Войти
EN

Константин Николаевич Вентцель

Русский педагог, теоретик и пропагандист свободного воспитания. Все свободное время он посвящал захватившей его гуманистической проблеме — как сделать человека свободным, счастливым, освободить его от невидимых цепей духовного рабства.
Годы жизни
1857-1947
Регион
Россия
Научная школа
Педагогика свободного воспитания
Источник идей
Gaivho 01

Оцените идеи педагога

1.
Оцените

Выскажите мнение об идеях педагога на основе изученного материала с помощью графо-аналитического инструмента

2.
Сохраните

Сохраните оценку и зарегистрируйтесь чтобы получите доступ к мнению экспертов

3.
Сравните

После оценки педагога сравните вашу оценку с мнением экспертов и остальных пользователей

4.
Обсудите

Обсудите на практических занятиях варианты интерпритаций идей педагога и аргументируйте свою

Thumb 2016 06 30 14 21 33 4846 povshednaya
Thumb %d1%81%d0%bb%d0%b5%d0%bf%d0%b5
Узнайте что об этом педагоге думают эксперты проекта.
Экспертные оценки педагога

Биография

1857 - 1900

Выдающийся представитель педагогики свободного воспитания К.Н. Вентцель родился в Петербурге в семье дворянина, государственного чиновника. По его признанию в автобиографическом очерке, послушным ребёнком он никогда не был. После окончания гимназии поступил в Петербургский Технологический институт (1875-1876), однако после окончания 1курса поступил вольнослушателем в Петербургский университет (1876-1877). В 1877 году перешёл в Институт инженеров путей сообщения, но через год оставил и его. Таким образом, курса обучения он так и не закончил. Принимал активное участие в народническом движении. В 1885 году был арестован в Воронеже и выслан под гласный надзор полиции в Воронежскую губернию. С 1891 года работал в статистическом отделении Московской городской управы, зарабатывая на жизнь канцелярской работой.

1900 - 1906

Все эти годы он непрерывно писал, инициировал и поддерживал многие педагогические начинания, работал во многих общественных организациях. С начала 1900-х годов К.Н. Вентцель участвует в работе Педагогического общества при Московском университете, составляет программу разработки проблем нравственного воспитания, возглавляет комиссию по организации семейных школ. Результатом этой работы были статьи «Основные задачи нравственного воспитания»; «Среда как фактор нравственного воспитания» и книга «Борьба за свободную школу».
В 1905 году К. Н. Вентцель принимает активное участие во Всеобщей октябрьской забастовке, являясь представителем служащих Центрального общественного управления, входил в забастовочный комитет. В конце года написал статью «Революция и требования нравственности», которую напечатать не удалось. В ней педагог-гуманист отстаивал идею о том, что революция не является верховным судьёй нравственности, так как сама подлежит верховному суду нравственного идеала. И в период революции, считал он, не следует забывать о личности и её праве на свободу и творчество. Результатом осмысления революционных событий стала статья о этической, педагогической и политической деятельности «Этика, педагогика и политика», опубликованная в 1906 году.

1906 - 1915

Все эти годы он тщательно разрабатывал теорию свободного воспитания, убежденно пропагандировал её и пытался на практике реализовать свои идеи. 1 сентября 1906 года К. Н. Вентцель с единомышленниками открывает в Москве Дом свободного ребёнка, который существовал до середины 1909 года. Это был педагогический эксперимент по практической реализации идей свободного воспитания
К.Н. Вентцель создавал Дом свободного ребёнка как педагогическую общину, состоящую из единомышленников – детей, воспитателей (учителей), родителей. Эта община, по его замыслу, должна приближаться к тому типу идеального общества, которое стремится к возможно более полному осуществлению в своей жизни идей свободы, братства и справедливости. Это была своеобразная семейная школа. Она существовала 3 года и закрылась из-за недостатка материальных средств, отсутствия постоянного руководителя и единодушия среди родителей. Тем не менее, результаты этого интересного педагогического эксперимента показали возможность практической реализации идей «свободного воспитания» в учреждениях такого типа. В тоже время стали очевидны уязвимость некоторых положений: недостаток систематического обучения, выжидательная политика взрослых, предоставление детям неограниченной свободы. Это побудило к пересмотру некоторых по-ложений и большему вниманию роли воспитателя. Опыт этого уникального образовательного учреждения позднее был осмыслен К.Н. Вентцелем в работах «Дом Свободного Ребёнка (Как создать свободную школу)»(1923) и «Идеальная школа будущего и способы её осуществления» (1909). Кружок совместного воспитания и образования детей, созданный сторонниками идеи «свободного воспитания» для поддержки Дома свободного ребёнка, продолжал свою деятельность более 10 лет. В 1908 году при нём был организован Родительский клуб, проводились лекции, курсы, практические занятия для родителей и воспитателей.
В 1911- 1912 гг. К.Н. Вентцель издаёт двухтомный труд «Этика и педагогика творческой личности», который включил всё написанное им за 20 лет по проблемам нравственности, морали и нравственного воспитания. В 1915 году вышло первое издание книги «Теория свободного воспитания и идеальный детский сад».

