Войти
EN

Мария Монтессори

Итальянский врач, педагог, учёный, философ, гуманистка, католичка. Одним из свидетельств международного признания Марии Монтессори стало известное решение ЮНЕСКО (1988), касающееся всего четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке.
Годы жизни
1870 — 1952
Страна
Италия
Научная школа
Педагогика Монтессори
Предшественники
Gaivho 01

Оцените идеи педагога

1.
Оцените

Выскажите мнение об идеях педагога на основе изученного материала с помощью графо-аналитического инструмента

2.
Сохраните

Сохраните оценку и зарегистрируйтесь чтобы получите доступ к мнению экспертов

3.
Сравните

После оценки педагога сравните вашу оценку с мнением экспертов и остальных пользователей

4.
Обсудите

Обсудите на практических занятиях варианты интерпритаций идей педагога и аргументируйте свою

Thumb %d1%81%d0%bb%d0%b5%d0%bf%d0%b5
Thumb 2016 06 30 14 21 33 4846 povshednaya
Thumb frolov
Thumb layer 15
Узнайте что об этом педагоге думают эксперты проекта.
Экспертные оценки педагога

Биография

1870

31 августа в небольшом итальянском городке Кьяровалле в семье Алессандро и Ренильде Монтессори родилась дочь. Семья была католической, отец – крупный чиновник, мать – из рода ученых и священников Стопани. Именно мать занялась образованием дочери. Ее мать была племянницей известного теолога и священника Антонио Стоппана.

1882

Мария вместе с родителями переезжает в Рим. В 14 лет Мария начала живо интересоваться математикой, и этот интерес она не потеряла до конца жизни. Родители хотели, чтобы она стала учительницей. Для того времени это была практически единственная профессия, открытая для женщин. Однако Мария отклонила этот путь и решила стать инженером.

1890

В 1890 году, увлекшись естествознанием, М. Монтессори принимает решение стать детским врачом. Но в Италии конца ХIХ века это было невозможно - заниматься медициной и учиться в университете могли только мужчины. Отец не одобрял выбор дочери, даже перестал разговаривать с ней. Но целеустремленная, умная девушка опять добилась своего: её приняли на курс сначала вольным слушателем, затем, ввиду особых успехов, перевели в число студентов.

Чтобы оплачивать обучение, Мария начала работать в университетской клинике, где впервые увидела детей с различными нарушениями в развитии. Наблюдая за этими несчастными детьми, Монтессори пришла к мысли, которая стала отправным пунктом в её педагогической системе: для детей нужна специальная развивающая среда, в которой будут сконцентрированы знания о мире, представленные через эталоны основных достижений человеческой мысли, а ребенок должен пройти путь человека в цивилизацию в дошкольном возрасте.

Упорство Марии Монтессори дало свои плоды – она стала первой женщиной – врачом в Италии. Мария получила место ассистента в клинике Сан-Ажиованни и занялась частной врачебной практикой. Она была прекрасным лектором, её статьи стали печатать в европейских журналах.

1897

В 1897 – 98 годах Монтессори посещает лекции по педагогике и изучает основные работы по теории восприятия. Вместе со своим спутником жизни, доктором Джузеппе Монтессано, она работала в психиатрической клинике Рима. В 1898 году родился сын Марии Марио, который стал продолжателем дела всей её жизни, сыграв потом значительную роль в распространении идей М.Монтессори по всему миру. После того, как воспитанники Монтессори были представлены к экзаменам вместе с детьми начальной школы муниципального совета в Риме и сдали их лучше нормальных детей, правительство создало Ортофренический институт по подготовке учителей для умственно отсталых детей. В 1898 году Монтессори возглавила его и руководила им до 1900 года.

