Войти
EN

Рудольф Штейнер

Австрийский учёный, доктор философии, социальный реформатор, архитектор, основоположник антропософии
Годы жизни
1861 — 1925
Регион
Австрия, Германия
Научная школа
Анропософская педагогика, Вальдорфская педагогика, педагогика свободного воспитания
Gaivho 01

Оцените идеи педагога

1.
Оцените

Выскажите мнение об идеях педагога на основе изученного материала с помощью графо-аналитического инструмента

2.
Сохраните

Сохраните оценку и зарегистрируйтесь чтобы получите доступ к мнению экспертов

3.
Сравните

После оценки педагога сравните вашу оценку с мнением экспертов и остальных пользователей

4.
Обсудите

Обсудите на практических занятиях варианты интерпритаций идей педагога и аргументируйте свою

Thumb %d0%9a%d1%83%d1%80%d0%b8%d1%86%d1%8b%d0%bd
Thumb %d0%9f%d0%b0%d0%bf%d1%83%d1%82%d0%ba%d0%be%d0%b2%d0%b0
Thumb %d0%97%d0%b0%d0%ba%d0%b0%d0%b1%d0%bb%d1%83%d0%ba%d0%be%d0%b2%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9
Thumb frolov
Thumb fedorov
Узнайте что об этом педагоге думают эксперты проекта.

Биография

1861 - 1879

Р.Штайнер родился в 1861 году в Австро-Венгрии в семье железнодорожного служащего. Отец мальчика был телеграфистом, затем начальником станции. Он стремился дать сыну хорошее техническое образование и отдал его в реальное училище. Рудольф старался учиться хорошо: прилежные ученики освобождались от платы за обучение. Кроме того, он был очень любознательным. Самостоятельно, по книге, взятой у учителя, Рудольф изучил геометрию, овладел дифференциальными и интегральными исчислениями. В 16 лет Рудольф начинает изучать «Критику чистого разума» И. Канта и другие философские книги. Наряду с программой реального училища он самостоятельно проходит гимназический курс, овладевая греческим, латынью, историей, литературой.
В этом разнообразии интересов можно увидеть семена будущей кон-цепции вальдорфской школы, объединяющей в своем учебном плане гуманитарный, естественный и математический циклы.
Примерно с 14 лет Штайнер начинает давать своим соученикам вспо-могательные уроки. «Благодаря моим ученикам я узнал о проблемах человеческого душевного развития», — писал он впоследствии. Не случайно, что в основанной Штайнером педагогической системе поощряется дух взаимопомощи и поддержки, противоположный методу селекции особо одаренных и методу конкуренции.
Частной педагогической деятельностью Штайнер занимался в течение многих лет своей жизни.

1879 -1883

Осенью 1879 г. по 1883 г. Штайнер учится в Венской высшей технической школе. Будучи студентом, знакомится с выдающимся исследователем наследия Гете, комментатором «Фауста», профессором К. Ю. Шроером. Штайнер заинтересовался учением Гете о цвете и самостоятельно начал заниматься оптикой. Штайнер высказал мысль, что в гетевском подходе к феноменам света и цвета скрыты еще не освоенные наукой возможности.
Шроер рекомендовал 22-летнего студента в качестве редактора и комментатора естественнонаучных сочинений Гете издателю Кюршнеру, который планировал издание академического собрания трудов Гете. Штайнеровские комментарии и вводные очерки к научным творениям Гете получили самую высокую оценку специалистов. Работе над наследием Гете Штайнер посвятил в общей сложности около 15-ти лет.

1884 - 1890

В 1884 г. Штайнер стал домашним учителем в семье венского коммерсанта Л. Шпехта, 10-летний сын которого считался телесно и душевно больным и непригодным к обучению. Штайнер поставил перед собой сложнейшую воспитательную задачу. «Благодаря практике обучения, которую мне приходилось применять, мне открылось понимание связи между духовно-душевным и телесным в человеке. Здесь я прошел подлинную школу психологии и физиологии» (Штайнер). Штайнер работал с мальчиком в течение двух лет, после чего тот смог сдать школьные экзамены. Позднее он поступил в университет и стал врачом.
Такой удивительный результат возник не на голом энтузиазме со сто-роны педагога, а благодаря трезвому, почти техническому подходу к организации обучения с учетом терапевтического и гигиенического аспектов.

1890 - 1897

С 1890 по 1897 гг. Р. Штайнер живет в Веймаре, где наряду с педагогической деятельностью занимается изучением архива Гете. В эти годы Штайнер формирует собственную научно-философскую позицию. Он пишет «Теорию познания мировоззрения Гете», защищает докторскую диссертацию (позже издана под названием «Истина и наука»), создает основной свой философский труд «Философия свободы». Здесь он затронул область идей, не получивших развития в истории немецкой классической философии, но ставших центральными для одного из значительных течений философии ХХ века — феноменологии Гуссерля.
В 1897г. Штайнер переселяется в Берлин, где становится редактором «Литературного журнала». Затем его приглашают преподавать в школу для рабочих, где он работает шесть лет и пользуется огромной популярностью среди слушателей.