1917 - 1919

После Февральской революции, в сентябре 1917 года К.Н. Вентцель публикует статью «Отделение школы от государства и декларация прав ребёнка». Как считает один из исследователей творчества К.Н. Вентцеля, Г.Б.Корнетов, эта декларация была даже более радикальна, чем аналогичный документ, принятый в 1959 году Генеральной Ассамблеей ООН.
В ней педагог провозглашал, что ребёнок во всех возрастах своей жизни в своей свободе и правах равен со взрослым совершеннолетним человеком. Каждый ребёнок имеет право уклониться от того воспитания и образования, которое идёт в разрез с его индивидуальностью. Ребёнок имеет не только право выбирать себе воспитателей, но и уходить от родителей, если они его плохо воспитывают.
После победы Октябрьской революции 1917 года К.Н. Вентцель пи-шет о том, что «только социалистическое общество принесёт с собой наи-больший расцвет как индивидуального, так и коллективного творчества», но в тоже время продолжает защищать требование независимости школы «от всякой политики, как буржуазной, так и пролетарской». Это шло уже в разрез политики власти.
В 1919 году К.Н. Вентцель с семьёй переезжает в Воронеж, где на-правляет свою деятельность на осуществление идей организации свободной трудовой школы. Он работал в губернском отделе народного образования, подготовил брошюры «Об осуществлении трудового начала в школе» и «О детском самоуправлении и социальном воспитании учащихся», читал лекции на курсах для учителей в Воронежском университете, был организатором и преподавателем Воронежского института образования. Но его идеи свободного воспитания уже плохо согласуются с теорией и практикой социалистического воспитания и подвергаются жёсткой критике.

1922 - 1947

В 1922 году в возрасте 65 лет возвращается в Москву и прекращает активную педагогическую деятельность. Пишет автобиографическую работу «Из пережитого - передуманного, перечувствованного и сделанного», которая долго хранилась в Научном архиве АПН СССР, а в 2007 году опубликована в АСОУ в Москве. В последние годы работал над философскими трудами «Творческое жизнепонимание в христианстве и толстовстве», «Философия творческой воли», «Луч света на пути творчества», которые остались неопубликованными.
Умер К.Н. Вентцель 10 марта 1947 года.

Вся биография

Идеи

Концепция свободного воспитания

Общество не может быть свободно, если оно состоит из индивидуальностей, несущих печать шаблона, рабского подчинения авторитетам, привычкам, воспитанных у них в соответствии с господствующим в данное время кодексом морали, – утверждал К.Н. Вентцель. В освобождении ребёнка от гнёта насилия и принуждения, от «цепей невидимого рабства», которыми опутано всё воспитание и образование в семье и школе, он видел главный путь освобождения человечества и создания нового общества. Главным пороком современной ему школы он считал игнорирование личности ребёнка.
Согласно теории свободного воспитания ребёнок должен стать центром, осью всей практики воспитания и образования. Задача воспитания не в том, чтобы формировать будущее поколение сообразно идеалам старших, пользуясь при этом властью над детьми, а в том, чтобы родители и педагоги, оказавшись от этой власти, предоставили детям возможность «свободно и творчески формировать самих себя». В «Декларации прав ребёнка», которую К.Н. Вентцель написал ещё в 1917 году, он провозгласил даже его право на выбор воспитателей и уход из дома от плохих родителей.
Каждый ребёнок развивается по собственным законам, определяемым его индивидуальностью, поэтому не может быть единой для всех готовой системы воспитания. Главная цель воспитания – развитие ребёнка свободной, творческой, самобытной личностью, чувствующей неразрывную связь и солидарность с человечеством и осуществляющей её в творческой общественной работе. Основная особенность свободного воспитания – опора на активность ребёнка, на его творческую самодеятельность во всех формах

