Войти
EN

Василий Александрович Сухомлинский

Создатель оригинальной педагогической системы, основанной на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплоченного коллектива педагогов-единомышленников и учащихся. В условиях жёстокого атеизма, тоталитарной системы и политической ксенофобии он воспитывал в детях чувство достоинства, воспитывал гражданина. Автор около 30 книг и свыше 500 статей, посвящённых воспитанию и обучению молодёжи. Книга его жизни — «Сердце отдаю детям».
Годы жизни
1918-1970
Страна
Россия
Научная школа
Гуманистическая педагогика; комплексная эстетическая программа «воспитания красотой»
Gaivho 01

Оцените идеи педагога

1.
Оцените

Выскажите мнение об идеях педагога на основе изученного материала с помощью графо-аналитического инструмента

2.
Сохраните

Сохраните оценку и зарегистрируйтесь чтобы получите доступ к мнению экспертов

3.
Сравните

После оценки педагога сравните вашу оценку с мнением экспертов и остальных пользователей

4.
Обсудите

Обсудите на практических занятиях варианты интерпритаций идей педагога и аргументируйте свою

Thumb 2016 06 30 14 21 33 4846 povshednaya
Thumb %d1%81%d0%bb%d0%b5%d0%bf%d0%b5
Узнайте что об этом педагоге думают эксперты проекта.
Экспертные оценки педагога

Биография

1918 -1970

В.А. Сухомлинский родился в семье деревенского плотника в селе Васильевка
Александрийского уезда Херсонской губернии, Российская империя. После окончания
школы крестьянской молодёжи поступил в Кременчугский медицинский техникум. В
1939 году с отличием окончил Полтавский педагогический институт. Работал учителем
украинского языка и литературы в сельских школах Онуфриевского района
Кировоградской области.
Участник Великой Отечественной войны. В июле 1941 года призван в Красную
Армию. В звании младшего политрука воевал на Западном и Калининском фронтах,
участвовал в Смоленском сражении и битве под Москвой. В январе 1942 года был тяжело
ранен осколком снаряда под самое сердце. Чудом выжил и после выписки из уральского
госпиталя с 1942 по 1944 годы работал директором школы посёлка Ува Удмуртской
АССР. Возвратившись на родину, узнал, что его жена, участвовавшая в партизанском
подполье, с малолетним сыном были замучены фашистскими оккупантами.
С 1944 года — заведующий Онуфриевским районным отделом народного
образования. С 1948 года до последнего дня своей жизни работал директором средней
школы посёлка Павлыш Онуфриевского района Кировоградской области Украины. В 1955
году защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Директор школы — организатор
учебно-воспитательного процесса».
В.А. Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему,
основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей
ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования,
творческая деятельность сплоченного коллектива педагогов-единомышленников и
учащихся. Коммунистическое воспитание В.А. Сухомлинский понимал как формирование
«мыслящих личностей», а не послушных исполнителей партийных команд.
В.А. Сухомлинский строил процесс обучения как радостный труд; большое
внимание он уделял формированию мировоззрения учащихся; важная роль в обучении
отводилась слову учителя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с
детьми сказок, художественных произведений.
В.А. Сухомлинский разработал комплексную эстетическую программу
«воспитания красотой». Его система противостояла авторитарному воспитанию и
критиковалась официальными педагогическими кругами за «абстрактный гуманизм».В целостном виде взгляды В.А. Сухомлинского представлены в «Этюдах о
коммунистическом воспитании» (1967) и других произведениях. Его идеи воплощены в
практике многих школ. Были созданы Международная ассоциация В. А. Сухомлинского и
Международное объединение исследователей В.А. Сухомлинского, педагогический музей
.В.А. Сухомлинского в Павлышской школе (1975).
В.А. Сухомлинский — автор около 30 книг и свыше 500 статей, посвящённых
воспитанию и обучению молодёжи. Книга его жизни — «Сердце отдаю детям»
(Государственной премии УССР — 1974, посмертно). Его жизнь — воспитание детей,
личности. В условиях жёстокого атеизма, тоталитарной системы и политической
ксенофобии он воспитывал в детях чувство достоинства, воспитывал гражданина.
Награды:
- Герой Социалистического Труда (1968).
- Орден Красной Звезды