1900 - 1913

Осенью 1900 г. Штайнер выступает с докладом о Ницше в Теософской библиотеке графов Брокдорф. Затем его приглашают прочесть цикл лекций в теософском обществе и, наконец, предлагают это общество возглавить. Благодаря Штайнеру, теософской общество стало заметным явлением в духовной жизни Германии.
А 1913 год из-за идейных расхождений с руководством Штайнер ос-тавляет Теософское общество и организовывает Антропософское обще-ство. Штайнер создает модель собственного здания — Гетеанума, в строи-тельстве которого участвовали представители разных народов Европы, в том числе представители русской интеллигенции (Андрей Белый, Максимилиан Волошин, Маргарита Сабашникова-Волошина, Ася Тургенева и др.) С 1913 по 1922 г. Штайнер руководит строительством Гетеанума в Дорнахе, пишет ряд статей и книг, выступает с лекциями, в которых касается разнообразных сторон духовной жизни, истории, познания мира и человека.

1917 - 1925

В самый разгар строительства Гетеанума начинается Первая мировая война. Штайнер создает концепцию дальнейшего европейского развития, а в 1917 г. излагает их в форме меморандума и передает ведущим политикам Германии и Австрии, встречаясь с некоторыми из них лично. Политики теоретически соглашались с выводами Штайнера, но не воспользовались его предложениями. Тогда Штайнер пишет «Воззвание к немецкому народу и культурному миру», где излагает свою точку зрения на причины войны и перспективы послевоенного развития. Под «Воззванием…» подписываются многие видные общественные деятели, в том числе и писатель Томас Манн. Штайнер выступает с многочисленными лекциями, посвященными социальному вопросу, судьбе рабочего движения, общественному устройству, высказывает значительные идеи в области экономики, права, налоговой системы. Выступая перед рабочими штутгартской табачной фабрики «Вальдорф-Астория», Штайнер рассказал о школе нового типа. Директор фабрики Эмиль Мольт предложил Штайнеру создать такую школу при фабрике. Так 25 апреля 1919 г. с рождением первой вальдорфской школы, руководителем которой стал Р. Штайнер, началась история вальдорфской педагогики.
В результате поджога в ночь на 31 января 1922 г. построенное здание Гетеанума погибает в огне. Штайнер увидел в этом событии внешнее воплощение кризиса Антропософского общества и начинает его реорганизацию.
В 1924 г. Штайнер смертельно заболевает и умирает 30 марта 1925 г. в Дорнахе (Швейцария), где по его эскизам уже началось в то время строительство второго здания Гетеанума, существующего и поныне. Новый Гетеанум считается значительным новаторским шагом в истории архитектуры ХХ в.
Рудольф Штайнер заложил основы антропософской медицины, био-динамического сельского хозяйства, концепции «трехчленности социального организма»; дал импульсы для развития эвритмии, новых направлений в драматическом искусстве, живописи, музыке, архитектуре. Штайнер оказал существенную помощь при основании движения за обновление религиозной жизни Общины христиан в Штутгарте.
Но наибольшую известность имя Р. Штайнера получило в вязи с широким распространением образовательных учреждений, работающих на основе созданной им педагогики. Учение и обучение являлись основным мотивом его жизни.

Вся биография

Идеи

Свобода как самоопределение ребенка

Штайнер рассматривал свободу как самоопределение ребенка, осуществляемого на основе развития его живого мышления в постоянном диалоге с природой. Подлинная свобода ребенка - его внутреннее переживание. Он утверждал, что существо самого ребенка покажет путь, по которому пойдет процесс его свободного становления.
Р. Штейнер попытался найти в этом процессе место воспитания и воспитателя и считал, что подлинное воспитание заключается в том, чтобы избежать вторжений в область личности и предоставить этой личности самой осуществить то, предпосылки чего были заложены педагогом. Р. Штейнер поставил своей целью выявление скрытых в человеке способностей с помощью занятий эвритмией, музыкой, постановкой кельмы, медитацией и т.д.

