Войти
EN

Евгений Александрович Ямбург

Заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО (с 2000), академик РАО, директор Центра образования № 109 (Москва), больше известного как «Школа Ямбурга». Разработчик и автор адаптивной модели школы — новой модели разноуровневой и многопрофильной общеобразовательной массовой школы с набором классов различной направленности, образовательных услуг, открытой, для детей самых разных возможностей и способностей, вне зависимости от их индивидуальных психологических особенностей, здоровья, склонностей, материальной обеспеченности семьи.
Годы жизни
1951
Регион
Россия
Научная школа
Педагогика адаптивного обучения
Источник идей
Gaivho 01

Оцените идеи педагога

1.
Оцените

Выскажите мнение об идеях педагога на основе изученного материала с помощью графо-аналитического инструмента

2.
Сохраните

Сохраните оценку и зарегистрируйтесь чтобы получите доступ к мнению экспертов

3.
Сравните

После оценки педагога сравните вашу оценку с мнением экспертов и остальных пользователей

4.
Обсудите

Обсудите на практических занятиях варианты интерпритаций идей педагога и аргументируйте свою

Thumb %d0%9a%d1%83%d1%80%d0%b8%d1%86%d1%8b%d0%bd
Thumb %d0%9f%d0%b0%d0%bf%d1%83%d1%82%d0%ba%d0%be%d0%b2%d0%b0
Thumb %d0%97%d0%b0%d0%ba%d0%b0%d0%b1%d0%bb%d1%83%d0%ba%d0%be%d0%b2%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9
Thumb frolov
Thumb fedorov
Узнайте что об этом педагоге думают эксперты проекта.

Биография

1951 - наст. время

Родился 21 марта 1951 года. Окончил Московский государственный
педагогический институт им. Ленина. Стал заслуженным учителем РФ,
доктором педагогических наук, член-корреспондентом РАО (с 2000г.),
академиком РАО, директором Центра образования № 109 (г.Москва),
известного как «Школа Ямбурга».
Автор книг «Эта скучная наука управления», «Школа для всех» (лучшая
педагогическая книга России 1997 года), «Педагогический Декамерон».
Разработчик и автор адаптивной модели школы — новой модели
разноуровневой и многопрофильной общеобразовательной массовой школы с
набором классов различной направленности, образовательных услуг, открытой
для детей самых разных возможностей и способностей, вне зависимости от их
индивидуальных психологических особенностей, здоровья, склонностей,
материальной обеспеченности семьи. Самый главный принцип этого
образовательного учреждения — не ребёнок приспосабливается к школе, а
школа адаптируется под возможности, потребности и способности ребёнка.
Помимо серьёзной учебной программы в ЦО № 109 действует развитая система
дополнительного образования: конюшня для занятия иппотерапией, школа
художественных ремесел, клуб путешественников «Зюйд-Вест», театральная
студия, клуб любителей кино и пр.
В 1997 г. Евгений Ямбург защитил докторскую диссертацию в виде научного
доклада на тему «Теоретические основы и практическая реализация модели
адаптивной школы».
Е. А. Ямбург участник многих телевизионных и радиопередач по вопросам
воспитания и обучения детей, развития культуры и общества. Главный
редактор и автор проекта «Антология выстаивания и преображения. Век XX»

Вся биография

Идеи

Тип школы

Адаптивная школа со смешанным контингентом
учащихся, где учатся одаренные и обычные дети, а также
нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении;
массовая общеобразовательная школа, где должно быть место
каждому ребенку вне зависимости от его индивидуальных
психофизиологических особенностей, способностей и
склонностей. Это школа быстрого и гибкого реагирования на
стремительно изменяющую социально - педагогическую
ситуацию. Это школа разноуровневая и многопрофильная,
включающая весь спектр классов: от компенсирующего
обучения до лицейских и гимназических.

Целевые ориентации

Формирование положительной "Я-концепции" учащихся.
создание системы адаптирующей педагогики; создание системы
разноуровневого дифференцированного обучения.

