Войти
EN

Виктор Фёдорович Шаталов

Народный учитель СССР (1990), заслуженный учитель Украинской ССР(1987), почётный доктор академии педагогических наук Украины; автор системы эффективного обучения, построенной на базе педагогики сотрудничества. Разработал систему обучения с использованием опорных сигналов — взаимосвязанных ключевых слов, условных знаков, рисунков и формул с кратким выводом.
Годы жизни
1927
Регион
СССР, Россия
Научная школа
Педагогика сотрудничества
Источник идей
Gaivho 01

Оцените идеи педагога

1.
Оцените

Выскажите мнение об идеях педагога на основе изученного материала с помощью графо-аналитического инструмента

2.
Сохраните

Сохраните оценку и зарегистрируйтесь чтобы получите доступ к мнению экспертов

3.
Сравните

После оценки педагога сравните вашу оценку с мнением экспертов и остальных пользователей

4.
Обсудите

Обсудите на практических занятиях варианты интерпритаций идей педагога и аргументируйте свою

Thumb %d1%81%d0%bb%d0%b5%d0%bf%d0%b5
Узнайте что об этом педагоге думают эксперты проекта.
Экспертные оценки педагога

Биография

1927 - наст. время

Виктор Фёдорович Шаталов – родился 1 мая 1927 года в городе Сталино (ныне Донецк). В 1953 г. он окончил Сталинский (Донецкий) педагогический институт, но уже с 1951 г. преподавал математику в школе, а вскоре стал ее директором.
Народный учитель СССР (1990), заслуженный учитель Украинской ССР(1987), почётный доктор академии педагогических наук Украины; автор системы эффективного обучения, построенной на базе педагогики сотрудничества. Разработал систему обучения с использованием опорных сигналов — взаимосвязанных ключевых слов, условных знаков, рисунков и формул с кратким выводом. Виктор Федорович является российским и украинским педагогом-новатором. Участвовал в Великой Отечественной войне, имеет множество наград и званий:  заслуженный учитель УССР (1987);  народный учитель СССР (1990);  орден Знак Почёта С 1956 года организовал экспериментальные классы с учащимися по методике, которую разрабатывал 13 лет. Начал применять ее в свободное время 2 раза в неделю. Первый такой класс из 33 человек изучил полный курс школы на 2 года раньше и показал блестящие результаты. В вузы поступило 100% его учеников, причем более половины получали повышенные стипендии. С 1973 г. стал сотрудником Научно- исследовательского института педагогики УССР, а с 1985 г. — членом Академия Педагогических наук СССР. В 1987 г. стал заведовать лабораторией проблем интенсификации учебного процесса. Про экспериментальные классы забыли. Но Шаталов продолжил авторское преподавание. С распадом СССР в 1992 г. он становится доцентом Института последипломного образования в Донецке. Многие годы народный учитель ведет экспериментальные классы в Донецке, а в дни каникул проводит 7-ми дневные годовые курсы по математике и физике в Москве.
Профессор Шаталов ныне живет в Донецке и работает в Институте социального образования, где читает курс педагогического мастерства для студентов, приезжает в Москву на семинары. Педагогический стаж – 63 года. Из них 50 лет – исследования и
эксперименты. Имеет более 60 опубликованных книг, многие из которых переведены на 17 языков

Вся биография

Идеи

Объяснять материал предельно понятно, даже упрощенно

1)снимать лишние нагрузки на внимание ребят, повторяя одно и то же 3—4 раза разными словами;
2)давать за один урок не одну тему, а обучать крупным блоком, в котором «темы взаимосвязаны».
3)передавать учащимся самую суть, тогда уменьшается объем запоминания. В результате материал хорошо понимается и запоминается на 70%. Работает логическая память, а она эффективнее механической.

Осуществлять опе режающее рассмот рение теории, закреплять ее в блок-схемах или опорных конспек тах, в которых сжато отражается логическая последовательность материала

Опорные конспекты, изображенные красочно, ярко, необычно, позволяют использовать закономерности работы зрительного анализатора. Повышается эффективность работы памяти, когда учащийся сам составляет логический план или опорный конспект. Все это облегчает им запоминание. Опорные конспекты дают возможность самоконтроля, взаимоконтроля и контроля со стороны родителей.

Контроль знаний учащихся по блок-схемам

Учащийся должен по памяти нарисовать опорный конспект и по нему восстановить содержание учебного материала. Используется закономерность повторения контроля. Больше всего забывается информации в первые три дня («40, 30%). Поэтому сначала она контролируется ежедневно, а примерно через месяц процесс забывания идет медленнее (и 27%) и можно проводить отсроченный контроль.
Применять принцип поурочного балла, т. е. спрашивать каждого учащегося на каждом уроке.

Атмосфера в классе

Это является главной предпосылкой для творческой и деятельностной атмосферы, помогающей развитию способностей и интереса учащихся

Принцип «4 П»

Представлять, понимать, помнить и применять свои знания в нестандартных условиях.

Не разрешать учащимся одновременно слушать и записывать

Шаталов разрывает эти два процесса, т. е. использует закономерность: распределять внимание на письмо и понимание, так как аудирование развито не у всех одинаково. Сначала учащиеся слушают, потом они либо записывают, либо Шаталов дает им возможность повторить.

