Войти
EN

Лев Николаевич Толстой

Российский философ, писатель, педагог, общественный деятель. Преподавал в созданной им бесплатной начальной школе для крестьянских детей в Ясной поляне, способствовал открытию более 20 начальных школ в Тульской губернии. Автор большого количества педагогических произведений для учащихся, педагогов и родителей.
Годы жизни
1828-1910
Страна
Российская империя
Научная школа
Теория свободного воспитания
Предшественники
Последователи
Gaivho 01

Оцените идеи педагога

1.
Оцените

Выскажите мнение об идеях педагога на основе изученного материала с помощью графо-аналитического инструмента

2.
Сохраните

Сохраните оценку и зарегистрируйтесь чтобы получите доступ к мнению экспертов

3.
Сравните

После оценки педагога сравните вашу оценку с мнением экспертов и остальных пользователей

4.
Обсудите

Обсудите на практических занятиях варианты интерпритаций идей педагога и аргументируйте свою

Thumb 2016 06 30 14 21 33 4846 povshednaya
Thumb %d1%81%d0%bb%d0%b5%d0%bf%d0%b5
Узнайте что об этом педагоге думают эксперты проекта.
Экспертные оценки педагога

Биография

1828 - 1910

Л.Н.Толстой - выходец из дворянского рода Толстых, граф. В 1841—1847 жил в Казани, где учился в университете один год на восточном отделении философского факультета и два года на юридическом факультете. Педагогическая деятельность началась с 1849, когда краткое время учил грамоте крестьянских детей Ясной Поляны. В 1851 уехал на Кавказ на военную службу, в 1854—1855 участвовал в обороне Севастополя в ходе Крымской войны; в эти годы начал заниматься литературной деятельностью. С 1855 в Санкт-Петербурге, сблизился с сотрудниками журнала «Современник», познакомился с Н. А. Некрасовым, И. С. Тургеневым, И. А. Гончаровым, А. Н. Островским, Н. Г. Чернышевским.
В 1859—1862 жил в Ясной Поляне, преподавал в созданной им бесплатной начальной школе для крестьянских детей (реорганизована в 1861), способствовал открытию более 20 начальных школ в Тульской губернии, учителям которых всячески помогал. В 1860 намеревался учредить просветительное общество с целью открытия школ для крестьян, подбора учителей для них, составления курса преподавания и помощи учителям в их работе.
В 1857 и 1860—1861 предпринял поездку по странам Западной Европы (Франция, Бельгия, Швейцария, Германия, Великобритания) с целью изучения состояния педагогических наук и народного образования, по возвращении писал о полном неприятии им механистических, рационалистических установок европейской педагогики. В 1862 издавал педагогический журнал «Ясная Поляна» (вышло 12 номеров), где напечатал ряд педагогических статей; каждый номер имел в качестве приложения рассказы для детей. В знак протеста против давления со стороны властей в 1862 временно прекратил педагогическую деятельность.
После завершения работы над романом «Война и мир» (1869) начался второй период педагогической деятельности, содержанием которого было создание «Азбуки» — комплекса учебных книг для начальной школы с методическими указаниями для учителя (кн. 1—4, 1872), — своеобразной энциклопедии для первоначального обучения, отличавшейся оригинальными принципами составления: все материалы отражали жизнь русского крестьянства, использовались произведения фольклора, басенные сюжеты, были включены этнографические и географические сведения. «Азбука» не имела ожидаемого успеха, после массированной критики Министерство народного просвещения отказалось давать рекомендации по её использованию в школах. При переработке «Азбуки» были изданы как самостоятельные пособия «Арифметика» (1874), «Новая Азбука» (1875), «Русские книги для чтения» (1875). «Новая азбука» получила широкое признание и была рекомендована для всех учебных заведений. В это же время составил учебник арифметики и много занимался методикой первоначального обучения и другими вопросами работы народных школ.
В первой половине 1870-х гг. возобновил работу в Яснополянской школе, участвовал в деятельности Московского общества грамотности. Являясь членом училищного совета Крапивенской земской управы, добивался увеличения жалованья учителям, заботился о снабжении школ уезда учебной литературой и инвентарём. В 1874 написал обобщившую педагогический опыт программную статью «О народном образовании», в которой критиковал деятельность земских школ, полагая, что они сдерживают инициативу крестьян по открытию собственных школ, недостаточно учитывают интересы крестьянства. Разработал проект крестьянской учительской семинарии, получил разрешение на её открытие (1876), но, не встретив поддержки со стороны земства, не смог осуществить этого проекта.
Критически относился к звуковому методу обучения грамоте, который рекомендовали все лучшие русские педагоги 1860—1890-х гг. (К. Д. Ушинский, Н. А. Корф, Н. Ф. Бунаков и др.); отстаивая традиционный буквослагательный метод, отмечал, что согласная буква без гласной не может быть произнесена.
С конца 1880-х гг. наступил последний период педагогических исканий, связанный с разработкой религиозно-нравственного учения. Для пропаганды своих идей использовал организованное им издательство «Посредник», где напечатал ряд рассказов, издал пособия «Круг чтения», «Мысли мудрых людей на каждый день», начал работать над книгой для родителей и воспитателей «Детский круг чтения», в последний год жизни написал ряд рассказов «Детская мудрость». Статьи «Беседы с детьми по нравственным вопросам» («Свободное воспитание», 1908) и «Учение Христа, изложенное для детей» отражали опыт занятий с учениками по вопросам морали в Ясной Поляне в 1906—1908. Безуспешно просил допустить его к учительской деятельности в московской вечерней школе для рабочих подростков.
Главным в обучении в это период признавал религиозно-нравственное воспитание в духе «очищенного христианства», считал бесполезной школу, в которой учитель «ограничится одним внешним, механическим обучением арифметике, грамматике, орфографии». Полагал недопустимым разделять обучение и воспитание, основой которого считал религиозно-нравственное учение всепрощения, смирения, непротивления злу насилием. В статье «Мысли о воспитании» (1902) утверждал, что моральный авторитет взрослого человека не может быть незыблемым, и должен основываться на постоянном самосовершенствовании и необходимости выстраивания единого с детьми поля правил и ограничений, поскольку дети видят «лицемерие родителей и теряют к ним уважение и интерес ко всем их поучениям».