Содержание воспитания

Самой важной и сложной областью воспитания считал нравственное воспитание. Его цель – пробудить в человеке лучшие стремления и воспитать волю. Необходимо как можно раньше научить ребёнка сознательно ставить себе цели и добиваться их достижения.
Фундаментом, краеугольным камнем своей теории К.Н. Вентцель считал производительный творческий труд. Он рассматривал труднее только как основное средство развития воли, но и как фундамент, на котором получат наибольшее развитие все умственные, физические и нравственные силы ребёнка. В духе того времени считал, что производительный труд должен радикально изменить всю существующую систему воспитания и образования.
Большое внимание уделял и эстетическому воспитанию. Искусство считал одним из важнейших средств «гармонического развития всех сторон человеческой природы»

Необходимость создания нового типа образовательно-воспитательных учреждений – «Дома свободного ребёнка»

Свободное воспитание должно осуществляться в новом типе образовательно-воспитательных учреждений – «Домах свободного ребёнка». Это своеобразная педагогическая община, в которой дети, их родители и воспитатели объединены общими целями и живут по законам идеального общества, основанного на равноправии, справедливости, взаимном уважении и братской любви.
Программа деятельности этого учреждения не должна быть заранее разработана взрослыми, она создаётся постепенно при непременном участии детей. Основа жизни Дома свободного ребёнка – свободный, разнообразный, творческий производительный труд. Учение составляет лишь часть его разносторонней жизни. Воспитатель должен не передавать знания, а создавать условия для того, чтобы весь процесс образования превратить в процесс самообразования

Идея космической педагогики

Разрабатывал новое направление педагогики – космическую педагогику. Её цель – полное освобождение и раскрепощение личности, обладающей собственной нравственной религией и осознающей себя Гражданином Вселенной. Космос (или ноосфера по В.И. Вернадскому) трактовался Вентцелем как целостное единство вселенской жизни и регулятор человеческого общества. Важной задачей, с этих позиций, становится понимание роли своей личности как части всеобщего целостного Космоса и стремление понять его законы

Все идеи

Книги

Вентцель К.Н. Отделение школы от государства и декларация прав ребёнка
Константин Николаевич Вентцель
Вентцель К.Н. Отделение школы от государства и декларация прав ребёнка
Вентцель К.Н Теория свободного воспитания и идеальный детский сад
Константин Николаевич Вентцель
Вентцель К.Н Теория свободного воспитания и идеальный детский сад
Вентцель, К.Н. Новые пути воспитания и образования детей
Константин Николаевич Вентцель
Вентцель, К.Н. Новые пути воспитания и образования детей

Интерпретация идей

График интерпретации идей глазами экспертов и участников проекта. На этом графике вы можете отобразить ваше понимание взглядов педагога-мыслителя по 16 критериям, представленным на 8 осях.

РЕ
Ориентация на результат
СЦ
Ориентация на социальные ценности
ВШ
Опора на внешний стимул деятельности
ПВ
Опора на поведение
ГЗ
Фокус на передаче готовых знаний и опыта
ОБ
Центрация на деятельности обучающегося
УБ
Ориентация на управляемое изменение будущего
ФЗ
Ценность формального, фундаментального знания
ПР
Ориентация на процесс
ИР
Ориентация на индивидуально-личностное развитие
ВН
Опора на внутренний стимул деятельности
КП
Опора на когнитивный процесс
ИН
Фокус на индуктивных способах приобретения знаний и опыта
ПД
Центрация на деятельности педагога 
СТ
Ориентация на сохранение традиций, адаптацию личности
ПТ
Ценность знания ориентированного на потребности жизни
Оценки педагогической концепции, созданные другими участниками проекта и экспертов, вы сможете посмотреть после того, как сохраните свою оценку педагогу.