Дифференцированные цели

Траектория продвинутого (гимназическо-лицейского)
образования: формирование высокого фона гимназических и
лицейских классов; выявление наиболее способных и
одаренных детей и создание условий для их развития;
качественная подготовка выпускников к обучению в вузах, к
самообразованию и творческому труду;
- траектория базового стандарта, определение и оптимизация
содержания базового, регионального и школьного компонентов
образования;
- траектория компенсирующего обучения: организация
различных видов компенсирующего обучения; осуществление
личностно-ориентированного подхода, индивидуализация
обучения, переход от дифференцированного к
индивидуализированному обучению; психолого-педагогическая
помощь детям, подверженным школьной дезадаптации;
удержание каждого трудного ребенка в сфере воспитательного
влияния школы

Концептуальные идеи

Гуманистическая ориентация программы развития школы;
демократизм, социальное равенство в получении образования;
исключение социальной селекции детей; сочетание
адаптивности и адаптирующей деятельности; принцип
оптимизации обучения; принцип дифференциации образования:
разделение на основную и дополнительную, коррекционно-
развивающую и углубленную траектории; равенство и
взаимодополнение всех ветвей образования; педагогическая
инверсия (на разных этапах развития ребенка основное и
дополнительное образование постоянно меняются местами);
учет психологических закономерностей личностного развития,
диагностическое обеспечение дифференциации; разнообразие
методических средств, максимальная гибкость модели;
социальная направленность, педагогизация окружающей среды.

Принципы адаптивной школы

Принцип гуманистической ориентации: во главе личность
ребенка, развитие способностей, мировоззренческих начал
личности.
Принцип демократизма: социальное равенство в получении
образования; исключение социальной селекции детей;
предоставление всем учащимся определенных свобод для
саморазвития, саморегуляции, самоопределения; свободное
равноправное сотрудничество каждого учащегося с учителями и
со сверстниками
Принцип дифференциации: добровольность и свободный
выбор ребенком варианта образования; помощь ребенку в
самоопределении и поиске своих задатков и способностей;
возможность исправления ошибок в выборе ребенка,
передвижения его с одного варианта (траектории) обучения на
другой; диагностическое обеспечение дифференциации.
Принцип индивидуализации: учет различий
интеллектуальных, психофизических особенностей развития
личности
Принцип равенства всех ветвей (траекторий) образования,
имеющихся в адаптивной школе: основной и дополнительной;
коррекционно-развивающей и углубленной.
Принцип педагогической инверсии: этот принцип отражает
подвижность, изменчивость развития ребенка, а следовательно,
фиксирует постоянную готовность к изменению педагогической
стратегии и тактики

Особенности педагогической философии адаптивной школы

В основе философии адаптивной школы
находится аффективно-эмоционапьно-волевая (личностная)
концепция образования, которая ориентирована на личность
ученика, его эмоциональное и социальное развитие. Основное
содержание этой педагогической концепции:
основной ценностью в процессе образования является
развитие личности ученика, поэтому придается большое
значение спонтанному, естественному развитию
ребенка;
ученик в процессе обучения рассматривается как
личность, которая сама может выбирать такой путь
обучения, который поможет ей достичь наилучших
результатов;
учителя затрачивают много усилий на отбор методов и
постановку целей, которые они стараются приспособить
к индивидуальному развитию каждого ребенка;
производится сравнительный анализ успехов ученика в
свете его предыдущих достижений;
границы учебных предметов размываются, обучение
идет по областям знаний, интегрируются различные
области знаний и реальная практика;
учебный материал планируется и преподносится таким
образом, чтобы помочь ребенку как можно эффективнее
взаимодействовать с окружающим миром за стенами
школы;4
широко используется проективное обучение,
тематическое обучение и обучение по интересам

Особенности воспитательной системы

В воспитательной системе адаптивной школы выделяют три
потока:
воспитание средствами учебных предметов в ходе
учебной деятельности (классной и внеклассной);
специально организованная деятельность классных
руководителей и кураторов коррекционно-развивающих
классов;
деятельность модуля "Центр развития и досуга"