1901

В 1901 г. Мария Монтессори поступает на философский факультет Римского университета, она занимается экспериментальной психологией и педагогической антропологией. Становится заведующей кафедрой антропологии, пишет книгу «Психологическая антропология», читает лекции. 6 января 1907 года при поддержке итальянского миллионера Эдуардо Таламо в Сан-Лоренцо М.Монтессори открывает первый «Дом ребенка» - школу для нормальных, хотя и запущенных детей. С тех пор и до конца жизни, т.е. 45 лет, Монтессори занималась проблемами воспитания и образования здоровых детей. В 1909 г. М.Монтессори проводит первый международный учебный семинар, который посетили около ста учителей из Италии, Франции, Испании, Англии. Монтессори издает книгу «Метод научной педагогики, примененный к воспитанию маленьких детей в доме ребенка». Книга быстро получила всемирную известность и была переведена на много языков, в т.ч. на русский. После её триумфальных лекций в США в 1913 г. изобретатель телефона Александр Белл и его жена основывают в Вашингтоне образовательную Монтессори-ассоциацию, попечителем которой становится дочь президента США Вильсона. Во время второго путешествия в США Мария выступает в «Карнеги-холле» и получает 2 золотые медали Панамско-Тихоокеанской выставки в сфере образования. В 1914 г. Российское министерство народного просвещения командировало в "Дом ребенка" группу общественных деятелей дошкольного воспитания, среди которых была Юлия Фаусек. Почти 30 лет своей жизни она посвятила потом распространению метода Монтессори в России. В 1922г. Правительство Италии назначает Монтессори государственным инспектором школ.

1929

В 1929 году вместе со своим сыном Монтессори организует Международную Монтессори Ассоциацию (AMI) , которая действует и поныне.
Среди последователей Монтессори – известные психологи. Её учеником был Эрик Эриксон, она дружила с Жаном Пиаже, а Фрейд говорил: «Там где Монтессори, я не нужен». После Второй мировой войны она поселилась в Нидерландах. Мария Монтессори умерла в 1952 году в Ноордвик-ан-зее, в Голландии.
При жизни её номинировали на получение Нобелевской премии мира.
Первые Монтессори общества возникли в США (1915), Голландии (1917), Аргентине (1927), Швейцарии (1932), Англии (1933), Индии (1940), Пакистане (1949).
Её сын Марио возглавлял АМИ до своей смерти в 1982 г. Сейчас Ассоциации Монтессори есть в Германии, Италии, Франции, России, Китае, Японии, и других странах. В мире работают тысячи Монтессори школ, в 1988 г. решением ЮНЕСКО её имя включено в список четырех педагогов, определивших способ педагогического мышления XX века: Джон Дьюи, Георг Кершенштейнер, Мария Монтессори, Антон Макаренко. До введения в Италии Евро, портрет М.Монтессори украшал купюру 1000 лир.

Вся биография

Идеи

О божественном начале ребенка

Современные подходы подразумевают обычно психологические исследования ребенка; так, например, ведется речь о детских инстинктах. Мы же в нашей педагогике имеем дело с другим фактором, нематериальным – Божественным Духом. Если считать ребенка направляемым и конструируемым Дуновением Духа, то мы – всего лишь зрители удивительной детской работы по самостроительству. Огромная ценность такого подхода – в уважении, которое мы чувствуем по отношению к детям и с которым мы должны на них смотреть.

Все это приводит нас к заключению относительно воспитания: мы должны принять во внимание, что с рождения ребенок имеет внутри себя мощную движущую силу. Мы должны видеть не просто ребенка, а Бога в нем. Мы должны уважать в нем законы Творения. Мы не должны думать, что создаем из ребенка человека; считая так, мы искажаем Божественный замысел. Если мы полагаем, что именно мы формируем ребенка – мы тем самым не строим активную его часть, а уменьшаем мощь Божественного начала в человеке.

Секрет воспитания – в распознавании и наблюдении Божественного в человеке; необходимо знать, любить это Божественное и служить Ему. Помогать и сотрудничать с позиции Творения – а не “творца”. Мы должны продолжать Божественную работу, а не подменять ее собой, иначе попросту станем растлителями детской природы. Что мы обычно говорим? – «Слушайся меня и будь, как я!» Что мы должны говорить? – «Слушайся Бога и стань, как Бог!»

