Войти
EN

Щетинин Михаил Петрович

Российский педагог-новатор, член Российской академии образования, основатель и директор экспериментальной общеобразовательной школы интернатного типа. Создал уникальную педагогическую систему для личностного и патриотического развития ребенка через свободу выбора деятельности, творчество, труд, спорт, красоту.
Годы жизни
1944 г
Страна
СССР, Россия
Научная школа
Педагогика сотрудничества
Предшественники
Gaivho 01

Оцените идеи педагога

1.
Оцените

Выскажите мнение об идеях педагога на основе изученного материала с помощью графо-аналитического инструмента

2.
Сохраните

Сохраните оценку и зарегистрируйтесь чтобы получите доступ к мнению экспертов

3.
Сравните

После оценки педагога сравните вашу оценку с мнением экспертов и остальных пользователей

4.
Обсудите

Обсудите на практических занятиях варианты интерпритаций идей педагога и аргументируйте свою

Thumb %d1%81%d0%bb%d0%b5%d0%bf%d0%b5
Узнайте что об этом педагоге думают эксперты проекта.
Экспертные оценки педагога

Биография

с 1944 г.

М.П. Щетинин родился 17 октября 1944 года в селе Новый Бирюзяк
Дагестанской АССР.
В 1973 году закончил Саратовский государственный педагогический институт
по специальности «музыка и пение». Работал директором музыкальной
школы в г. Кизляре. После Кизлярской школы в 1974 году становится
директором школы в посёлке Ясные Зори Белгородской области,
Где также занимается педагогическим экспериментом, развивая модную на
то время педагогическую идею создания школы-комплекса, в котором
усиленное внимание уделяется музыке, пению и хореографии. Михаил
Петрович Щетинин стал известен в середине семидесятых, когда
Министерство просвещения обобщило его опыт работы в Яснозоренской
школе Белгородской области. С 1979 года он руководит программой ''Школа
– XXI век''. В 1986 подписывает манифест ''Педагогика сотрудничества''.
Становится лауреатом премии Ленинского комсомола. В 2000 после Ясных
Зорь Михаил Петрович является научным руководителем эксперимента,
занимая должность старшего сотрудника НИИ средств и методов обучения
АПН СССР в селе Зыбково Кировоградской области.
Суть эксперимента состояла в создании школьного агропромышленного
комплекса, при этом сочеталась учёба в первой половине дня с трудом школь
ников во второй половине дня.
Его школа признана ЮНЕСКО лучшей школой в мире. В 2001 году за
развитие традиций и новаторство в школьном воспитании Русским
биографическим институтом М.П. Щетинин в номинации ''Образование''
удостоен звания ''Человек года – 2001''. Он – заслуженный учитель России,
академик РАО, награжден медалью ''За трудовую доблесть». В 1994 году
создал экспериментальную школу-интернат посёлке Текос Краснодарского
края, которую и возглавляет в настоящее время. ЮНЕСКО трижды
признавала эту систему образования лучшей в мире. Приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2014 года №1181
школа становится федеральным государственным бюджетным
общеобразовательным учреждением «Лицей-интернат комплексного
формирования личности детей и подростков»

Вся биография

Идеи

Каждый человек обладает от рождения огромными возможностями саморазвития

Воспитание строится таким образом, чтобы дать общее направление, и в
рамках этого направления предоставить максимум свободы для
саморазвития. Учитываются природные склонности учеников, ведь дети
все разные, и их таланты лежат в разных областях.
Каждый ученик движется в обучении в своём индивидуальном темпе, и
это очень важно для каждого ребёнка – он ни от кого не отстаёт, никого
не обгоняет, и изучает предмет с наибольшим пониманием

Метод погружения

Ученикам в течение одного дня не приходится
«скакать» по разным предметам.
Погружения длятся не больше недели, завершаются экзаменом.
Ребёнок любого возраста изучает тот предмет, к которому чувствует
желание и способность воспринять. Если не хочется, он может
переключиться на другой предмет, на другую работу (большое место
занимает физический труд). Так же он становится наставников для
других, когда какой-либо предмет он изучает раньше других.

Особенности школы Щетинина М.П.

Это школа интернатного типа, она построена в сельской местности.
Уникальность её состоит в том, что все здания выстроены руками детей,
которых консультируют взрослые.
Также её отличает то, что в школе нет классов. Дети разного возраста
сидят за одним столом, изучают, обсуждают математику, химию,
литературу и так далее. Учителя – наставники. Учёба и труд чередуются в
течение дня, нет отметок и домашних заданий. Большое внимание
уделяется труду и музыкальным предметам.
При поступлении в школу ребенку дается испытательный срок, с целью
адаптации ребенка в этой среде. Он просто живет в коллективе, и сам
решает, остаться или нет.