Вся биография

Идеи

Гуманистическая педагогика сотрудничества

Его педагогическая система базировалась на гуманистических принципах:
•доверия к ребенку
•получение знаний без принуждения
•воспитания без наказаний
•сотрудничество родителей, учителей и детей
•высокая нравственность
•труд как творчество
•свобода выбора поведения, поступка, образа жизни
•ответственность за свой выбор
Свои теоретические идеи он смело апробировал в школе. Сухомлинский впервые разработал и
реализовал экспериментальный педагогический метод: любую педагогическую идею надо
применять на практике длительно, в творческом коллективе и цельно. Именно такой подход
позволил ему достигнуть результатов в воспитании гармонично развитой личности.
Основными педагогическими разработками Сухомлинского стали:
•воспитание гражданина, личности в коллективе, коллективом, природой
•соотношение индивидуального и коллективного воспитания
•развитие творческого начала у детей
•семейная педагогика
•взаимосвязь дошкольного и школьного обучения и воспитания
Они стали основой его воспитательной и обучающей системы, которая включала такие ценности
личности как нравственность, долг, счастье, истина, честь, свобода, достоинство, справедливость,
доброта, красота.

Отношение к ребенку и обучению

«Годы детства — это, прежде всего, воспитание сердца».
На этом строились отношения в его школе:
•оценка использовалась как вознаграждение за труд, как инструмент поощрения, и только в
старших классах
•учитель должен вызывать доверие, быть человечным, но иметь авторитет среди детей
•школа не должна убивать в ребенке его изначальное желание учиться
•никто и никогда не должен торопить ребенка в освоении знаний
•нужно помогать детям развивать свой талант, способности, личность
•нужно научить ребенка любить людей и природу, видеть окружающую красоту (его концепция
эстетического воспитания красотой)
•необходимо приглашать в школу родителей только для одобрения поступков ребенка
•коллектив становится воспитателем детей, если он сформирован в радости, уважении, труде
•личность и коллектив — это две стороны человеческого бытия, они воспринимаются как единое
целое.Великий учитель считал, что наказания не нужны, если ребенка воспитывают в добре, ласке,
понимании. Это особенно актуально в отношении подростков. Если индивидуально подходить к
каждому ребенку, научить его владеть эмоциями, выработать правильное мировоззрение, то
проблема трудных подростков и переходного возраста исчезнет.
Главным принципом обучения в школе народного учителя были шаги каждого ребенка от успеха к
успеху. В школе Сухомлинского обучение было превращено в радость труда по обретению знаний,
в радость творчества и духовного роста. Большая роль в этом процессе отводилась слову: сказкам
учителя и детей, художественным изложениям, детским стихам и фантазийным сочинительствам.
Эффективное обучение возможно только в коллективе, который базируется на идее, интеллекте,
правильных эмоциях. Он должен быть высокоорганизованным сообществом стараниями детей и
учителя. Тогда взаимопомощь, обмен новыми знаниями, взаимодействие увлечений, совместный
труд станут движущей силой в индивидуальном саморазвитии каждого члена коллектива

Взаимоотношения учителя и ученика

Сухомлинский считал, что учитель должен расти духовно вместе с каждым учеником, заново
открывая с ним мир, понимать в нем личное. Только тот может быть учителем, кто имеет к этому
призвание, кто верит в силу воспитания, кто может обратиться к личности каждого ребенка.
Отношения ученика и учителя должны строиться на заинтересованности и внимании. Только тогда
возникнет настоящее общение, и ребенок будет слышать своего наставника, чувствовать его
устремления и следовать им