Педагогам необходимо сделать следующее: распознать внутренние силы ребенка, восхититься ими и служить им; самим же скромно сесть в сторонке с намерением сотрудничать – так, чтобы перед ними постоянно была личность ребенка с его величайшими внутренними силами.

О воспитании и демократии

Воспитание зависит от веры в роль ребенка в прогрессе человечества и от уверенности, что внутри ребенка заключена способность развиться в существо, намного нас превосходящее. Он будет способен не просто жить лучшим образом, чем мы, но будет и единственным человеком, кто сможет указать нам этот путь.

Права ребенка! В определенном смысле права – плохое слово. Оно предполагает, что права ребенка могут рассматриваться как нечто необходимое для его физического благополучия. Но все гораздо сложнее; права ребенка – это крик о том, что ему должны быть предоставлены специальные условия, чтобы он смог достичь высот своего духа.

Обязанность нас, воспитателей, – оставлять дух ребенка таким, какой он есть. Нас следует поместить в сторонке, чтобы мы имели возможность видеть настоящую человеческую жизнь, распускающуюся во всей прелести своих возможностей. Дети посланы нам, как лечение для души, как источник блага и как обещание, которое всегда может быть выполнено.
Долг воспитателей – отстаивать перед всем миром важность этого источника жизни; объединяться, чтобы создать пространство, в котором детская жизнь может произрастать, где она будет иметь необходимые условия; а затем набираться терпения и веры в ожидании результатов.

Права воспитателей в этой связи представляются мне несущественными: ведь они – слуги, и работают, как ученые. Они могут настаивать, чтобы для развития ребенка, которому они помогают, создавались необходимые условия; кроме этого, я не могу себе представить каких-либо других особых прав, помимо прав любого взрослого члена общества.

По природе своей дети – существа социальные, но предпочитают жить вместе не как стадо, а как независимые индивидуумы, объединенные друг с другом. Этот инстинкт виден уже у очень маленьких детей, которые, как только начинают действовать самостоятельно, интегрируются с другими. Стремление это настолько естественно, что, возможно, некоторые недостатки взрослого общества происходят исключительно из-за того, что система образования часто ставит своей целью препятствовать ему.

Повторю еще раз: говорить о месте школы в демократическом обществе – значит заведомо быть неверно понятой. Мы говорим о демократическом обществе детей, обществе безусых мужчин и маленьких женщин, которые, бесспорно, настоящие, когда никто не препятствует их развитию.

О разуме ребенка

Ребенок обладает настолько сильной восприимчивостью, что ассимилирует все впечатления. Можно сказать, что если мы, взрослые, приобретаем знания при помощи разума, то ребенок впитывает их посредством всей своей психической жизни. Просто живя, например, он учится говорить на языке своего народа.

Взрослые выступают в роли реципиентов: впечатления вливаются в нас, и мы запоминаем их, но не сливаемся с ними, как вода не сливается со стеклом стакана. У ребенка же, напротив, впечатления не только проникают в сознание, но и формируют его, как бы воплощаясь в нем. Мы назвали это явление абсорбирующим разумом.

Задача взрослых состоит не в том, чтобы обучать, но чтобы помогать ребенку в его работе над своим развитием. Было бы чудесно, если бы нам удалось – разумным обращением с малышом, пониманием его жизненных потребностей – продлить тот период, когда в нем действует абсорбирующий разум. Мы оказали бы огромную услугу человечеству, если бы смогли помочь индивиду впитывать в себя знания, не испытывая усталости, если бы человек обогащался знаниями словно по волшебству, не задумываясь, какой ценой они были приобретены.

О сензитивных периодах

”Созревание” есть нечто большее, чем совокупность генетических последствий, проявляющихся в течение ограниченного времени. Созревание функций психики может происходить только через освоение внешнего мира, которое протекает по-разному на разных ступенях развития. Это видно на примере особого интереса малыша к некоторым повторяющимся и внешне бессмысленным действиям: из такого повторения внезапно, как взрыв, в ребенке рождается новая функция. Как именно происходит созревание, мы не видим, поскольку сами повторяющиеся действия на первый взгляд не были напрямую связаны с возникшей функцией. Если лишить ребенка возможности осваивать такие действия в моменты, предусмотренные природой, его особая восприимчивость угаснет, а развитие, как и созревание, окажется нарушенным.

