Войти
EN

Мирза Исмаилович Махмутов

Педагог-теоретик, востоковед. Член-корреспондент (1968), академик АПН СССР (1978), академик (1991), академик-секретарь АН Татарстана (1996), действительный член РАО (1993). Доктор пед. наук (1972), проф. (1978). Участник Великой Отечественной войны (1944-45). Засл. деят. науки РФ (1996). Государственный, общественный деятель, организатор образования в Республике Татарстан. Один из основателей проблемного обучения в России. Известен трудами в области лексикологии восточных языков. Разработал теорию методов проблемно-развивающего обучения в общеобразовательной и профессиональной школе.
Годы жизни
1926-2008
Страна
СССР, Россия
Научная школа
Проблемное обучение
Предшественники
Gaivho 01

Оцените идеи педагога

1.
Оцените

Выскажите мнение об идеях педагога на основе изученного материала с помощью графо-аналитического инструмента

2.
Сохраните

Сохраните оценку и зарегистрируйтесь чтобы получите доступ к мнению экспертов

3.
Сравните

После оценки педагога сравните вашу оценку с мнением экспертов и остальных пользователей

4.
Обсудите

Обсудите на практических занятиях варианты интерпритаций идей педагога и аргументируйте свою

Thumb %d0%9a%d1%83%d1%80%d0%b8%d1%86%d1%8b%d0%bd
Thumb %d0%9f%d0%b0%d0%bf%d1%83%d1%82%d0%ba%d0%be%d0%b2%d0%b0
Thumb %d0%97%d0%b0%d0%ba%d0%b0%d0%b1%d0%bb%d1%83%d0%ba%d0%be%d0%b2%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9
Thumb frolov
Thumb fedorov
Узнайте что об этом педагоге думают эксперты проекта.

Биография

1926 - 2008

российский педагог и лексикограф. Окончил Иркутское военное авиатехническое училище, Московский военный институт
иностранных языков Советской Армии. С 1944 до 1956 года служил в Советской Армии, участвовал в Великой Отечественной войне. Работал преподавателем арабского языка в Казанском государственном университете (1956-1958), министром просвещения Татарской АССР (1958-1979), с 1976 года - директор НИИ профтехпедагогики СССР. Член-корреспондент (1968), академик АПН СССР (1978), академик (1991), академик-секретарь АН Татарстана (1996), действительный член РАО (1993). Доктор педагогических наук (1972), профессор (1978). Заслуженный деятель науки РФ (1996). Государственный, общественный деятель, организатор образования в Республике Татарстан. Один из основателей проблемного обучения в России.
Основные труды - в области теории и практики педагогики. Махмутов разработал теорию проблемности в педагогике; обосновал концепцию проблемного обучения как дидактическую систему развития мышления учащихся; разработал концепцию методов развивающего обучения; определил метод как систему регулятивных принципов и правил педагогического взаимодействия учителя и учащихся по решению дидактических задач, а не как способ действия, предложил новую номенклатуру методов, отражающих разные уровни познавательной самостоятельности учащихся; ввел в педагогику понятие "бинарности" методов как целенаправленное взаимодействие учителя и учащихся в процессе изучения учебного материала. На основе проблемного обучения ученый предложил новую концепцию урока в общеобразовательной и профессиональной школах, разработал его структуру и схему построения, в которой обосновано интегративное единство дидактической, логико-
психологической и методической структур урока; разработал оригинальную концепцию педагогических технологий, нацеленных на формирование способов мыслительной деятельности учащихся. С 1976 года Махмутов организовал исследования по проблемам профессионально-технического образования в созданном с его участием и руководимом НИИ профтехпедагогики АПН СССР; разработал концепцию исследований института на основе реализации принципов политехнизма,профессиональной направленности, проблемности, мотивации, преемственности, межцикловых связей. Разработал принцип интеграции общего и профессионального образования в СПТУ. В 1992 году создал новый тип высшего научного заведения - Татарско-американский региональный институт (ТАРИ) и до 1995 года был его ректором, руководил разработкой учебных планов и технологий обучения по модели американских общинных колледжей. В 2001 году создал центр арабской культуры "Аль-ходара". Теоретические работы Махмутова, его научная школа признаны в России и других странах. Им опубликовано более пятисот работ, в том числе монографии "Теория и практика проблемного обучения", "Проблемное
обучение. Основные вопросы теории", "Современный урок и вопросы теории", "Организация проблемного обучения в школе", имеющие фундаментальное значение для развития и перестройки современной педагогики. Известны работы Махмутова как лексикографа и востоковеда. Он автор "Школьного русско-татарского словаря", "Арабско-татарско- русского словаря заимствований", "Толкового словаря русского языка для нерусских учащихся" и книги "Пророк Мухаммед" - учебного пособия по
исламу для российских школ. Под редакцией Махмутова издан Коран в переводе на татарский язык (2000). Им сделано более двадцати докладов на международных конференциях за рубежом, в том числе на арабском и английском языках. Под научным руководством Махмутова подготовлено более сорока кандидатских и десяти докторских диссертаций. Награжден
орденами Ленина, Октябрьской Революции, двумя орденами Трудового Красного Знамени, двенадцатью медалями, Почетными грамотами Республики Татарстан, Министерства просвещения СССР, РСФСР, Академии педнаук СССР и др