Принцип «открытых перспектив»

Вера в ученика, его интеллектуальные силы; помощь каждому в «победном» обучении, отсутствие «довлеющей» функции школьной отметки, возможность для учащихся в любой момент улучшить свой балл, причем не тогда, когда того вызовет преподаватель, а когда сам учащийся почувствует, что он знает материал уже лучше и может повысить свою отметку

Ненасилие в основе всего: в формах, методах, средствах

Большая свобода детей, сведение принуждения к минимуму, полный отказ от давления; гуманное отношение к детям и родителям

Все идеи

Книги

Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be1
Шаталов, В.Ф. Куда и как исчезли тройки. Из опыта работы школ Донецка.- М.: Педагогика, 1980. — 134 с. — (Передовой педагогический опыт).
Виктор Фёдорович Шаталов
Шаталов, В.Ф. Куда и как исчезли тройки. Из опыта работы школ Донецка.- М.: Педагогика, 1980. — 134 с. — (Передовой педагогический опыт).
Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be2
Шаталов, В.Ф. Точка опоры.- М.: Педагогика, 1987. — 159 с.
Виктор Фёдорович Шаталов
Шаталов, В.Ф. Точка опоры.- М.: Педагогика, 1987. — 159 с.
Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be3
Шаталов, В.Ф. Эксперимент продолжается: М. Педагогика, 1989. - 336 с
Виктор Фёдорович Шаталов
Шаталов, В.Ф. Эксперимент продолжается: М. Педагогика, 1989. - 336 с
Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be4
Шаталов, В.Ф. Педагогическая проза. –Архангельск.: Сев.-Зап. кн. изд-во., 1990. -383
Виктор Фёдорович Шаталов
Шаталов, В.Ф. Педагогическая проза. –Архангельск.: Сев.-Зап. кн. изд-во., 1990. -383
Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be5
Шаталов, В.Ф. За чертой привычного.-Донецк: Донбасс, 1988. — 67 с.
Виктор Фёдорович Шаталов
Шаталов, В.Ф. За чертой привычного.-Донецк: Донбасс, 1988. — 67 с.
Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be6
Шаталов, В.Ф. Сквозь призму сердца / В.Ф.Шаталов.- М.: ГУП ЦРП «Москва— Санкт-Петербург», 2002.— 52с.
Виктор Фёдорович Шаталов
Шаталов, В.Ф. Сквозь призму сердца / В.Ф.Шаталов.- М.: ГУП ЦРП «Москва— Санкт-Петербург», 2002.— 52с.
Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be7
Шаталов, В.Ф.Трудных детей не бывает.- М.: Школа Шаталова, 2009. — 88 с.
Виктор Фёдорович Шаталов
Шаталов, В.Ф.Трудных детей не бывает.- М.: Школа Шаталова, 2009. — 88 с.
Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be8
Шаталов, В.Ф. Путь поиска.- М.: Издательство:Лань, 2014.-64с
Виктор Фёдорович Шаталов
Шаталов, В.Ф. Путь поиска.- М.: Издательство:Лань, 2014.-64с
Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be9
Шаталов, В.Ф.Учить всех, учить каждого.- М., 2013.-48с.
Виктор Фёдорович Шаталов
Шаталов, В.Ф.Учить всех, учить каждого.- М., 2013.-48с.
Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be10
Шаталов, В.Ф.Геометрия в лицах. М.: Дортранспечать, 2006. — 32 с.
Виктор Фёдорович Шаталов
Шаталов, В.Ф.Геометрия в лицах. М.: Дортранспечать, 2006. — 32 с.
Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be11
Шаталов, В.Ф.Сужение сознания.- Донецк: Ваш имидж, 2010. — 189 с.
Виктор Фёдорович Шаталов
Шаталов, В.Ф.Сужение сознания.- Донецк: Ваш имидж, 2010. — 189 с.
Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be12
Шаталов, В. Ф.Город в облаках. Повесть, эссе, раздумья / В.Ф.Шаталов.— Донецк: «Донбасс», 2008.— 381с.
Виктор Фёдорович Шаталов
Шаталов, В. Ф.Город в облаках. Повесть, эссе, раздумья / В.Ф.Шаталов.— Донецк: «Донбасс», 2008.— 381с.
Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be13
Шаталов В.Ф. Педагогическая адвокатура.- М, 2004 -64 с
Виктор Фёдорович Шаталов
Шаталов В.Ф. Педагогическая адвокатура.- М, 2004 -64 с
Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be14
Шаталов, В.Ф.Соцветие талантов.-М.: Дортранспечать, 2003.-720с.
Виктор Фёдорович Шаталов
Шаталов, В.Ф.Соцветие талантов.-М.: Дортранспечать, 2003.-720с.
Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be15
Шаталов В.Ф. Приглашение к поиску.- М, 2003 -44 с.
Виктор Фёдорович Шаталов
Шаталов В.Ф. Приглашение к поиску.- М, 2003 -44 с.
Ещё 11 книг

Видео

Уроки non stop
Обучение детей, методика Шаталова, опорные сигналы

Интерпретация идей

График интерпретации идей глазами экспертов и участников проекта. На этом графике вы можете отобразить ваше понимание взглядов педагога-мыслителя по 16 критериям, представленным на 8 осях.

РЕ
Ориентация на результат
СЦ
Ориентация на социальные ценности
ВШ
Опора на внешний стимул деятельности
ПВ
Опора на поведение
ГЗ
Фокус на передаче готовых знаний и опыта
ОБ
Центрация на деятельности обучающегося
УБ
Ориентация на управляемое изменение будущего
ФЗ
Ценность формального, фундаментального знания
ПР
Ориентация на процесс
ИР
Ориентация на индивидуально-личностное развитие
ВН
Опора на внутренний стимул деятельности
КП
Опора на когнитивный процесс
ИН
Фокус на индуктивных способах приобретения знаний и опыта
ПД
Центрация на деятельности педагога 
СТ
Ориентация на сохранение традиций, адаптацию личности
ПТ
Ценность знания ориентированного на потребности жизни
Оценки педагогической концепции, созданные другими участниками проекта и экспертов, вы сможете посмотреть после того, как сохраните свою оценку педагогу.