Так, например, вскоре после рождения он сензитивен к порядку вещей, его окружающих, наблюдательность его при этом поразительна. В двухлетнем возрасте он начинает видеть мельчайшие детали, которых мы не замечаем вовсе. Он также начинает стараться в меру своих сил действовать в рамках порядка, и это логично, потому что в этом основа его внутренней самости, опираясь на которую он только и может действовать. Делается все это с великим энтузиазмом.
Это как бы тот секрет жизни, который проведет нас через все развитие ребенка.

О подготовленной развивающей среде

Мысль о том, что пространство вокруг ребенка должно быть организовано особым образом, вызвала у Монтессори очень широкий интерес. Художники, архитекторы, психологи начали работать вместе со мной, пытаясь найти точные пропорции помещений и художественные элементы оформления школы, которая не только служила бы прибежищем для малышей, но и способствовала концентрации их внимания. Важны были не столько форма и размер помещений – сами по себе они ничего не решают, – сколько предметы, поскольку именно предметы позволяют ребенку сосредотачиваться. Отбор предметов для нашихшкол происходил с учетом опыта самих детей.

Монтессори отмечает: "Первой мыслью было разнообразить пространство для занятий всем понемногу и дать детям возможность отобрать предметы по своему вкусу. Было замечено: ребятишки тянулись к одним предметам и не обращали внимания на другие; последние мы убрали. С тех пор все, что мы использовали в наших школах, отбиралось в результате экспериментов, проводившихся в разных странах, и всякий раз выбор делали сами дети. Разумеется, дети отбирают именно то, что им необходимо для построения своей личности.

Так, множество предложенных им игрушек малыши, как правило, оставляли без внимания. Из большого числа предметов, которые должны были научить их различать цвета, они выбирали только один тип – разноцветные дощечки. С тех пор мы используем их во всех школах. Даже форма предметов и интенсивность их окраски определялась детьми."

О методе опосредованного воспитания

По мнению М. Монтессори "На класс должен приходиться только один экземпляр каждого предмета. Если ребенок захочет взять то, чем уже кто-то занят, он не сможет этого сделать. Так развиваются некоторые очень важные черты общественного поведения: ребенок узнает, что должен уступать тому, кто первый начал пользоваться тем или иным предметом не потому, что так ему велели, но потому, что это реальность, с которой он столкнулся на собственном опыте.

Видя, как наши дети терпеливо ждут своей очереди, тогда как в других школах они обычно дерутся за право обладания вещью, педагоги удивленно спрашивали: “Как вам удалось добиться дисциплины от таких малышей?” Но вовсе не я добилась этого. Просто сочетание подготовленного пространства и свободы позволило проявиться качествам, которые не часто встречаются у детей трех – шести лет.

Вмешательство взрослых в эти первые шаги общественного поведения, как правило, неразумно. Вот ребятишки делают упражнение “ходьба по линии”. Один из них ошибается, идет в неправильном направлении и, казалось бы, столкновения не избежать. Стремление взрослого – схватить ребенка и развернуть его в другую сторону. Но малыш и сам найдет выход, сам решит эту задачу, может быть, иначе, чем взрослый, но все равно решит. Подобные проблемы встречаются детям на каждом шагу, и они с удовольствием самостоятельно ищут выход из положения. Это еще один путь обретения опыта поведения в обществе, а самостоятельное решение подобных проблем дает необходимый опыт совладания с ситуациями, смоделировать которые педагог не сумел бы. Значит, при возникновении сложностей, за исключением редких случаев, мы должны дать ребятам возможность разобраться самим.

Моменты общественной жизни ученики обыкновенных школ переживают лишь на переменках и на редких экскурсиях, а у нас дети живут постоянно в обстановке трудолюбивой общности."

