узнайте что об этом педагоге думают эксперты проекта.

Биография

1927 - 2004

Матюшкин Алексей Михайлович (29.12.1927, с. Гривки Саратовской обл.). Психолог. Окончил отделение психологии философского факультета МГУ (1953). Специальность: психология. Участник Великой Отечественной войны. Кандидат психологических наук (1961). Доктор психологических наук (1974).
После службы в Советской Армии получил психологическое образование на отделении психологии философского факультета МГУ. В 1957 г. закончил аспирантуру, в 1960 г. защитил кандидатскую диссертацию. Работал в качестве редактора психологического отдела издательства АПН РСФСР. Затем - с 1963 г. по 1974 г. работал в НИИ общей и педагогической психологии. В 1974 г. защитил докторскую диссертацию, посвященную обоснованию концепции психологической структуры и типологии проблемных ситуаций. С 1974 г. по 1980 г. возглавлял сектор психологии НИИ проблем высшей школы Минпроса СССР. С 1980 г. снова работал в НИИ общей и педагогической психологии. Заведующий лабораторией психологии познавательных процессов в обучении, директор. С 1981 г. главный редактор журнала "Вопросы психологии". Профессор кафедры общей психологии факультета психологии (1978–1981). В Московском университете читал спецкурсы: «Психология мышления», «Психология одаренности».
Директор Института психологии РАО (1983–1990).
Академик АПН СССР (1990). Академик РАО (1993). Почетный профессор Международной ассоциации онтопсихо логии (1990). Член международной ассоциации «Одаренные дети» (Giftedchildren). Член ред кол легии европейского «Журнала высших способностей». Главный редактор журнала «Вопросы психологии» (1982–1992).
Награжден медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и юбилейными медалями. Лауреат премии им. К.Д. Ушинского. Тема кандидатской диссертации: «Мышление как решение задач». Тема докторской диссертации: «Проблемные ситуации в мышлении и обучении».
Подготовил 15 кандидатов и 2 докторов наук. Опубликовал около 150 научных работ.
Автор более 150 научных работ
Награды:
• «3а победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1946),
• «За достигнутые успехи в развитии народного хозяйства СССР» (1975),
• медаль К.Д. Ушинского «За заслуги в области педагогических наук» (1998),
• медаль Г.И. Челпанова «За вклад в развитие психологической науки» (2002).
• Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования за 1998г.
Специалист в области мышления и проблемного обучения. Рассматривал проблемность как фактор психического развития человека, обеспечивающий порождение познавательной мотивации, творческой исследовательской активности, развитие способностей личности. Разработал принципы психологической классификации проблемных ситуаций в процессе обучения. Разработал ряд "диалогических" лабораторных методик исследования мышления. Приступил к решению проблемы одаренности детей
Скончался в 2004 году.

Вся биография

Идеи

Понимание мышления как процесса разрешения проблемных ситуаций

Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с
удивления или недоумения, с противоречия. Этой
проблемной ситуацией определяется вовлечение личности
в мыслительный процесс… Разрешение задачи является
естественным завершением мыслительного процесса.

Идея активности субъекта, проявляющейся в наибольшей степени в постановке и решении мыслительной задачи

Особое внимание в подходе А.М. Матюшкина уделяется
начальному этапу решения задачи, основанному на
возникновении познавательной потребности. При этом
особо отмечается как наиболее существенная
характеристика познавательной потребности ее
«ненасыщаемость». В решении реальных творческих
проблем данная характеристика может проявляться в
феноменах, отражающих субъективную и объективную
«бесконечность» поиска решения, а именно в субъективной
незавершенности решения, переосмыслении решения как
отражении глубины исследования в решении проблемы со
стороны субъекта

Понимание одаренности как творчества

Концепция творческой одаренности: «Творческая
одаренность личности связана с исследовательской
позицией, в основе которой лежит мотивация познания, и
проявляется в возможности оригинально и глубоко
подходить к решению проблем в разных областях. Основой
одаренности выступает творческий потенциал личности,
который характеризуется доминантностью познавательной
мотивации, исследовательской активностью, стремлением
к творчеству»