Вся биография

Идеи

Принцип сознательности и активности обучения

Обучение, как справедливо утверждал Толстой, - многосторонний процесс, а не только воздействие лишь на интеллект ребенка. Это - процесс активного, сознательного и творческого, а не механического усвоения детьми сообщаемых им в школе знаний и навыков. В процессе обучения Толстой придавал большое значение развитию самостоятельности и творческого мышления у учащихся. Он писал: “Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать... В каждом ребенке есть стремление к самостоятельности, которое вредно уничтожить в каком бы то ни было преподавании и которое особливо обнаруживается недовольством при срисовывании с образцов”. Усвоение памятью непроверенных или непонятных обобщений Толстой считал величайшим злом, нарушающим естественность процесс мышления. Он решительно выступал против механического перенесения обобщений, абстрактных понятий в головы детей. Дети не могут понять и усвоить обобщения, не пережитые и не понятые ими самими, а догматически переданные учителями.

Принцип связи обучения с жизнью

Анализируя педагогическую систему немецких школ, которая была оторвана от жизни, от народа, Лев Николаевич справедливо подмечал, что чем богаче и разностороннее жизненный опыт учащихся, тем больше возможностей успешно обучать детей в школе, тем легче установление межпредметных связей и повышение учебной мотивации.
В школьные учебники Толстой считал необходимым включить материал из жизни родной страны, истории народа, его быта, о русской природе, все то, что близко и доступно детям. С помощью рассказов, басен и сказок он знакомил детей с жизнью людей и животных, явлениями природы. Это вызывало большой интерес учащихся к знаниям, необычайно оживляло учебный процесс.

Принцип доступности обучения

Принцип подразумевает сообщение учащимся сложного учебного материала в доступной форме. В качестве основ успешного обучения Толстой назвал соблюдение двух основных дидактических требований: “1) чтобы то, чему учат ученика, было понятно и занимательно и 2) чтобы душевные силы его были в самых выгодных условиях.”.
Лучшим приемом для достижения доступности обучения Толстой считал накопление учащимися возможно большего количества конкретных сведений и фактов, в отличие от традиционного сообщения обобщенных и отвлеченно-абстрактных истин. По Толстому, педагогу необходимо исходить от конкретного, жизненного опыта детей, от частных фактов и явлений вести детей к обобщениям. Толстой рекомендовал учителям обращать внимание учеников на полное понимание совершаемых ими действий, использовать элемент проблемности в обучении, подводить учащихся к самостоятельному выведению правил, заключений. Вот как он формулирует данное положение в своем педагогическом труде “Общие замечания для учителя”: “Давайте ученику как можно больше сведений и вызывайте его на наибольшее число наблюдений по всем отраслям знания, но как можно меньше сообщайте ему общих выводов, определений, подразделений и всякой терминологии.”