О воспитании

Базовые идеи воспитания Сухомлинский озвучил в книге «Сердце отдаю детям». Он считал, что
воспитание занимает ведущее место в формировании духовно богатой, гармоничной и
счастливой личности. В школе народного учителя процесс воспитания был очень эффективным,
так как решался на межличностном уровне: ребенок — ребенок, ребенок — коллектив, ребенок —
учитель.
Он полагал, что суть воспитания заключается в диалоге, общении с ребенком:
•воспитатель и ребенок должны находиться в равных условиях, здесь нет приоритетов
•общение с ребенком должно строиться на знании его основного духовного стержня
•в процессе общения учителю нужно познать и усилить личностные качества ребенка, а затем
научить его оценивать себя самого
•ребенок и учитель должны быть искренними в своих эмоциях
Такой диалог ведет ребенка к самопознанию, воспитывает уверенность и критичность к себе,
позволяет решать проблемы самостоятельно. Возникают гармоничные взаимоотношения
наставника и ученика, возможность формирования у детей высокой нравственности и
гражданственности.
Нравственность станет основой успешной жизни ребенка. Такая нравственность базируется на
долге:
•перед людьми
•обществом
•родителями
•коллективом
Сухомлинский считал, что только люди долга могут стать успешными в жизни, поскольку они
всегда добрые, мудрые, гуманные. Только гуманная педагогика способна воспитать
высоконравственного и духовного человека, личность, индивидуальность.Немалую роль в воспитательном процессе гуманная педагогика отводит труду. Труд физический и
умственный оказывают на формирующуюся личность взаимное влияние: умный человек делает
физическую работу творчески, что вызывает радость. Труд способен раскрыть природные задатки
ребенка и дать толчок его саморазвитию.
Другим важным компонентом воспитания Сухомлинский считал природу, которая связана с
трудом: мы живем на земле, преобразованной человеческими руками и умом. А земля — это и
есть наша природа.
Сама природа не воспитывает, но активное соприкосновение с ней способно научить ребенка
прекрасному. Уход за хомячком, посадка цветов, птичья кормушка — все это учит читать природу,
понимать красоту.
Великий учитель также считал важным воспитание потребностей ребенка, поскольку они двигают
человеческую личность. Духовные и материальные потребности в человеке должны быть
сбалансированы, гармоничны. Это возможно только воспитанием культуры потребностей.
Материальные нужды важны, но Сухомлинский отдавал приоритет потребности познания,
которая очень сильна у детей. Поддерживая ее, можно подстегнуть желание ребенка учиться,
раскрыть его внутренние резервы. Еще выше он ставил потребность человека в человеке. Это
основа создания духовной общности людей.
Тогда смысл воспитания сводится к духовному обогащению личности ребенка через человеческое
общение. Такое воспитание делает человека терпимым, не агрессивным. Если материальные
потребности удовлетворяются сполна, то человек будет острее и чутче воспринимать душевное
состояние других. Такая утонченность будет залогом человеческого счастья

Семейная педагогика народного учителя

Сухомлинский разработал и внедрил идею сближения семьи и школы. Педагогическая
ответственность за воспитание ребенка должна в большей степени лежать на родителях. Школа
воспитывает и обучает, но делать это надо совместно с родителями. Семья и школа должны
подходить к воспитанию детей одинаково, давая возможность развитию гармоничной личности.
Сухомлинский взялся обучать родителей в своем университете при школе. Они поступали туда за
2 года до начала учебы ребенка и занимались до выпуска из школы. Здесь преподавалась теория
воспитания, педагогическая психология, теория личности, возрастная психология ребенка и пр.
Так формировалась культура семейного воспитания в сотрудничестве со школой

