Войти
EN

Константин Дмитриевич Ушинский

Основоположник педагогической науки в России. Антропологические идеи его педагогической системы стали теоретической основой российской педагогики рубежа XIX и XX веков. Выдающийся дидакт. Его дидактические и методические работы, в том числе и великолепные учебники позволили значительно поднять уровень народной начальной школы и способствовали распространению идей развивающего обучения среди народных учителей. Большой вклад внёс в развитие педагогического образования.
Годы жизни
1824 - 1870
Страна
Россия
Научная школа
Научные основы педагогики
Предшественники
Gaivho 01

Оцените идеи педагога

1.
Оцените

Выскажите мнение об идеях педагога на основе изученного материала с помощью графо-аналитического инструмента

2.
Сохраните

Сохраните оценку и зарегистрируйтесь чтобы получите доступ к мнению экспертов

3.
Сравните

После оценки педагога сравните вашу оценку с мнением экспертов и остальных пользователей

4.
Обсудите

Обсудите на практических занятиях варианты интерпритаций идей педагога и аргументируйте свою

Thumb %d1%81%d0%bb%d0%b5%d0%bf%d0%b5
Узнайте что об этом педагоге думают эксперты проекта.
Экспертные оценки педагога

Биография

1824 - 1870 (1871)

К.Д. Ушинский – уроженец города Тулы, выходец из небогатой дворянской семьи. Гимназию закончил в городе Новгород- Северский. Он – выпускник юридического факультета Московского университета 1840-х годов. Университет являлся сосредоточением прогрессивной общественной мысли России того времени. Поэтому юный Константин по своим общественно-политическим убеждениям типичный «шестидесятник» – демократ, сторонник демократических реформ. Из университета он выходит с демократическими убеждениями и желанием заняться общественно-полезной деятельностью. В двадцатилетнем возрасте он определяет в своём дневнике главную цель своей жизни: «Сделать как можно больше пользы моему отечеству. <…> Отбросим эгоизм, будем действовать для потомства!»
После окончания курса обучения в числе лучших студентов был оставлен на факультете для подготовки магистерского экзамена. Через два года, молодым человеком в возрасте 22 лет был назначен и.о. профессора камеральных наук (комплекса правоведческих дисциплин) в Ярославский юридический лицей. Был прекрасным лектором, любимым студентами. Но уже через два года молодой талантливый профессор уволен из лицея. Его попытки реформировать устаревший курс лицейского образования вызвали резкое недовольство реакционной профессуры. Ушинского преследуют за самовольное изменение учебных программ, за «свободу мыслей и передачу оных воспитанникам лицея». Пишутся доносы. Отказавшись выполнять распоряжение директора лицея предоставлять подробную программу каждой лекции, Ушинский уходит из лицея и … остаётся без средств к существованию.
Он рассылает 30 заявлений в различные учебные заведения страны вплоть до уездных училищ и получает 30 отказов. Клеймо неблагонадёжного человека закрывало дорогу к педагогической деятельности. Он переселяется в Петербург и соглашается на место мелкого чиновника в Министерстве внутренних дел. С отвращением занимаясь нудной чиновничьей работой, в свободное время продолжает совершенствовать своё образование: изучает интересующие его философские проблемы, социологию, естественные науки. Потом этот энциклопедический кругозор поможет ему в создании педагогической теории. В это же время, сопротивляясь отупению в своей профессиональной деятельности, он начинает сотрудничать с журналами «Современник», «Библиотека для чтения» и пишет свои первые статьи.
Только через 5 лет, в 1854 году с помощью друзей Ушинский получает назначение в Гатчинский сиротский институт под Петербургом учителем русской словесности и юридических дисциплин. Через полгода он становится его инспектором. Его предшественник инспектор Е.О Гугель оставил подборку книг из произведений европейских педагогов (Коменского, Руссо, Локка, Песталоцци и др.). Чтение этой литературы и перевод по просьбе редакции журнала «Библиотека для чтения» нескольких английских педагогических статей производят, по признанию Ушинского, переворот в его жизненных планах. Он понимает, на каком уровне находится педагогическая наука и осознаёт свое призвание учёного-педагога.
В период работы в институте Ушинский пишет и публикует в «Журнале для воспитания» педагогические статьи, которые прославили его имя в России: «О пользе педагогической литературы» (1857 г.); «О народности в общественном воспитании» (1857 г.) и «Три элемента школы» (1858 г.).