Методика

Разновозрастные группы учащихся.
 Отсутствие системы классов.
 Отсутствие чётко установленной системы проведения уроков.
 Отсутствие отдельных учебных кабинетов. Уроки проводятся в
любом удобном помещении на территории школы либо вне их.
 Отсутствие дипломированных педагогов. Ученики самостоятельно
изучают научный материал.
 Отсутствие балловой системы оценок

Принципы (основания), на которых построена педагогика М.П. Щетинина

нравственно-духовное развитие каждого. В этом залог веры
в Бога и забота о Родине. Вера в Бога не афишируется, нет
специальных занятий по религии. Она растворена в самой жизни.
 это устремленность к познанию
 труд, точнее, любовь к труду в любых проявлениях чувство прекрасного, утверждение прекрасного во всем: и в
том, как чистится картошка и подается на блюде, и в том, как
укладывается кирпич за кирпичом, чтобы получился дворец, и в том,
как разрисовываются стены помещения, чтобы каждому было уютно
и хорошо, и в том, как танцевать и петь, что читать, как
разговаривать с человеком.
 мощная физическая подготовка каждого: маленького и
взрослого, ученика и учителя, девочек и мальчиков

Все идеи

Книги

Thumb %d0%a4%d0%be%d1%82%d0%be%d0%b3%d1%80%d0%b0%d1%84%d0%b8%d1%8f 1
Щетинин, М.П. Объять необъятное: Записки педагога. – М.: Педагогика. 1986. – 176 с.
Щетинин Михаил Петрович
Щетинин, М.П. Объять необъятное: Записки педагога. – М.: Педагогика. 1986. – 176 с.
Щетинин М.П. На пути к Человеку // Педагогика наших дней / Ш.А. Амонашвили и др. – Краснодар: Кн. изд-во, 1989.-416 с.-С.381-401
Щетинин Михаил Петрович
Не найдена в свободном доступе
Щетинин М.П. На пути к Человеку // Педагогика наших дней / Ш.А. Амонашвили и др. – Краснодар: Кн. изд-во, 1989.-416 с.-С.381-401
Щетинин,М.П. Учить себя // Огонек. 1987. - № 29. - С. 25-27
Щетинин Михаил Петрович
Щетинин,М.П. Учить себя // Огонек. 1987. - № 29. - С. 25-27
Щетинин М.П. Позиция // Сборник ''Театр. Школа. Жизнь''. Вып. IX – М.: Всерос. театр. общество. 1986 – 128 стр., С. 64-69.
Щетинин Михаил Петрович
Не найдена в свободном доступе
Щетинин М.П. Позиция // Сборник ''Театр. Школа. Жизнь''. Вып. IX – М.: Всерос. театр. общество. 1986 – 128 стр., С. 64-69.
Щетинин М.П. Постижение природы человека – основа педагогического мышления.// Воспитание школьников'.- 1995.- №4.- С. 2-6.
Щетинин Михаил Петрович
Не найдена в свободном доступе
Щетинин М.П. Постижение природы человека – основа педагогического мышления.// Воспитание школьников'.- 1995.- №4.- С. 2-6.
Щетинин М.П. Все только начинается... // Газета ''Берег'' г. Воронеж, 8 августа 1999, С. 2
Щетинин Михаил Петрович
Не найдена в свободном доступе
Щетинин М.П. Все только начинается... // Газета ''Берег'' г. Воронеж, 8 августа 1999, С. 2
Щетинин М.П. Родочеловек // ''Учительская газета'', №31, 1999 , С.5.'
Щетинин Михаил Петрович
Не найдена в свободном доступе
Щетинин М.П. Родочеловек // ''Учительская газета'', №31, 1999 , С.5.'
Амонашвили Ш.А. Идея школы Щетинина // ''Первое сентября'', № 51,1999, С.7-8
Щетинин Михаил Петрович
Амонашвили Ш.А. Идея школы Щетинина // ''Первое сентября'', № 51,1999, С.7-8
Богуславский М.В. XX век российского образования. М.: ПЕР СЭ, 2002 – 336 с.
Щетинин Михаил Петрович
Богуславский М.В. XX век российского образования. М.: ПЕР СЭ, 2002 – 336 с.
Зуев Д. Улей должен роиться, или соборная школа Щетинина // ''Учительская газета'', 1999, № 18, с. 7
Щетинин Михаил Петрович
Зуев Д. Улей должен роиться, или соборная школа Щетинина // ''Учительская газета'', 1999, № 18, с. 7
Ещё 6 книг

Видео

Осиянная весть
Интервью Михаила Щетинина - создателя школы нового типа

Интерпретация идей

График интерпретации идей глазами экспертов и участников проекта. На этом графике вы можете отобразить ваше понимание взглядов педагога-мыслителя по 16 критериям, представленным на 8 осях.

РЕ
Ориентация на результат
СЦ
Ориентация на социальные ценности
ВШ
Опора на внешний стимул деятельности
ПВ
Опора на поведение
ГЗ
Фокус на передаче готовых знаний и опыта
ОБ
Центрация на деятельности обучающегося
УБ
Ориентация на управляемое изменение будущего
ФЗ
Ценность формального, фундаментального знания
ПР
Ориентация на процесс
ИР
Ориентация на индивидуально-личностное развитие
ВН
Опора на внутренний стимул деятельности
КП
Опора на когнитивный процесс
ИН
Фокус на индуктивных способах приобретения знаний и опыта
ПД
Центрация на деятельности педагога 
СТ
Ориентация на сохранение традиций, адаптацию личности
ПТ
Ценность знания ориентированного на потребности жизни
Оценки педагогической концепции, созданные другими участниками проекта и экспертов, вы сможете посмотреть после того, как сохраните свою оценку педагогу.