Все идеи

Книги

Thumb %d0%a1%d1%83%d1%85%d0%be%d0%bc%d0%bb%d0%b8%d0%bd%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9 %d0%90%d0%bd%d1%82%d0%be%d0%bb%d0%be%d0%b3%d0%b8%d1%8f %d0%b3%d1%83%d0%bc%d0%b0%d0%bd%d0%bd%d0%be%d0%b9 %d0%bf%d0%b5%d0%b4%d0%b0%d0%b3%d0%be%d0%b3%d0%b8%d0%ba%d0%b8
Сухомлинский В.А.: Научно-популярная литература / сост. Г.Д. Глейзер. - М. : ИД Шалвы Амонашвили, 1997. – 224 с. - (Антология гуманной педагогики).
Василий Александрович Сухомлинский
Сухомлинский В.А.: Научно-популярная литература / сост. Г.Д. Глейзер. - М. : ИД Шалвы Амонашвили, 1997. – 224 с. - (Антология гуманной педагогики).
Thumb %d0%a1%d1%83%d1%85%d0%be%d0%bc%d0%bb%d0%b8%d0%bd%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9 %d0%9a%d0%b0%d0%ba %d0%b2%d0%be%d1%81%d0%bf%d0%b8%d1%82%d0%b0%d1%82%d1%8c %d0%bd%d0%b0%d1%81%d1%82%d0%be%d1%8f%d1%89%d0%b5%d0%b3%d0%be %d1%87%d0%b5%d0%bb%d0%be%d0%b2%d0%b5%d0%ba%d0%b0
Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека (Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие / Сост. О. В. Сухомлинская.— М.: Педагогика, 1990. — 288 с. — (Б-ка учителя).
Василий Александрович Сухомлинский
Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека (Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие / Сост. О. В. Сухомлинская.— М.: Педагогика, 1990. — 288 с. — (Б-ка учителя).
Thumb %d0%a1%d1%83%d1%85%d0%be%d0%bc%d0%bb%d0%b8%d0%bd%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9 %d0%9c%d1%83%d0%b4%d1%80%d0%b0%d1%8f %d0%b2%d0%bb%d0%b0%d1%81%d1%82%d1%8c %d0%ba%d0%be%d0%bb%d0%bb%d0%b5%d0%ba%d1%82%d0%b8%d0%b2%d0%b0
Сухомлинский, В.А. Мудрая власть коллектива : методика воспитания коллектива : пер. с укр. / В.А. Сухомлинский. - М. : Мол. гвардия, 1975. - 240 с.
Василий Александрович Сухомлинский
Сухомлинский, В.А. Мудрая власть коллектива : методика воспитания коллектива : пер. с укр. / В.А. Сухомлинский. - М. : Мол. гвардия, 1975. - 240 с.
Thumb %d0%a1%d1%83%d1%85%d0%be%d0%bc%d0%bb%d0%b8%d0%bd%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9  %d0%9e %d0%b2%d0%be%d1%81%d0%bf%d0%b8%d1%82%d0%b0%d0%bd%d0%b8%d0%b8.docx
Сухомлинский В.А. О воспитании : [выдержки из работ] / Сухомлинский В.А. - 6-е изд. - М. : Политиздат, 1988. - 269 с.
Василий Александрович Сухомлинский
Сухомлинский В.А. О воспитании : [выдержки из работ] / Сухомлинский В.А. - 6-е изд. - М. : Политиздат, 1988. - 269 с.
Thumb %d0%a1%d1%83%d1%85%d0%be%d0%bc%d0%bb%d0%b8%d0%bd%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9 %d0%9f%d0%b0%d0%b2%d0%bb%d1%8b%d1%88%d1%81%d0%ba%d0%b0%d1%8f %d1%81%d1%80%d0%b5%d0%b4%d0%bd%d1%8f%d1%8f %d1%88%d0%ba%d0%be%d0%bb%d0%b0
Павлышская средняя школа [Онуфриев. район] : обобщение опыта учеб.-воспит. работы в сел. сред. школе / Акад. пед. наук СССР, Сухомлинский В.А. - М. : Просвещение, 1969. - 398 с.
Василий Александрович Сухомлинский
Павлышская средняя школа [Онуфриев. район] : обобщение опыта учеб.-воспит. работы в сел. сред. школе / Акад. пед. наук СССР, Сухомлинский В.А. - М. : Просвещение, 1969. - 398 с.
Thumb %d0%a1%d1%83%d1%85%d0%be%d0%bc%d0%bb%d0%b8%d0%bd%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9 %d0%9f%d0%b8%d1%81%d1%8c%d0%bc%d0%b0 %d0%ba %d1%81%d1%8b%d0%bd%d1%83
Сухомлинский, В.А. Письма к сыну : кн. для учащихся / В.А. Сухомлинский ; предисл. Г. Медынского. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 1987. - 120 с.
Василий Александрович Сухомлинский
Сухомлинский, В.А. Письма к сыну : кн. для учащихся / В.А. Сухомлинский ; предисл. Г. Медынского. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 1987. - 120 с.