Принцип прочности усвоения знаний

Прочность усвоения для Толстого естественным образом связана, взаимопереплетена с сознательной умственной деятельностью учеников, то есть с принципом сознания и активности. Толстой не считал зазубренные, выученные наизусть слова, фразы признаком прочности знаний или даже наличием каких-либо знаний. Механическое заучивание как способ усвоения знаний получило у Толстого отрицательную оценку. Особенно резкой критике подверглась господствовавшая в те годы схоластическая система повторения, поурочного контроля знаний и экзаменов, основанных на зазубривании. Существенными признаками прочного знания Толстой считал понимание сути изучаемого, умение связать части знания в целое, установить причинно-следственные отношения явлений, умение объяснить и разъяснить другому то, что самому ясно и понятно. Именно о прочности знания говорит умение самостоятельно связать новое знание с прежним запасом знаний по принципу сходства, различия, противопоставления, умение свободно оперировать ими, применить теоретическое знание к практике, объяснить те или иные явления окружающей действительности с точки зрения усвоенных знаний, и, наконец, быстрое, точное и легкое воспроизведение имеющихся знаний в связи с новым материалом, через любой промежуток времени. Прочность знаний Толстой справедливо рассматривал как один из важнейших результатов правильного обучения, одну из практических целей образования.

Принцип природосообразности

Природное стремление ребенка к знанию, к открытию нового для себя является драгоценнейшим естественно-педагогическим условием, которое учителю необходимо всячески оберегать от разрушения и потерь. “Образование есть потребность всякого человека,- писал Толстой в статье “Сельский учитель”,- поэтому образование может быть только в форме удовлетворения потребности. Вернейший признак действительности и верности пути образования есть удовлетворение, с которым оно воспринимается. Образование на деле и в книге не может быть насильственно и должно доставлять наслаждение учащимся” .

Принцип свободного воспитания

Свобода образования для Толстого - это гносеологический принцип, это необходимое условие для развития природных возможностей детей. Свободу он рассматривал как единственный критерий для педагогики. такой путь требует от учителя разносторонней подготовки, глубокого знания детской психики, понимания интересов и запросов детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.

Все идеи

Книги

Thumb cover
Педагогические сочинения. СПб., 1912
Лев Николаевич Толстой
Педагогические сочинения. СПб., 1912
Thumb cover
Педагогические сочинения. М., 1989
Лев Николаевич Толстой
Педагогические сочинения. М., 1989
Thumb cover
Статья «Воспитание и образование» (1862)
Лев Николаевич Толстой
Статья «Воспитание и образование» (1862)
Thumb cover
Статья «О народном образовании» (1861)
Лев Николаевич Толстой
Статья «О народном образовании» (1861)
Thumb cover
Статья «Кому у кого учиться писать: крестьянским детям у нас или нам у крестьянских детей?» (1862)
Лев Николаевич Толстой
Статья «Кому у кого учиться писать: крестьянским детям у нас или нам у крестьянских детей?» (1862)
Статья «Прогресс и определение образования» (1862) Ответ г-ну Маркову, «Русский вестник», 1862 г., № 5
Лев Николаевич Толстой
Статья «Прогресс и определение образования» (1862) Ответ г-ну Маркову, «Русский вестник», 1862 г., № 5
Thumb cover
Азбука (1872)
Лев Николаевич Толстой
Не найдена в свободном доступе
Азбука (1872)
Thumb cover
Общие замечания для учителя
Лев Николаевич Толстой
Общие замечания для учителя
Статья «О воспитании» (1909)
Лев Николаевич Толстой
Статья «О воспитании» (1909)
Ещё 5 книг

Видео

Л.Н. Толстой - Ж.Ж. Руссо

Интерпретация идей

График интерпретации идей глазами экспертов и участников проекта. На этом графике вы можете отобразить ваше понимание взглядов педагога-мыслителя по 16 критериям, представленным на 8 осях.

РЕ
Ориентация на результат
СЦ
Ориентация на социальные ценности
ВШ
Опора на внешний стимул деятельности
ПВ
Опора на поведение
ГЗ
Фокус на передаче готовых знаний и опыта
ОБ
Центрация на деятельности обучающегося
УБ
Ориентация на управляемое изменение будущего
ФЗ
Ценность формального, фундаментального знания
ПР
Ориентация на процесс
ИР
Ориентация на индивидуально-личностное развитие
ВН
Опора на внутренний стимул деятельности
КП
Опора на когнитивный процесс
ИН
Фокус на индуктивных способах приобретения знаний и опыта
ПД
Центрация на деятельности педагога 
СТ
Ориентация на сохранение традиций, адаптацию личности
ПТ
Ценность знания ориентированного на потребности жизни
Оценки педагогической концепции, созданные другими участниками проекта и экспертов, вы сможете посмотреть после того, как сохраните свою оценку педагогу.