Вся биография

Идеи

Разработал теоретические и практические методы проблемного обучения в общеобразовательно й и профессиональной школах

Проблемному образованию приписываются также следующие специальные функции: -воспитание навыков творческого усвоения знаний (применение отдельных логических приемов и способов творческой
деятельности); -воспитание навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умение решать учебные проблемы; -формирование и накопление опыта творческой
деятельности (овладение методами научного исследования и творческого отображения действительности); -формирование мотивов обучения, социальных, нравственных и познавательных потребностей

Проблема реформирования профессионального образования

  1. Создание самобытной системы образования, основанной на национальных традициях воспитания, мировом опыте с учетом многонациональной структуры населения.
  2. Интеграция системы образования в мировую образовательную систему.
  3. Обеспечение любому члену общества возможности максимальной реализации его стремлений к совершенствованию образовательного уровня путем предоставления равноправного доступа к образованию.4. Стимулирование поиска каждым человеком в процессе повышения его образовательного уровня той сферы и формы деятельности, которая принесет максимальное удовлетворение ему самому и пользу общества.
  4. Удовлетворение потребностей общества в высококультурных, с активной жизненной позицией членах.

Формирование творческого мышления

Знание
представляет собой основу продуктивного
мышления, а навыки продуктивного и творческого
мышления приобретаются в школе лишь как
следствие репродуктивного усвоения

Все идеи

Книги

Thumb cover
Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. – М. – 1975. – 368с.
Мирза Исмаилович Махмутов
Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. – М. – 1975. – 368с.
Махмутов М.И. Теория и практика проблемного обучения. – Казань. – 1977. - 365 с (переиздание)
Мирза Исмаилович Махмутов
Не найдена в свободном доступе
Махмутов М.И. Теория и практика проблемного обучения. – Казань. – 1977. - 365 с (переиздание)

Интерпретация идей

График интерпретации идей глазами экспертов и участников проекта. На этом графике вы можете отобразить ваше понимание взглядов педагога-мыслителя по 16 критериям, представленным на 8 осях.

РЕ
Ориентация на результат
СЦ
Ориентация на социальные ценности
ВШ
Опора на внешний стимул деятельности
ПВ
Опора на поведение
ГЗ
Фокус на передаче готовых знаний и опыта
ОБ
Центрация на деятельности обучающегося
УБ
Ориентация на управляемое изменение будущего
ФЗ
Ценность формального, фундаментального знания
ПР
Ориентация на процесс
ИР
Ориентация на индивидуально-личностное развитие
ВН
Опора на внутренний стимул деятельности
КП
Опора на когнитивный процесс
ИН
Фокус на индуктивных способах приобретения знаний и опыта
ПД
Центрация на деятельности педагога 
СТ
Ориентация на сохранение традиций, адаптацию личности
ПТ
Ценность знания ориентированного на потребности жизни
Оценки педагогической концепции, созданные другими участниками проекта и экспертов, вы сможете посмотреть после того, как сохраните свою оценку педагогу.