Все идеи

Книги

Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be1
Ямбург, Е.А. Педагогический декамерон.-М.:Дрофа, 2008.- 367с.
Евгений Александрович Ямбург
Ямбург, Е.А. Педагогический декамерон.-М.:Дрофа, 2008.- 367с.
Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be2
Ямбург, Е.А. Управление стабилизацией и развитием творческих процессов в современной школе.- М.: Когито-Центр, 2003.-80с.
Евгений Александрович Ямбург
Ямбург, Е.А. Управление стабилизацией и развитием творческих процессов в современной школе.- М.: Когито-Центр, 2003.-80с.
Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be3
Ямбург, Е. А. Что принесет учителю новый профессиональный стандарт педагога?- М.:Просвещение, 2014.-175 с.
Евгений Александрович Ямбург
Ямбург, Е. А. Что принесет учителю новый профессиональный стандарт педагога?- М.:Просвещение, 2014.-175 с.
Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be4
Ямбург, Е.А.Основополагающие документы школы. Стратегия и тактика развития современной школы: метод. пособие/ Е. А. Ямбург.- М.: Центр "Пед. поиск", 2010. -208 с.
Евгений Александрович Ямбург
Ямбург, Е.А.Основополагающие документы школы. Стратегия и тактика развития современной школы: метод. пособие/ Е. А. Ямбург.- М.: Центр "Пед. поиск", 2010. -208 с.
Ямбург, Е.А., Забрамная, С.Д. Управление службой сопровождения детей в условиях образовательной организации.- М.: Бослен, 2013.-256с.
Евгений Александрович Ямбург
Ямбург, Е.А., Забрамная, С.Д. Управление службой сопровождения детей в условиях образовательной организации.- М.: Бослен, 2013.-256с.
Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be4
Ямбург, Е. А.Локальные акты и управленческие документы школы: метод. пособие/ Центр Пед. поиск" , [Центр образования № 109 г. Москвы]; [авт.-сост. Т. К. Балакирева и др., науч. рук. проекта Е. А. Ямбург]. -М.: Центр "Пед. поиск", 2010 - . -(Библиотека администрации школы)Т. 2 [Текст]. -2010. -144 с
Евгений Александрович Ямбург
Ямбург, Е. А.Локальные акты и управленческие документы школы: метод. пособие/ Центр Пед. поиск" , [Центр образования № 109 г. Москвы]; [авт.-сост. Т. К. Балакирева и др., науч. рук. проекта Е. А. Ямбург]. -М.: Центр "Пед. поиск", 2010 - . -(Библиотека администрации школы)Т. 2 [Текст]. -2010. -144 с
Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be7
Ямбург, Е.А., Чернышова, Е. А. Организация работы с учащимися 5-6 классов, испытывающих трудности в усвоении школьной программы (уроки комплексной коррекции)
Евгений Александрович Ямбург
Ямбург, Е.А., Чернышова, Е. А. Организация работы с учащимися 5-6 классов, испытывающих трудности в усвоении школьной программы (уроки комплексной коррекции)
Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be8
Ямбург, Е.А. Школа и ее окрестности.-М.: Всероссийская гос. библиотека иностранной литературы им. М.И.Рудомино, 2011.-592с.
Евгений Александрович Ямбург
Ямбург, Е.А. Школа и ее окрестности.-М.: Всероссийская гос. библиотека иностранной литературы им. М.И.Рудомино, 2011.-592с.
Ямбург Е.А.Педагогика, психология, дефектология и медицина в - 2002. - № 1. - С. 79-85
Евгений Александрович Ямбург
Ямбург Е.А.Педагогика, психология, дефектология и медицина в - 2002. - № 1. - С. 79-85
Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be9
Ямбург, Е.А. Воспитание историей.- М.: Знание. 1989.- 78 с.
Евгений Александрович Ямбург