Он пытается перестроить учебный процесс, значительно его улучшает, но … его служебная карьера в Гатчине заканчивается так же, как и в Ярославле. Яростное сопротивление консервативных педагогов приводит к конфликту, и только приглашение Ушинского на должность инспектора Смольного института благородных девиц по протекции императрицы Марии Фёдоровны в 1859 году спасает его от очередного увольнения.
Приглашение известного педагога для совершенствования женского образования не было случайным. В 1860-е годы на общей волне подъёма демократического движения в России прогрессивной общественностью ставится вопрос о женской эмансипации, о равноправии женщин в сфере образования, о преобразовании закрытых женских учебных заведений – институтов. Смольный институт благородных девиц был открыт ещё в эпоху Екатерины II – в 1764 году. За 100 лет в нём мало что изменилось. Девочки жили в изоляции от семьи на протяжении всего обучения. Воспитание классными дамами сводилось в основном к выработке прямой осанки и благородных манер внешнего поведения при беспрекословном подчинении. Обучению придавалось второстепенное значение. Методика обучения была догматичной, сводилась в основном к переписыванию тетрадей, зубрёжке и написанию сочинений о вещах, о которых девочки не имели представлений. В институте не было библиотеки. Литература изучалась только по отрывкам, которые читал учитель. Девочки не имели права задавать учителю вопросы на уроке. В результате таких методов обучения и воспитания кругозор девочек был очень узок, представления о жизни наивны и нелепы.
Как пишет в своей автобиографической повести «На заре жизни» писательница Елена Водовозова, которая училась в это время, приход нового инспектора К.Д. Ушинского был похож на порыв свежего ветра в затхлую, сонную атмосферу института. Ушинский сменил почти всех учителей, пригласил талантливых педагогов, ввёл преподавание естественных дисциплин. На уроках литературы девочки стали изучать в подлинниках произведения Пушкина, Гоголя, Лермонтова. Уроки стали проходить как оживлённые дискуссии. Девочки стали много читать, интересоваться реальной жизнью. В Петербурге заговорили о Смольном и его необыкновенных учителях. Чиновники разных ведомств, учителя и просто интересующиеся люди специально приезжали посмотреть на удивительные уроки в женском институте. В 1860 году Ушинский открывает педагогический класс, где преподаётся педагогика, психология и методика начального обучения и организуется педагогическая практика в младших классах.
Все эти прогрессивные изменения, конечно, не могли принять консервативные педагоги. Сначала была организована травля учителей, затем священником института был сочинён донос, где Ушинский был обвинён в безбожии и распространении безнравственности. Для Ушинского это было большим ударом, он за одну ночь поседел. Он попытался написать опровержение, но судьба его была предрешена. В 1862 К.Д.Ушинский был уволен из института. Уволить знаменитого педагога без объяснений было неудобно, и его командируют за границу для изучения женского образования. Во время этой длительной трёхлетней командировки он действительно изучает организацию женского образования за рубежом и много пишет. Он пишет свой знаменитый учебник «Родное слово» и «Методическое руководство к преподаванию Родного слова» и готовит к печати два тома главного теоретического труда своей жизни «Человек как предмет воспитания.(Опыт педагогической антропологии)». В Западной Европе этого времени не было педагогического труда такого уровня. К сожалению, третий том этого труда он завершить уже не успел.
Он возвращается в Россию и через три года умирает в возрасте 47 лет. Ускорила его смерть трагическая гибель сына на охоте. Вернувшись с похорон сына, он больше уже не встал с постели.
В России К.Д. Ушинский по праву считается «учителем русских учителей». Как сказал один из его последователей Л.Н. Моздалевский, «Ушинский – это наш действительно народный педагог, точно так же, как Ломоносов – наш народный учёный, Суворов – наш народный полководец, Пушкин – наш народный поэт, Глинка – наш народный композитор».

Вся биография

Идеи

Педагогическая наука как систематизированная научная теория

К.Д. Ушинский по праву считается основоположником отечественной педагогической науки как систематизированной научной теории. До него в таком виде в России она не существо-вала

Фундаментом обоснования педагогических закономерностей является комплекс антропо-логических наук, все-сторонне изучающих человека и дающих научные знания о нём как о предмете воспитания