Thumb %d0%a1%d1%83%d1%85%d0%be%d0%bc%d0%bb%d0%b8%d0%bd%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9 %d0%9f%d0%be%d1%82%d1%80%d0%b5%d0%b1%d0%bd%d0%be%d1%81%d1%82%d1%8c %d1%87%d0%b5%d0%bb%d0%be%d0%b2%d0%b5%d0%ba%d0%b0 %d0%b2 %d1%87%d0%b5%d0%bb%d0%be%d0%b2%d0%b5%d0%ba%d0%b5
Потребность человека в человеке / В.А. Сухомлинский. - 2-е изд. - М. : Сов. Россия, 1981. - 96 с. - (Человек среди людей).
Василий Александрович Сухомлинский
Потребность человека в человеке / В.А. Сухомлинский. - 2-е изд. - М. : Сов. Россия, 1981. - 96 с. - (Человек среди людей).
Thumb %d0%a1%d1%83%d1%85%d0%be%d0%bc%d0%bb%d0%b8%d0%bd%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9 %d0%a0%d0%b0%d0%b7%d0%b3%d0%be%d0%b2%d0%be%d1%80 %d1%81 %d0%bc%d0%be%d0%bb%d0%be%d0%b4%d1%8b%d0%bc %d0%b4%d0%b8%d1%80%d0%b5%d0%ba%d1%82%d0%be%d1%80%d0%be%d0%bc %d1%88%d0%ba%d0%be%d0%bb%d1%8b.docx
Сухомлинский, В.А. Разговор с молодым директором школы / В.А. Сухомлинский. - М. : Просвещение, 1973. - 208 с.
Василий Александрович Сухомлинский
Сухомлинский, В.А. Разговор с молодым директором школы / В.А. Сухомлинский. - М. : Просвещение, 1973. - 208 с.
Thumb %d0%a1%d1%83%d1%85%d0%be%d0%bc%d0%bb%d0%b8%d0%bd%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9 %d0%a0%d0%be%d0%b4%d0%b8%d1%82%d0%b5%d0%bb%d1%8c%d1%81%d0%ba%d0%b0%d1%8f %d0%bf%d0%b5%d0%b4%d0%b0%d0%b3%d0%be%d0%b3%d0%b8%d0%ba%d0%b0
Сухомлинский, В.А. Родительская педагогика / В.А. Сухомлинский. - М. : Знание, 1978. - 96 с.
Василий Александрович Сухомлинский
Сухомлинский, В.А. Родительская педагогика / В.А. Сухомлинский. - М. : Знание, 1978. - 96 с.
Thumb %d0%a1%d1%83%d1%85%d0%be%d0%bc%d0%bb%d0%b8%d0%bd%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9 %d0%a0%d0%be%d0%b6%d0%b4%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d0%b5 %d0%b3%d1%80%d0%b0%d0%b6%d0%b4%d0%b0%d0%bd%d0%b8%d0%bd%d0%b0
Сухомлинский, В.А. Рождение гражданина : пер. с укр. / В.А. Сухомлинский. - 3-е изд. - М. : Мол. гвардия, 1979. - 335 с.
Василий Александрович Сухомлинский
Сухомлинский, В.А. Рождение гражданина : пер. с укр. / В.А. Сухомлинский. - 3-е изд. - М. : Мол. гвардия, 1979. - 335 с.
Thumb %d0%a1%d1%83%d1%85%d0%be%d0%bc%d0%bb%d0%b8%d0%bd%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9 %d0%a1%d0%b5%d1%80%d0%b4%d1%86%d0%b5 %d0%be%d1%82%d0%b4%d0%b0%d1%8e %d0%b4%d0%b5%d1%82%d1%8f%d0%bc
Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. - 2-е изд. – Киев. : Рад. школа, 1972. - 244 с.
Василий Александрович Сухомлинский
Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. - 2-е изд. – Киев. : Рад. школа, 1972. - 244 с.
Ещё 7 книг

Интерпретация идей

График интерпретации идей глазами экспертов и участников проекта. На этом графике вы можете отобразить ваше понимание взглядов педагога-мыслителя по 16 критериям, представленным на 8 осях.

РЕ
Ориентация на результат
СЦ
Ориентация на социальные ценности
ВШ
Опора на внешний стимул деятельности
ПВ
Опора на поведение
ГЗ
Фокус на передаче готовых знаний и опыта
ОБ
Центрация на деятельности обучающегося
УБ
Ориентация на управляемое изменение будущего
ФЗ
Ценность формального, фундаментального знания
ПР
Ориентация на процесс
ИР
Ориентация на индивидуально-личностное развитие
ВН
Опора на внутренний стимул деятельности
КП
Опора на когнитивный процесс
ИН
Фокус на индуктивных способах приобретения знаний и опыта
ПД
Центрация на деятельности педагога 
СТ
Ориентация на сохранение традиций, адаптацию личности
ПТ
Ценность знания ориентированного на потребности жизни
Оценки педагогической концепции, созданные другими участниками проекта и экспертов, вы сможете посмотреть после того, как сохраните свою оценку педагогу.