Ямбург, Е.А. Воспитание историей.- М.: Знание. 1989.- 78 с.
Ямбург, Е. А. Эта "скучная" наука управления [Текст]/ Е. А. Ямбург. -М.: АПП ЦИТП, 1992. -63 с.
Евгений Александрович Ямбург
Не найдена в свободном доступе
Ямбург, Е. А. Эта "скучная" наука управления [Текст]/ Е. А. Ямбург. -М.: АПП ЦИТП, 1992. -63 с.
Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be10
Ямбург, Е.А.Педагогический ансамбль школы.- М.: Знание, 1987.- 79с.
Евгений Александрович Ямбург
Не найдена в свободном доступе
Ямбург, Е.А.Педагогический ансамбль школы.- М.: Знание, 1987.- 79с.
Ямбург, Е.А. Управление развитием адаптивной школы [Текст]/ Е. А. Ямбург; Ин-т упр. образованием РАО. - М.: ПЕР СЭ, 2004. -366 с
Евгений Александрович Ямбург
Ямбург, Е.А. Управление развитием адаптивной школы [Текст]/ Е. А. Ямбург; Ин-т упр. образованием РАО. - М.: ПЕР СЭ, 2004. -366 с
Ямбург, Е.А.Школа на пути к свободе [Текст]: Культурно-историческая педагогика/ Е.А. Ямбург; Ин-т управления образованием, Межвед. аналит. центр соц. инноваций. - М.: Per Se, 2000. -351 c
Евгений Александрович Ямбург
Ямбург, Е.А.Школа на пути к свободе [Текст]: Культурно-историческая педагогика/ Е.А. Ямбург; Ин-т управления образованием, Межвед. аналит. центр соц. инноваций. - М.: Per Se, 2000. -351 c
Thumb %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be13
Ямбург, Е.А. Школа для всех [Текст]: Адапт. модель: (Теорет. основы и практ. реализация)/ Е.А. Ямбург; Ин-т упр. РАО, Многопрофил. комплекс N 109. -М.: Новая школа, 1996. -346с.
Евгений Александрович Ямбург
Ямбург, Е.А. Школа для всех [Текст]: Адапт. модель: (Теорет. основы и практ. реализация)/ Е.А. Ямбург; Ин-т упр. РАО, Многопрофил. комплекс N 109. -М.: Новая школа, 1996. -346с.
Ямбург, Е. А. Управление качеством образования [Текст]: [Практикоориентир. моногр. и метод. пособие]/ [М.М. Поташник, Е.А. Ямбург, Д.Ш. Матрос и др.]; Под ред. М.М. Поташника; Рос. акад. образования. -М.: Пед. о-во России, 2000. -441 с.
Евгений Александрович Ямбург
Ямбург, Е. А. Управление качеством образования [Текст]: [Практикоориентир. моногр. и метод. пособие]/ [М.М. Поташник, Е.А. Ямбург, Д.Ш. Матрос и др.]; Под ред. М.М. Поташника; Рос. акад. образования. -М.: Пед. о-во России, 2000. -441 с.
Ещё 12 книг

Видео

Откровения необычного директора необычной школы

Интерпретация идей

График интерпретации идей глазами экспертов и участников проекта. На этом графике вы можете отобразить ваше понимание взглядов педагога-мыслителя по 16 критериям, представленным на 8 осях.

РЕ
Ориентация на результат
СЦ
Ориентация на социальные ценности
ВШ
Опора на внешний стимул деятельности
ПВ
Опора на поведение
ГЗ
Фокус на передаче готовых знаний и опыта
ОБ
Центрация на деятельности обучающегося
УБ
Ориентация на управляемое изменение будущего
ФЗ
Ценность формального, фундаментального знания
ПР
Ориентация на процесс
ИР
Ориентация на индивидуально-личностное развитие
ВН
Опора на внутренний стимул деятельности
КП
Опора на когнитивный процесс
ИН
Фокус на индуктивных способах приобретения знаний и опыта
ПД
Центрация на деятельности педагога 
СТ
Ориентация на сохранение традиций, адаптацию личности
ПТ
Ценность знания ориентированного на потребности жизни
Оценки педагогической концепции, созданные другими участниками проекта и экспертов, вы сможете посмотреть после того, как сохраните свою оценку педагогу.