Учитель собственным примером должен показать своим ученикам естественную возможность ориентироваться в самых разных отраслях знания

Расписание в Вальдорфской школе кардинально отличается от исконно принятого. Оно состоит из трех частей: первая часть дня – «главный урок», та дисциплина, курс которой углубленно изучается в данное время (обычно в течение месяца), занимает первые два урока. Дети в вальдорфской школе «...в продолжении определенного периода времени – несколько недель, в утренние часы – занимаются одним и тем же предметом; так, чтобы они могли полностью вжиться в него, чтобы не отрывать их от материала, едва они успели с ним освоиться. Это так называемое «преподавание по эпохам». Когда заканчивается данный период, дети начинают изучать новый предмет, а предыдущую дисциплину оставляют на время в покое, чтобы с новыми силами потом заняться ею через несколько месяцев.
В середине дня школьники занимаются такими предметами, которые активизируют дыхание и строятся как процесс упражнений: языком, музыкой и эвритмией (новое искусство движения, разработанное Р. Штайнером, выражающее с помощью жестов различие качества звуков речи и музыкального тона).
Уже с первого класса дети изучают два иностранных языка. Трудовое обучение в вальдорфской школе также является обязательной частью школьного дня. По мнению Штайнера, такой план работы соответствует природе человека, его потребностям и жизненным ритмам.

Педагогические принципы деятельности вальдорфских школ:

  • «классный учитель» ведет обучающихся с 1-8 класс; ориентация преподавания на внутренние законы развития ребенка, феноменологический подход, совместную работу педагогов с родителями для достижения единства образовательных целей;
  • содержание образования строго ориентировано на духовные потребности детей в соответствии с возрастными ступенями, оно также является средством духовно-душевного развития ребенка;
  • восстановление и развитие традиции устного рассказа, содержание которого опирается на культурно-исторические предания (сказки, легенды, мифы, басни и пр.);
  • безотметочное обучение, отмена «второгодничества», что позволяет детям свободно развиваться в соответствии с индивидуальными особенностями, применение индивидуальных свидетельств-характеристик;
  • «гигиеническая организация преподавания», дневная, недельная и годовая ритмическая ориентация в воспитании и обучении;
  • предметное преподавание по эпохам (3-4 недели), включение в образовательный процесс различных практик, раннее изучение иностранных языков (с первого класса) и др.