О “нормализации” и дисциплине детей

"И в моей первой школе, и во всех последующих я наблюдала, как исчезают негативные особенности поведения у ребятишек, стоит им только заинтересоваться какой-либо деятельностью. Так называемые плохие, хорошие и замечательные качества – все исчезает, и остается просто ребенок. Следуя своему внутреннему поведению, наши малыши (каждый по-своему) занимались именно тем, что доставляло им безмятежность и радость. И тогда происходило нечто совершенно непривычное: в коллективе детей возникала спонтанная дисциплина. Это нас особенно поразило: дисциплина в обстановке свободы! Подобное я наблюдала на протяжении сорока лет в разных странах. Это наиболее важный результат нашей работы.
Такая перемена в детях происходит не постепенно, а внезапно. Для этого воспитателю не нужно заставлять ленивого малыша – достаточно просто облегчить контакт ребенка с предметами труда, находящимися в окружающем его пространстве. Его не нужно ни в чем убеждать – просто что-то внутри него открывается для внешней деятельности, пробуждает энергию и направляет ее на непрерывную и повторяющуюся работу.

Переход от одного этапа развития к другому осуществляется только после того, как ребенок осваивает работу с предметами и когда работа его рук сопровождается умственной концентрацией. Этот психологический феномен, напоминающий излечение взрослых людей при помощи психоанализа, был нами назван “нормализация”.

Только после “нормализации”, развиваясь в контакте с окружающим миром, дети раскрывают перед нами свои удивительные качества: спонтанную дисциплину, способность продолжительно и с радостью трудиться, стремление помочь друг другу, взаимопонимание. Свободный выбор занятий становится их образом жизни, он свидетельствует об их выздоровлении, о вступлении в новую жизнь."

Все идеи

Книги

Thumb montessori m.  mariya montessori. deti  drugie. unikalnaya metodika rannego razv
Дети — другие
Мария Монтессори
Не найдена в свободном доступе
Дети — другие
Разум ребенка
Мария Монтессори
Не найдена в свободном доступе
Разум ребенка
Thumb cover1  w600
Помоги мне это сделать самому
Мария Монтессори
Не найдена в свободном доступе
Помоги мне это сделать самому
Thumb 12032 thickbox default
Дом ребенка. Метод научной педагогики
Мария Монтессори
Не найдена в свободном доступе
Дом ребенка. Метод научной педагогики
Воображение в творчестве детей и великих художников
Мария Монтессори
Не найдена в свободном доступе
Воображение в творчестве детей и великих художников
Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в Домах ребенка
Мария Монтессори
Не найдена в свободном доступе
Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в Домах ребенка
Подготовка учительницы
Мария Монтессори
Не найдена в свободном доступе
Подготовка учительницы
Ещё 3 книги

Видео

Выдающиеся женщины двадцатого столетия: Мария Монессори

Интерпретация идей

График интерпретации идей глазами экспертов и участников проекта. На этом графике вы можете отобразить ваше понимание взглядов педагога-мыслителя по 16 критериям, представленным на 8 осях.

Ваша оценка
Средняя оценка экспертов
Общая оценка участников проекта
РЕ
Ориентация на результат
СЦ
Ориентация на социальные ценности
ВШ
Опора на внешний стимул деятельности
ПВ
Опора на поведение
ГЗ
Фокус на передаче готовых знаний и опыта
ОБ
Центрация на деятельности обучающегося
УБ
Ориентация на управляемое изменение будущего
ФЗ
Ценность формального, фундаментального знания
ПР
Ориентация на процесс
ИР
Ориентация на индивидуально-личностное развитие
ВН
Опора на внутренний стимул деятельности
КП
Опора на когнитивный процесс
ИН
Фокус на индуктивных способах приобретения знаний и опыта
ПД
Центрация на деятельности педагога 
СТ
Ориентация на сохранение традиций, адаптацию личности
ПТ
Ценность знания ориентированного на потребности жизни
Оценки педагогической концепции, созданные другими участниками проекта и экспертов, вы сможете посмотреть после того, как сохраните свою оценку педагогу.