Идея открытия учеником субъективно нового

Чем значительней кажущееся совпадение проблемного
задания с ситуациями прошлого опыта, тем труднее в
разрешении возникающая для субъекта проблемная
ситуация. Фиксация на «прошлом опыте», старых способах
решения рассматривается как психологический барьер вдостижении продуктивного решения. «Расхождение»
между прошлым и «наличным» опытом выступает как одно
из условий возникновения познавательной потребности.
Особую роль в этом контексте приобретают исследования
вопроса как стимула познавательной активности; диалога
как средства творческого мышления, позволяющего
«преодолевать» влияние прошлого опыта в поиске
творческого решения. Изучение условий открытия
неизвестного связано с контекстом опосредствованности
мышления взаимодействием с другим субъектом в аспекте
понимания мышления как субъект-объект-субъектного
взаимодействия, приводя к выводу о диалогической
природе мышления. При этом объектом мышления
выступает задача, которая из внешне заданной
преобразуется в проблемную для субъекта ситуацию.
Показано, что другим субъектом, опосредствующим
решение, может выступать особая позиция в мышлении —
«диалог с собой». Индивидуальное мышление может быть
рассмотрено при этом как внутренний диалог, который
представляет различные точки зрения в решении
проблемы. Особое значение данные исследования
приобретают в контексте решения реальных творческих
проблем. «Мышление диалогично. Предполагает наличие
собеседника или по крайней мере заинтересованного
слушателя. Без этого не рождается мысль, облеченная в
слово. Это нужно не для других, но также для автора и
инициатора интеллектуального диалога»

Все идеи

Книги

Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be 1
Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: Педагогика, 2008 – 392с.
Алексей Михайлович Матюшкин
Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: Педагогика, 2008 – 392с.
Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be 2
Матюшкин А. М. Мышление, обучение, творчество– М.: МПСИ, МОДЭК, 2003. - 720 с.
Алексей Михайлович Матюшкин
Матюшкин А. М. Мышление, обучение, творчество– М.: МПСИ, МОДЭК, 2003. - 720 с.
Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be 4
Матюшкин А. М. Психология мышления – сборник переводов. – М.: Прогресс, - 1965. - 533 с.
Алексей Михайлович Матюшкин
Матюшкин А. М. Психология мышления – сборник переводов. – М.: Прогресс, - 1965. - 533 с.
Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be 5
Матюшкин А. М. Концепция творческой одаренности// Вопросы психологии. - №1. – 1989. – 33с.
Алексей Михайлович Матюшкин
Матюшкин А. М. Концепция творческой одаренности// Вопросы психологии. - №1. – 1989. – 33с.

Интерпретация идей

График интерпретации идей глазами экспертов и участников проекта. На этом графике вы можете отобразить ваше понимание взглядов педагога-мыслителя по 16 критериям, представленным на 8 осях.

РЕ
Ориентация на результат
СЦ
Ориентация на социальные ценности
ВШ
Опора на внешний стимул деятельности
ПВ
Опора на поведение
ГЗ
Фокус на передаче готовых знаний и опыта
ОБ
Центрация на деятельности обучающегося
УБ
Ориентация на управляемое изменение будущего
ФЗ
Ценность формального, фундаментального знания
ПР
Ориентация на процесс
ИР
Ориентация на индивидуально-личностное развитие
ВН
Опора на внутренний стимул деятельности
КП
Опора на когнитивный процесс
ИН
Фокус на индуктивных способах приобретения знаний и опыта
ПД
Центрация на деятельности педагога 
СТ
Ориентация на сохранение традиций, адаптацию личности
ПТ
Ценность знания ориентированного на потребности жизни
Оценки педагогической концепции, созданные другими участниками проекта и экспертов, вы сможете посмотреть после того, как сохраните свою оценку педагогу.