Фазы развития ребенка

  1. Первая большая эпоха воспитания ребенка - примерно до семилетнего возраста определяется тем, что у детей душа и дух еще не пришли к внутреннему самосознанию; они гораздо теснее, чем в дальнейшем, связаны с процессами телесного развития. Сознание ребенка и его переживания зависят от того, какие впечатления из физического окружения он воспринимает своими чувствами. Решающую роль в его научении играют примеры из окружающего мира. Основная форма научения в этот период жизни − сначала непосредственное, затем − косвенное подражание. Побуждением к подражанию служит то, что ребенок видит и слышит. Воспринимаемое в ощущениях или в образах, действует непосредственно, нерефлектированно и ведет к соответствующим движениям и жестам. Таким образом, отдача ребенка своему окружению ведет к деятельности. При вальдорфских школах обычно функционируют детские сады, в которых развитие детей 3-7 лет активизируется ориентацией на подражание. Ежедневное рассказывание и образные игры проводятся воспитательницей так, что они через сопереживание и соучастие ребенка одновременно стимулируют развитие речи. Дети знакомятся с различными видами деятельности (часто в связи с временами года). Через то, как детям преподносятся эти виды деятельности и как они соучаствуют в них (например, от сеяния семян, сбора урожая, молотьбы до выпечки хлеба), происходит наглядное проникновение в жизненные взаимосвязи. Так различными путями, соответствующими возрасту, стимулируется развитие интеллекта и мышления.
  2. Вторая эпоха - от 7 до 14 лет (1−8 год обучения). В развитии ребенка седьмой год жизни означает глубокое изменение его телесно-душевной формы. Внешне это проявляется в первом изменении телосложения ребенка и смене зубов. У ребенка развиваются 2 тесно взаимосвязанные способности: к образной фантазии, к произвольным воспоминаниям в образах, и как способность творческого образного созидания и переживания. В образах фантазии ребенок может схватывать не только отдельное, но и события и взаимосвязи, не только явление, но и внутренние закономерности, значение и суть. Значение образа состоит и в том, что образ своей наглядностью в отличие от абстрактного характера понятий активно вызывает сопереживание через чувство. Он оживляет и расширяет жизнь чувств. Ребенок еще не может самостоятельно постигать связи и закономерности. Поэтому он хочет узнавать и учиться понимать их при помощи учителя. Образное преподавание, как отмечал Р. Штейнер, одно из самых универсальных средств воспитания. Образы возбуждают в детях углубление душевной жизни и собственную нравственную волю. К концу 9-го – началу 10-го года жизни к фантазии добавляется осознанное понимание внешнего мира. Ребенок приходит к обнаружению двойственности себя самого и окружающего мира. Теперь преподавание должно открыть ребенку мир в различных проявлениях во всем богатстве, смысле его явлений и событий. Аналитическое рассмотрение может лишь воспитать в подрастающем человеке отчуждение от мира, а предмет преподавания может стать лишь внешним знанием. Процессы формирования души требуют, чтобы один и тот же учитель на протяжении многих лет следовал за учеником, сопровождая его развитие. Поэтому в течение первых восьми лет обучения основные предметы для каждого класса преподает один и тот же «классный учитель». За эти годы он ежедневно дает в своем классе не менее одного сдвоенного двухчасового урока. Это позволяет близко узнать каждого ученика и его особенности, дает возможность слиянию преподавания и воспитания.
  3. Преподавание после 14 лет (9-12 год обучения). Во время полового созревания и второго изменения телосложения молодой человек претерпевает значительные изменения. Благодаря сильному импульсу роста в пубертатный период, в своих конечностях и в своей воле подросток вступает в более глубокую связь с силой тяжести; при ломке голоса появляется индивидуальный тембр; в так называемых вторичных половых признаках тело получает сильный душевный отпечаток. Эти процессы вместе с половой зрелостью являются выражением единого явления: молодой человек осознает свое собственное личное существо. При переходе от детства к юности человек начинает свободнее и самостоятельнее вступать в соприкосновение с окружающим миром личными силами своей души, т.е. чувством и волей. Его стремление к внутренней и внешней самостоятельности особенно ярко выражается в новой установке – вырабатывать взгляды, ориентировку и цели, исходя из своих собственных оценок. Личное обращение к окружающему миру позволяет молодому человеку стать человеком своего времени. Внутри него оживают идеалы и жизненные цели. На их основе и на основе приобретшего личностный оттенок чувства молодой человек ищет – сначала неуверенно и неумело – личную связь с миром и осознанное отношение к самому себе. Одна из задач учителя в этот период состоит в том, чтобы факты преподносились обозримым образом и так, чтобы ученик смог выработать на них способность ясного суждения. При выработке суждения молодой человек учится на феноменах выявлять в своем мышлении понятия и идеи, которые выражают духовные связи. В вальдорфских школах учитывается внутренняя ориентация молодого человека к честному труду, вальдорфская школа отвечает преподаванием разнообразных ремесел. Особенно глубокую связь с личными силами души молодого человека, с его активным развитием и его духовно – творческими глубинами имеет искусство. Без непрерывных упражнений в таких областях искусства как пластика, живопись, рисунок, музыка, языки, образование человека в этом возрасте будет недостаточным. Дети и подростки все 12 лет посещают уроки живописи, рисования, пластики (особенно начиная с 9-го года обучения), музыки (вокал, инструмент), эвритмии и художественной речи. Также и преподавание ремесел вальдорфские школы имеют в своем учебном плане по чисто педагогическим причинам. Оно начинается для мальчиков и девочек в возрасте 12 лет (6-ой год обучения) с садоводства и работы в мастерских. Управление школой. Руководство школой осуществляется без директора, по принципу коллегиального самоуправления учителями и родителями. Учителя в вальдорфской школе должны отвечать не только за учебный процесс, но и сами строить реализовать школьное управление. В организации вальдорфской школы заложены основание для сотрудничества в различных органах школьного самоуправления. Коллегиальное руководство школой реализуется на еженедельных конференциях, в которых равноправно участвуют все учителя. Темами этих конференции являются все вопросы педагогической работы и организации школы. Конференция делится на педагогическую, административно-организационно и так называемую внутреннюю части.
Все идеи

Видео

Вальдорфская школа в Санкт-Петербурге
Школа 21 век на ОТР. Вальдорфская педагогика
Вальдорфская школа: коротко для тех, кто не знает
Школа Рудольфа Штайнера
Иркутская Вальфдорская школа. Рассказ о первой в Иркутске Вальфдорской школе

Интерпретация идей

График интерпретации идей глазами экспертов и участников проекта. На этом графике вы можете отобразить ваше понимание взглядов педагога-мыслителя по 16 критериям, представленным на 8 осях.

РЕ
Ориентация на результат
СЦ
Ориентация на социальные ценности
ВШ
Опора на внешний стимул деятельности
ПВ
Опора на поведение
ГЗ
Фокус на передаче готовых знаний и опыта
ОБ
Центрация на деятельности обучающегося
УБ
Ориентация на управляемое изменение будущего
ФЗ
Ценность формального, фундаментального знания
ПР
Ориентация на процесс
ИР
Ориентация на индивидуально-личностное развитие
ВН
Опора на внутренний стимул деятельности
КП
Опора на когнитивный процесс
ИН
Фокус на индуктивных способах приобретения знаний и опыта
ПД
Центрация на деятельности педагога 
СТ
Ориентация на сохранение традиций, адаптацию личности
ПТ
Ценность знания ориентированного на потребности жизни
Оценки педагогической концепции, созданные другими участниками проекта и экспертов, вы сможете посмотреть после того, как сохраните свою оценку педагогу.