После его работ, особенно фундаментального труда «Человек как предмет воспитания» педагогика в России стала восприниматься как наука. В нём он с философских позиций обосновал предмет, задачи, основные категории педагогической науки, её психологическую основу. Предпринял попытку обосновать педагогические закономерности, опираясь на целый комплекс антропологических наук: анатомию, физиологию, психологию, философию, географию, историю, политическую экономию, что не имело аналогов в мировой педагогике того времени.
Был убеждён в необходимости философского обоснования педагогики. Философскую основу своей педагогической теории сам определял как «срединный путь» между материализмом и идеализмом. Аксиологическую основу его педагогической теории составлял антропологический принцип
(когда в обосновании закономерностей воспитания учёный исходит из учёта целостной природы человека и целей его развития, а в организации практики обучения и воспитания педагог опирается на активность детей и стимулирует процесс их саморазвития). Представление о человеке как развивающемся и совершенствующемся существе – основа педагогической антропологии Ушинского. Был убеждён в том, что педагогика, организуя процесс целенаправленного воспитания, должна использовать достижения всего комплекса антропологических наук, наук о человеке. «Если педагогика хочет воспитывать человека
во всех отношениях, то она должна прежде
узнать его также во всех отношениях»
Цель воспитания (по Ушинскому) – воспитание активной и творческой личности, что предполагает и подготовку к труду, умственному и физическому.

Принцип народности – важнейший принцип демократической образовательной системы

Стержнем его педагогической концепции является принцип народности, под которым он понимал объективную потребность каждого народа в собственной системе обучения и вос-питания со своими отличительными нацио-нальными чертами. При этом он поднимался над односторонностью славянофильства и за-падничества, но настаивал на приоритете изучения родного языка, национальной культуры, географии и истории в обучении. В нравственном воспитании придавал большое значение воспитанию патриотизма.

Дидактика – это теория организации учителем познавательной деятельности учащихся, опирающаяся на психологические механизмы

Он разработал учение о стадиях организа-ции процесса обучения под руководством учителя. 1-я стадия: последовательное восприятие предметов и явлений, их сравнение и сопоставление, выработку понятий и приведение их в систему. 2-я стадия: обобщение и закрепление приобретённых знаний и умений.
Был убеждённым сторонником классно-урочной системы как наиболее эффективной, раз-работал типологию уроков и основные дидактические требования к ним.
Предложил систему классификации ме-тодов обучения, которая потом получила развитие в отечественной дидактике. Выделял обобщённые группы методов обучения: 1) дог-матический или предлагающий; 2) сократический или спрашивающий; 3) эвристический или озадачивающий; 4) акроматический или изла-гающий.
Является автором учения о двухуровневой дидактике: общей и частной, что дало мощный стимул для развития частных методик. Общую дидактику рассматривал как теоретическую ос-нову всех частных методик.
К.Д.Ушинский стал выдающимся методи-стом русской начальной народной школы. Не занимая никаких официальных должностей, внёс значительный вклад в развитие русской народной начальной школы. Он разработал дидактическую концепцию начального обучения, написал великолепный учебник родного языка «Родное слово» и книгу для чтения «Детский мир», по образцу которых потом писались аналогичные учебники. Учебник «Родное слово» способствовал внедрению по всей стране более эффективного звукового способа обучения грамоте вместо устаревшего буквосла-гательного. Учебник был построен с учётом ди-дактических принципов обучения. В нём К.Д. Ушинский предложил методику развития мышления детей в процессе изучения языка и комплекс развивающих проблемных вопросов и заданий. Учебник выдержал более 150 изданий. Это уникальный случай для учебной книги.
Кроме того, он написал «Методическое ру-ководство к преподаванию Родного слова», где доступно изложил народным учителям основы дидактики развивающего обучения.

Необходима организация специального профессионального педагогического образования учителей для начальной и средней школе, сочетающая фундаментальную психолого-педагогическую подготовку и практическую педагогическую деятельность.

Разработал и экспериментально апробировал в Смольном институте благородных девиц программу специального дополнительного педагогического класса, который давал квалификацию домашней учительницы и учительницы начальной школы. Разработал для него эффективную программу психолого-педагогической и методической подготовки учениц, которая затем была реа-лизована во многих женских гимназиях в России.
Разработал проект подготовки народных учителей в учительской семинарии, где определил широкий круг дисциплин для общеобразовательной подготовки, основательную психолого-педагогическую подготовку в сочетании с педагогической практикой. Статья «Проект учительской семинарии» была опубликована в 1861 году. Этот проект в общих чертах был реализован в учительских семинариях России.

Все идеи

Книги

Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения: в 6 т. / К.Д. Ушинский /ред. колл. С.Ф.Егоров и др.– М.: Педагогика, 1988-1990
Константин Дмитриевич Ушинский
Не найдена в свободном доступе
Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения: в 6 т. / К.Д. Ушинский /ред. колл. С.Ф.Егоров и др.– М.: Педагогика, 1988-1990
Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения: в 2 т. / К.Д. Ушинский/ под ред. А.И. Пискунова и др.– М.: Педагогика, 1974
Константин Дмитриевич Ушинский
Не найдена в свободном доступе
Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения: в 2 т. / К.Д. Ушинский/ под ред. А.И. Пискунова и др.– М.: Педагогика, 1974
Thumb 03
Ушинский, К.Д. Избранные труды: в 4-х кн./ сост. и вступ. ст. Э.Д.Днепров.– М: Дрофа, 2005
Константин Дмитриевич Ушинский
Не найдена в свободном доступе
Ушинский, К.Д. Избранные труды: в 4-х кн./ сост. и вступ. ст. Э.Д.Днепров.– М: Дрофа, 2005
Ушинский, К.Д. О пользе педагогической литературы / К.Д. Ушинский // Хрестоматия по истории школы и педагогики в России: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / сост С.Ф. Егоров. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1986. – С. 220-232.
Константин Дмитриевич Ушинский
Не найдена в свободном доступе
Ушинский, К.Д. О пользе педагогической литературы / К.Д. Ушинский // Хрестоматия по истории школы и педагогики в России: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / сост С.Ф. Егоров. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1986. – С. 220-232.
Ушинский, К.Д. Родное слово / К.Д. Ушинский // Хрестоматия по истории школы и педагогики в России: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / сост С.Ф. Егоров. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1986. – С.232-245.
Константин Дмитриевич Ушинский
Не найдена в свободном доступе
Ушинский, К.Д. Родное слово / К.Д. Ушинский // Хрестоматия по истории школы и педагогики в России: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / сост С.Ф. Егоров. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1986. – С.232-245.
Ушинский, К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении слово / К.Д. Ушинский // Хрестоматия по истории школы и педагогики в России: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / сост С.Ф. Егоров. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1986. – С.243-255.
Константин Дмитриевич Ушинский
Не найдена в свободном доступе
Ушинский, К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении слово / К.Д. Ушинский // Хрестоматия по истории школы и педагогики в России: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / сост С.Ф. Егоров. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1986. – С.243-255.
Ушинский, К.Д. Вопросы о народных школах / К.Д. Ушинский // Хрестоматия по истории школы и педагогики в России: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / сост С.Ф. Егоров. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1986. – С.255-260.
Константин Дмитриевич Ушинский
Не найдена в свободном доступе
Ушинский, К.Д. Вопросы о народных школах / К.Д. Ушинский // Хрестоматия по истории школы и педагогики в России: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / сост С.Ф. Егоров. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1986. – С.255-260.
Thumb 01
Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания.
Константин Дмитриевич Ушинский
Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания.
Ушинский, К.Д. Родное слово. Книга для учащих
Константин Дмитриевич Ушинский
Ушинский, К.Д. Родное слово. Книга для учащих
Thumb 02 %d0%a0%d0%be%d0%b4%d0%bd%d0%be%d0%b5  %d1%81%d0%bb%d0%be%d0%b2%d0%be
Ушинский, К.Д. Родное слово. Книга для детей младшего возраста.
Константин Дмитриевич Ушинский
Не найдена в свободном доступе
Ушинский, К.Д. Родное слово. Книга для детей младшего возраста.
Ещё 6 книг

Интерпретация идей

График интерпретации идей глазами экспертов и участников проекта. На этом графике вы можете отобразить ваше понимание взглядов педагога-мыслителя по 16 критериям, представленным на 8 осях.

РЕ
Ориентация на результат
СЦ
Ориентация на социальные ценности
ВШ
Опора на внешний стимул деятельности
ПВ
Опора на поведение
ГЗ
Фокус на передаче готовых знаний и опыта
ОБ
Центрация на деятельности обучающегося
УБ
Ориентация на управляемое изменение будущего
ФЗ
Ценность формального, фундаментального знания
ПР
Ориентация на процесс
ИР
Ориентация на индивидуально-личностное развитие
ВН
Опора на внутренний стимул деятельности
КП
Опора на когнитивный процесс
ИН
Фокус на индуктивных способах приобретения знаний и опыта
ПД
Центрация на деятельности педагога 
СТ
Ориентация на сохранение традиций, адаптацию личности
ПТ
Ценность знания ориентированного на потребности жизни
Оценки педагогической концепции, созданные другими участниками проекта и экспертов, вы сможете посмотреть после того, как сохраните свою оценку педагогу.